3 февраля 1565 года иван грозный учредил опричнину

Зимой 1564-1565 годов Иван Грозный отправился на традиционное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу и заявил, что более не желает царствовать. Похожий термин употреблялся для обозначения участников народных движений в Западной Руси XVI — XVIII веков – «опришки». Признаки опричнины 1565 – 1572 годов. Во время правления Ивана Грозного на Руси была введена система террора, называемая опричниной. 3 февраля – 1. О царе Иване Грозном и его опричнине. В декабре 1569 года Иван Грозный приказал своему опричному войску выступить на Новгород, заподозрив местного князя в замысле предательства, из-за чего в городе были произведены массовые чистки, сопровождавшиеся казнями людей, названных заговорщиками.

3 января в 1565 году началась опричнина

Книги полны записями такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли». В Двинской земле, где собирал подати опричник Барсега Леонтьев, целые волости запустели по выражению официального документа «от гладу, и от море, и от Басаргина правежу. В духовной грамоте 60-х гг. В плане идеологическом опричнина привела к падению морального авторитета и легитимности царской власти; из защитника и законодателя царь и олицетворяемое им государство превратились в грабителя и насильника. Выстраиваемая десятилетиями система государственного управления сменилась примитивной военной диктатурой. Опричнина показала свою полную военную неэффективность, проявившуюся во время нашествия Девлет-Гирея и признанную самим царем. Опричнина утвердила неограниченную власть царя — самодержавие. В XVII веке монархия в России стала фактически дуалистической , однако при Петре I абсолютизм в России восстановился; это последствие опричнины, таким образом, оказалось наиболее долгосрочным. Историческая оценка Исторические оценки опричнины могут кардинально разниться в зависимости от эпохи, научной школы, к которой принадлежит историк, и т. Дореволюционные концепции По мнению большинства дореволюционных историков, опричнина была проявлением болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей [6] [7].

В историографии XIX века, этой точки зрения придерживались Н. Карамзин , Н. Костомаров , Д. Иловайский , отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл. В противоположность им С. Соловьев старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. Мнение С. Соловьева разделяет К. Сходно глядел на опричнину и В.

Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину. В частности, опричнина способствовала уничтожению привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства. Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплеку опричнины, ставшие магистральными в XX веке. По мнению К. Платонова [8] ,опричнина нанесла ощутимый удар по оппозиционной аристократии, и тем самым укрепив русскую государственность в целом. Похожего мнения придерживается Н. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений.

Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны — в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Платонову, и вместе с тем насаждалась административным путем. Установочную точку зрения выразил И. У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это» [2] Р. Виппер считал, что «учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой», и видел в нём опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии [12] В 1946 году вышло Постановление ЦК ВКП б , в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников».

Прогрессивное значение в тогдашней историографии Опричного войска состояло в том, что его образование было необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства и представляло собой борьбу центральной власти, опиравшейся на служилое дворянство, против феодальной аристократии и удельных пережитков, [13] сделать невозможным даже частичный возврат к ней — и тем самым обеспечить военную оборону страны. Полосин предполагает: [15] «Может быть, метла и песья голова опричников Грозного были обращены не только против боярской измены внутри страны, но и против… католической агрессии и католической опасности». По мнению историка Фроянова: [16] «Исторические корни Опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры , апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И Опричнина стала совеобразной формы его защиты». Положительного мнения об опричнине придерживается И.

В 1569 г. Владимир с семьей был отравлен, а его удел перешел в царскую собственность. Еще один удар был направлен на Великий Новгород, который издавна имел самобытный статус и известную независимость.

Для укрепления самодержавной власти Ивану нужно было подчинить и этот город. Так называемый опричный поход на Новгород начался в 1569 г. Опричное войско во главе с царем устраивало погромы и казни, в результате чего в 1570 г. Со временем масштабы репрессий становились все больше. В опалу попадали не только оппозиционные бояре, но и самые приближенные к царю люди и. В измене были обвинены опричники Басмановы, князь Афанасий Вяземский и некоторые руководители земщины. В конце июля 1570 г.

Есть несколько мнений о причинах ввода опричнины. Может быть это было желание Грозного отомстить нерадивым дворянам, которые не признавали в нем царя даже после венчания на царство? Или может царь стремился победить детские страхи?

Или хотел создать новую опору для себя — дворянство, которое к тому же перестало бы заявлять претензии на престол, сосредоточенный в итоге в руках одной династии?

В него поначалу вошли 20 городов с волостями, в основном на северо-востоке страны, а также часть Москвы. Центром опричных земель стала Александровская слобода в нынешней Владимирской области. Остальные земли именовались земством и подчинялись как царю, так и Боярской думе. И Боярская дума, и Освященный собор согласились с введением опричнины; видимо, у них просто не было другого выхода. Репрессии начались практически сразу: уже в феврале 1565 года были казнены видный воевода, один из покорителей Казани, князь Александр Борисович Горбатый с сыном Петром, а также ряд других бояр и дворян. Созданный царем опричный отряд численностью около тысячи человек потом количество возрастет до 5—6 тыс. Часто казни были публичными, причем умерщвляли весьма изощренно — поочередно отрубали конечности, забивали кнутом, сажали на кол, подвешивали за ребро, травили собаками.

Многие погибали под пытками. Фото: commons. Картина художника Аполлинария Васнецова, 1912 год От левитановских пейзажей до обсерватории РАН и мороженого из ламинарии Десятки попавших в опалу были отправлены в ссылку в далекий Казанский край. Среди них было немало знатных «княжат» — представителей родов Оболенских, Ярославских, Ростовских и Стародубских князей. Высланные лишались своих старинных вотчин и поместий, а взамен должны были получить поместья то есть ненаследуемые земельные держания, в отличие от вотчин, которые передавались потомкам близ Казани. Конфискованные земли и богатства шли в царскую казну. Одновременно началось переселение и вовсе ни в чем не повинных земских дворян, которые, должны были покинуть опричные уезды и переехать в земские волости.

Почему Иван Грозный учредил опричнину и к чему она привела

Конспект Сегодня на уроке вы узнаете об особом периоде русской истории (с 1565 по 1572 год), получившем название «опричнина». Именно в этот кровавый период царя начинают называть Грозным. В декабре 1564 г. Иван Грозный выехал на богомолье в Троицкий монастырь, а затем уехал в старинное охотничье великокняжеское село — Александрову слободу, откуда в начале январе 1565 г. гонец К. Поливанов привез две царские грамоты. Затевая опричнину, Иван Грозный рассчитывал сформировать новый государственный аппарат, который был бы многим обязан ему лично, а стало быть, отличался высокой преданностью. 2) Система внутриполитических мер Ивана Грозного, направленная на установление единоличной власти царя и борьбу с самостоятельностью бояр. Земли, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной. Так, Земский Собор 1566 года искусственно соединяется автором с созданием опричнины в 1565 году, преображение опричнины в двор (1572 г.) трактуется Виппером как расширение системы, вызванное предательством новгородцев и разорительным набегом крымских татар.

Похожие статьи

  • Что такое опричнина
  • Опричнина Ивана IV Грозного
  • Иван IV Грозный: биография, жизнь и смерть царя, история правления, политика, реформы
  • Опричнина, подробно

Опричнина, подробно

Иван Грозный учредил опричнину [3 февраля 1565 г. 457 лет назад] Опричнина (от слова «опричь» – «кроме») – это политика Ивана Грозного в 1565-1572 гг., которая состояла в проведении репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства и борьбе с предполагаемой изменой среди бояр и князей.
Опричнина 1565–1572 гг — Студопедия это государственная политика, которая проводилась в Российском государстве с 1565-го по 1572-й годы, направленная на подавление боярско-княжеской знати, выступавшей против самодержавного правления Ивана Грозного.
«Введение чрезвычайного положения»: какую роль в истории России сыграла опричнина Правильный ответ должен содержать следующие элементы: а) в стране было сформировано особое опричное войско б) вся территория государства была разделена на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать.
Почему Иван Грозный учредил опричнину и к чему она привела 3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину. В течение семи лет политика царя была направлена на борьбу с изменниками и внутренними врагами. В историографии этот период называют "государственным террором", считают временем жестоких казней и репрессий.

Проведение политики опричнины

Первый русский царь Иван IV Грозный, стремившийся к неограниченной единоличной власти, создал в 1565 году особую — «опричную» — от «опричь», то есть «кроме» — «кроме, как все государство» организацию, которая стала инструментом крупномасштабного кровавого террора. До этого на Руси опричниной называли часть княжества, которую после смерти князя оставляли его вдове, отдельно от полагавшихся сыновьям уделов. Вдовья часть, таким образом, выделялась «опричь» всего княжества и после смерти вдовой княгини заново делилась между её детьми. Теперь же такой особый удел потребовал для себя здравствующий природный государь, не отказавшийся при этом и от контроля над другой частью своего царства. Были созданы Разрядный приказ, ведавший опричным войском, Розыскной приказ, призванный карать изменников, Разбойный приказ, руководивший органами местной власти — губными старостами на территории опричных владений. Историки имеют различные точки зрения на опричнину, а споры по поводу причин введения, целей, времени окончания опричнины, а также вызванных ею последствий не стихают на протяжении четырёх с лишним веков.

Одни считают, что опричный террор нанес огромный ущерб Российскому государству и стал одной из причин Смутного времени. Другие, наоборот, уверены, что опричнина спасла государство и явилась средством мобилизации всех сил страны шла тяжелая Ливонская война ; она весьма помогла в отражении набегов крымского хана; она подавила заговоры в Новгороде и Пскове с целью выхода из России под власть Литвы; очищенная страна сохранилась и даже расширилась.. В стране по распоряжению царя было построено 40 церквей и 60 монастырей, основано 155 городов и крепостей, создана государственная почта и основано около 300 почтовых станций. Вопреки наветам, Грозный царь оставил мощное государство и армию, позволившие его наследникам одержать победу в войне над Швецией и выставлять в поле 500000-е войско в 1598 году. Не став терпеть подобное положение дел, Иван VI принародно отказался от монаршей власти и соглашался вернуться на царство только в случае получения от своих подданных согласия на вручение ему ничем не ограниченных полномочий.

Эти полномочия, в первую очередь , подразумевали полную свободу наказания изменников: «…хто будет государьские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государьская воля». В опричнину Иван Грозный забрал ряд городов на западе, юге и в центре страны. В неё вошли территории, пограничные с Великим княжеством Литовским: Вяземский, Козельский, Белёвский, Лихвинский, Малоярославецкий, Медынский, частично Перемышльский уезды. Вошли в опричные владения платившие большие налоги северные земли с черносошным или дворцовым крестьянским населением. Поморские волости и уезды — Устюг, Двинской край, Вологодский уезд, Каргополь, Вага и Галич, Пинега с Мезенью, а также дворцовый Юрьевецкий уезд на Волге, Плёсская волость и Буйгород — должны были составить финансовую базу опричнины.

В центре опричными стали Суздальский и Можайский уезды. В опричнину попали и земли Аргуновской волости Переславль-Залесского уезда вокруг Александровской слободы. Отдельные волости были отписаны и в других местах, в том числе и неподалеку от Москвы: Гжель, Олешня и Хотунь на Лопасне на границе с Дмитровским и Коломенским уездами , Гусевская волость и сельцо Муромское Владимирского уезда, Домодедовская волость на реке Пахре с заливными лугами, окрестности озёр Селигер волость Вселуки и Ладожского погост Ладожский порог на Волхове. В дальнейшем территория опричнины расширялась… По форме организации опричнина отчасти копировала церковную, точнее — монастырскую. Опричную «братию» возглавлял игумен сам царь , были в ней пономарь, келарь, рядовые монахи.

Была общая трапеза. Верхние одежды были грубыми — нищенскими или монашескими, в руках опричника — посох. В функции опричнины входила охрана священной особы государя и безжалостное уничтожение его врагов. Они же были службой безопасности, вели следствие, карали изменников, порой чрезвычайно жестокими методами. По объективным подсчетам, ими было казнено от 3 до 5 тысяч человек.

Возникало много попыток сокрушить тирана, но ему удавалось раскрывать измену при помощи отъявленных негодяев, которых он жаловал и всячески поощрял»2, — писал Джером Горсей — английский авантюрист и агент британской разведки. Эмблемой опричнины стала собачья голова — символ верности опричников царю — и метла — для выметания изменников. В привилегированную «тысячу» были зачислены лишь те дворяне, которые не имели компрометирующих связей с аристократической средой. Это были, в основном, представители худородной и мелкопоместной части господствующего сословия.

Гравюра неизвестного художника. Территория опричнины в 1565-1572 гг. Наконец, 2 Февраля, Иоанн торжественно въехал в столицу и на другой день созвал Духовенство, Бояр, знатнейших чиновников. Вид его изумил всех. Опишем здесь наружность Иоаннову.

Он был велик ростом, строен; имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо некогда приятное. В сие время он так изменился, что нельзя было узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость; все черты исказились; взор угас; а на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса, от неизъяснимого действия ярости, которая кипела в душе его. Снова исчислив вины Бояр и подтвердив согласие остаться Царем, Иоанн много рассуждал о должности Венценосцев блюсти спокойствие Держав, брать все нужные для того меры - о кратковременности жизни, о необходимости видеть далее гроба, и предложил устав опричнины: имя, дотоле неизвестное! Иоанн сказал, что он для своей и государственной безопасности учреждает особенных телохранителей.

По свидетельствам летописцев расправа над новгородцами была крайне жестокой. Этому свидетельствовали убийства невинных жителей Новгорода, поджоги разграбления домов, подворье и даже монастырей, сожженный скот и все припасы. Согласно летописным сводам, за шесть недель пребывания в Новгородских землях опричники казнили 10-15 000 человек. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Новгородского похода Иван Грозный возвращается в Москву и продолжает политику террора, чтобы найти оставшихся пособников новгородской измены и совершить над ними расправу. Не щадил царь даже собственных приближенных. Общее количество жертв, по некоторым данным, превысило 200 человек, среди которых самые знатные люди. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор». Но историки не дают однозначной оценки столь масштабному политическому деянию Ивана IV. Кто-то считает опричнину настоящим хаосом и полной анархией, причиной разорения земель.

Кто-то наоборот ведет в ней движущую силу централизации и усиления власти. Столь противоречивые мнения обусловлены, недостатком источников исторической информации в наше время для объективного изучения опричнины как государственно политического явления. Минусы опричнины. Пожалуй, самый значимым последствием столь сурового варианта внутренней политики можно считать разорение многих земель. Уезды и уделы, по которым покатилась волна карательных отрядов опричников, лежали в руинах — массовые казни как правителей земель, так и рядового крестьянства не способствовали процветанию. Экономический кризис, вызванный сокращением посевных площадей — а Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной — стал причиной голода в центральной и северо-западной частях страны. Голод, в свою очередь, вынуждал крестьян переселяться из обжитых районов, вскоре переселение обернулась откровенным бегством. Государство пыталось бороться с обезлюдиванием земель, принимая первые крепостные акты, как, например, указ о заповедных летах.

Так опричнина стала причиной закрепощения крестьян, усиления из зависимости от воли помещиков.

Сущность опричнины Идеология опричнины состояла в «просеивании русской жизни» для отделения «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах». Практически сторона разделялась на две части: опричнина — земли, которые переходили в собственное управление Ивана; таковыми были территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов; земщина — земли, которые оставались во владении боярства. Для реализации этой системы был создан специальный отряд опричников, которые представляли собой тайную полицию царя, которому они непосредственно и подчинялись.

Их главной функцией было наведение в государстве нужного порядка. Первоначально их число составляло 1000 человек, позже оно значительно расширилось — появились опричные воеводы и головы. Опричное войско было разделено на государев полк и четыре приказа Постельный, Бронный, Конюшенный, Сытный. Опричники носили специальную одежду, напоминающую одеяния монахов — черные скуфейки и подрясники, а также имели право применять оружие.

В качестве отличительных символов они вешали на лошадь метлу и собачью голову, чтобы «выметать» и «выгрызать» все лишнее. Жители земель опричнины, которые не вошли в эту государственную систему, были вынуждены покинуть эти территории. Им предоставлялась земля в отделенных глубинах страны.

Иван Грозный

Опри́чнина — в Русском государстве 1565—1572 годов личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом. Опричнина (от слова «опричь» – «кроме») – это политика Ивана Грозного в 1565-1572 гг., которая состояла в проведении репрессивных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства и борьбе с предполагаемой изменой среди бояр и князей. В этот день, 3 февраля 1565 года, русский царь Иван Грозный учредил опричнину. Этот период в истории России ознаменовался политикой государственного террора и системой чрезвычайных мер. 3 февраля 1565 г. принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части: 1. «ОПРИЧНИНА» Во главе с Иваном 4. В 1572 году опричнина фактически прекратила своё существование – войско показало свою неспособность отразить нападение крымских татар на Москву, после чего царь принял решение ее отменить. Опричнина как инструмент усиления личной власти. Учреждая опричнину, Иван Грозный прежде всего думал о своей власти. Выше мы уже видели, что его политическим идеалом было неограниченное самодержавие.

Репрессивная политика Ивана Грозного. Опричнина

Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплеку опричнины, ставшие магистральными в XX веке. По мнению К. Платонова [8] ,опричнина нанесла ощутимый удар по оппозиционной аристократии, и тем самым укрепив русскую государственность в целом. Похожего мнения придерживается Н. Уничтожая его аристократический строй, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений.

Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны — в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Платонову, и вместе с тем насаждалась административным путем. Установочную точку зрения выразил И.

У него старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали как репрессии Николая II и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило. В наше время другой взгляд на это» [2] Р. Виппер считал, что «учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой», и видел в нём опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии [12] В 1946 году вышло Постановление ЦК ВКП б , в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников». Прогрессивное значение в тогдашней историографии Опричного войска состояло в том, что его образование было необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства и представляло собой борьбу центральной власти, опиравшейся на служилое дворянство, против феодальной аристократии и удельных пережитков, [13] сделать невозможным даже частичный возврат к ней — и тем самым обеспечить военную оборону страны.

Полосин предполагает: [15] «Может быть, метла и песья голова опричников Грозного были обращены не только против боярской измены внутри страны, но и против… католической агрессии и католической опасности». По мнению историка Фроянова: [16] «Исторические корни Опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры , апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И Опричнина стала совеобразной формы его защиты». Положительного мнения об опричнине придерживается И.

Фроянов: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах … с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновлённая Опричниной…». Зимина «Опричнина Ивана Грозного» 1964 , которая содержит следующую оценку явления: Опричнина была орудием разгрома реакционной феодальной знати, но в то же время введение опричнины сопровождалось усиленным захватом крестьянских «черных» земель. Опричный порядок был новым шагом на пути к укреплению феодальной собственности на землю и закрепощению крестьянства. Произведенное разделение территории на «опричнину» и «земщину» … способствовало централизации государства, ибо это деление было направлено своим острием против боярской аристократии и удельно-княжеской оппозиции.

Одной из задач опричнины было укрепление обороноспособности, поэтому в опричнину отбирались земли тех вельмож, которые не отбывали военную службу со своих вотчин. Правительство Ивана IV проводило персональный пересмотр феодалов. Весь 1565 г. Сочувствовало политике Ивана Грозного и посадское население, заинтересованное в укреплении царской власти, ликвидации пережитков феодальной раздробленности и привилегий. Борьба правительства Ивана Грозного с аристократией встречала сочувствие народных масс.

Реакционное боярство, предавая национальные интересы Руси, стремилось к расчленению государства и могло привести к порабощению русского народа иноземными захватчиками. Опричнина знаменовала собой решительный шаг по пути укрепления централизованного аппарата власти, борьбы с сепаратистскими претензиями реакционного боярства, облегчала защиту рубежей Русского государства. В этом заключалось прогрессивное содержание реформ периода опричнины. Но опричнина была и средством подавления угнетенного крестьянства, она проводилась правительством за счет усиления феодально-крепостнического гнета и являлась одним из значительных факторов, вызвавших дальнейшее углубление классовых противоречий и развитие классовой борьбы в стране". В конце жизни, А.

Зимин пересмотрел свои взгляды в сторону сугубо отрицательной оценки опричнины, видя в «кровавом зареве опричнины» крайнее проявление крепостнических и деспотических тенденций в противовес предбуржуазным. Кобрин и ученик последнего А. Опираясь на конкретные исследования, начавшиеся еще до войны и проведенные в особенности С. Веселовским и А. Зиминым и продолженные В.

Кобриным , они показали, что теория о разгроме в результате опричнины вотчинного землевладения — миф. С этой точки зрения, разница между вотчинным и поместным землевладением была не такой принципиальной, как считалось ранее; массового вывода вотчнинников с опричных земель в чем С.

Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный хотел отречься от престола. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти.

Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство. Когда в начале февраля 1565 года он вернулся в Москву, то объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства, и учредил 3 февраля «опричнину».

В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками. Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками.

Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали. В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор — они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали. После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу. В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек.

Окончание кровавой политики было также неожиданным, как и утверждение опричнины. Осенью 1572 года Иван IV отменяет террор и даже запрещает упоминать слово «опричнина». Все опричники сразу оказались вне закона. В последующем они были уничтожены самим монархом. Итоги опричнины Последствия опричнины оказались тяжелыми для Российского государства. Расправившись с частью оппозиции, царь сильно ослабил боярскую прослойку, которая была хорошо образована, могла давать советы и принимать правильные политические решения.

Подобная уязвимость неоднократно проявится в дальнейшей истории страны. Если сказать кратко, опричнина привела к серьезному экономическому упадку. В 1581 году вводятся заповедные лета, во время которых не действовало «правило Юрьева Дня». Это означало полный запрет на уход крестьян от помещиков в такой год. Одной из причин их появления стал массовый исход людей из северных и центральных районов на юг. Были разгромлены крупные имения бояр, чье имущество было передано под контроль государства. При этом до конца уничтожить боярско-княжеское землевладение у Ивана IV не получилось. Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.

3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину.

б) вся территория государства была разделена на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре; в) было разрушено землевладение знати, бояр и княжат, многие из которых были переселены на окраины. Зимой 1564-1565 годов Иван Грозный отправился на традиционное богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда в Александрову слободу и заявил, что более не желает царствовать. 3 февраля 1565 года Иван Грозный учредил опричнину. Опричнина – период в истории России во время царствования Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер.

Биография Ивана Грозного

  • 3 февраля 1565 г. Иван Грозный учредил опричнину. | Ветеран БД, 03 февраля 2022
  • Темные времена
  • 3 - 5 января 1565 года Иван IV принимает решение учредить опричнину
  • «Тьма кромешная»: Иван Грозный любил изощренные казни | Статьи | Известия
  • Опричнина, подробно

Опричнина Ивана Грозного 1565 - 1572 годов

Опричнина была учреждена Иваном Грозным по образцу монашеского ордена. Первоначальная численность личной гвардии царя составила 1 тыс. человек. 456 лет назад (3 февраля 1565 года) русский царь Иван Грозный утвердил в России неоднозначное государственное переустроение под названием «Опричнина». В начале февраля Иван IV вернулся в Москву и 3 числа объявил, что вновь принимает на себя правление. Также он заявил о том, что будет свободно казнить изменников, подвергать их опале лишать имущества без печалований со стороны духовенства и учредит опричнину. Возникновению опричнины предшествовала история о том, как Иван Грозный хотел отречься от престола. 3 декабря 1564 года царь Иван Грозный с семьей внезапно выехал из столицы на богомолье. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. это политика террора, введенная Иваном Грозным во время его правления в 1565 году. Слово "опричнина" происходит от древнерусского "оприч", что означает "особый".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий