Душанбе февраль 1990 года

В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе.

Погромы в Душанбе февраля 1990 года

В вечерних новостях таджикского телевидения туманно сообщалось о беспорядках у здания ЦК партии и на , объявлялось о введении в е чрезвычайного положения и комендантского часа, население города призывалось к спокойствию. В феврале 1990 года в Душанбе, столице Таджикистана, разразилась серия столкновений и протестов, которые имели серьезные последствия для русской общины в этом городе. Февраль 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана – Душанбе. 15 февраля в городе русские и некоторые таджики все же смогли сформировать отряды самообороны. В конце 1980-х годов возникло оппозиционное движение «Растохез» («Возрождение»), ставившее задачу пробуждения национального самосознания народа и с января 1990 года открыто выступавшее за запрещение деятельности компартии. Оригинал взят у dervishv в Горячий февраль 1990 года в Душанбе Десятые числа февраля это очередная годовщина событий в Таджикистане. В годы перестройки здесь проходила гражданская война наверное, эта республика наиболее болезненно пережила развал СССР.

История и хронология

  • Горячий февраль 1990 года в Душанбе
  • Люди А Февраль 1990-го в Таджикистане
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Советские города в крови
  • События в Душанбе в феврале 1990
  • Причины провокаций

Февраль 1990: судьба русских в Душанбе

We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept Пресса о гражданской войне в Таджикистане Гражданская война в Таджикистане, жертвами которой согласно общепризнанным подсчетам стало 600000 человек, то есть почти каждый девятый житель страны республики население которой в 1990 году составляло около 5,3 миллиона человек , — один из примеров того, как после распада СССР бывшая среднеазиатская республика с огнем и кровью встраивалась в новую региональную реальность. Близость Афганистана, уже не первый год существовавшего в режиме гражданской войны, а также активная и малоскрываемая вовлеченность в происходящее Узбекистана и России превращали события в Таджикистане в конфликт, так или иначе затрагивающий всю Центральную Азию. Как ни странно, но реалии десятых годов XXI века могут дать гораздо больше образцов, с которыми можно сравнить таджикские события начала 1990-х. Примеры распада авторитарных светских режимов и начала на территории контролируемых ими стран гражданской войны с участием исламистов теперь для нас более представимы. Таджикистан в начале 1990-х двинулся по принципиально схожему пути.

То, что итоговый результат отличался от наблюдаемых ныне печальных итогов некоторых из арабских революций, разумеется, объясняется множеством причин. Однако одна из них — это характер постсоветского общества, а также и то, что сам конфликт возник на фоне фактически не завершенного распада прежде единой страны. В этот момент, даже после официального признания независимости Таджикистана, на его территории продолжали сохраняться силовые структуры, не подчинявшиеся напрямую ни одной из сторон конфликта прежде всего, 201-я дивизия и пограничные войска , и этот фактор в дальнейшем сыграет очень важную роль в общем ходе гражданской войны. В ожидании перемен. Из личной коллекции Салима Аюбзода Впрочем, тогда — в 1990-е — для разворачивающихся событий приходилось срочно выбирать парадигмы описания, используя поначалу язык, описывающий привычные советские реалии и перестроечные принципы политической жизни, а позже понимая, что по получающимся схемам понять происходящее очень трудно.

Мы можем проследить за этим по материалам в центральных московских СМИ, которые в 1991 и 1992 году как могли старались составить картину происходящего. Поводы для сравнений дают некоторые другие особенности развития событий в Таджикистане в начальный период 1990-х. В частности, одним из важных механизмов давления на власть в Душанбе были массовые политические митинги, проводившиеся в течение нескольких недель осенью 1991 и весной-летом 1992 года. При этом в 1992 году в центре Душанбе на соседних площадях противостояли друг другу два митинга — оппозиционный и поддерживающий действующие власти. Осенью 1991 года люди вышли на площадь, протестуя против недавно проведенных выборов — правда, в данном случае выборы проходили в Верховном Совете Таджикистана, где исполняющий обязанности президента Таджикистана Кадриддин Аслонов был отправлен в отставку, а на его место назначен Рахмон Набиев.

Это решение оппозиция в Таджикистане посчитала незаконным и начала митинговать. Оппозицию в Таджикистане, как кажется, на всем еще официально не прекратившим существование СССР было принято называть демократической. Для Таджикистана, впрочем, это обозначение было если не условным, то, во всяком случае, не исчерпывающим. Практически с самого начала активной деятельности политической оппозиции в республике заметную роль в ней играли сторонники политического ислама, далеко не во всем придерживающиеся демократических убеждений. Впрочем, оппозиция по отношению к КПСС, а также республиканской Коммунистической партии после августа 1991 года ее попытались переименовать в социалистическую, но, кажется, это название продержалось недолго и осталось лишь в некоторых официальных бумагах была в те годы достаточным признаком "демократичности" наряду с участием в движении представителей местной интеллигенции.

Этим термином пользовались, не особенно вдаваясь в детали. В Таджикистане борьба с "коммунистами" на тот момент имела и еще одну дополнительную региональную специфику. Фактически она означала выступление против партийных функционеров, представляющих Ленинабад ныне Худжанд — выходцы именно из этого региона на севере Таджикистана на протяжении многих десятилетий занимали ведущие посты в республиканской компартии а значит, и в руководстве Таджикской ССР , и партийные структуры могли считаться, прежде всего, ленинабадским ресурсом. Рассказывая о событиях в Таджикистане, где роль столкновения кланов была весьма велика, невозможно обойтись без краткого описания основных противостоящих сил. Разумеется, такое описание будет очень приблизительным и объяснит далеко не все, тем не менее оно нужно для выведения некоторых закономерностей.

Разные части территории нынешнего Таджикистана еще во времена Российской империи находились в разных режимах управления. Область вокруг Ходжента нынешнего Худжанда, в советское время переименованного в Ленинабад была еще в 1886 году включена в состав Туркестанского генерал-губернаторства и управлялась русскими властями. Большая же часть других регионов Таджикистана до начала двадцатых годов оставались в составе Бухарского эмирата, признавшего вассальную зависимость от России, но сохранявшего внутреннюю автономию. Вовлеченность Ходжента в экономическую жизнь империи — а соответственно, уровень промышленного развития и образования населения — была заметно выше, чем у регионов, находившихся в составе эмирата. Восточная Бухара считалась отсталым регионом даже в рамках Центральной Азии.

Значительная часть Памира также управлялась русскими властями, впрочем, здесь шла речь скорее о военном контроле, без вмешательства в местную жизнь — этот край был слишком далек и труднодоступен, чтобы управлять им как-то иначе. На проспекте Ленина в Душанбе в 1990 году. Из личной коллекции Салима Аюбзода Бухарская элита была по своей культуре таджикской — как во многом таджикскими были и города Бухара и Самарканд. Однако таджикские жители Самарканда имели гораздо больше общего со своими узбекскими соседями, чем с соплеменниками из далеких горных аулов. Позже, уже после установления советской власти, Таджикская автономная республика была образована в составе Узбекистана и включала в себя Памир и области Восточной Бухары.

Во многом из-за отношения к новому образованию как к стране далеких горцев идея отделиться от большого и богатого Узбекистана ради бывшей Восточной Бухары действительно встретила мало понимания у бухарцев, самаркандцев и тех, кого можно было бы назвать таджикской элитой. Далее, по мере того как ташкентское руководство взяло курс на узбекизацию общественной и культурной жизни, оставаться привязанным к Узбекистану на подчиненных позициях уже не казалось столь удачным выбором. Однако изменить ситуацию было уже непросто. К тому же, создавать отдельную союзную республику в пределах границ горной автономии фактически означало, что будущее образование сохранит свое зависимое и подчиненное положение по отношению к Ташкенту. В ходе долгих споров с участием союзного руководства, где фигурировали в том числе и призывы отделить от Узбекистана Самарканд и Бухару, в 1929 году Таджикистан добился статуса союзной республики.

Границы Таджикистана были расширены, однако не за счет Самарканда. В качестве компромисса в состав республики оказалась включена Ленинабадская область. Таким образом, Ленинабад, население которого было смешанным, оказался присоединен к Таджикистану скорее из экономических и культурных соображений. В составе республики должна была находиться относительно развитая промышленная область. Географически область была отделена от остального Таджикистана и уже поэтому находилась на особом положении.

Со временем, однако, именно Ленинабад стал главным поставщиком кадров республиканского партийного руководства что отчасти также объяснялось промышленным уровнем региона и относительно большим уровнем образования его населения. Разумеется, не стоит говорить о том, что власть ленинабадцев была безраздельной — для сохранения своих позиций и стабильного руководства республикой они должны были предлагать приемлемые условия и представителям других областей. Как обычно бывает в случае, если речь заходит о договоренностях региональных кланов, в них существовали те, кто получал наибольшие выгоды, и те, кто считал себя обделенным. Возможное нарушение равновесия почти неизбежно должно было привести к борьбе между разными региональными силами за пересмотр прежних порядков. Традиционно ленинабадскому ходжентскому клану необходимо было поддерживать союзнические отношения с кланом Гиссарской долины, где располагалась столица Таджикистана Душанбе.

Однако условием такого союза было подчиненное положение гиссарцев что потенциально могло побуждать их на то, чтобы добиваться более выгодных условий альянса. В роли отодвинутых от политических и экономических рычагов чувствовали себя представители Гармских районов на востоке Таджикистана. Этот относительно удаленный от центра регион был мало затронут индустриализацией и в советское время считался одним из оплотов традиционного ислама в Таджикистане в нем, в частности, было довольно много неофициальных мечетей — обычно они существовали под видом чайхан, куда в определенные дни по вечерам приходили "свои" люди для молитвы и изучения ислама. Также на большее представительство в республиканских структурах активно претендовали памирцы, жители Горно-Бадахшанской области, наиболее удаленного и отсталого региона Таджикистана. Как ни странно, именно среди выходцев из этой области наблюдался наивысший процент лиц с высшим образованием.

Учеба оказывалась одним из немногих доступных бадахшанцам социальных лифтов. При этом практически никто из получивших диплом не стремился вернуться в Бадахшан. Кулябский регион в настоящее время — Кулябская зона Хатлонской области на юге Таджикистана долгое время пребывал вне серьезной борьбы кланов. Представители этого аграрного хлопководческого региона не претендовали на серьезные позиции во властных структурах и были в целом лояльны Ленинабаду, предпочитая концентрировать влияние на региональном уровне кулябцы были, впрочем, заметно представлены в органах безопасности, что в дальнейшем сыграет свою роль в событиях гражданской войны. Особое место занимал Курган-Тюбинский регион сейчас также часть Хатлонской области.

Вахшская долина, расположенная в этом регионе, была достаточно пестра по этническому составу там проживало немало узбеков и представителей локальных тюркских народностей. Область также была важным центром миграционных потоков, направляемых в регион советскими властями для крупных сельскохозяйственных и индустриальных проектов. В результате таджикское население области также представляло разные регионы — кулябский, гармский и памирский. Смешения между этими потоками не происходило, а интересы пересекались. Это делало регион потенциально конфликтогенным, что в полной мере проявилось в начале 1990-х.

Перестройка и последующее крушение СССР означало автоматическое ослабление Ленинабадского клана вместе с подрывом позиций республиканской компартии, которая была одним из главных ресурсов его влияния. Коммунисты, точнее, коммунистическое руководство, теперь становилось объектом узаконенной критики. А значит, следовало искать новые способы закрепления собственных позиций. Следует отметить, что уже в середине 1980-х годов партийное руководство Таджикистана начало задумываться об уязвимости своих позиций и предпринимать маневры по выстраиванию новых договоренностей с региональной номенклатурой. Тогда с приходом на пост первого секретаря ЦК КП Таджикистана Кахора Махкамова как и почти все его предшественники — выходца из Ленинабада многие важные посты были перераспределены в пользу представителей Гарма и Горного Бадахшана.

В частности, Госплан республики возглавил гармец Бури Каримов, а министром внутренних дел стал представитель Памира Мамадаёз Навджуванов. Однако сохранить равновесие надолго не удалось. И одной из причин неудач стало появление и активная деятельность оппозиции — теперь договоренность с региональной партийной номенклатурой не означала устранения главных угроз нестабильности. На власть и влияние стали претендовать другие общественные силы. Первым сигналом стали беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года.

Волнения в городе начались из-за слуха, связанного с другим региональным конфликтом — погромами армян в Баку в январе 1990 года. Тогда в Душанбе начали говорить, что квартиры в возводимых новостройках будут в первоочередном порядке предоставляться армянским беженцам. Уже к вечеру митинг перерос в уличные беспорядки с требованием отставки республиканского руководства. При этом в качестве возможного преемника стал называться Бури Каримов, начавший переговоры с представителями митингующих. От их лица в это время начали выступать активисты уже сформировавшихся в Таджикистане оппозиционных групп, в частности, движения "Растохез".

Сложно сказать, чем бы кончились эти переговоры, однако вскоре в город были введены армейские подразделения, которые, в том числе силой оружия, подавили беспорядки. Отставка Махкамова была немедленно переиграна. Зато Бури Каримов был лишен всех постов и вынужден был покинуть Душанбе. На какое-то время ситуация стабилизировалась. Однако события августа 1991 года, нанесшие окончательный удар по позициям КПСС, не могли не привести к новому раунду борьбы за власть в Душанбе.

Теперь республиканское руководство было обвинено в поддержке ГКЧП. О том, какие основания имелись для подобного обвинения, сказать сложно. Кахор Махкамов всего лишь не выступил с однозначным осуждением комитета. Однако в те дни подобное обвинение было легитимным поводом потребовать устранения той или иной не устраивающей кого-то во власти фигуры. И правило это соблюдалось на всем пространстве от Львова до Кушки.

К осени 1991 года в Таджикистане уже имелись оппозиционные структуры, способные выступить с подобным обвинением. Одним из них стало уже упоминавшееся выше движение "Растохез" Возрождение. Его генезис во многом напоминает различные "движения в поддержку перестройки", образовывавшиеся в других союзных республиках. Его первоосновой стал молодежный клуб "Ру-ба-Ру" "Лицом к лицу" , возникший в 1988 году в Душанбе как дискуссионное студенческое движение, курируемое местным комсомолом. Сама эта структура, постулирующая ценности национального возрождения, объединяла, прежде всего, национальную интеллигенцию.

Однако определенную роль в движении играло местное студенчество, что создавало потенциал для радикализации. В 1991 году была зарегистрирована Демократическая партия Таджикистана. Партия, несмотря на свою национальную ориентацию, первоначально не была ярко националистической, в ее состав входили представители разных национальностей. В 1991 году, еще не будучи зарегистрированной, ДПТ даже выступала с инициативой создания конфедерации демократических партий Советского Союза и призывала провести объединительную конференцию в Душанбе. Еще одной оппозиционной силой в Душанбе стала Исламская партия возрождения Таджикистана.

Формально на тот момент данная структура считалась филиалом общесоюзной Партии Исламского возрождения ее съезд был проведен в Астрахани в июне 1990 года, в нем, помимо прочих, принимал участие Гейдар Джемаль , однако фактически в Таджикистане партия действовала самостоятельно. У истоков этого движения стояли религиозные диссиденты, не связанные с официальным мусульманским духовенством, такие как Саид Абдулло Нури получивший религиозное образование внутри верующей семьи или Давлат Усмон. Многие представители партии были выходцами из Гарма, где позиции ислама были традиционно сильны, либо представляли гармские семьи, переселенные в Вахшскую долину. Впрочем, радикализм политического ислама на тот момент также не стоит переоценивать. Эти движения делали лишь первые шаги.

Так или иначе, 30 августа 1991 года сессия Верховного Совета Таджикистана под давлением оппозиционеров принимает решение об отставке президента Таджикистана Кахора Махкамова, якобы поддержавшего ГКЧП. Обязанности президента возлагаются на председателя Верховного Совета Кадриддина Аслонова. Аслонов был выходцем из партийной номенклатуры Гарма. Тем не менее в новых условиях стал близок к оппозиционной среде, где было достаточно много его земляков. Уход Махкамова в отставку стал лишь первым актом в разыгрываемой борьбе за власть.

Далее следовало развивать успех. И Аслонов под давлением требований оппозиционных партий решается на радикальный шаг. Решение было зачитано Аслоновым на массовом митинге оппозиционных сил, организованном "Растохезом", Демократической партией Таджикистана и другими оппозиционными структурами. В тот же день председатель Душанбинского Горисполкома Максуд Икромов издал указ о сносе памятника Ленину на площади Озоди бывшая площадь Ленина. Так, Таджикистан создал один из первых на территории СССР прецедентов по сносу памятника Ленину на фоне массовых митингов.

Запрет компартии лишал ленинабадцев главной структуры, контролируя которую они осуществляли власть в республике. Шаг был слишком серьезным ударом по их позициям, чтобы остаться незамеченным. Кроме того, сам запрет компартии, а тем более снос памятника Ленину в условиях Таджикистана 1991 года, где далеко не всё население было настроено антикоммунистически, оказались очень неосторожным шагом. На защиту компартии и Ленина люди тоже были готовы выйти на площадь. Митинг по призыву запрещенной указом и.

Собравшиеся держали в руках лозунги "Нет Вандализму", а также "Мы за консолидацию демократических сил в республике". По крайней мере, в некоторых лозунгах митингующие соблюдали определенные каноны, принятые на митингах периода перестройки во всем Советском Союзе.

Слухи раздули количество беженцев до 2 500—5 000 человек. По слухам, армян якобы переселяли в новое жилье в Душанбе, который в то время испытывал острую нехватку жилья. Несмотря на то, что армянские беженцы переселились не в государственное жилье, а к родственникам, и к 1990 году уже покинули Таджикистан в Армению , официальное опровержение слухов не смогло остановить протесты. Заверения Коммунистической партии первого секретаря Каххора Махкамова о том, что переселение армян не происходит, демонстранты отвергли. Вскоре демонстрации спонсировались Националистическое движение Растохез перешло в насилие.

Вечером 12 февраля в городе было объявлено чрезвычайное положение.

Протестующим удалось прорваться внутрь здания ЦК и поджечь его. Сотрудники милиции пытались усмирить граждан выстрелами с холостыми патронами. В ответ на это люди стали поджигать уличные ларьки и громить магазинов.

Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе. Местных возмутили слухи о выделении нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартир в городе. На самом деле из Баку в Душанбе бежали 47 человек и ни о каком предоставлении жилья речи не шло, но… Так работают слухи: если людям не предоставляют информацию, то они верят в то, что рассказывают. И даже если информация — всего лишь слух, то она имеет реальные последствия, если в эту неофициальную информацию поверили. Под влиянием слухов о несуществующих в Душанбе тысячах армян и выдумках о предоставлении дефицитного для города жилья, в столице Таджикской ССР начались акции протеста.

На следующий день у здания Центрального комитета Коммунистической партии ЦК КП Таджикистана прошел митинг, участники которого требовали депортировать армян из страны под угрозой расправы. Первые лозунги: «Долой армян! Те несколько армянских семей, которые действительно приехали в республику за убежищем, спешно покинули город. Но реальные причины у конфликта были, скорее всего, не совсем этнические. Местная номенклатура, глядя на ситуацию в столице, на Михаила Горбачева и нарастающие сепаратистские настроения в Прибалтике, хотела получить кусочек власти, собственный надел в виде советской республики и вассалов, в лице граждан на её территории проживающих. Очень быстро толпу переориентировали на новый лозунг: «Долой Махкамова!

Начало беспорядков в Душанбе

В Душанбе в 1990 г. был даже "русский погром", от которого погибли сотни и тысячи русских. Все эти вещи были спровоцированы националистическими организациями в рамках общей политики по "выдавливанию" русскоязычных из стран. День памяти погибших в Душанбе Душанбе (Фото:Tracing Tea, по лицензии ). В феврале 1990 года в Таджикистане началось политическое противостояние сил правительства и оппозиции, приведшее к гражданской войне. На рубеже 1980-1990-х годов по азиатским республикам бывшего СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов, которая ускорила процессы распада единого государства. Трагические события февраля 1990 года в Душанбе стали частью общей цепи событий. Февраль 1990 г. в зеркале русскоязычной прессы. В настоящее время, после прошествия семнадцати лет с момента трагических событий в Душанбе 12-14 февраля 1990 г., многочисленными исследователями они квалифицируются. Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе. Местных возмутили слухи о выделении нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартир в городе.

История и хронология

  • 80 тысяч жертв: как начиналась гражданская война в Таджикистане - [HOST]
  • История и выводы
  • Блог Алексея Филатова
  • Гражданская война в Таджикистане: первая кровь

Русская трагедия

Многочисленные выступления и показательные акции против русских стали частью общего паттерна насилия и притеснений. Русские были подвергнуты угрозам, нападениям и дискриминации на улицах города. Их жилища удалены, магазины разграблены, а некоторые люди даже стали жертвами физического насилия. Параллельно с этим, русские столкнулись с угрозами и опасностями на работе и в общественных учреждениях. Многие русскоязычные жители были изгнаны из своих должностей и лишены права на работу. Русские ученики и студенты также сталкивались с проблемами в школах и вузах. Эти угрозы и опасности для русских привели к созданию атмосферы страха и безопасности. Многие русские вынуждены были покинуть Душанбе и найти убежище в других регионах или даже за границей. Таким образом, февраль 1990 года стал перекрестком истории для русских в Душанбе и оказал серьезное влияние на их судьбы.

Митинги и борьба за права Февраль 1990 года ознаменовался массовыми митингами, которые проходили в Душанбе. Русское население Таджикистана активно выступало против нарушения своих прав и дискриминации. Митинги были направлены против политической и экономической неправильности, а также требовали справедливого представительства русского населения в органах власти. Митингующие выступали за свободу слова, равные возможности и социальную справедливость. Борьба за права становилась все более интенсивной. Митингующие выходили на улицы Душанбе, скандируя лозунги и требуя справедливости. Они также организовывали пикеты, подписывали петиции и обращения к властям с требованиями исправить положение русского населения. Митинги и борьба за права получили широкую общественную поддержку.

Граждане Таджикистана сочувствовали русскому населению и выступали в его защиту. Поддержка с других регионов страны также была заметной.

Русским угрожают, оскорбляют, избивают, их обращения за помощью в милицию игнорируются.

Все эти события остаются безо всякой реакции со стороны официальных российских властей. Количество этнических русских в Узбекистане сократилось с 1980-х к 2000-му году в три раза было 1 млн. Казахстан В Казахстане не было резни, здесь русских вытесняли «цивилизованно».

Идеологию, на которой стала базироваться с конца 80-х политика в отношении русских, сформулировал местный этнограф Макаш Татимов — «безконфликтное отступление бывшей имперской нации» — то есть русских. Именно тезисы Татимова неоднократно озвучивал президент Казахстана Н. Этнические чистки, как уже отмечалось, имели «цивилизованные формы»: вытеснение со сколь-нибудь важных должностей и из торговли, поражение в политических правах, в сфере образования, наконец, в языке.

Самый крупный и вызывающий акт «ономастического вандализма», пожалуй, переименование исконно русского города-порта Гурьев в «Атырау». Снесены десятки памятников, среди которых: памятник Ермаку Тимофеевичу в г. Ермаке сам город переименован в «Аксу» , памятник первоцелинникам на привокзальной площади и мемориал «Покорителям Целины» в Целинограде сам город ныне — «северная столица», «Астана» , бюст Пржевальского в г.

О положении русских в Казахстане недвусмысленно говорит письмо 2000 года уральских казаков из Западноказахстанской области к новому президенту России В. Авторы письма призывали президента России «остановить геноцид русского народа в Казахстане». Как и следовало ожидать, письмо осталось без надлежащей реакции.

В настоящее время миграционная служба РФ оценивает количество русских переселенцев из Казахстана в 2 млн. Эта цифра занижена минимум на 1 млн. С 1994 по 1996 годы режим Назарбаева ввёл положение о засекречивании всех данных по миграции и этнографии.

Но должной реакции со стороны любителей порассуждать о «гуманитарных катастрофах» так и не последовало. Добавим, что причина такой высокой доли русских в этой республике объясняется тем, что большую часть её территории составляют исконно русские казачьи земли, отошедшие Казахстану по фальшивым ленинским границам. Родина-мачеха антирусский режим После душанбинской резни многие русские обращались в различные российские инстанции с просьбой пересилить их из Таджикистана в Россию.

На эти просьбы им предлагали переселиться в Норильск или Якутию. В то же время, на очень выгодных условиях переселяли таджиков в Калининскую Тверскую область. Давали просторный дом и большой огород, оформляли семейные подряды с колхозом, выплачивали денежные пособия в размере 2000 рублей на главу семьи и по 500 рублей на каждого члена семьи.

Кроме этого, государство полностью оплачивало переезд таджиков и перевоз их домашнего имущества и т. Русские годами не могут получить российский паспорт в России. В 2008 году был принят ряд решений, ухудшающих и без того крайне тяжелую миграционную обстановку в России.

Мы родились в России, все наши предки россияне. Мы хотим оформить гражданство, но нас гоняют два года по инстанциям. Странно, что «кавказцы» получают паспорта без проблем.

Помогите доказать моим сыновьям, что русские тоже сила в России. Нам даже нельзя работать без гражданства, нам уже не на что жить…». На фоне подобного отношения к русским переселенцам, российская власть с распростёртыми объятиями принимает мигрантов-инородцев, из тех самых республик, откуда наши соотечественники были изгнаны.

Чем объяснить такую политику российской власти? Наводняя страну мигрантами, она целенаправленно снижает удельный вес русского народа, ослабляет его, создаёт ситуацию, при которой русские вытесняются со своей земли, своих рабочих мест, из госучреждений и с экономического поля. Судя по всему, власти выгодно подменять свой народ мигрантами, и именно на них она делает ставку.

То, что подобная тактика неминуемо приведёт к самым пагубным последствиям, не вызывает сомнений. Но об этом молчат и не вспоминают. Вместо того чтобы отправить на Родину всех этих азиатских варваров, вместо того чтобы наказать тех, у кого руки по локоть в русской крови, нас призывают к толерантности, призывают «возлюбить ближнего своего».

Однако с помощью резервов из состава 201-й дивизии российские бойцы сумели отбить нападавших и восстановить целостность границы. Согласно наиболее распространенной версии, Сафаров в беседе с Зариповым вспылил и неожиданно застрелил его. После этого охрана последнего открыла огонь, и в результате начавшейся перестрелки погибли 17 человек, в том числе и Сафаров. Впоследствии именем Сафарова назвали Таджикский высший военный колледж. Из них примерно 60 тысяч бежали на территорию Афганистана.

Первоначально на афганскую территорию перешло около 90 тысяч человек, однако впоследствии 30 тысяч самостоятельно вернулись обратно через Амударью, многие — в Горный Бадахшан. Вместе с тем многие репатрианты столкнулись с острой нехваткой жилья — за время войны в республике было разрушено 35723 жилых помещения. Правительственные солдаты на позиции в районе афганской границы, лето 1993 года Фото: AFP Наиболее активная фаза боевых действий закончилась к лету 1993 года, когда республика де-факто оказалась разделена на две части примерно по рубежу реки Вахш. В 1994 году оппозиция попыталась активизироваться, но безуспешно. В свое время он поддержал Сангака Сафарова, после чего стал фактически единоличным хозяином положения в Курган-Тюбе.

В январе 1997 года отряды Худойбердыева, оснащенные бронетехникой и тяжелой артиллерией, начали наступление на Душанбе, вступив в бой с президентской гвардией. Позже, когда правительственные войска уже обложили Курган-Тюбе, после серии переговоров с Рахмоном, он согласился сложить оружие. Правительственный солдат на позиции, апрель 1998 года Фото: AP Впоследствии Худойбердыев еще несколько раз устраивал вооруженные выступления. Так, 3 ноября 1998 года он возглавил мятеж в Северном Таджикистане. Около четырех тысяч боевиков атаковали управление внутренних дел Худжанда, казармы президентской гвардии, батальонов МВД и министерства обороны.

Повстанцы также установили контроль над перевалом Шахристан. Через несколько дней правительственные войска подавили мятеж. Осенью 2001 года Худойбердыев предположительно погиб, хотя, по некоторым данным, он до сих пор жив и находится на территории Узбекистана. Именно на российских солдат легла основная нагрузка по охране таджикско-афганской границы и предотвращению контрабанды оружия и наркотиков с территории Афганистана.

В результате столкновений между силами правопорядка и активистами погибли 25 человек, а еще 565 получили ранения. Массовые беспорядки в Душанбе принято считать своеобразной прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая началась через два года и унесла жизни более 80 тыс.

ЗАБЫТАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: 33 ГОДА ПРОШЛО С КРОВАВЫХ ФЕВРАЛЬСКИХ СОБЫТИЙ 1990 ГОДА В ДУШАНБЕ (9 ФОТО)

Выдуманный геноцид. Ответ русского таджикистанца Холмогорову В вечерних новостях таджикского телевидения туманно сообщалось о беспорядках у здания ЦК партии и на , объявлялось о введении в е чрезвычайного положения и комендантского часа, население города призывалось к спокойствию.
Геноцид русских в Таджикистане – В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, – погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранатомета школьного автобуса с детьми российских офицеров.
Резня русских в Таджикистане Первым сигналом стали беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года. Волнения в городе начались из-за слуха, связанного с другим региональным конфликтом – погромами армян в Баку в январе 1990 года.

День памяти погибших в Душанбе

30 лет назад — 12 февраля 1990 года — в Душанбе начались массовые беспорядки. Формальной причиной для протестов послужили слухи о переселении в Душанбе более 2,5 тыс. армян, которым якобы в приоритетном порядке предоставили квартиры в новостройках в. Масштабные беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года начались после того, как неизвестные лица стали усиленно распространять слухи о выделении квартир армянским беженцам. 14 февраля исполнилось 30 лет от погромов в Душанбе организованный таджиками,выступившими против властей, но убивавших и избивавших русских. Я был в Душанбе в середине 80ых годов, устроившись в археологическую партию. Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе. Местных возмутили слухи о выделении нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартир в городе. В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала».

12 февраля в 1990 году начались массовые беспорядки в Душанбе

Беспорядки в Душанбе г. - Dushanbe riots Но этот день как День памяти жертв официально отметили всего один раз, 12 февраля 1992 года и в память о 25 погибших в феврале 1990 года в центре Душанбе центральную площадь тогда назвали площадью Шахидон (Мученников), где также установили и памятный камень.
80 тысяч жертв: как начиналась гражданская война в Таджикистане В итоге, февраль 1990 года остался в истории Душанбе как период, когда распределение судебных решений было существенно нарушено, что стало одной из главных причин массового оттока русского населения из города и республики в целом.
Февраль –го. Массовые беспорядки в Душанбе В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала».

Таджикистан 1990-е, прошли погромы русских кварталов.

Суть дела в том, что и он, его семья находились в Таджикистане к моменту начала Большой войны. Он и его образованные друзья-таждики так и говорят: "Большая война 1992 года". Типа, как у нас Великая Отечественная. Оружие, из которого стреляли 12 февраля 1990 года и в апреле-мае 92-го, принадлежало спецслужбам КГБ Таджикистана Рассказывает руководитель следственной бригады Генпрокуратуры по расследованиям февральских событий Солиджон Джураев. Но этот день как День памяти жертв официально отметили всего один раз, 12 февраля 1992 года и в память о 25 погибших в феврале 1990 года в центре Душанбе центральную площадь тогда назвали площадью Шахидон (Мученников), где также установили и памятный камень. «Первыми жертвами озверевших сепаратистов становились русские мирные жители В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. 12, 14 февраля 1990 г. в Душанбе произошли беспорядки приведшие к кровавым столкновениям.

Февраль 1990: что произошло с русскими в Душанбе

– В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, – погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранатомета школьного автобуса с детьми российских офицеров. БМП на проспекте Ленина в Душанбе 14 февраля 1990 года. Одно такое негромкое задание группа «А» выполняла в далеком феврале 1990 года в столице Таджискской ССР городе Душанбе. Нарыв назревал годами. С конца 1980-х наша Советская Родина трещала по швам и Центральную Азию это тоже коснулось. По словам Саиданвара Камолова, оружие использовали в основном военнослужащие той самой Таманской дивизии, которые были переброшены в Душанбе в феврале 1990 года. Так, в Душанбе по переписи 1970 года крупнейшими этническими группами были: русские (42%), таджики (26%) и узбеки (10%).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий