Встречать новый год 1 января начали во время правления

Новый год установил в привычное для нас время великий реформатор Петр Первый. Молодой царь испугал и удивил подданных в 1700 году дважды. Сначала он запретил "править новолетье" в сентябре, а зимой объявил новые обычаи и новый праздник. В разных странах он отмечается в определенное время и имеет свои новогодние традиции, обычаи и всех Новый год отпраздновал Израиль — осенью, в этом году отмечать начали 25 сентября и закончили 27-го. В 1918 году Совнарком РСФСР издал декрет, согласно которому в России вводился григорианский календарь, таким образом православное Рождество перенеслось на 7 января, а Новый год разбил Рождественский пост. И этот самый старый Новый год, который праздновался первого марта, сохранялся до конца XV века, до 1492 года, когда царь Иван III своим указом переместил Новый год на первое сентября. Когда в России начали праздновать Новый год с 1 января? С 1700 года специальным указом Петр I ввел празднование Нового года 1 января вместо прежней – 1 сентября и велел в этот день веселиться и друг друга с праздником поздравлять.

Почему новый год празднуют 1 января и что такое новый год по старому

Именно при Цезаре в Древнем Риме было решено, что в году будет 365 дней, и начинаться он должен 1 января. Почему именно 1 января? Все просто: в этот день вступали в должность римские консулы. Новый год в нашей стране стали отмечать 1 января по решению Петра I. На фото - советская марка, художник Коваль В. Драгун с "потешным" указом царя. Предписывалось в течение недели веселиться и ходить друг к другу в гости, а дома украшать сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками.

Однако традиция использовать ель в качестве праздничного дерева прижилась в нашей стране не сразу. Дело в том, что изначально елка считалась на Руси траурным деревом. Прошло много времени, прежде чем она стала восприниматься как новогодний атрибут. Это произошло лишь при Николае I. При правлении Екатерины II царский двор пышно отмечал новогодний праздник. На картинке - фейерверк в Петербурге на новый 1760 год.

Виноградов Е. Считается, что традиция обмениваться подарками на Новый год появилась при Екатерине II, тогда же стали проводиться новогодние балы-маскарады. В 1895 году по другим данным в 1897-м в России были напечатаны первые рождественские открытки, до этого карточки привозили из Европы. А первые новогодние открытки стали печатать в России в 1901 году. Сегодня сложно представить, что когда-то новогодние и рождественские открытки были новшеством. Это - первая в мире изданная промышленным способом рождественская открытка, рисунок которой был разработан Джоном Хорсли для Генри Коула.

На Рождество было принято ставить на стол маленькое деревце, которое было украшено фруктами, сваренными в меду, и орехами. Затем к съедобным украшениям добавились конфеты, а вот несъедобные игрушки появились гораздо позднее. Первые из них были исключительно на рождественскую тематику - ангелочки, овечки, звезды, колокольчики. Основными цветами были золотой, серебряный и красный. Фото: Гравюра из немецкой книги "50 басен с картинками для детей". Когда первые украшенные елки появились в России В России первые украшенные елки появились в богатых домах на Рождество в 1830-1840-х годах.

Чем украшали? Так же, как и в Европе - например, орехами в золотой обертке, конфетами. В 1852 году на одном из петербургских вокзалов была установлена первая "публичная" елка, украшенная разноцветными лоскутками. Первые елочные игрушки были съедобными. Сначала дети играли у елки, а потом могли полакомиться конфетами и пряниками, которые висели на ней.

Васнецова в киевском Владимирском соборе Фото: Wikipedia. При этом, на Руси приняли византийское летоисчисление «от сотворения мира».

Так и жили: шесть месяцев год с константинопольским совпадал, а другие шесть — не совпадал. В исторической науке это деликатно именуется «мартовским» и «ультрамартовским» стилями и при работе с древнерусскими летописями вызывает серьезную путаницу. Лишь в 1492 году, когда православный Константинополь уже стал турецким Стамбулом, а Москва решила примерить корону Третьего Рима, на Руси перешли на празднование нового года по византийскому канону — с 1 сентября. Никакого протеста это не вызвало, поскольку к этому времени новый год как праздник практически не отмечался. Для городского населения смысл сельскохозяйственного цикла был неактуален, а в деревнях весенний праздник постепенно слился в причудливый клубок с языческой масленицей и христианской Пасхой. К тому же грамоте крестьяне были не обучены, и календарей не ведали. В итоге переход на сентябрьский отсчет был актуален лишь в приказном делопроизводстве, да монастырском летописании.

Царь, бояре и высшее духовенство стояли особую новогоднюю службу в Успенском соборе, но никакого народного гулянья с увеселениями не предусматривалось. Так продолжалось до 1699 года. Примерно как ходить в широких кафтанах, не носить парики или не брить бороду. Оказалось, что еще в 1582 году при папе Григории XIII европейский календарь был обновлен, а отсчет теперь повсеместно ведут от рождества Христова. В честь означенного папы-реформатора календарь этот именовали григорианским, и принят он был даже в западных православных странах. Но правившему на Руси Ивану Грозному Европа была не указ, и на Руси продолжили жить по старому византийскому календарю, даром что самой Византии уже не существовало. Петр решил, что пора объединиться со всем миром, посему со свойственной ему решимостью издал указ, который был зачитан на всех площадях страны.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года. Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Традиции шумного празднования и массового употребления фейерверков, как следует из документа, заложил тоже он. Правда, принимая новый календарь, государь по непонятным доселе причинам не учел или сознательно проигнорировал двухнедельную разницу в числах, оставшуюся с «юлианских» времен. Так и зависли мы между «григорианской» Европой и Византией, года отсчитывали на один манер, а числа — на другой. Эта путаница была устранена уже при советской власти в 1918 году, зато в стране появился уникальный и исключительно русский праздник — «старый Новый год». Кстати, и новый год по старому византийскому исчислению теперь наступает не 1 сентября, а 14-го.

Текущий получается 7527-м. Елочный торг. Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло. Картина: Генрих Матвеевич Манизер. Взрослые рассказали о желаемых подарках от Деда Мороза на Новый год Петру мы должны быть благодарны и за самый главный новогодний атрибут — елку. Как следует из приведенного указа, царь в приказном порядке перенес старую германскую и голландскую традицию на русскую почву.

Елки под угрозой штрафа стали устанавливать в трактирах и кабаках, только не внутри, как сейчас, а снаружи. Но постепенно обычай прижился и теперь уже никто не вспоминает, что вообще-то он не наш исконный, а подсмотрен на Западе и насильно навязан монаршей волей.

Первую публичную ёлку установили в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. После 1918 года в стране перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница в 13 дней в новом стиле времяисчисления. Так в стране появился неофициальный праздник старый Новый год. Также в этот период большевики отменили празднование Нового года и ввели праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции.

Однако праздник не прижился, люди втайне ставили ёлки и дарили подарки. В 1935 году Новый год вернули.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

То в сентябре, то в марте, то без ёлки, то с оливье: как в России отмечали Новый год

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку! Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. В 1949 году 1 января стал нерабочим днем. Старый Новый год Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране. Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В. Так называемый Старый стиль — это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем юлианский календарь.

Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима. Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени. Новый год в Православной церкви Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю. В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц. В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни", - сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Юлианский календарь улучшил древнеримский календарь, ставший неточным к тому времени. В юлианском календаре год официально начинался с 1 января и содержал 365 дней, разбиваясь на 12 солнечных месяцев. Каждые 4 года к февралю присоединялся 1 день високосный.

Месяц, в котором родился Юлий Цезарь, назван «июлем», август назван в честь его преемника Октавиана Августа. По мере расширения Римской империи в последующие столетия юлианский календарь распространился в Европе и стал прямым предком нынешнего григорианского календаря. Средневековье: отмена 1 января С падением Римской империи в 476 г. Совет Туров отменил дату 1 января для новогоднего праздника. Начало года в зависимости от региона стал отмечаться в другие дни, в том числе религиозные праздники в христианском церковном календаре: 25 декабря Рождество , 1 марта, 25 марта Благовещение , Пасха, 1 сентября. Эти дни часто совпадали с астрономическими явлениями, к примеру, 25 декабря по юлианскому календарю — зимнее солнцестояние. Интересно: Новогодние традиции в разных странах мира: описание, фото и видео Григорианский календарь: восстановление 1 января Празднование Нового года в январе вышло из практики в средние века также по причине расхождения юлианского календаря с солнечным летоисчислением. Правильное значение тропического солнечного года — 365,2425 дней вместо 365,25 дней, представленных в юлианском календаре.

Отклонение в 11 минут на протяжении столетий привела к тому, что к 1000 году добавилось 7 дней, а к 1500-м годам разница выросла до 10 дней. Весеннее равноденствие сместилось с 21 до 11 марта, что создало трудности для церкви в вычислении дня Пасхи. Папа Римский Григорий XIII ввёл григорианский календарь в 1582 году Римская церковь обнаружила расхождение во времени, и, чтобы выровнять календарный год в соответствии с солнечным годом, в 1570-х годах Папа Римский Григорий XIII поручил германскому астроному Христофору Клавию разработать новый порядок исчисления времени и в результате в 1582 г.

Главным блюдом новогодней ночи считался запечённый на вертеле поросёнок. Столы также украшались ветками ёлок, яблоками и орехами.

Рождество было главным праздником, наступление же Нового года ажиотажа не вызывало. Кстати, сами англичане по пуританской традиции Рождество не отмечали. Первый раз название Санта-Клаус, а также более или менее конкретный образ с оленьей упряжной появился в 1823 году в поэме Клемента Кларка Мура «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». К середине века в Америке уже все знали о том, кто такой Санта, причем его образ стал широко использоваться в предновогодней рекламе. Собственно, рекламному бизнесу мы и должны быть благодарны за появление Санта-Клауса и Деда Мороза. Без них мы так и не узнали бы об этих замечательных стариках. Бизнесмены поняли, что если укоренить традицию дарить на Рождество подарки да еще если взять в союзники детей, — это будет Клондайк! Каждый потенциальный покупатель будет просто вынужден приобретать подарки, даже если они их потенциальным получателям не нужны. То есть реклама сделала факт подарка важнее его смысла. Кстати, и привычный образ Санта-Клауса, который мы уже ни с кем не спутаем, имеет прямую связь с бизнесом: его разработали рекламные художники в самом начале ХХ века. А в тридцатые годы он был практически канонизирован компанией «Кока-кола». В новом облике Санта снова переплыл океан, но уже в обратную сторону. Европейский деловой мир принял бизнес-идею, хотя и наложил на нее некоторый отпечаток — все же, Старый свет, национальные традиции… В России Дед Мороз появился как рекламный образ на открытках и рекламе в журналах еще в конце XIX века, но в бытовую жизнь не вошел. Зато обычай дарить подарки и наряжать елки прижился. Так что реклама — двигатель не только прогресса, но и некоторых традиций. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек Еще до революции стали устраивать рождественские детские праздники, именуемые «елками». Сначала их проводили благотворительные организации в сиротских приютах, но постепенно эта традиция «ушла в народ». В престижных же учебных заведениях были распространены Рождественские балы — без Дедов Морозов, но с елками. А вот во время Первой мировой практически все рождественские традиции попали под запрет, как имеющие немецкие корни. Уж если тогда Санкт-Петербург в Петроград переименовали, так что уж о рождественских елках говорить… Снегурочка из Дома Советов Советской власти с «Дедами Морозами» бороться не пришлось — без рекламы их, в общем-то, и не было. Хотя елки были — говорят, в 1918 году окрестные крестьяне завалили ими города в надежде продать или на что-нибудь обменять. После Гражданской войны «елки» приравняли к пережиткам старого строя, а Дедов Морозов — к белогвардейцам. Все изменилось 28 декабря 1935 года, когда газета «Правда» опубликовала открытое письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей.

Новая викторина - каждый день!

  • Почему новый год празднуют 1 января и что такое новый год по старому
  • Истинно русский Новый год | Статьи | Известия
  • Новый Год в России - история и традиции праздника (1700 - 2018), Новый год в советское время
  • Новый год в Государстве Российском

Новый Год в России - история и традиции праздника (1700 - 2018), Новый год в советское время

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. На Руси же, после принятия христианства (10 век), новый год встречали 1 марта. 1 января официально стал выходным днем в 1947 году. О празднике Новый год придумано много споров, мифов и легенд. Некоторые семьи в наши дни по древнему обычаю продолжают отмечать только Рождество, утверждая, что Новый год – не наш праздник. Во времена Руси у Нового года не было точной даты празднования. Кто-то отмечал этот праздник 1 марта, другие – 22 марта в день весеннего равноденствия. Также у некоторых язычников почиталась дата 22 декабря – самого короткого дня в году. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Юлий Цезарь ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января.

Когда мы стали праздновать Новый год: история и традиции

До указа самодержца время на Руси вели от Сотворения Мира, а «новолетие», то есть Новый год, начинался 1 сентября. Указ состоит из двух частей. В первой части обосновывается введение нового летоисчисления. Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. I, который решил отмечать его с 1(14) января 1700 года, до этого времени новый год наступал 1 сентября. В 2022 году, например, его будут отмечать 1 февраля Согласно классической китайской рукописи Шаншу, первый Новый год отпраздновали после вступления на престол легендарного императора Шунь, образцового правителя, глубоко почитаемого в конфуцианстве. Россияне начали отмечать Новый Год в ночь с 31 декабря на 1 января только в конце XVII века, когда Пётр I изменил систему летоисчисления в 1699 году. После этого она велась не от «сотворения мира», а от Рождества Христова, поэтому 7208 год стал 1699.

Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому

Родился Господь – и начался первый год нашей эры. Миновало 2013 лет со дня Его Рождения – и пошел 2014-й. Но считать с 25 декабря не совсем удобно, и в качестве грани между годами было взято ближайшее начало месяца – 1 января. Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. С легкой, но твердой руки диктатора Цезаря год было принято начинать новый год (то есть входить в новый год) с 1 января. Старый римский календарь был заменен юлианским календарем, по которому римляне и начали жить в 45 году до нашей эры. Мы уже привыкли к тому, что прощаемся со старым годом в декабре, а 1 января встречаем новый. Однако наверняка каждый задумывался: «А почему именно в эти дни?» О том, кто положил начало современному Новому году и почему дату празднования переносили целых. Гражданский же год в России начинался с сентября, каковой месяц был началом гражданского года еще и у евреев (Исх. 23, 16; тисри {d} соответствует времени от 15 сентября до 15 октября) и затем у римлян во времена кесарей.

Весенний или зимний?

  • Празднование нового года после крещения Руси
  • Когда впервые в России начали праздновать Новый год, и Кто подарил шампанское русскому народу
  • Когда на Руси стали отмечать новый год 1 января
  • Новый год: история возникновения праздника
  • Откуда пришел обычай встречать новый год?
  • Когда появилась традиция наряжать елку

Зачем Петр I перенес в России празднование Нового года на 1 января?

20 декабря 1699 года, 320 лет назад, император Пётр Первый подписал Указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Зачем это было нужно, как происходило, чем были наполнены тогда новогодние праздники и почему спустя три с лишним столетия мы. Во времена Руси у Нового года не было точной даты празднования. Кто-то отмечал этот праздник 1 марта, другие – 22 марта в день весеннего равноденствия. Также у некоторых язычников почиталась дата 22 декабря – самого короткого дня в году. Петр I, которому во время заграничного вояжа понравилась эта традиция, своим указом «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года повелел считать началом года 1 января. Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. Новый год встречали в марте и провожали в последний день февраля. С конца XV по XVII век праздник приходился на начало сентября. Отмечать Новый год 1 января по примеру европейских христианских государств начали по указу Петра I в 1700 году.

Почему Петр I решил ввести новый календарь?

Месяц, в котором родился Юлий Цезарь, назван «июлем», август назван в честь его преемника Октавиана Августа. Новый календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю, естественно, стали называть юлианским. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Перигелий Земли составляет 147 млн. Наиболее отдалённую точку орбиты от солнца — афелий, или апогелий, — которая составляет 152 млн. Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени — в соответствии с сельскохозяйственными циклами.

Средневековье: отмена 1 января С падением Римской империи в 476 г. Совет Туров отменил дату 1 января для новогоднего праздника. Начало года в зависимости от региона стал отмечаться в другие дни, в том числе религиозные праздники в христианском церковном календаре: 25 декабря Рождество 1 марта , 25 марта Благовещение , Пасха, 1 сентября.

Эти дни часто совпадали с астрономическими явлениями, к примеру, 25 декабря по юлианскому календарю — зимнее солнцестояние. Григорианский календарь: восстановление 1 января Празднование Нового года в январе вышло из практики в средние века также по причине расхождения юлианского календаря с солнечным летоисчислением. Правильное значение тропического солнечного года — 365,2425 дней вместо 365,25 дней, представленных в юлианском календаре.

По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги. Сам монарх любил европейские изящные вещицы и разного рода раритеты. Он приобрел расписную посуду из Дельфта, французские шпалеры, китайские фарфоровые сосуды и экзотические фрукты; купленную мартышку он повсюду носил на плече. Позднее царь отправлял из России в Европу сотни и тысяч русских для обучения полезным профессиям.

Знакомство с Европой породило у Петра Алексеевича беззаветную любовь к ней, продолжавшуюся на протяжении всей его жизни… Так вот, время «зимних вакаций» с 1697 года на 1698-й российский монарх провел в Голландии. Рождество 1697 года Петр Алексеевич отпраздновал со свитой в Амстердаме. А вслед за ним — Новый год, который, как и в Германии, отмечали здесь давно, пышно, с большим размахом. Город каналов.

Любимые фейерверки повсюду и везде. Их отражения в воде. Шум, музыка, затейливо наряженные деревья. А вслед за тем — большое путешествие под парусами в Англию.

Очень приятно, очень красиво, не правда ли? Как тут не впечатлиться до глубины души, особенно если тебе всего-то двадцать пять… Царь чувствовал себя не только державной особой, но и путешественником, открывающим новый мир. Сердце его пылало желанием перенести всю затейливость европейских празднеств на подвластную ему землю. А вместе с ними многое другое, что казалось ему правильным и приятным.

Невиданный праздник По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России. Дворянство должно было облачиться в европейскую одежду мода ли на нее, нет ли моды, а приказ на то имеется! Именно тогда в русский быт вошли поездки на учебу в Европу, кофе, табак, парики, треуголки, балы при Петре I их нередко заменяли шумные попойки, называемые ассамблеями. Календарная реформа стоит в одном ряду со всем этим.

Петр провел ее через год после возвращения из Европы, и невозможно отделаться от впечатления, что перед мысленным взором его все еще стояли ёлочки, лодочки, пылающие шутихи на фоне вечернего неба и их отражения в амстердамских каналах. Пусть в Москве станет так же! Жаль, негде каналы вырыть, всюду домишки понаставлены… Но к русскому православному Рождеству с его древними традициями западные «новины» приписать было трудновато. Совсем недавно отгремел в Подмосковье страшный стрелецкий бунт.

Так было заведено встречать новый год у Романовых, к тому же в этот день отмечали церковный праздник — Обрезание Господне. Во время обедни царь пел "так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики, имевшие перед собою книги" и снял со своего слуги парик, чтобы голова не мерзла, хотя в принципе накладные волосы недолюбливал. Он громко пел наизусть так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики [имевшие] перед собою книги, ибо все часы и обедню [царь] знает, как "Отче наш". Датский посол в России Юст Юль, 1 января 1710 года После службы Петр вместе с приближенными отправился пировать. В зале были накрыты два стола и стояли небольшие поставцы шкафы с драгоценной посудой.

Царь сел за стол, рядом с ним расположились офицеры гвардии и люди других чинов. Часто на такие застолья приглашались иностранные министры и послы — это нововведение Петра, до него "иноземцы" на царских пирах бывали редко. Митрополит и священники сидели за отдельным столом, а супруга царя Екатерина и другие женщины и вовсе находились в "особой зале". Это удивило датского посла: в Европе в XVIII веке нравы были более свободными — за столом мужчин и женщин не разделяли. Всего на празднике было 182 гостя.

И они с Петром развлекались за новогодним столом весь день: сели в 10 часов утра, а встали уже затемно. По традиции праздник закончился фейерверком. Ранее в 1709 году русская армия победила шведов в Полтавской битве, и Петр не мог не отметить это событие. По сюжету фейерверка из-за каменной горы выходил лев то есть шведская армия , который подходил к "столпу с короною" то есть к Польскому государству и опрокидывал его. Далее лев приближался с тем же намерением к другому столбу с короной то есть к Российскому государству.

Потом "явился орел для защищения оного столпа" это была русская армия и "оного лва Перуном [или огненными стрелами] разшип с великим громом". В конце фейерверка первый столб распрямлялся, являя избавление Польши и возвращение Августа II на престол благодаря русской армии. В это время Петр показывал гостям гравюру с изображением фейерверка и объяснял его аллегорический смысл. Ассамблея при Петре. Литография А.

Руднева, 1866 год Когда Петербург стал столицей государства, празднование Нового года переместилось туда. Из походного журнала Петра и дневниковых записей камер-юнкера Фридриха Берхгольца известно, что 1 января 1724 года Петр Алексеевич, как обычно, отправился на литургию в Троицкую церковь, а после обеда поехал на ассамблею "в аудиенц-камеру", то есть в Сенатский зал. На балу присутствовали герцог Голштинский, Гессен-Гамбургские князья, супруга Екатерина с цесаревнами и другие знатные гости. Ассамблеи в те годы были новым явлением: Петр ввел их специальным указом только в 1718 году. Это были специальные светские вечера, учрежденные "не только для забавы, но и для дела".

На таком балу можно было не только потанцевать, поиграть в карты или шахматы, пообщаться с дамами, что, кстати, было нововведением, но и переговорить о делах — гостями были дворяне, офицеры и знатные купцы. В иные годы бывало, что царь практически не отмечал Новый год: то был в заграничных поездках, то подписывал приказы, то рассылал письма и планировал военные кампании. Трудолюбивый государь, который, по свидетельствам современников, вставал в пятом часу утра, работал и по праздникам. А что подавали на царский стол? Хочу рецепт новогоднего блюда!

Праздновать наступление Нового года предписывалось в течение 7 дней. Сергей Князьков отмечает, как последовательно и неутомимо Пётр I приучал Северную столицу к пышным балам и ассамблеям, заимствованным из Европы: «Всюду чувствуется, что здесь, на берегу Невы, усиленно, лихорадочно, торопливо бьётся пульс животворящей деятельности, превращающий старое царство Московское в Империю Всероссийскую». Тон задавал сам государь-император: в книге Александра Корниловича «Новый год в 1724 году» можно найти по этому поводу интересные подробности: «В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправилась в крытых санях из Зимнего дворца на Петербургскую сторону в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни. Государь пел в тот день на клиросе с певчими, и Сам читал Апостол… Государь был в Преображенском мундире, зелёным с красным откладным воротником, и красном камзоле, оба обложенные золотым позументом, в чулках полосатых, белых с синим, и в башмаках из кожи северного оленя мехом вверх… Обед приготовлен был в Сенате, где дожидался Государя Дипломатический корпус». При Екатерине II стали проводить торжественные балы-маскарады.

При Николае I произошла демократизация новогодних и иных празднеств. Об этом пишет Алексей Греч в изданном в 1851 году справочнике «Весь Петербург в кармане» : «Балы в течение зимы бывают самые блистательные в Дворянском собрании и обыкновенно после полуночи превращаются в маскарады, на которые имеют вход все сословия». На открытке «С Новым Годом! Это ещё не окончательная «редакция» Деда Мороза, ведь его образ рождался постепенно. С двадцатых годов прошлого века Новый год в советской России не отмечали, 1 января было обычным рабочим днём.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий