Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов это

это кредит, который предоставляется государством. Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. это совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов.

Государственный кредит: совершенствование его форм и инструментов

Облигация (от лат. obligatio — обязательство) — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение. 30 Управление государственным долгом Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате. Управлением государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Рефинансирование – погашение старой задолженности государством путем выпуска новых займов. - Конверсия – изменение доходности займа (снижение или повышение) процентной ставки доходов, выплачиваемых государством своим кредиторам. это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Комментарий к СТ 101 БК РФ

погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Василик О. Д. утверждал, что управление государственным долгом — «это совокупность мероприятий государства по определению ставок процентов и выплаты процентных доходов кредиторам, выпуска и погашения долговых обязательств, установления лимита займов. В узком смысле — это совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Наличие внутреннего и внешнего долга вызывает необходимость управления ими. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг. В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета. В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся: — аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается по обязательствам по выпущенным займам внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом. Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства, и, во-вторых, в результате прихода в стране к власти новых политических сил, не желающих по экономическим соображениям признать финансовые обязательства предыдущих властей; — рефинансирование — погашение страной государственной задолженности путем выпуска новых займов; — новация — соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данным кредитору другим обязательством; — конверсия — изменение доходности займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг; — консолидация — увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна и обратная операция — уменьшение срок действия государственных займов. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное экономит расходы государства; — отсрочка погашения займа проводится правительством в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Конверсия, консолидация, унификация государственных займов обычно осуществляются в отношении только внутренних займов.

Относительно новации и отсрочки погашения обязательств, то эти меры возможны и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему. В последние годы в управлении внешним государственным долгом широкое распространение получила практика реструктуризации долга, то есть переноса на более поздние сроки 10 лет и более платежей по долгу. Государственный долг Республики Беларусь обеспечивается всем находящимся в республиканской собственности имуществом и другими активами. Эффективное управление государственным долгом является важным инструментом ускорения социально-экономического развития Республики Беларусь. Какие функции выполняет государственный кредит?

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия. При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа то есть принятии других долговых обязательств в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения пересмотр сроков платежей, списание части долга. В целях управления государственным долгом и его снижения в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год, с указанием цели, источников и объёмов заимствований, а также сроков возврата. Разрабатывается также программа государственных внутренних заимствований РФ, на покрытие дефицита. Все средства, поступающие в бюджет от заимствований, включая средства, расходуемые на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны. Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной политики. С учетом этого политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Методология учёта долговых обязательств в значительной степени различается в различных подразделениях Минфина, осуществляющих учёт не только по категориям долга, но и по видам долговых обязательств, что затрудняет определение точного размера долга и перспективное планирование бюджета в части обслуживания и погашения государственного долга и привлечения заимствований.

За прошедший год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных пунктов п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п. Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года. Часть, относящаяся к 2020-2030 гг. Рассмотрим подробнее стратегию правительства в области внутреннего долга. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2006-2008 гг. Два года назад был рассмотрен аналогичный документ на период 2003-2005 гг. В принципе документ сохраняет ту позицию, которую Минфин выбрал еще 2 года назад: государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти. Следующая позиция — развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы стабилизационного фонда для погашения текущего внешнего долга. Одновременно с этим меняется структура долга. Прогнозируется достаточно существенный рост объема долга, выраженного в государственных ценных бумагах. На данный момент объем долга равен 880,6 млрд. При этом для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных ценных бумаг — государственных сберегательных облигаций. Первое размещение пройдет уже в этом году. Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований. Если внутренние процентные ставки изменяются гибко ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала , то их увеличение неснижение может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт. Это предполагает в долгосрочном периоде меньший выпуск ВВП и национальный доход, больший уровень безработицы; - ресурсы перемещаются от частного сектора к государственному, менее эффективному по своей природе. Кроме того, снижается эффективность экономики, поскольку в результате размещения государственных долгов отвлекаются дополнительные средства из производственного сектора в финансовый. На основе составленной модели рынка денег была сделана попытка оценить величину эффекта вытеснения частных инвестиций в России за последние 10 лет. В то же время нельзя забывать, что это деньги, отнятые у частного сектора. Так, осуществляя заимствования в размере 10 млрд. Речь идет о том, что, если бы не были осуществлены государственные внутренние заимствования, ставки в национальной валюте были бы ниже, что оказало бы понижающее влияние на курс национальной валюты. В результате возрос бы выпуск экспортных и импортозамещающих товаров, а также снизился бы импорт товаров Чистый экспорт, представляющий собой разницу экспорта и импорта, является важной составной частью совокупного выпуска ВВП. Пытаясь защитить свои экспортные и импортозамещающие отрасли, российские монетарные власти ведут сейчас активную борьбу с укреплением курса рубля. В то же время более логичным в данном случае представляется использование механизмов долговой политики, а именно резкое сокращение объема внутренних заимствований. В настоящий момент наблюдается значительный бюджетный профицит, и государство не нуждается в дополнительном финансировании в виде внутренних заимствований. Вследствие резкого сокращения внутренних государственных заимствований произойдет снижение процентных ставок в национальной валюте. В результате исчезнет «эффект вытеснения», в частности относительно снизится курс рубля, что будет выгодно отечественным производителям защита чистого экспорта. Надо сказать, что перечень негативных эффектов внутренних государственных заимствований отнюдь не ограничивается «эффектом вытеснения». В этой связи, предполагаемую политику правительства по замещению внешнего долга внутренними заимствованиями нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими реалиями. Это объясняется тем, что: 1 Всегда есть опасность того, что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета. Пока эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны, стимулирование рынка внутренних обязательств опасно, так как в этих условиях государство действует по своему усмотрению. Данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством, когда отказ государства от погашения своих долговых обязательств влечет за собой международные санкции, включающие всю полноту ответственности государства в таких случаях вплоть до признания страны банкротом. Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост государственного долга оказывает влияние на уровень инфляции.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства. Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств. В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга ст.

Управление государственным долгом

В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам.

Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход. Важной является сфера управления государственным долгом, свя занная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффек тивности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.

Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом. Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги.

Выпускаются Министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами. Выплату доходов по ним. Погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 01. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение. В отношениях госкредита государство выступает как кредитор, заемщик и гарант.

Под государственным долгом или задолженностью понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Представители финансово-правовой науки дореволюционной Российской Федерации М. Орлов, М. Слуцкий, Л. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А.

Исаев, Е. Ламанский, и др. Эти различия заключаются в следующем: 1. При банковском займе, наоборот, заемщик банк обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника. При государственном же займе принуждение «имеет иногда место при заключении кредита». Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного ссуды втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства — подписка на государственные кредиты.

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного займа как особой формы движения стоимости ссудного фонда. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного ссуды. Государство гарантирует возврат средств с уплатой заемщикам установленного выгоды в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором — государство в лице его органов мин фина, местных органов власти. Для кредитора ценная форма займа позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии ценных бумаг, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса , то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от ссуд, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства. В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только кредитора, но и заемщика. Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физлицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве кредитора, а также заемщика и гаранта. Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих затрат привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юр. В данном случае государство выступает кредитором средств, а население, предприятия и компании - заемщиками. С помощью государственного ссуды государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных издержек и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного займа объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе государственный бюджет перераспределяет часть национального наживы станы.

Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде. Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. В периоды экономического коллапса который имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь , коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном займе сокращается и сфера его применения сужается. Государство гарантирует возврат средств с уплатой заемщикам установленного профита в виде процентов. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного займа для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.

Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором — государство в лице его органов минфина, местных органов власти. Для кредитора ценная форма ссуды позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства. Государственный кредит и государственный долг государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом России понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физ. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта России понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства России в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме: Кредитные договора и договоры, заключенные от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных заемщиков; Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени России; Договоры о предоставлении государственных гарантий Россией, договоры поручительства России по обеспечению обязательств третьими лицами; договора и договоры, заключенные от имени России, о пролонгирования и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет; Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства России на основе принятых федеральных законов. Сроки погашения долговых обязательств России и её субъектов не могут превышать 30 лет. Управление государственным ссудой Управление государственным займом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, заемщика и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным ссудой включает: Обслуживание и погашение государственного долга; выпуск и размещение новых облигационных ссуд: Поддержание вторичного рынка долговых обязательств; Регулирование рынка государственного займа; Выработка порядка, условий и форм предоставления государством займов. Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным займом, являются министерство финансов, ЦБ. Целями управления государственным ссудой являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития. Отличия государственного ссуды от банковского. Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского займа рядом особенностей: Потребность государства в займе Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между агрегатом денежной массы в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита.

Потребность в банковском займе возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский займ включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. Банковский займ могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством. Условия сделки Условием сделки банковского ссуды является совпадение экономических интересов заемщика и кредитора, при государственном займе экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность заемщикам для добровольной передачи денежных средств в пользование кредитора. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать заемщикам определенный профит. В отличие от банковского процента за займ, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредиторов, вознаграждение заемщиков при государственном займе выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов заемщиков и кредиторов. Целевое назначение Банковский займ имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного займа, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных затрат.

Срок возврата кредита При банковском кредитовании срок возврата займа строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за займ. В государственном займе такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно. Способность увеличивать или сокращать денежную массу. С помощью банковского ссуды создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский займ может служить фактором проявления и роста избыточной агрегата денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

Правовые основы государственного займа В настоящее время государственный кредит регулируется законом «О государственном внутреннем долге России». По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физлицами, если иное не установлено законодательными актами России. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства РФ могут быть в форме займов, полученных Правительством РФ, государственных кредитов, осуществляемых посредством эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия денежной эмиссии выдачи и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управление государственным долгом. Обслуживавание государственного внутреннего долга России производится центробанком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Внутренний валютный долг погашается на основании Указа президента «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего союза ССР», где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физ.

Для обеспечения выплаты задолженности физлицам — резидентам бывшего союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физ. По Указу «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга» было предложено Внешэкономбанку произвести конвертацию средств- клиентов, которые были вложены в банк в разной валюте, в свободно конвертируемую валюту — американские доллары в определенном соотношении. Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено мин фину РФ совместно с центробанком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем эмиссии ценных бумаг гос. В результате 15 марта 1993 г. В условиях эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного ссуды указаны форма и валюта денежной эмиссии, которыми являются облигации в американских долларах; дата эмиссии ценных бумаг — 14 мая 1993 г. Указано, как производятся платежи, где на дату платежа выплачиваются сумма основного долга и процентов в долларах Соединенных Штатов, дата платежа и сумма указаны на соответствующих облигациях. Указаны сроки погашения, последний из которых наступает 14 мая 2003 г. Закреплено, что все эти отношения освобождены от налогообложения, перевод средств производится за счет кредитора. Указывается период предъявления к оплате, который длится 10 лет с конца календарного года, в течение которого подошел срок оплаты.

Указаны гарантии платежей, где кредитор берет на себя обязательства перевода долга. Определены права держателей в отношении погашения облигаций, где держатель имеет право заявлять требования к их погашению, закреплен орган, где будут и в дальнейшем печататься все уведомления в отношении облигаций, это «Российская газета» и «Известия». Таким образом государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены. Особый интерес в области государственного займа представляет международный государственный кредит, где государство выступает на мировом финансовом рынке как в роли кредитора, так и заемщика. Внешняя задолженность страны на 1 декабря 1994 г.

Кредитор последней инстанции англ.

В современном мире функция кредитора последней инстанции приписывается центральному банку, который благодаря монополии на денежную эмиссию способен предоставлять банкам ликвидность в неограниченных... Долговое обязательство или долговая расписка — документ, оформленный в свободной форме и выдаваемый заёмщиком кредитору при получении кредита или займа. В долговом обязательстве указывается сумма кредита и срок его погашения. Согласно этому документу заёмщик обязуется возвратить кредит в установленный срок, а кредитор получает право взыскать его с заёмщика по истечении этого срока. В случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму денежного обязательства за период пользования... Государственные расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Коммерческий кредит — разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной кредитором другой стороне заёмщику денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. Современный коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу. Страховой рынок Российской Федерации с одной стороны, является частью мирового страхового рынка и связан с ним через перестрахование, а с другой стороны в то же время является одним из секторов российской экономики.

Финансовый сектор англ. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений лицензий , либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введён сбор, отдельных видов предпринимательской... Межбанковский кредит — кредит, предоставляемый одним банком другому. Основным кредитором на рынке является Центральный Банк. Коммерческие банки выступают в роли заемщиков и кредиторов других коммерческих банков. Обычно заимствование средств осуществляется на основе разовых кредитных договоров или посредством размещения депозитов в других банках. Нерезидент ы англ. Процентный доход — доход, получаемый владельцем денежных средств от предоставления их на время другим экономическим субъектам. Представляет собой компенсацию, выплачиваемую за пользование финансовыми средствами.

Обычно выражается в форме годовой процентной ставки. Хозяйственная операция — событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия факты , вызывающие изменения в составе, размещении имущества и или источниках его образования. Является одним из обязательных элементов налога. Реструктуризация капитала — изменение компанией структуры капитала соотношения заёмного и собственного капитала. Валютные ограничения англ. Currency restrictions — система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов. Государственные доходы — это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и действующим законодательством в государственный бюджет.

Правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации

Подобная конверсия предоставляться только при осуществлении новых инвестиций в приоритетные отрасли; - "долг в облигационные обязательства": реструктуризация задолженности Лондонскому клубу кредиторов; - "долг на собственность": в рамках приватизации использование схемы обмена долговых обязательств на акции приватизированных предприятий; - "долг на долг": своп внешних обязательств в финансовые активы. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации , а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы. Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита.

Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

В современном мире функция кредитора последней инстанции приписывается центральному банку, который благодаря монополии на денежную эмиссию способен предоставлять банкам ликвидность в неограниченных... Долговое обязательство или долговая расписка — документ, оформленный в свободной форме и выдаваемый заёмщиком кредитору при получении кредита или займа. В долговом обязательстве указывается сумма кредита и срок его погашения. Согласно этому документу заёмщик обязуется возвратить кредит в установленный срок, а кредитор получает право взыскать его с заёмщика по истечении этого срока. В случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму денежного обязательства за период пользования... Государственные расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Коммерческий кредит — разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной кредитором другой стороне заёмщику денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. Современный коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу.

Страховой рынок Российской Федерации с одной стороны, является частью мирового страхового рынка и связан с ним через перестрахование, а с другой стороны в то же время является одним из секторов российской экономики. Финансовый сектор англ. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений лицензий , либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введён сбор, отдельных видов предпринимательской... Межбанковский кредит — кредит, предоставляемый одним банком другому. Основным кредитором на рынке является Центральный Банк. Коммерческие банки выступают в роли заемщиков и кредиторов других коммерческих банков. Обычно заимствование средств осуществляется на основе разовых кредитных договоров или посредством размещения депозитов в других банках. Нерезидент ы англ. Процентный доход — доход, получаемый владельцем денежных средств от предоставления их на время другим экономическим субъектам. Представляет собой компенсацию, выплачиваемую за пользование финансовыми средствами.

Обычно выражается в форме годовой процентной ставки. Хозяйственная операция — событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия факты , вызывающие изменения в составе, размещении имущества и или источниках его образования. Является одним из обязательных элементов налога. Реструктуризация капитала — изменение компанией структуры капитала соотношения заёмного и собственного капитала. Валютные ограничения англ. Currency restrictions — система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов. Государственные доходы — это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и действующим законодательством в государственный бюджет. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, то есть та часть, которая подлежит централизации в бюджеты различных уровней.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства. Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств. В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга ст. Кодексы РФ.

Несомненно, что своевременное и полное выполнение заемщиком субъектом РФ, муниципальным образованием своих обязательств, с одной стороны, ведет к экономии бюджетных средств так как расходы на обслуживание и погашение долга осуществляются за счет расходной части соответствующего бюджета , а с другой, — к повышению кредитного рейтинга статуса. Последний фактор может сыграть свою роль при осуществлении дальнейших заимствований: как правило, «надежным» заемщикам охотно идут на увеличение сроков займа и или снижение процентной ставки, что опять же в перспективе выгодно для бюджета. Под обслуживанием долга понимаются операции по выплате доходов по долговым обязательствам в виде процентов по ним и или дисконта, осуществляемые за счет средств бюджета субъекта РФ. Законом о бюджете на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ с соблюдением ограничения, установленного Бюджетным Кодексом РФ. Вряд ли стоит говорить о существовании каких-то специфичных методов, используемых для погашения долга только на субфедеральном уровне. Если говорить о применении методов погашения внутреннего государственного долга субъекта РФ, то всю их совокупность можно разделить на две группы: административные характерным для этой группы методов является одностороннее, то есть без получения предварительного согласия кредиторов принятие должником управленческого решения отсрочка погашения, списание долга ; рыночные управленческое решение в отношении функционирования долга принимается после предварительного совместного обсуждения. Поэтому такое решение удовлетворяет и должника, и кредитора. В ряде случаев должник может в одностороннем порядке воздействовать на рынок долговых обязательств, а кредиторы, руководствуясь собственными интересами, сами решают, принимать им предложенные условия или нет. К таким методам можно отнести реструктуризацию и рефинансирование. Нынешняя редакция Бюджетного кодекса РФ предоставляет субъектам РФ широкие полномочия по списанию долга. В случае, если долговое обязательство субъекта РФ, выраженное в валюте РФ, не предъявлено к погашению не совершены кредитором определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами субъекта РФ действия в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства субъекта РФ, или истек срок государственной гарантии субъекта РФ, указанное обязательство считается полностью прекращенным и подлежит списанию с государственного долга субъекта РФ. Стоит заметить, что данное положение не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства перед Российской Федерацией, другими субъектами РФ и муниципальными образованиями. Наибольший интерес представляют рыночные методы управления долгом. Согласно ст. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сокращением суммы основного долга. Субъекты РФ нередко прибегают к использованию данного метода, когда речь идет о погашении долга перед государством Российской Федерацией , образовавшегося по вине субъекта РФ, или образовавшегося вследствие принятия на себя долгов муниципальных образований предприятий и организаций. Рефинансирование долга является способом добровольного или вынужденного привлечения средств для погашения ранее образовавшегося долга, например, выпущенных облигационных займов в условиях острой нехватки средств для проведения платежей по обслуживанию и погашению долга. Метод предполагает погашение накопившейся задолженности путем новых заимствований. При построении графика новых займов исходят из необходимости увязки сроков их размещения с датами погашения облигаций предыдущих выпусков. В результате превращения краткосрочной задолженности в задолженность долгосрочную достигается улучшение структуры заимствований. Изменение рыночных условий, прежде всего, уровня процентных ставок, и возможного горизонта заимствований могут сделать выгодным проведение рефинансирования долга. Нередко необходимость рефинансирования долга обусловлена невозможностью полного или частичного погашения долговых обязательств только за счет расходов бюджета. Для применения данного метода субъектами РФ утверждается специальная методика. Существенным недостатком управления субфедеральными долгами в России сегодня является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований, системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении региональной политики заимствований и управления долгом, неопределенность пределов полномочий и ответственности региональных органов исполнительной власти, банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств, конечных заемщиков по контргарантиям субъектов РФ. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами на региональном уровне. На наш взгляд, решение этих и других вопросов, в том числе и на законодательном уровне повысит прозрачность и результативность осуществления долговой политики на региональном уровне. Литература 1. Бюджетный кодекс РФ. Вавилов Ю.

Государственный кредит: совершенствование его форм и инструментов

вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств. В условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. Государственный долг можно разделить на:  Капитальный (вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты)  Текущий (расходы по выплате доходов и погашению обязательств). • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. это кредит, который предоставляется государством. В этой связи важным является деятельность государства по управлению государственным внутренним долгом, под которым понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий