Выступление мартина лютера начало реформации

Причины Реформации в Европе Мартин Лютер и начало Реформации в Германии Учение Мартина Лютера – «спасение верой» Народная Реформация и крестьянская война «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Популярные статьи:

  • 500 лет победе и поражению Мартина Лютера /
  • Появление лютеранства
  • Мартин Лютер
  • 15 интересных фактов о Мартине Лютере - Православный журнал «Фома»

Содержание

  • Поиск по этому блогу
  • День Реформации в Германии (Reformationstag) – 31 октября
  • Мартин Лютер — биография
  • День Реформации: 95 тезисов и булочки с вареньем
  • 2. Девяносто пять тезисов

Race and Ethnic Relations

После гибели Цвингли 1531 Реформацию в Цюрихе продолжил Г. Буллингер 1504—1575 , швейцарский теолог, автор одного из основополагающих документов протестантизма — Первого Гельветического исповедания 1536. Компромисс в отношении к толкованию таинства Евхаристии обеспечил сближение Цюриха и кальвинистской Женевы и заключение между ними в 1549 г. Цюрихского соглашения. Реформация в Страсбурге Имперский город Страсбург, благодаря своему географическому положению, развитию книгопечатания, экономическому процветанию, стал связующим звеном между германскими, швейцарскими и французскими протестантами, которые называли его Новым Иерусалимом, «Антиохией Реформации», «убежищем сосланных братьев». С 1521 г. Целл 1477—1548 проповедовал учение Лютера, с 1523 г. Теологическая концепция Буцера получила отражение в его сочинении «Исповедание четырёх городов» «Confessio Tetrapolitana» , оглашённом на сейме в Аугсбурге в 1530 г.

В «Исповедании» Буцер стремился примирить взгляды Лютера и Цвингли, сформулировал протестантское представление о соборности. Страсбург во времена Буцера до 1549 отличался терпимостью к представителям различных направлений протестантизма, однако в 1563 г. Реформация Кальвина В начале 16 в. Брисонне 1472—1534. Деятельность Лютера и его сторонников в Германии, церковная политика властей Страсбурга и Базеля способствовали пропаганде реформационных идей, но их распространение и социальная поддержка не были широкими, что объяснялось политической стабильностью при короле Франциске I и особым статусом Церкви: по Болонскому конкордату 1516 г. Портрет Жана Кальвина в молодые годы. Теолог Г.

Фарель 1489—1565 , проповедовавший на территории франкоязычной Швейцарии, настоял на приезде Кальвина в Женеву. Город, заинтересованный в избавлении от власти епископа и герцогов Савойских, вступил в союз с протестантскими кантонами, в 1536 г. Кальвин составил первые вероисповедные документы «Четыре статьи», «Исповедание веры». В 1540-х гг. Женева стала одним из центров Реформации и местом встреч и деятельности протестантов, многие из которых получали теологическое образование в учреждённой там в 1559 г. В то же время магистрат и консистория проводили жёсткую политику по преодолению религиозного инакомыслия, в котором подозревали всех оппонентов Кальвина — анабаптистов , лютеран , унитариев. В 1553 г.

Современники восприняли эту расправу как пример религиозной нетерпимости, впервые проявленной протестантами. Во Франции, несмотря на преследования со стороны властей при королях Франциске I и Генрихе II , количество сторонников Реформации росло, в основном среди старого родовитого дворянства и горожан, особенно на юге и западе Франции. За французскими кальвинистами закрепилось название гугеноты. При поддержке из Женевы было образовано свыше 600 протестантских общин, представители которых тайно собрались в Париже 1559 и приняли «Исповедание веры» Кальвина. В 1561 г. В январе 1562 г. Однако противостояние протестантского и католического дворянства вылилось в открытый вооружённый конфликт — Религиозные гугенотские войны , закончившиеся подписанием Нантского эдикта 1598 г.

Помимо Швейцарии и Франции, кальвинистская Реформация была проведена на германских территориях вдоль Рейна, где реформированные церкви придерживались Гейдельбергского катехизиса 1563. В Нидерландах борьба между кальвинизмом и католицизмом приняла особенно ожесточённый характер — католическая Церковь преследовала протестантов изданием «плакатов» указов власти против еретиков , особенно при Филиппе II , что вызвало иконоборческое восстание 1566 г. На синоде валлонских и фламандских церквей в Эмдене 1571 утверждено кальвинистское Бельгийское исповедание; летом 1572 г. Филипп II был низложен в 1581 г. Определяющее влияние кальвинизм оказал на проведение Реформации в Шотландии. Шотландское исповедание веры и «Книга дисциплины» Дж. Нокса излагают основные принципы кальвинизма и базируются на опыте женевской Церкви.

Ламбетский дворец, Лондон. Портрет Томаса Кранмера, архиепископа Кентерберийского. Критика папства находила отклик среди различных слоёв английского общества, что было обусловлено глубокой местной традицией полемики со Святым Престолом. Кембриджский университет , в котором в 1520-х гг. Тиндейла , Т. Кранмера , М. Ковердейла 1488—1568 , Х.

Латимера , Н. Ридли 1500—1555 , стал одним из центров распространения лютеранства, в то время как в Оксфордском университете отношение к реформационным идеям было более критическим, как и при дворе. Король Генрих VIII 1509—1547 лично выступил с антилютеровским трактатом в защиту 7 таинств «Assertio septem sacramentorum», 1521. Отношение короля к Реформации изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшимся в связи с его бракоразводным процессом с Екатериной Арагонской. Генрих VIII, руководствуясь политическими, династическими и личными соображениями, при помощи Кранмера, назначенного архиепископом Кентерберийским 1533 , аннулировал брак с Екатериной и женился на Анне Болейн. Ключевое событие Реформации в Англии — принятие парламентом «Акта о верховенстве» «Act of Supremacy», 1534 , согласно которому король становился главой Церкви и собственником её земельных владений. В результате проведения «королевской Реформации» Церковь стала одним из институтов государства.

Рассмотрим более подробно общие причины нового движения: Отсутствие изменений в католической церкви в то время, как верующие испытывали потребность духовного обновления. Повышение самосознания народа, рост грамотности среди населения. Люди стали осознавать, что их благополучие зависит от них самих, а не от высших сил. Невежество церковнослужителей. Народное возмущение церковным богатством, жизненным образом служителей церкви, так как он не соответствовал их проповедям. Так, после паломничества в Рим, многие верующие возмутились двуличием папы и кардиналов. Высшие церковные руководители призывали народ к смирению, а сами при этом вели роскошный образ жизни. Церковные гонения науки. Процветание взяточничества церковных властей. Денежные поборы, продажа индульгенций, сбор церковной десятины.

При этом церковь не признавала бесплатность проведения обрядов. Индульгенция с лат. Появление в социуме нового буржуазного класса, самостоятельно обеспечивающего себя и свою жизнь и, не заинтересованного отдавать крупные денежные средства на содержание священников.

Сторонники Лютера предлагали ему не ехать, но тот был решителен. Как столетие назад Ян Гус не стал отрекаться от своих взглядов, так и Мартин Лютер остался верен своим идеям.

Вероятно, для Лютера это могли быть последние дни жизни, однако ему помог укрыться саксонский герцог Фридрих. Вспомни, какие идеи переустройства католической церкви выдвигал Ян Гус.

Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».

Известие об этом отважном шаге разнеслось по всей стране, и Германия раскололась на сторонников и противников идей Лютера. Католическую церковь критиковали и ранее, но обычно противники папы заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, потому что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, «пришлись ко двору» многим германским князьям.

Учение Лютера в 1521 году рассмотрел съезд германской политической элиты — Вормсский рейхстаг. На нём выяснилось, что Лютер пользуется поддержкой влиятельных князей, которые готовы оказывать ему помощь. Хотя на рейхстаге был принят осуждающий богослова Вормсский эдикт, Лютер не был арестован, а укрылся в резиденции одного из князей.

Так начиналось политическое противостояние католичества и лютеранства. А приглашение к религиозному диспуту закончилось эпохой братоубийственных войн, которые несколько десятков лет длились в Германии, а затем разгорелись и в других странах Европы. В Англии процесс Реформации в 1534 году начал король Генрих VIII, стремившийся сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а также присвоить богатые монастырские владения.

Так появилось одно из направлений протестантизма — англиканство. Борьба с роскошью Характерной особенностью Реформации была борьба всех её направлений с показной роскошью католической церкви. Ярче всего это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера нередко безжалостно уничтожали.

Важную роль в распространении идей Реформации играло книгопечатание, которое к тому времени уже широко распространилось в Европе.

15 интересных фактов о Мартине Лютере

Мартин Лютер. Гравюра на дереве Лукаса Кранаха Старшего. С началом реформационного движения связано выступление Лютера 31 октября 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Мартин Лютер родился в семье Ганса Людера (или Людера, позже Лютера)[12] и его жены Маргареты (урожденной Линдеманн) 10 ноября 1483 года в Эйслебене, графство Мансфельд в Священной Римской империи. Реформационные настроения в немецкоязычной части Швейцарии нарастали с 1519 г. Начало Реформации в Цюрихе связано с деятельностью У. Цвингли, который в 1522–1523 гг. публично осудил посты, практику индульгенций, целибат.

День Реформации

Этот день можно назвать официальным началом протестантства. В некоторых лютеранских церквях Германии 31 октября называют Днем Тезисов Лютера (Luther's Theses Day). Историк Михаил Дмитриев о биографиях Мартина Лютера и Жана Кальвина, трех принципах Реформации и отношении к благодати в православии. Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.

Вопрос8: Начало Реформации. Взгляды и деятельность м. Лютера.

В этом году исполняется 500 лет начала Реформации. В 1517 году 95 тезисов немецкого богослова Мартина Лютера положили конец Средним векам и привели к образованию новой конфессии. Вормский сейм 1521 г. и успехи реформации Лютера в Германии. Булла Льва X 1520 г. была последним папским заявлением против Лютера. После этого от пап долго не было слышно никакого догматического объявления, никакого осуждения. Этот день можно назвать официальным началом протестантства. В некоторых лютеранских церквях Германии 31 октября называют Днем Тезисов Лютера (Luther's Theses Day). такой, которая привела бы к уничтожению всего феодального строя. 1517 г. − выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии. 1517. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии. Урок создает представление о Реформации, условиях, которые способствовали ее появлению. Знакомит с жизнью Мартина Лютера и обобщает содержание «95 тезисов», написанных им. Приводится анализ причин и ход событий Крестьянской войны.

Реформация для «чайников»

Ученики Лютера: Социальное неравенство. Призывал к социальному перевороту. Рассчитывал, что его совершат крестьянство и городская беднота. Трактовка реформ была более радикальной. В 1525 году — в Германии начинается Великая Крестьянская война. Учение Мюнцера — источник.

Лютер осудил его. Мюнцер погиб в ходе этой войны. Реформация по Лютеру привлекла значительное количество князей. В 1526 году эти князья провели на рейхстаге постановление, в соответствии с которым каждый правитель мог сам решать, к какой религии будут относиться его подданные. В 1529 году решение было приостановлено.

Князья и некоторые города лютеране заявили свой протест против приостановления решения. Лютеране — сторонники Лютера. Протестанты-это понятие получило более широкое значение. Протестанты-все те, кто перешел на сторону реформации. В 1530году один из ближайших учеников и сподвижников Лютера Филипп Меланхтон?

Во главе церкви находился не папа, а князь. Протестанты полагали, что та письменность католической церкви не нужна для общения с Богом. Вместо католической церкви Мессы, они представляли новую форму богослужения-проповедь из 7 таинств,протестовали оставить только крещение и причащение. Церковь не отрицалась. Император Карл V отказался признать Аубсбургское вероисповедание.

В «глоссах», т. В заключительном послесловии Л. Называя папу «римским антихристом», Л. Почему бы нам не омыть наши руки в их крови, дабы избавить самих себя и своих ближних от всеобщей и грозящей всем опасности? Церковью политическую окраску, справедливо рассчитывая, что мн. Церкви как подвластной папе Римскому земной организации; он готовил богословскую и политическую почву для реформирования вероучения и внешнего устройства Церкви в соответствии с «евангельским учением», т. Писания и полемики с католич. Одна из наиболее ранних и ярких попыток изложения этих идей представлена в опубликованном в нач. В преамбуле сочинения Л.

Церкви достигли величайших масштабов; поскольку духовное сословие отказывается исправлять их, он вынужден обратиться к мирскому сословию. Церковь и ввели в ней противоречащие духу христианства порядки. Писания является истинным; 3 утверждение, что никто кроме папы Римского не может созвать законный церковный Собор см. В качестве средства, позволяющего разрушить 1-ю стену, Л. По его словам, не существует какого-то «духовного сословия» с принадлежащей ему особой властью, поскольку «все христиане поистине принадлежат к духовному сословию и между ними нет никакого иного различия, кроме только различия должностей» Ibid. Отвергая католич. Обязанностью духовных лиц являются проповедь Евангелия и совершение таинств, а обязанностью светской власти - «наказание злых и защита благочестивых»; при исполнении своих обязанностей светская власть не зависит от духовных лиц и должна действовать, «не обращая внимания на личность тех, кого она касается, будет ли это папа, епископ или священник: кто виновен, тот и должен терпеть наказание» Ibid. Против 2-й стены Л. Духа, которого может удостоиться любой человек, желающий понять смысл Свящ.

Поскольку Свящ. Писание и содержащееся в нем учение даны для всех христиан, «каждому христианину надлежит принимать на себя дело веры, понимать и защищать ее и осуждать все заблуждения» Ibid. Разрушение 2 первых стен, согласно Л. Если папа Римский учит или поступает не так, как этого требует Свящ. Писание, христиане «должны стать на сторону Писания, наказать его и воздействовать на него» Ibid. Законным средством для этого является церковный Собор; если такой Собор отказываются созвать папа и епископы, его обязаны созвать светские власти, исполнив тем самым свою обязанность защищать христ. Во 2-й части сочинения Л. Соборе, предлагая возможные пути их решения и тем сам создавая предварительную программу реформирования католич. Первый блок предложений касается папской власти и папских налогов; предлагается признать папу Римского лишь одним из епископов, прекратить выплату уходящих в Рим церковных налогов, отказать папе в праве назначать в герм.

Во 2-м блоке Л. Помимо церковных проблем Л. В частности, он предлагает запретить роскошные одежды и дорогие пряности, упразднить или поставить под жесткий контроль ростовщичество, принять меры против обжорства, пьянства и распутства см. Публикация сочинения Л. Писания, что в сочинении царят «свобода» и «дух Христа». Выступление Л. Церковь и призывал нем. Реакция католической стороны также была весьма бурной; трактаты против Л. Мурнер 1475-1537 , а также придворный теолог герц.

Саксонского Георга И. Эмзер 1478-1527. Истинная и ложная церковь. Мастер Л. Кранах Младший Гравюрный кабинет Гос. В трактате Л. После вводных заявлений о том, что учение об индульгенциях следует признать беззаконным изобретением Римских пап, которые «пленили» христ. Церковь и используют ее исключительно для собственной наживы, Л. Евхаристия Ibid.

Согласно Л. Церкви существуют в искаженном виде и сопряжены с разного рода лжеучениями и суевериями. Рассмотрение таинств Л. Он отмечал, что приобщение всех христиан под двумя видами, упраздненное в католич. Церкви, является установленной Христом практикой, поэтому ей и необходимо следовать. Даров субстанции Тела и Крови существуют вместе с акциденциями Хлеба и Вина. Евхаристия возникла как «таинство завета», т. Дарах см. Таинство Крещения, согласно Л.

Однако, развивая представление об оправдании верой, Л. Он сохранял представление о нем как о таинстве, однако критиковал католич. Рассматривая Покаяние с т. Поскольку, согласно Л. Церкви, невозможно найти в Свящ. Писании устанавливающего их обетования Божия, они являются лишь благочестивыми обрядами или обычаями. Их существование допустимо в той мере, в какой человек выражает в них свою веру в Бога и обращается к Богу с некими молитвенными просьбами, однако представления о том, что через них подается особая благодать, Л. После публикации трактата по всей Европе начались ожесточенные споры сторонников и противников учения Л. Осуществленная в трактате масштабная критика католич.

Многие были готовы вместе с Л. К лагерю противников Л. Изложенное в соч. Цикл 3 программных сочинений завершает трактат «О свободе христианина» Von der Freiheit eines Christenmenschen; текст см. Сочинение разделяется на 2 части, соответствующие вынесенным в его начало и диалектически противопоставленным тезисам: 1 «христианин является свободным господином над всем и никому не подчиняется»; 2 «христианин является покорным слугою всему и всем подчиняется» Ibid. Писании, от мнимых обязанностей и ограничений, налагаемых земными авторитетами, в т. Противопоставляя жизнь внутреннюю и жизнь внешнюю, жизнь души и жизнь тела, Л. Это состояние определяется исключительно отношением души к Богу. Никакие дела не могут превратить падшего человека в истинного христианина; лишь «вера, в которой определенно содержится исполнение всех заповедей, сполна оправдает всех, кто имеет ее, так что ни в чем они больше не нуждаются, чтобы быть праведными и благочестивыми» Ibid.

Однако во 2-й части трактата Л. Человек, имеющий превратное представление о христ. Напротив, освобожденный верой человек совершает лишь те дела, которые проистекают из веры, которые являются служением ближнему и средствами выражения любви к нему, и избегает тех дел, которые никому не приносят пользы cм. Становившиеся все более резкими по тону нападки Л. Церковь в сочинениях 1520 г. Отлучение Л. Церкви готовилось с нач. Первоначально папа Римский Лев X поручил подготовку решения по делу Л. Аккольти 1455-1532 , однако после неск.

К апр. Считается, что автором окончательной версии основного текста буллы был Аккольти, а присоединенный к булле список заблуждений и еретических утверждений Л. В мае 1520 г. N 1451-1492. Булла начинается с торжественных призывов к Господу и святым «восстать» на защиту католич. Церкви; учение Л. После этого приводится 41 осуждаемое положение, от к-рых Л. Положения не имеют строго систематического порядка, однако охватывают основные темы, по к-рым Л. Уже католические полемисты XVI в.

После положений в булле перечисляются церковно-канонические меры, направленные против распространения учения Л. В булле перечисляются предшествующие безуспешные попытки вызвать Л. В случае отказа от явки он и все его единомышленники будут считаться известными и закоренелыми еретиками, отлученными от католич. Всем христианам предписывается при отсутствии покаяния со стороны Л. Обязанность публичного оглашения и распространения текста буллы в герм. Алеандера 1480-1542 , получивших статус специальных папских нунциев. Экк официально огласил и опубликовал буллу в 3 городах Саксонии, а также отправил ее с посыльным в Виттенберг; 11 окт. Даже после публикации буллы у покровителей и единомышленников Л. Исполняя желание курфюрста Фридриха, Л.

Письмо было отправлено в Рим вместе с соч. В письме Л. Церкви окружение папы Римского, утверждает, что от имени папы действуют злодеи, главным из которых назван Экк. Едва ли Л. Почти одновременно с отправкой письма Л. В нем он сделал основным объектом нападок Экка, однако также высказывал порицания и угрозы в адрес папской курии, избрав для них уклончивую условную форму: «Я обвиняю тебя, папа Лев X, вас, господа римские кардиналы и все прочие в Риме, и вам в лицо заявляю: если эта булла издана от вашего имени и с вашего ведома, если вы признаете ее вашей, то я... В нояб. В нач. Символическим актом, засвидетельствовавшим отделение Л.

Церкви, стало публичное сожжение им в Виттенберге 10 дек. Об обстоятельствах сожжения известно из опубликованного впосл. Внешним поводом стали дошедшие до Л. Объявление о планируемом сожжении вывесил Меланхтон; для участия в нем были приглашены преподаватели и студенты Виттенбергского ун-та. Первоначально планировалось сжечь вместе с буллой сочинения схоластов, Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота, а также католич. Однако профессора теологии отказались отдавать для сожжения трактаты схоластов, поэтому в костре оказались неск. В последующих сочинениях Л. Чтобы показать, что книги заслуживали сожжения, Л. С формальной т.

Церкви, подчиненным ее канонам и законам. Согласно булле «Exsurge Domine», после истечения отпущенных для принесения покаяния 60 дней Л. Поскольку булла была доставлена в Виттенберг 10 окт. Карл V в переговорах с Алеандером и курфюрстом Фридрихом в дек. Однако окончательным подтверждением отлучения стала подписанная папой Римским Львом X 3 янв. В булле пересказываются обстоятельства процесса против Л. Исследователи видят в этих словах очевидный намек на курфюрста Фридриха; его имя в булле не было упомянуто, однако было объявлено об отлучении вместе с Л. Пиркгеймера 1470-1530 и Л. Шпенглера 1479-1534 , а также Гуттена.

Завершается булла перечислением обычных канонических наказаний за поддержку еретика, в т. Булла с сопроводительным бреве «Alias Celsitudini» от 18 янв. Карлу V текст см. Однако, желая избежать возможных политических осложнений, связанных с тем, что в булле осуждались помимо Л. Новая версия была получена уже после завершения Вормсского рейхстага 1521 г. Еще одним офиц. Это была т. Вормсский рейхстаг 1521 В нач. Книги Л.

Однако Л. Он продолжал печатную полемику с прежними католическими оппонентами и вступил в дискуссию с католич. Катарином 1484-1553; см. Полити Ланселот , к-рый опубликовал в 1520 г. Активно занимаясь библейской экзегезой, Л. Писанию, в т. Курфюрст Фридрих с янв. В ходе личных переговоров с имп. Карлом V он смог добиться от него согласия на то, чтобы Л.

Противником приглашения Л. Однако Карл V был вынужден учитывать позицию князей и дворянства. Судьбу Л. О том, сколь широкой была поддержка идей Л. В такой ситуации принятие любых насильственных мер против Л. Осознавая это, имп. Карл V отклонял все просьбы Алеандера о начале реальной борьбы с Л. После продолжительных переговоров участниками рейхстага было принято компромиссное решение: Л. Император также выдал Л.

Хотя виттенбергские юристы предупреждали Л. В переписке он выражал готовность идти даже на смерть ради защиты евангельской истины, однако в значительной мере это было лишь риторикой, т. По пути к кортежу присоединялись сочувствовавшие Л. С наибольшими почестями Л. В Эрфурте еще одним спутником Л. Йонас 1493-1555 , входивший в кружок эрфуртских гуманистов. Вскоре после возвращения из Вормса Йонас переселился в Виттенберг и стал одним из наиболее близких друзей и сотрудников Л. Уже на следующий день Л. В зал заседаний были внесены подобранные Алеандером книги Л.

Был оглашен перечень книг; Л. Исследователи расходятся в мнениях о том, чем была мотивирована просьба Л. На состоявшемся 18 апр. Он признал, что в нек-рых книгах он мог допустить неосторожные высказывания в адрес оппонентов, однако решительно заявил, что от содержащегося в них учения он согласится отречься только после того, как ему докажут ложность высказанных им мнений. После повторного вопроса об отречении Л. Да поможет мне Бог! Позднее сложилась легенда о том, что Л. Аминь», однако в наиболее ранних и надежных источниках, содержащих речь Л. Gotha, 1896.

Писание, толкуемое каждым человеком с помощью данного ему Богом разума и с использованием «очевидных разумных доводов» ratio evidens. Карл V счел нежелательными дальнейшие публичные прения на заседаниях рейхстага, однако, уступая просьбам князей и дворян, согласился не считать выраженную Л. Была образована представлявшая весь рейхстаг комиссия из князей и церковных прелатов для переговоров с Л. Эти переговоры, проходившие 24 и 25 апр. Писании положений, даже если их признает ошибочными церковный Собор подробнее см. Карл V уклонился от издания прямого распоряжения об аресте Л. После отъезда Л. Карл V распорядился ускорить подготовку указа об имперской опале Reichsacht , которым Л. Римской империи, известного также как Вормсский эдикт текст и комментарий см.

Составление эдикта было поручено Алеандеру, который представил лат. Публичное оглашение эдикта перед участниками рейхстага состоялось 25 мая 1521 г. Подчеркивая, что он исполняет свою обязанность «защитника Церкви», император объявлял Л. Отдельно запрещалось издание, в т. Все покровители и последователи Л. В католических княжествах и землях эдикт впоследствии использовался как легальная основа для преследований лютеран. Протестантские князья считали эдикт не имеющим законной силы, поскольку он был принят после их отъезда из Вормса, однако при этом датирован 8 мая, что создавало ошибочное впечатление, будто он был одобрен еще во время рейхстага всеми присутствовавшими князьями. Поскольку в подавляющем большинстве случаев император никак не мог принудить князей к исполнению эдикта и даже не стремился к этому, реальное исполнение эдикта зависело исключительно от воли князей, однако формально он оставался действующим законом Свящ. Римской империи до заключения Аугсбургского религ.

На судьбу Л. Лютер как юнкер Йорг. Кранах Старший Музей изобразительных искусств, Лейпцмг М. В действительности похищение было инсценировкой, организованной по указанию курфюрста Фридриха; Л. Первоначально о том, что Л. Римской империи. Решение курфюрста Фридриха укрыть Л. Карла V по аресту Л. Пребывание Л.

Однако, если Л. Продолжая полемику с католич. Латома ок. Осенью 1521 г. Магдебургского Альберта, который объявил о выдаче индульгенций паломникам за посещение выставленного для поклонения в Галле собрания реликвий, а также арестовал священников, вступивших в брак. Под давлением Спалатина и др. Капито ок. Архиепископ пошел на уступки, отменил выдачу индульгенций и освободил священников. Переговоры с Л.

Во время жизни в замке Вартбург Л. В вартбургский период Л. Позднее работа над нем. Ротом ок. Круцигером 1504-1548. В 1544 г. Дитрихом 1506-1549 собрание проповедей, к-рые Л. Домашняя постилла. Он рекомендовал пасторам, к-рые не имеют способностей для самостоятельной подготовки проповедей, зачитывать за богослужением народу проповеди из постилл.

Еще более важное значение, чем работа над постиллами, имел начатый Л. Работу над переводом НЗ Л. В качестве языка перевода Л.

Невежество церковнослужителей.

Народное возмущение церковным богатством, жизненным образом служителей церкви, так как он не соответствовал их проповедям. Так, после паломничества в Рим, многие верующие возмутились двуличием папы и кардиналов. Высшие церковные руководители призывали народ к смирению, а сами при этом вели роскошный образ жизни. Церковные гонения науки.

Процветание взяточничества церковных властей. Денежные поборы, продажа индульгенций, сбор церковной десятины. При этом церковь не признавала бесплатность проведения обрядов. Индульгенция с лат.

Появление в социуме нового буржуазного класса, самостоятельно обеспечивающего себя и свою жизнь и, не заинтересованного отдавать крупные денежные средства на содержание священников. Цели реформации различались у разных слоев населения. Так, князей и рыцарей не устраивало вмешательство духовенства в их дела. К тому же они стремились захватить часть церковных земель и богатств, подчинить церковь в своих княжествах.

Так называлось движение за переустройство католической церкви. Реформация началась в Германии. В них обличалась католическая церковь, было посеяно зерно сомнения в соответствии её деятельности принципам христианства. Благодаря переводу тезисов с латинского на немецкий язык учение Лютера быстро набирало популярность.

Вопрос8: Начало Реформации. Взгляды и деятельность м. Лютера.

Мартин Лютер - биография, жизнь и учения основателя лютеранства Актер в образе Мартина Лютера О чем 95 тезисов. В это время Мартин Лютер преподавал теологию в университете Виттенберга (который теперь носит его имя) и проповедовал в местной церкви.
Мартин Лютер и Реформация в Германии - презентация онлайн Проповедь Мартина Лютера 31 октября 1517 г. в Виттенберге Мартин Лютер (1483-1546) провозгласил 95 тезисов, главным мотивом которых было осуждение практики продажи индульгенций. Энгельс назвал это выступление "ударом молнии в бочку с порохом".
Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир Мартин Лютер (1483-1546) был немецким священником, который наиболее известен тем, что играл ведущую роль в протестантской Реформации, религиозном и политическом движении XVI века в Европе, которое считается одним из самых влиятельных событий в истории западного.

Жизнь Лютера до Реформации

  • Выступление Мартина Лютера.
  • Вопрос8: Начало Реформации. Взгляды и деятельность м. Лютера.
  • Реформация — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
  • Реформация — Википедия с видео // WIKI 2

Мартин Лютер: христианский богослов и инициатор Реформации

Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе. Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций отпущение грехов за плату вызывали массовое недовольство.

Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие. Формирование класса буржуазии.

Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации. Налоги и коррупция.

Церковь забирала свою десятину одну десятую всех доходов в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции. Астраханское восстание.

Причины, особенности, участники, события, итоги.

Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы. Треугольники Поезда.

Летом 1521 г. Мюнцер отправился в Чехию, считая, что отсюда должно распространиться новое, революционное понимание реформации. В обращении к чехам, опубликованном Мюнцером в Праге, содержался призыв к истреблению угнетателей народа и говорилось, что действия, начатые в Чехии, явятся сигналом для других стран. Объявив себя продолжателем таборитов, Мюнцер в своей пропаганде реформации призывал к крестьянскому восстанию. Вернувшись в Германию, Мюнцер поселился в Тюрингии. Однако он вынужден был часто менять местожительство из-за постоянных преследований со стороны местных властей. Его призывы к борьбе, распространявшиеся устно и печатно по разным землям Средней и Юго-Западной Германии, привлекали огромные массы крестьян и городского плебса. Вокруг Мюнцера всюду возникали группы его учеников и ближайших сторонников, главным образом из среды существовавших тогда народных сект, особенно секты анабаптистов. Анабаптисты «перекрещенцы» — секта, требовавшая, чтобы крещение принималось в зрелом возрасте. Под этой религиозной оболочкой различные течения анабаптистов развивали свои учения, представлявшие по существу социальный протест против феодального строя. В обстановке бурного подъёма народного движения анабаптисты вместо своей прежней пропаганды «внутреннего совершенства» и пассивного ожидания переворота, который будет совершён богом, развернули широкую деятельность по распространению идей Мюнцера. Социальные и политические идеи Томаса Мюнцера выходили далеко за рамки непосредственных интересов и представлений крестьян и плебса того времени. По словам Энгельса, Мюнцер имел в виду в будущем «... Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Совершенно очевидно, что в XVI в. Представления Мюнцера о ближайших задачах борьбы были обусловлены его временем и оставались в рамках уравнительства; мечты же его об идеальном строе могли быть только «предвосхищением фантазией», по выражению Энгельса, отдалённого будущего. Они были лишены каких-либо конкретных очертаний и к тому же облечены в мистическую форму. Однако в обстановке подымавшейся волны антифеодальной революции получило весьма важное значение то, что в пропаганде Мюнцера общество будущего рассматривалось только как результат революционной борьбы народа против его угнетателей. Мюнцер утверждал, что первоочерёдная задача заключается в освобождении народа от гнёта эксплуататоров и в удовлетворении его повседневных нужд. Туманно представлявшийся Мюнцеру идеал будущего общества не отвлекал его от вопросов антифеодальной борьбы. Наоборот, Мюнцер постоянно имел в виду борьбу крестьянских масс за их повседневные нужды. Свои резкие выступления против частной собственности Мюнцер направлял против собственности богатых владельцев, являвшейся источником угнетения народа. Мелкокрестьянскую же собственность он включал в понятие «общности имущества» и считал борьбу за неё I необходимой и справедливой. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств феодалов. Они присвоили в собственность всякую тварь. Рыба в воде, птица в воздухе, всякая растительность на земле — всё должно принадлежать им. Поэтому они распространяют среди бедных божью заповедь и говорят: бог заповедал: не укради; к ним же самим это не относится, хотя они сдирают шкуру и мясо с бедного пахаря, ремесленника и всего живого». Мюнцер мечтал об обществе, в котором не будет никакой эксплуатации и никакого классового господства. По существу же он призывал к свержению феодального строя и всей политической системы, которая служила этому строю в Германии «Вся власть,— писал и говорил Мюнцер неоднократно,— должна быть отдана простому народу». Во время своих странствований по германским землям до начала Крестьянской войны и во время самой войны Мюнцер вьюду создавал народные союзы, которые должны были руководить борьбой масс, а затем устанавливать новый порядок. Лозунг Мюнцера о необходимости перехода власти к народу был тесно связан с его призывами к свержению князей и к уничтожению дворянских замков и монастырей. Стремление Мюнцера придать антифеодальной борьбе народных масс политическую направленность было в то же время стремлением к революционному установлению государственного единства Германии. Германия, заявлял Мюнцер, должна перестать быть княжеской и дворянской, потому что, покрытая княжескими гнёздами, она представляет собой «разбойничий очаг». Всемирная история. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М.

Как большой поклонник Блаженного Августина, который в свое время очень ревностно отстаивал примат Божественной воли и Благодати над человеческой свободой, Лютер радикализирует позицию Августина до того, что человеческие дела якобы не имеют никакой силы для спасения, а спасается человек «только верой» лат. И не стоит думать, что самому Лютеру хоть сколько-нибудь дискомфортно сознавать свою несвободу: «Что касается меня, то признаюсь: если бы это и было возможно, я не хотел бы обладать свободной волей или иметь в своей власти нечто, при помощи чего я мог бы стремиться к спасению» «О рабстве воли», 1525. Таким образом, Лютер отрицает базовый принцип отношения Бога и человека, раскрытый в православном исихазме, — принцип синергии взаимодействия абсолютно свободной воли Творца и относительно свободной воли человека, сотворенного по Его образу. А раз так, то и все содержание церковной жизни, все таинства и само священство оказываются бессмысленными, ведь Церковь как институт спасения возможна именно потому, что человек может участвовать в этом спасении, а священство может обеспечить путь к этому спасению через церковные таинства. В итоге Лютер доходит до того, что отвергает все Священное Предание Церкви именно как священное, то есть богодухновенное: для него отныне это просто собрание более-менее авторитетных христианских наставлений, не более того. В таком случае все Церковные Соборы — просто епископские конференции, а их каноны — просто условные правила. Что же тогда остается от всего христианства? Остается только само Откровение Божие, только само Евангелие, а поскольку его никак нельзя отсечь от всех книг Священного Писания, то это в целом вся Библия, которую Лютер старательно переводит на немецкий язык. Так к принципу спасения только верой и благодатью добавляется принцип спасения «только Писанием» лат. В этой ситуации функция священника сводится, в первую очередь, к знанию и толкованию Писания, и это очень похоже на положение раввинов в иудаизме или муфтиев в исламе. Последовательная логика протестантизма должна привести к этому результату — идее «Церкви» как неиерархической общины верующих, руководствующихся только Писанием при помощи избираемых авторитетных наставников. Собственно, именно таким путем пошли наиболее радикальные протестанты, но сам Лютер не был последователен в своих выводах: ему еще очень хотелось сохранить мистическое представление о Церкви, о Крещении и Евхаристии, об особой роли священника и необходимости молитвы, более того, даже о добрых делах во имя Господа, и поэтому он основал самую умеренную версию протестантизма, названную по его имени лютеранством, а иначе — Евангелической церковью. Все же остальные протестантские организации вполне можно классифицировать по степени последовательного отказа от Священного Предания как проявления той самой человеческой свободы воли. Если никакого Священного Предания нет, то каждый сам себе Вселенский Собор Однако протестантское отрицание свободы воли на практике привело к следующему парадоксу: если никакого Священного Предания нет и апостольское преемство невозможно, то каждый сам себе становится конечным авторитетом по всем богословским вопросам, каждый сам себе и отец Церкви, и весь Вселенский Собор. Этот вывод уже был предопределен в 37-м тезисе Лютера: «Всякий истинный христианин, живой или мертвый, причастен ко всем благам Христа и Церкви, вследствие дара Божия и без отпустительных грамот». Поэтому в то время как одни последователи Реформации схватились за Библию как единственный источник веры, стали буквально понимать все ее цитаты и породили знаменитый протестантский фундаментализм, другие наследники Лютера стали совершенно произвольно толковать любые библейские фрагменты и породили не менее знаменитый протестантский либерализм. Но обе крайности едины в одном: между Писанием и человеком никакой опосредующей инстанции не может быть, потому что никто не имеет права устанавливать единственно верное толкование самого Писания. Поэтому сам Лютер мог себе позволить абсолютизировать одно апостольское утверждение — Праведный верою жив будет Рим. Такая ситуация совершенно недопустима для православного богословия, которое исходит из того, что Писание и Предание — два источника одной веры, потому что каждый из них отражает веру единой Церкви, и в этом смысле источник веры только один — сама Церковь, формирующая собственное Предание, центральную часть которого образует Священное Писание. И интерпретировать это Писание можно только при учете всех его фрагментов, в его целом, а также при учете комментариев отцов Церкви. Реформация и Разум Писание и Предание — два источника одной веры С отрицанием свободы воли напрямую взаимосвязано другое ключевое положение протестантского мировоззрения, на которое значительно реже обращают внимание критики Реформации, а именно — отрицание необходимой роли человеческого разума в познании истины. Так же, как из факта грехопадшего состояния человеческой воли Лютер приходит к отрицанию самой свободы воли, так и из факта грехопадшего состояния человеческого разума он приходит к отрицанию самого разума. Атеисты любят цитировать презрительные слова Лютера о разуме, как будто он выражает позицию всего христианства, в то время как с православной точки зрения разум — это неотъемлемое свойство образа Божия в человеке, наравне со свободой. Самый авторитетный православный компендиум всех времен — «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина — начинается с апологии познания: «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души. Наоборот, незнание есть тьма.

Что хотел Мартин Лютер. И что получилось

На сторону Лютера против папы встал курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый и множество других людей. Власть папы была огромна, не раз Лютеру грозил костер, но политическая ситуация в Германии не позволяла папе легко расправиться с Лютером, как веком раньше Рим расправился с богемским бунтарем Яном Гусом. На стороне Лютера оказались как гуманисты, боровшиеся против всесилия Рима в духовной сфере, так и германские националисты, стремившиеся к тому, чтобы Германия шла своим путем национального развития. Вскоре Германия оказалась расколотой на два лагеря — сторонников Лютера и сторонников папы. Тем временем Лютер резко изменил свою жизнь, он перевел на немецкий язык Библию, перестал быть монахом, выступил против целибата священнослужителей и сам в 1525 г.

Писании: для него нужно было только, чтобы писания согласны были в том, что он признавал главным и существенным, т. Вообще Лютер при рассуждениях о священных книгах руководствовался тем положением своим, что слово Божие в писании, но писание не слово Божие потому что оно не все богодухновенно, по учению Лютера. Такой же произвол внес Лютер и в экзегес св.

Отвергнув руководственное значение вселенского предания при истолковании писания и провозгласив объяснение писания самим писанием при помощи просвещения Духом Святым, он внес в экзегес разлагающее начало субъективизма и рационализма. Там, где он видел несогласие свидетельств св. Писания со своим учением об оправдании одной верой, он или старался придать иной смысл этим свидетельствам, или совсем отвергал их значение. Таким образом, истолкование Слова Божия Лютер подчинил своей односторонней догматике. Признав св. Писание единственным источником религиозного познания, Лютер отверг авторитет церковного предания, неписаное Слово Божие, как оно сохраняется в общем сознании церкви, в определениях вселенских соборов и учении отцов церкви. Отвергая церковное предание, Лютер руководился с одной стороны основным положением своим об оправдании человека одной внутренней единоличной верой, с другой — противоречием католицизму.

Предание в католической церкви имело важное значение и широкое употребление, но оно не было чистым, неповрежденным источником христианского учения. Это было смешение преданий древнего вселенского православия с преданиями позднее измышленными, с нововведениями папства. И те, и другие средневековыми католическими богословами соединены были в одну систему и так перемешаны между собой, что, не зная древнего предания в чистом и цельном виде, невозможно было отличить и отделить одно от других. Вот почему и Лютер, восставая против нововведений папства и католической церкви, дошел до отрицания церковного предания вообще и таким образом разорвал связь с древней вселенской церковью, с ее учением, богослужением и практикой. Из всей области преданий христианской древности он удержал только три символа: так называемый апостольский, Афанасиев и первого вселенского собора, несправедливо предполагая, что все прочее в церковном предании стоит в связи с системой папства. Лютеранское учение о церкви Разрывая связь с древней вселенской церковью и отдаваясь в своем учении на произвол личного субъективного разума, Лютер неминуемо должен был впасть и действительно впал во многие заблуждения, отрицая, как суеверия, многие истины и искажая догматы церкви. Основное воззрение протестантства на спасение людей логически вело к разрушению церкви, как видимого учреждения, к которому приурочивается получение спасения.

В самом деле, если, по учению протестантов, человек спасается одной невидимой субъективной верой, то нет никакой нужды в каких-либо видимых объективных учреждениях. Если сам Бог спасает верующих без всякого участия с их стороны, то к чему еще это условие — принадлежать к церкви, как внешнему, видимому учреждению? Принадлежность к церкви и видимое общение с нею не может ничего ни прибавить, ни убавить у человека, спасаемого одной невидимой благодатью Божьей. И действительно, Лютер пришел к отрицанию видимой стороны церкви и создал своеобразное учение о церкви невидимой. На образование этого учения, конечно, имели большое влияние и крайности католической церкви. Римско-католическая церковь имела внешний, грубый характер. Она усвоила дух и характер, свойственный мирскому учреждению, светскому государству.

Во главе ее был поставлен римский папа, с представлением о котором соединялась не столько церковная мысль о носителе сугубой благодати, сколько государственная мысль о носителе верховной власти, о главе церкви, по подобию того, как государь есть глава государства. По мере того, как западная церковь переставала быть церковью, становясь более и более своего рода монархией, она и во всем своем устройстве приняла характер свойственный мирскому учреждению. Вопреки духу христианской свободы, братской любви и единомыслия в вере, который должен соединять верующих, в западной церкви развился дух деспотизма или тягостного преобладания одних и слепого повиновения других. Между духовенством и народом была проведена слишком резкая черта. Духовенство поставлено было слишком высоко над простыми верующими; оно получило неограниченный авторитет в отношении к народу; народ же, миряне составляли в церкви не более, как бессознательную массу, определяемую к движению мыслью и волей иерархии. Утратив образ истинной церкви и усвоив себе образ государства, римский католицизм и в деле охранения своего учения, своего внутреннего благосостояния от врагов, в исправлении заблуждающихся обнаружил особенную склонность к чисто внешним средствам, заключающимся в устрашении тяжкими карами, в наложении внешних мучительных наказаний. Крайним выражением этого направления католической церкви была инквизиция, наполнявшая ужасами западный христианский мир.

Такова была католическая церковь в средние века. Восставая против этих крайностей в устройстве римско- католической церкви, Лютер впал в другую крайность: он отверг не только власть папскую с ее злоупотреблениями, но и богоучрежденную иерархию, отверг не только гнет и насилие, господствовавшие в римско-католической церкви, но и самую идею церкви, как видимого учреждения. Отвергнув видимую сторону церкви, Лютер пришел к тому учению, что церковь невидима, и только невидимой своей церкви приписывает важное значение. Церковь , по его учению, не есть какое-либо, Богом основанное и имеющее поэтому божественную важность, видимое учреждение; она есть общество истинно верующих или святых, — общество сокрытое от мира, известное только Богу, общество невидимое. Она невидима в том смысле, что человеческое наблюдение не может с достоверностью указать ее членов, что их не соединяет какое-либо внешнее устройство. Союз с этой невидимой церковью есть чисто духовный, потому что он ни от чего другого не зависит, как только от веры. Но когда протестанты стали проводить в жизнь свое понятие о церкви невидимой, это понятие оказалось несостоятельным.

В самом деле, что такое эта невидимая церковь? В чем состоит ее внутреннее содержание? Ясно, что такая отвлеченная церковь существует не для действительного живого человека, а для какого-то отвлеченного, не существующего человека. Понятием невидимой церкви вовсе уничтожается идея церкви. Сам Лютер сознавал несостоятельность своего отвлеченного воззрения на церковь и потому ограничил это воззрение. Ему должен был представляться вопрос о том, как отличить истинную церковь от ложной, если жизнь церкви скрыта от всякого наблюдения. Этот вопрос заставил его допустить вместе с церковью невидимой еще церковь видимую, как внешнее выражение, видимый знак церкви невидимой.

Таким внешним знаком церкви невидимой, по мнению Лютера, служат таинства — крещение и причащение, и употребление Евангелия. Но эта внешняя, видимая церковь не есть церковь в собственном смысле. По учению Лютера, нет безусловной необходимости в церкви видимой; принадлежность к ней не составляет условия, без которого невозможно было бы спасение человека. Ясно, что Лютер в учении о церкви допустил непоследовательность, впал в противоречие с самим собой. Лютеранские таинства Лютер, держась того учения, что человек оправдывается одной внутренней верой без внешних, видимых посредств, не мог не разойтись с древневселенским воззрением на таинства, как на существенно необходимые для получения спасения священнодействия, в которых в неразрывной связи с видимыми их принадлежностями подается невидимая многообразная благодать Божия. Орган воспринятия благодати, по его учению, единственно есть вера; чрез нее человек прямо и непосредственно соединяется с Христом и получает дары невидимой благодати, следовательно no этому учению нет нужды в том, чтобы благодать соединялась с какими бы то ни было внешними чувственными действиями. Таким образом, в силу этой логической последовательности, Лютер должен был отвергнуть истинное древневселенское учение о таинствах, т.

Римско-католическое воззрение на таинства, соответственно целому строю римско-католической церкви, отличается внешним, механическим характером. Оно характеризуется известным термином: opusoperatum. Это выражение имеет тот смысл, что в таинстве человек получает благодать по силе сделанного дела operis operati, помимо всякого содействия или сочувствия с его стороны. От принимающего таинство не требуется внутреннее доброе движение или расположение для того, чтобы получить благодать. Даже более: он может не веровать в это действие и, несмотря на это, получит благодать. Такое воззрение на таинство совершенно противоречило учению Лютера об оправдании одной верой. Чтобы уничтожить римско-католическое воззрение на таинства, как на мертвые, механические действия, не имеющие отношения к нравственному состоянию человека, Лютер совершенно отверг присутствие благодати в таинствах.

Таинства, по его воззрению, суть не проводники благодати, но только знаки или символы, напоминающие нам о нашем общении с Христом, о нашем пребывании в церкви Христовой; но они не составляют чего-либо существенно необходимого. Для чего же существуют эти знаки, сами по себе вовсе бессодержательные? Они существуют, по мнению Лютера, для возбуждения и укрепления нашей уверенности в нашем спасении. Уверенность эта без внешних напоминаний, естественно, слабеет. Чтобы оживлять ее, Христос заповедал символические действия, посредством которых наша мысль и наше чувство приходят в соприкосновение с Самим Искупителем. Сообразно с таким взглядом на таинства, Лютер некоторые из семи церковных таинств совершенно отвергает, a значение других видоизменяет. Так он отвергает миропомазание на том основании, что оно будто бы излишне после того, как совершено крещение.

В крещении человек получил уже уверенность в том, что грех ему не вменяется, что он из отверженного сделался сыном Божьим и получит вечное блаженство. Зачем же еще миропомазание? Лютер признал это таинство только благочестивым обрядом и отверг его вопреки ясным свидетельствам Нового Завета и всей древней церковной практики. Таинство брака Лютер отвергает на том основании, что оно никаким образом не напоминает нам об Искупителе и не укрепляет веры в Него. Таинство елеосвящения, по мнению Лютера, также должно быть отвергнуто, потому что не заключает в себе элемента веры в искупительные заслуги Спасителя; оно имеет целью телесное исцеление больного, а не укрепление его в вере в Искупителя. Таинство священства, как нельзя более противоречит учению Лютера об оправдании человека одной верой, о возможности одних только непосредственных отношений верующего к Богу. Естественно, что Лютер отверг это таинство, так как оно допускает посредство между Богом и людьми, сообщая особенные благодатные дары известному классу людей, чтобы они были посредниками в сообщении благодати другим.

Священство, по мнению Лютера, принадлежит всякому верующему с того момента, как он вступил в царство благодати. Всякий верующий, как научаемый и просвещаемый непосредственно от Бога, есть учитель самого себя, есть священник. Таким образом, Лютер оставил только три таинства: крещение, покаяние и евхаристию. Лютер не отвергает эти таинства, но, сообразно со своим общим воззрением на таинства, лишает их того значения, какое усвоено им древневселенской церковью. Таинство крещения, по учению Лютера, не освобождает нас от первородного греха, а только удостоверяет в том, что этот грех не вменяется нам, что мы из отверженных стали сынами Божьими и получим вечное блаженство. Таинство покаяния Лютер сначала оставил, но потом вовсе отверг значение его, как таинства, возбуждающего и укрепляющего в человеке веру в Искупителя. По начальному воззрению Лютера, таинство покаяния есть продолжающееся действие крещения; цель его — отпущение грехов через веру во Христа: оно возбуждает эту веру и воспитывает надежду на исполнение обетований, поэтому существование его в церкви законно, но образ совершения его в римско-католической церкви — неправилен.

Лютер и Меланхтон заповедывали тайное, внутреннее исповедание грехов пред Богом, но не открытое — пред священником. Первый из них составил даже несколько образцов подобной исповеди для народа. В учении о таинстве евхаристии Лютер обнаруживает непоследовательность и уклонение от своего общего воззрения на таинства. Он отвергает в евхаристии пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христову. Евхаристия, по его мнению, не есть повторение голгофской жертвы, потому что хлеб и вино не превращаются в тело и кровь Христову. Но отказавшись от учения о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Христову, Лютер не решился отвергнуть в евхаристии все таинственное и сверхъестественное. Он признавал невидимое присутствие тела и крови Христовой в евхаристии.

Хлеб, по его воззрению, не претворяется в тело Христово, но, тем не менее, Христос пребывает своим телом здесь же вместе с видимым хлебом in pane, cum pane, sub pane. Таким образом, таинство причащения и по воззрению Лютера является уже не знаком только благодатного общения верующих с Христом, но средством действительного общения с Ним. Благодатное действие здесь уже непосредственно обусловливается внешним явлением хлеба и вина. Протестантское учение о почитании святых, их мощей и икон Протестантское учение об оправдании одной верой само собой вело к отрицанию учения и о связи церкви земной с небесной. Если не должно быть никакого посредства между Богом и человеком, то его не должно быть и со стороны отшедших святых. И действительно, Лютер отвергает почитание святых, как посредников и ходатаев перед Богом за живущих на земле. С его точки зрения казалось, что и сонм святых ходатаев на небе своим посредством, в известной мере, отдаляет верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляет их от Hero церковная иерархия.

Вот почему Лютер настаивает на мысли, что почитание святых, призывание их в молитвах унижает достоинство Спасителя, как единственного Ходатая за людей пред Богом. Отвергая, таким образом, в самой основе учение о почитании святых, Лютер естественно отвергал его в тех частных случаях, где оно было приурочено к чему-либо видимому, внешнему. Таково почитание нетленных останков святых и их икон. Относительно этого Лютер не находил определенных указаний в Слове Божьем, а всеобщее согласие древней христианской церкви, практика ее и определения соборов для него не имели авторитета. Отвергая почитание святых мощей, Лютер главным образом указывает на злоупотребления мощами, допущенные в католической церкви. По свидетельству протестантских писателей XVI века, католическая церковь часто выдавала за мощи святых совершенно неизвестные кости, так что, пересчитывая различные части останков одних и тех же святых, чтимые в различных городах, оказывалось, что у одного святого было несколько голов, у другого несколько рук и т. Что касается до почитания икон, то Лютер, не зная истинного учения православной церкви об иконопочитании, называл его идолослужением.

Образованию такого крайнего взгляда на иконопочитание, без сомнения, много способствовали злоупотребления, существовавшие в католической церкви. Известно, что римско-католическая церковь , кроме живописных изображений — святых икон, допустила употребление статуй в храмах. Чествование статуй сильно развилось в католической церкви в средние века. Статуи одевали в росшитые одежды, украшали дорогими ожерельями, кольцами и браслетами. Подобное чествование священных статуй иным действительно напоминало собой языческое поклонение кумирам, тем более, что многие изображения древних богов в Риме прямо или с некоторыми изменениями перенесены были из языческих храмов в христианские, под именами христианских святых. Все это без сомнения, в значительной степени способствовало возбуждению реакции против священных изображений, крайним образом выразившейся в протестантстве XVI в. Глава II.

Реформаторские движения в Швейцарии и основание реформатского или кальвинского общества Почти одновременно с реформацией Лютера в Германии, совершалась подобная же реформация в Швейцарии. Здесь вследствие реформации образовалось особое протестантское общество известное под именем реформатского 1 или кальвинского. Реформацию в Швейцарии начал Цвингли, а продолжал Кальвин. Ульрих Цвингли; его учение; споры о таинствах Цвингли родился в 1484 г. Получив отличное классическое образование, изучив основательно все гуманные науки, он в 1506 г. Основательное изучение св. Писания привело Цвингли к воззрениям, несогласным с учением римско-католической церкви.

Цвингли выступил в качестве реформатора, будучи священником в Эйнзидельне. В этом городе был монастырь, в котором находилась чудотворная икона Богоматери. Народ во множестве стекался сюда на поклонение святыне. Цвингли решился начать проповедь об оправдании одной верой на том месте, которое, по его мнению, служило по преимуществу выражением католического формализма в религии. В один из монастырских праздников, при многочисленном стечении народа, покупавшего индульгенции, нарочно присланные на праздник из Рима, он стал проповедывать поклонникам о том, что избавиться от грехов и получить спасение можно не путешествием к святым местам, не прикосновением к иконам и выполнением внешних обрядов, а нравственным исправлением и сердечным покаянием. Проповедь Цвивгли произвела волнение в народе. С 1519 г.

Местом его деятельности теперь стал Цюрих. В цюрихском кафедральном соборе он произнес ряд проповедей, в которых объяснял св. Писание, говорил об оправдании через веру в Спасителя, восставал против праздников, иконопочитания, постов, особенно же против индульгенций; обличал суеверие, лицемерие и общий упадок нравственности в духовенстве и мирянах. Чтобы окончательно выяснить свое положение, Цвингли вошел в цюрихский совет с просьбой об открытии публичного диспута, на котором он мог бы померяться со своими противниками со св. Писанием в руках. Совет уступил этой просьбе и назначил диспут 1523 г. Цвингли в 67 тезисах изложил свои религиозные воззрения.

Основная черта реформации Цвингли, выяснившаяся уже в то время, состояла в стремлении исключить из области религии и церкви все, что не подтверждается прямо св. Этим он отличается от Лютера, который оставил в силе все, что не противоречит буквальному смыслу Библии. На диспуте Цвингли одержал решительную победу над приверженцами католицизма, и цюрихский совет принял его под свое покровительство. С этого времени Цвингли уже систематически начал вводить реформу. Он заменил латинский язык в молитвах немецким, выход из монастырей сделал свободным, священникам дозволил вступать в брак. Реформация Цвингли в короткое время утвердилась в северных кантонах Швейцарии; и везде, где водворялось его учение, литургия и разные религиозные процессии отменялись, алтари ниспровергались, иконы сжигались, монастыри закрывались. Между тем как реформа Цвингли утверждалась в северных кантонах Швейцарии, южные кантоны, оставшиеся верными католической церкви, составили союз для противодействия реформе и открыли неприязненные действия против последователей Цвингли.

Дело дошло до междуусобной войны, и Цвингли всего более настаивал на ней, не соглашаясь на мир. Сначала перевес оставался на стороне последователей Цвингли, но потом католики напали на них врасплох и одержали решительную победу. Цвингли, тяжело раненный, умер на поле сражения 1531 г. Труп его, найденный врагами, был сожжен, а пепел развеян на все четыре стороны. Учение Цвингли в основных положениях сходно с учением Лютера. Единственным источником вероучения он признавал св. Писание; единственным средством оправдания человека пред Богом поставлял веру.

Главным пунктом, в котором Цвингли разошелся с Лютером, было его учение о таинстве евхаристии. В воззрении Цвингли на это таинство по преимуществу выразилось его стремление к дальнейшему, более последовательному пониманию протестантского воззрения на таинства вообще. Лютер в своем учении о таинстве евхаристии обнаружил непоследовательность. В таинствах вообще Лютер видел только внешние символические действия, напоминающие нам о нашем спасении; но в евхаристии он признавал присутствие тела и крови Христовой. Цвингли решительно отверг присутствие благодати в таинствах; он видел в них одни символы или знаки, напоминающие о смерти Христа. Соответственно этому взгляду на таинства вообще, Цвингли отверг все таинственное и в таинстве евхаристии. Сущность евхаристии, по его мнению, состоит в благодарном воспоминании крестной смерти Спасителя и в общении веры и любви между христианами.

Таинство евхаристии сделалось предметом споров между Лютером и Цвингли и их последователями; вследствие своих противоположных воззрений на евхаристию лютеране и последователи Цвингли дошли до полного разделения и ожесточенной вражды. Цвингли убеждал Лютера не исключать его и единомыслящих с ним из общества лютеран за уклонение в учении о евхаристии; но Лютер сурово отвергал подобные предложения и говорил, что одна из партий непременно служит сатане и, следовательно, ничто не может их соединить. Последняя попытка к примирению их сделана была ландграфом гессенским Филиппом. По его убеждению, представители обеих партий явились в Марбург 1529 г. Здесь лично встретились Лютер и Меланхтон с Цвингли и Эколампадием. После продолжительных переговоров они пришли к соглашению в большинстве спорных пунктов; но в вопросе о евхаристии соглашение между ними оказалось невозможным. Напрасно швейцарские реформаторы доказывали Лютеру его непоследовательность в учении о таинстве причащения.

Таким образом, результат свидания, происходившего в Марбурге между Лютером и Цвингли, был совершенно противоположный тому, какого ожидали от их личных переговоров: здесь ясно и резко выразилось убеждение обеих партий в том, что между ними нет единства в вере. Кальвин, его реформа и учение По смерти Цвингли, реформацию в Швейцарии продолжал и закончил Кальвин. Кальвин родился в 1509 г. В то время реформация Лютера, охватившая Германию, стала проникать и во Францию и находила там горячих последователей. Проповедники протестантства составляли тайные общества с целью и во Франции произвести реформацию, подобную германской. Молодой Кальвин также увлечен был общим ходом реформаторских стремлений. Он был подготовлен к отпадению от католической церкви сознанием ее недостатков, прежде чем сблизился с людьми протестантского образа мыслей.

Он, как и Лютер, чувствовал в своей совести неудовлетворение тем способом примирения с правдой Божией, который католическая церковь указывала в исполнении внешних дел. Окончательный разрыв Кальвина с католической церковью произошел около 1532 г. С этого времени он начинает распространять свои новые исповедные идеи: посещает собрания лютеран в Париже, произносит проповеди и пр. Рассчитывая на покровительство Маргариты Наваррской, сестры французского короля Франциска I, сочувствовавшей реформаторским идеям, Кальвин хотел открыто выступить в 1533 г. Но с этого времени начались на него гонения и он должен был спасаться бегством; в продолжение нескольких лет Кальвин не имел постоянного местопребывания, переходил из Франции в Швейцарию и из Швейцарии во Францию, пока, наконец, не поселился в свободной и независимой Женеве 1536 г. Здесь, вместе с Фарелем, он усиливался устроить своеобразную церковь ; но вследствие оппозиции со стороны враждебных ему партий был изгнан отсюда 1538 г. После того Кальвин удалился в Страсбург, где занимался богословскими трудами и принимал участие в делах немецкой реформации.

Через три года Кальвин с величайшим почетом был возвращен в Женеву и сделался законодателем города. Он издал здесь замечательные уставы церковной организации и провел их в жизнь, несмотря на ожесточенную борьбу партий, восстававших против его реформы. Женева сделалась центром кальвинизма и исходной точкой его обширного влияния на весь почти запад Европы. Кальвин усердно трудился в Женеве до самой своей смерти в 1564 году. Кальвин был по преимуществу реформатором нравственной жизни; нравственно-практические стремления стояли на первом плане во всей его деятельности; они вызвали в созданной им церкви особые должности и учреждения. Таковы должности: пасторов или служителей слова, докторов или учителей, старшин и диаконов. Пасторы или служители Слова Божия занимали первенствующее место в клире женевской кальвиновой церкви.

Обязанности их состояли в проповедании Слова Божия, совершении богослужения и таинств и в надзоре за нравственностью пасомых. Доктора или учители и старшины отличались от пасторов тем, что не могли совершать богослужения и проповедывать в храме, а были их помощниками, первые в наблюдении за нравственностью общества, вторые в воспитании юношества. Диаконы служили органами благотворительной деятельности церкви: им поручаемо было попечение о бедных, уход за больными и пр. Главным местом их деятельности были госпитали. Устроенная Кальвином церковь имела своей целью преобразовать не только общественную, но и семейную жизнь женевцев. Суровый реформатор требовал от своих последователей самой простой и умеренной жизни; для этого установил точные и строгие правила относительно пищи, одежды и образа домашней жизни женевцев. Для одежды и украшений запрещалось употребление дорогих металлов и драгоценных камней.

Низшим классам населения запрещено было шить одежды из бархата и шелка, мужчинам носить длинные волосы, а женщинам украшать их чем-либо. Портным без позволения начальства не дозволялось шить платья по модным фасонам. За нарушение этих постановлений назначены были денежные штрафы, отобрание материалов роскоши и наконец, судебное преследование. Еще с большей строгостью дисциплинарные законы преследовали в Женеве страсть к удовольствиям. Карточная игра, танцы, светская музыка и пение, маскарады и театральные представления запрещены были в Женеве; не дозволена была фабрикация карт, а игроки наказывались денежными штрафами или заключением в тюрьму; под угрозой денежных штрафов и заключения в тюрьму запрещалось проводить время в гостинницах и пp. Для введения строгой церковной дисциплины в Женеве учреждена была консистория, составлявшая нечто среднее между чисто церковным и чисто гражданским учреждением. Членами ее были все женевские пасторы и двенадцать старшин.

Они обязаны были наблюдать за образом жизни всего населения Женевы и производить суд за преступления против церковных постановлений. Что касается наказаний, налагаемых женевской консисторией, то они представляют собой смешение гражданских наказаний с церковными, как и самый состав консистории. Кроме выговоров, замечаний и отлучения, консистория подвергала наказаниям чисто гражданского характера, таковы, напр. Под давлением строгого надзора и наказаний, веселая прежде Женева сделалась городом, который своими мрачно-суровыми нравами резко отличался от всех других городов протестантского мира. Эта строгость нравов, которой отличалась Женева при Кальвине, в большей или меньшей мере выражалась в жизни и поведении всех кальвинистов. Богословское учение Кальвина в главных пунктах согласно с основными началами Лютера и Цвингли. Главное отличие кальвинизма или реформатства от лютеранства составляет учение о безусловном предопределении.

В сущности, это учение есть не иное что, как строгий последовательный вывод из Лютерова воззрения на падение и спасение человека. Лютер учил, что человек с падением лишился всякой способности к добру; его оправдывает и спасает единственно благодать Божия, получаемая через веру; но и самая вера не зависит от человека, она есть дар Божий.

В целом, Лютер пытается отделить свою критику злоупотреблений от критики в адрес папы римского. Лютер в целом выступает против индульгенций, хотя признает их за малое благо, сетует, что так мало людей «по правилам покупают индульгенции».

Индульгенции действуют только в случае нарушения внутрицерковных правил, спасение связано не с ними. Лишь произволение Бога ведает спасением. Цель индульгенций обретается не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием и «всецелым умерщвлением плоти» до самой смерти. Лютер утверждает приоритет Евангелия над индульгенциями.

В основном это было учение Лютера с незначительными изменениями. В дальнейших изданиях последнее вышло в 1559 объем книги возрастал, и в результате получился компендиум, содержавший полное и систематическое изложение теологии протестантизма. Во многих ключевых пунктах отклоняясь от системы Лютера, система Кальвина, характерными чертами которой являются логическая последовательность и поразительная изобретательность в истолковании Писания, привела к созданию новой независимой Реформатской церкви, отличавшейся и в своих учениях, и в организационном плане от Лютеранской церкви.

Кальвин сохранил основополагающее учение Лютера об оправдании только верой, но если Лютер подчинил этому учению все остальные теологические выводы ценой непоследовательностей и компромиссов, то Кальвин, напротив, подчинил свою сотериологическую доктрину учение о спасении более высокому объединяющему принципу и вписал его в логическую структуру вероучения и религиозной практики. В своем изложении Кальвин начинает с проблемы авторитета, которую Лютер "запутал" своим различением между словом Бога и Писанием и произвольным применением этого различения. Согласно Кальвину, у человека имеется врожденное "чувство божества" sensus divinitatis , но знание Бога и его воли открывается полностью в Писании, которое поэтому является от начала до конца безошибочной "нормой вечной истины" и источником веры.

Вместе с Лютером Кальвин считал, что, совершая добрые дела, человек не приобретает заслуги, наградой за которые является спасение. Оправдание есть "принятие, в соответствии с которым Бог, принявший нас в благодать, рассматривает нас как оправданных", и это влечет за собой прощение грехов вменением праведности Христа. Но, как и Павел, он считал, что вера, которая оправдывает, становится действенной через любовь.

Это означает, что оправдание неотделимо от освящения и что Христос не оправдывает никого, кого бы он не освятил. Таким образом, оправдание предполагает две ступени: во-первых, акт, в котором Бог принимает верующего как оправданного, и, во-вторых, процесс, в котором благодаря действию Духа Божьего в нем, человек освящается. Иными словами, добрые дела не вносят никакого вклада в оправдание, которое спасает, но они необходимо следуют из оправдания.

Чтобы уберечь систему морали от разложения в результате выведения добрых дел из тайны спасения, Лютер апеллирует к обязательствам, связанным с жизнью в общине, к чисто человеческому мотиву удобства. Кальвин же видит в добрых делах необходимое следствие оправдания и безошибочный знак того, что оно достигнуто. Это учение, а также связанное с ним учение о предопределении следует рассматривать в контексте понятия Кальвина об универсальном плане Бога в отношении Вселенной.

Высший атрибут Бога - его всемогущество. У всех сотворенных вещей есть только одна причина существования - Бог, только одна функция - умножать его славу. Все события предустановлены им и его славой; сотворение мира, грехопадение Адама, искупление Христом, спасение и вечная погибель - все это части его божественного плана.

Августин, а с ним и вся католическая традиция признают предопределение ко спасению, но отвергают его противоположность - предопределение к вечной погибели. Принять его равносильно утверждению, что Бог - причина зла. Согласно католическому учению, Бог безошибочно предвидит и непреложно предопределяет все грядущие события, но человек свободен принять благодать и избрать добро, или же отвергнуть благодать и сотворить зло.

Бог хочет, чтобы все без исключения сподобились вечного блаженства; никто окончательно не предопределен ни к погибели, ни ко греху. От вечности Бог предвидел непрекращающиеся муки нечестивцев и предустановил наказание адом за их грехи, но при этом он неустанно предлагает грешникам благодатную милость обращения и не обходит тех, кто не предопределен к спасению. Кальвина, однако, не смущал теологический детерминизм, который подразумевался в его концепции абсолютного всемогущества Бога.

Предопределение - это "вечные декреты Бога, посредством которых он решает для себя, что должно статься с каждым отдельным человеком". Спасение и погибель суть две интегральные части божественного плана, к которому не применимы человеческие понятия добра и зла. Для одних предопределена вечная жизнь на небе, так что они становятся свидетелями божественной милости; для других - вечная погибель в аду, так что они становятся свидетелями непостижимой справедливости Бога.

И небо и ад являют славу Бога и способствуют ей. Теологи Реформации не подвергали сомнению все догматы первых пяти вселенских соборов в отношении тринитарного и христологического учений. Новшества, которые они внесли, касаются в первую очередь областей сотериологии и экклесиологии учении о церкви.

Исключение составляли радикалы левого крыла реформаторского движения - антитринитарии Сервет и социниане. Современный протестантизм. Протестантские секты.

Современный протестантизм испытывает процессы дробления и слияния, разделения и соединения, поисков единственно верного вероучения, выраженного в теологических формулах. Наиболее распространенным в современном мире протестантским течением считается лютеранство, которое в некоторых странах например, в Скандинавских является государственной религией, а в других - Австрии, Венгрии, Франции, США - широко распространено. Существует Всемирная лютеранская федерация.

Лютеране признают авторитет никео-константинопольского символа веры, но отрицают сословие духовенства, как наделенного благодатью посредника между богом и человеком. Спасает только личная вера в бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Источник вероучения - Библия, а также произведения Лютера.

Таинства - крещение и причащение. Брак, рукоположение, собрование и конфирмация рассматриваются как простые обряды, отрицается безбрачие духовенства. Богослужение проводится на национальных языках, и его проводит пастор в особом облачении.

Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии-1517 год.

Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям Замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов». Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьянство. Мартин Лютер. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера (1483—1546). С 1500 года до начала Реформации, немецкие книгопечатники выпускали в среднем по 40 изданий в год, но с началом Реформации это число подскочило до пятисот наименований в год.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий