Основатель русского духовного концерта

Родоначальником «российской песни» стал видный сановник при дворе Екатерины II, образованный любитель музыки Григорий Николаевич Теплов, автор первого русского печатного песенника «Между делом безделье».

Остались вопросы?

В 2015 году правнучка Рахманинова Сюзан-София Рахманинова-Волконская-Уонамейкер заявила, что семья не намерена нарушать последнюю волю композитора и перевозить его останки из США в Россию [24]. Гедике , знавшего композитора ещё со времён учёбы в Московской консерватории и вплоть до его эмиграции, Рахманинов был человеком правдивым и скромным. Был очень аккуратным и точным, поддерживал идеальный порядок в своём кабинете, никогда не опаздывал и в других ценил эти качества. Любил заранее надолго составлять расписание своих работ и очень страдал, если приходилось нарушать планы. Всякая творческая заминка очень быстро приводила Рахманинова к потере веры в себя, у него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни не сможет сочинить ничего достойного, и от этого он быстро впадал в депрессию. В целом Рахманинов был склонен к пессимистичному мрачному настроению, и оно бывало у него значительно чаще, нежели жизнерадостное.

Рахманинов в молодости никогда серьёзно не болел, но зато был чрезвычайно мнителен и часто полагал, что заболевает какой-нибудь тяжёлой болезнью. Если врачам удавалось переубедить его, он становился весёлым и радостным, но лишь до следующего приступа мнительности. В моменты же хорошего расположения духа Рахманинов был бодр и весел, но всё же всегда сдержан и никогда не бывал суетлив. Он отличался тонким юмором и огромной наблюдательностью. Начинал сочинять Рахманинов в основном с утра, если работа шла хорошо, часто засиживался до вечера, но работать ночью не любил.

Если работа не шла, настроение Рахманинова резко портилось, он мог отложить или вообще бросить произведение. Игрой на фортепиано Рахманинов занимался нерегулярно и очень немного, в основном потому, что всё давалось ему на инструменте удивительно легко. Если играл 1 час в день, то 40 минут занимался упражнениями и лишь 20 минут играл произведения. Дома, в отличие от концертов, любил играть негромко, вслушиваясь в каждый звук, как бы «прощупывая» исполняемое. Много раз поражала друзей Рахманинова его невероятная музыкальная память: услышав большое симфоническое произведение всего один-два раза, он запоминал его почти наизусть и помнил потом ещё очень долго.

Гости у Рахманинова бывали редко, в основном он общался с многочисленной роднёй жены она же одновременно и его родня, пусть и чуть более дальняя — Сергей Васильевич был женат на своей двоюродной сестре , семья жила очень дружно. Из товарищей у него нечасто бывали: М. Слонов , Н. Морозов , Н. Струве , А.

Брандуков , Н. Метнер , Ю. Конюс , А. Гольденвейзер , А. Лишь изредка Рахманинов выезжал на симфонические концерты и ещё реже в театр.

Лето проводил в Тамбовской губернии в имении Сатиных — Ивановке, которое очень любил и потом выкупил у тестя. Имением занимался много, не жалея сил и средств, любил вникать в хозяйственные вопросы и организовывать хозяйство, приобретал для сельскохозяйственных работ новейшую технику. Организаторский талант Рахманинова ещё ярче проявился, когда он по просьбе своего друга С. Кусевицкого возглавил художественный совет Российского музыкального издательства , которое постепенно привёл к всемирной известности, несмотря на огромную конкуренцию и в России, и за рубежом. Рахманинов очень любил церковное пение; когда жил в Москве часто даже зимой вставал в семь часов утра и, наняв извозчика, ехал на церковную службу, чаще всего в Андроников монастырь на Таганке.

Также Рахманинов любил цыганское пение, иногда засиживался до ночи в ресторанах « Яр » или « Стрельна ». От этого по Москве поползли слухи, что Рахманинов — кутила, но это не соответствовало действительности. Закрытый образ жизни Рахманинова также способствовал происхождению слуха, что он много пьёт, но, по утверждению семьи и друзей, это тоже было неправдой. Сергей Рахманинов за рулём автомобиля «Loreley» в имении Ивановка , 1912 год Разговаривал Рахманинов густым низким басом, негромко и неторопливо [15]. Покупал самые дорогие модели автомобилей, свой первый «Loreley» он купил в 1912 году [25] [26].

В 1913 году сменил «Лору» на Мерседес [27]. Рахманинов был заядлым автомобилистом и обожал быструю езду. Будучи близоруким, он управлял автомобилем без очков, что подчас приводило пассажиров в ужас [15] , хотя правил он великолепно.

Широкому распространению духовных концертов положила начало активная творческая деятельность А. В 1880 году он организовал свой хор, а 17 января 1883 г. Судя по публикациям, особенно часто духовные концерты проходили в первое десятилетие ХХ века. Так, 1 декабря 1902 г. А 20 апреля 1903 года в Москве состоялся еще более грандиозный концерт, объединивший все хоры города.

Количество участников составило более 2000 человек. Возглавил этот уникальный хор директор Синодального училища церковного пения В. В нем были исполнены концерты Бортнянского. Особенно были востребованы такие концертные программы в провинции. Несомненное влияние на жанр духовного концерта оказала светская музыка. Композиторы-романтики, отказавшись от классического соотношения контрастных, завершенных частей, создали одночастный концерт двух типов: малой и крупной формы, претворив в рамках одной части черты четырехчастного цикла. В результате лирикоромантической трансформации характерными чертами жанра стали лейтмотивные связи, монотематизм, важнейшее значение приобрел принцип сквозного развития. В них сохранялось жанровое содержание концерта, а вместе с тем — целый ряд постоянных признаков, свойственных ему: обращение к каноническому Слову, возвышенно-этический круг содержания, напряженный эмоциональный тонус, пение без инструментального сопровождения, принцип контраста, проявляющийся на различных уровнях организации композиции — темповом, ритмическом, фактурном, динамическом, интонационном, гармоническом.

Если характерным качеством классического концерта являлась статика сопоставлений модусов различных молитвенных состояний в соседних частях, то для духовных произведений концертного типа конца XIX века более типичными становятся динамика развития, трансформация состояний на протяжении одного раздела или части концерта. Очевидно, это и было воплощением новой формы личного религиозного опыта. Духовные концерты А. Львова представляют собой переходный этап от классического типа концерта к романтическому. Он придал своим произведениям более объективный характер, обратил большое внимание на красоту самих созвучий. В концертах Львова различные эмоциональные состояния воплощаются путем контрастного сопоставления как на гранях композиционных построений, так и внутри них. А во II части процесс эмоционального развития охватывает целый ряд состояний: от сомнения — через прошение — к обретению уверенности. Значительную роль в развитии духовного концерта сыграл А.

В исследовательской литературе, в многочисленных рецензиях того времени содержится немало негативных отзывов об этой части его творческого наследия. Все это случилось с Архангельским. Типичным модусом молитвенного состояния, многократно отраженного в концертах Архангельского, является тихая грусть, скорбь. В этот период молитвенность ассоциировалась с сентиментальностью.

Моцарт, М. Бетховен придал сонатам симфонический размах, масштабность «Аврора», «Аппассионата».

Соната — один из основных жанров камерно-инструментальной музыки. Она существует не только как жанр, но и как форма. Сонатная форма — одна из самых развитых форм инструментальной музыки. Она типична для первых частей сонатно-симфонического цикла в это понятие входят сонаты, симфонии, квартеты и многие другие крупные произведения;. Композиторы-романтики Ф. Шуберт, Р.

Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс в своих сонатах по-новому раскрыли беспокойный, мятежный, изменчивый внутренний мир человека. Значительное развитие у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса получила соната-дуэт для сольного инструмента скрипки, виолончели, кларнета, валторны и фортепьяно. Наибольшее количество сонат написано в 3 частях, но встречаются сонаты двухчастные и четырехчастные.

Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется. В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму. Новые формы великосветского быта — гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балы и «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы — способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петра в каждом полку появились военные духовые оркестры. Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором [1]. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, которая заводила у себя домашние оркестры. Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах [2].

Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания. В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов. Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр, созданный российским императорским камер-музыкантом И. Марешом по поручению С. Мареш создал слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов 3 октавы. Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш», поскольку каждый рог мог издавать только один звук. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта [3]. В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики.

В это время Петербург привлекает многих крупнейших европейских музыкантов, преимущественно итальянцев, среди которых композиторы Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза [4]. Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А.

Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria, называлась «Цефал и Прокрис». В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и кант. Канты петровского времени нередко назывались «виватами» [5] , поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований «Радуйся, Росско земле». Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В.

Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году «Рцы нам ныне» — за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству». В середине XVIII века стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло гипертрофированных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции — от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта. Возникли хоровые обработки народных песен, хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором самый знаменитый образец — полонез Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина, который в конце XVIII приобрел значение государственного гимна Российской империи. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции.

Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху 1762- 1796. Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества. В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала — церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление.

Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы. Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concerto grosso, то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения. В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития. Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге Д. Сарти, Б. Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М.

Основоположник жанра духовного концерта.

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Духовный концерт. Варианты ответов. многоголосие. одноголосие. Вопрос 6. Основателем русского духовного концерта является. В качестве текстовой основы для создания духовных концертов использовались различные источники, относящиеся к разным пластам канонической богослужебной культуры, а именно: стихиры, кондаки, ирмосы, тропари, псалмы.

Бортнянский, Дмитрий Степанович

В репертуаре духовной музыки, которая занимает одну из главных ролей в творческой биографии Бортнянского, около полутора сотен произведений: богослужебные песнопения, духовные концерты, литургия, трио. Духовный концерт можно отнести к жанрам-долгожителям. Появившись в русской культуре в XVII веке, он полтора столетия занимал лидирующие по-зиции в национальной жанровой системе. 1.4 тыс. оценили. alt. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский. Основоположник русского духовного концерта. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Именно благодаря его усилиям русская духовная музыка приобрела широкую известность и признание. Николай Данилевский оставил незаменимый след в истории русской музыки и считается основателем русского духовного концерта.

Русская национальная композиторская школа

Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям. Как на Руси появился знаменный распев? История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения.

Слайд 8 В апреле 1775 г. Березовского вызвали в Россию. Начался новый период в его жизни — короткий и трагический. Истинная причина смерти композитора неизвестна, хотя есть догадки, предположения.

Жизнь Березовского трагически закончилась в 32 года. И он не смог, не успел создать того, что должен был бы создать. Последние два года стали годами разрушения надежд. Но были годы жизни, в которых соединилось все — удача, признание, мечты, успех.

Слайд 9 Как композитор духовной музыки, Березовский является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества.

А 20 апреля 1903 года в Москве состоялся еще более грандиозный концерт, объединивший все хоры города. Количество участников составило более 2000 человек.

Возглавил этот уникальный хор директор Синодального училища церковного пения В. В нем были исполнены концерты Бортнянского. Особенно были востребованы такие концертные программы в провинции. Несомненное влияние на жанр духовного концерта оказала светская музыка. Композиторы-романтики, отказавшись от классического соотношения контрастных, завершенных частей, создали одночастный концерт двух типов: малой и крупной формы, претворив в рамках одной части черты четырехчастного цикла.

В результате лирикоромантической трансформации характерными чертами жанра стали лейтмотивные связи, монотематизм, важнейшее значение приобрел принцип сквозного развития. В них сохранялось жанровое содержание концерта, а вместе с тем — целый ряд постоянных признаков, свойственных ему: обращение к каноническому Слову, возвышенно-этический круг содержания, напряженный эмоциональный тонус, пение без инструментального сопровождения, принцип контраста, проявляющийся на различных уровнях организации композиции — темповом, ритмическом, фактурном, динамическом, интонационном, гармоническом. Если характерным качеством классического концерта являлась статика сопоставлений модусов различных молитвенных состояний в соседних частях, то для духовных произведений концертного типа конца XIX века более типичными становятся динамика развития, трансформация состояний на протяжении одного раздела или части концерта. Очевидно, это и было воплощением новой формы личного религиозного опыта. Духовные концерты А.

Львова представляют собой переходный этап от классического типа концерта к романтическому. Он придал своим произведениям более объективный характер, обратил большое внимание на красоту самих созвучий. В концертах Львова различные эмоциональные состояния воплощаются путем контрастного сопоставления как на гранях композиционных построений, так и внутри них. А во II части процесс эмоционального развития охватывает целый ряд состояний: от сомнения — через прошение — к обретению уверенности. Значительную роль в развитии духовного концерта сыграл А.

В исследовательской литературе, в многочисленных рецензиях того времени содержится немало негативных отзывов об этой части его творческого наследия. Все это случилось с Архангельским. Типичным модусом молитвенного состояния, многократно отраженного в концертах Архангельского, является тихая грусть, скорбь. В этот период молитвенность ассоциировалась с сентиментальностью. Таким образом, в концертах Архангельского воплотился модус молитвенного состояния, свойственный эпохе и вобравший религиозный опыт его современников.

Многие концерты Архангельского характеризуются однотипной драматургией. Несмотря на явное членение концертов на три раздела, очень часто на протяжении первого и второго из них выдерживается одно состояние — тревоги, либо печали с разнообразной градацией эмоциональных оттенков внутри него сосредоточенность, трепет, боль, мольба, волнение, сомнение, тоска , с последующей драматизацией, доведением до экстатичного плача, вопля, взрыва эмоций. Третий раздел, как правило, представлен небольшим заключением, воплощающим модус состояния смирения, кротости.

Как будто внутренность собора — Простор земли, и чрез окно Далекий отголосок хора Б. Свои силы в церковном песнотворчестве пробовали М. Балакирев, Н.

Римский-Корсаков, А. Лядов, М. Ипполитов-Иванов и многие другие выдающиеся русские композиторы. Отдельные песнопения из главной православной службы — Литургии — писали Д. Бортнянский, М. Глинка, А.

Алябьев и др. Но именно П. Чайковский предпринял труд создать цельную, законченную музыкальную композицию, охватывающую все песнопения, составляющие Литургию. В одном из писем он писал: «Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки. В этом отношении у композитора огромное и еще едва тронутое поле деятельности. Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и прочими, но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы!

Это желание вылилось в два монументальных произведения — «Литургию» и «Всенощное бдение». Чайковский хотел создать именно церковные по своей сути сочинения, которые бы и самим строем, и традиционным звучанием были связаны с православным богослужением. Чайковский обращался и непосредственно к древнерусской музыке. В написанной им «Всенощной» многие песнопения являются гармонизацией мелодий разных распевов. В одной из своих «Херувимских песней», которой композитор дорожил более всего, он, по его словам, «пытался подражать не-нотному церковному пению», то есть пению древнему, писанному «знаменем». Церковной музыке большое внимание уделял и С.

Что такое русский духовный концерт

Объектом исследования является жанр русского духовного концерта на всём протяжении его эволюции, то есть с середины XVII до начала XXI века. Предмет исследования — эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности. Однако на рубеже XIX и XX веков концерт вновь привлекает к себе внимание композиторов, что связано с объективными причинами. Цель данной статьи заключается в выявлении специфики жанровой модели русского духовного концерта в указанный период времени. В репертуаре духовной музыки, которая занимает одну из главных ролей в творческой биографии Бортнянского, около полутора сотен произведений: богослужебные песнопения, духовные концерты, литургия, трио.

Символ русского классицизма

Однажды, играя вместе с отцом на скрипке, ребенок заметил, что скрипка отца не строит с его инструментом на одну восьмую тона, а до десятилетнего возраста Вольфганг боялся звука трубы. Но вот Моцарт уже не ребенок, а взрослый юноша — и интересует публику меньше, чем вундеркинд. Найти место ни при одном из европейских дворов, где с таким восторгом принимали чудесного мальчика, так и не удалось, и приходится довольствоваться местом придворного концертмейстера в родном Зальцбурге. Моцарт пишет дивертисменты, скрипичные и клавирные сонаты, симфонии, оперы, самой значительной из которых становится «Идоменей, царь критский». Деспотизм епископа Колоредо тяготит композитора. Он пытается устроиться на работу в Мангейме, Мюнхене, Париже. Найти место в этих городах ему не удалось, но их посещение принесло немало музыкальных впечатлений. Во время поездки в Вену композитор отказывается возвращаться в Зальцбург. Он создает в 1782 году оперу «Похищение из сераля», которая стала его композиторским дебютом в Вене. Однако, жителям австрийской столицы он еще был мало известен — даже «Идоменея», которому расточали хвалебные отзывы в Мюнхене, здесь никто не знал.

Моцарт надеялся, что покровительство эрцгерцога Максимилиана ему стать учителем пения принцессы Вюртембергской, но эту должность получил Антонио Сальери.

Фомин, мастер инструментальной музыки И. Хандошкин, выдающиеся творцы классического духовного концерта М. Березовский и Д. Бортнянский, создатели камерной «российской песни» О.

Козловский и Ф. Дубянский и другие. Большинство русских композиторов были выходцами из народной среды[11]. Они с детства впитали живое звучание русского фольклора. Естественным и закономерным, поэтому, стало включение народных песен в русскую оперную музыку оперы В.

Пашкевича и Е. Фомина , в инструментальные сочинения творчество И. По традиции предшествующих веков наиболее широко в век Просвещения развивались вокальные жанры, как светские, так и храмовые. Среди них выделяются духовный хоровой концерт, комическая опера и камерная песня. Как и в фольклористике, в этих жанрах сохраняется отношение к слову как к приоритетной основе музыки.

Автором оперы считается либреттист, а автором песни — поэт; имя композитора нередко оставалось в тени, а со временем забывалось. Русская комическая опера Рождение национальной композиторской школы XVIII столетия было тесно связано с развитием русской оперы. Оно началось с музыкальной комедии, которая опиралась на комедийные произведения русских писателей и поэтов: Я. Княжнина, И. Крылова, М.

Большая советская энциклопедия: [в 30 т. Прохоров — 3-е изд. Теоретический материал для самостоятельного изучения Древние славяне до Крещения Руси были язычниками. Они думали, что природные явления: дождь, грозу, засуху, жару и холод, вызывают на земле боги. В честь этих богов они совершали обряды: пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Чтобы поклоняться этим богам, славяне изготавливали идолов. Идол — это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству. До сих пор популярностью пользуется языческий праздник — день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник. День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию.

В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее — дальше, своим детям. Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи. Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н. В противовес серьёзным сказителям выступали скоморохи. Это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок. Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях. Обычно их изображают с музыкальными инструментами: гуслями, дудками, гудками и бубнами.

Николай Андреевич Римский-Корсаков изобразил скоморохов в балетном фрагменте в опере «Снегурочка».

Березовский, покоривший в свое время Италию операми, теперь почти забытыми, прославился в истории русского хорового искусства своими духовными концертами, исполняемыми до сего времени. Композитором, принесшим этому жанру всеобщее признание, стал Дмитрий Степанович Бортнянский, автор более чем ста духовных концертов. Как и М. Березовский, Д. Бортнянский весьма успешно работал и в светских жанрах, но вершиной творчества композитора признаны именно его духовные концерты. Написанная Бортнянским и его современниками музыка звучит и по сей день в православных храмах и в концертных залах. Духовный хоровой концерт давал большой простор для личного творчества, ведь композитор, по существу, сам выбирал текст, на который писалась музыка.

Куда более сложной творческой задачей было создание музыки для песнопений, входящих в строгий богослужебный канон. Как будто внутренность собора — Простор земли, и чрез окно Далекий отголосок хора Б. Свои силы в церковном песнотворчестве пробовали М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, М. Ипполитов-Иванов и многие другие выдающиеся русские композиторы. Отдельные песнопения из главной православной службы — Литургии — писали Д.

Бортнянский, М. Глинка, А. Алябьев и др. Но именно П. Чайковский предпринял труд создать цельную, законченную музыкальную композицию, охватывающую все песнопения, составляющие Литургию. В одном из писем он писал: «Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки.

Как назывался духовный концерт м березовского и на чьи слова

Объектом исследования является жанр русского духовного концерта на всём протяжении его эволюции, то есть с середины XVII до начала XXI века. Предмет исследования — эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности. Подавляющее же большинство современ-ных композиций предназначается для духовных концертов, которые проводятся, как правило, в светских залах, но иногда и в храмах. 1.2 Духовный концерт в творчестве русских композиторов. Духовный концерт можно отнести к жанрам-долгожителям. Появившись в русской культуре в XVII веке, он полтора столетия занимал лидирующие по-зиции в национальной жанровой системе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий