Какую музыкальную форму имеет инструментальный концерт в творчестве и с баха

А. Вивальди - Э. Н. Артемьев - Ч. Айвз - И. С. Бах 5. Определите основоположника жанра инструментального концерта в России: П. И. Чайковский - С. В. Рахманинов - А. Вивальди - С. С. Прокофьев. Один из лучших концертов Баха – «Итальянский концерт» для клавира соло, фа мажор (1735 г.). В нем нет оркестра, но музыка яркая, оркестровая, это светлое, жизнерадостное, праздничное произведение Баха. Возглавляя с 1729 г. Музыкальное студенческое общество, композитор создал немало таких произведений в 1730-х гг. Это были концерты для разного количества клавесинов, сопровождаемых оркестром.

Классический концерт.

  • Популярные статьи:
  • Интерпретация клавирной музыки И. С. Баха
  • Лекция 5. И.С. Бах. Клавирное творчество. Проблемы стиля и интерпретации.
  • Лейпциг (1723—1750)
  • Инструментальное творчество Баха (клавирная, органная, оркестровая, ансамблевая музыка).
  • 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.

основная часть.docx

  • Органное творчество И.С. Баха
  • Инструментальное творчество Баха (клавирная, органная, оркестровая, ансамблевая музыка)
  • «Итальянский концерт» Баха
  • Инструментальное творчество Баха (клавирная, органная, оркестровая, ансамблевая музыка).
  • Полифонические циклы И.С.Баха - Сайт ludustonalis!
  • «Инструментальный концерт»

25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.

Один из лучших концертов Баха – «Итальянский концерт» для клавира соло, фа мажор (1735 г.). В нем нет оркестра, но музыка яркая, оркестровая, это светлое, жизнерадостное, праздничное произведение Баха. Бах обратился к жанрам камерно-инструментальной музыки в кетенский период жизни. А. Вивальди - Э. Н. Артемьев - Ч. Айвз - И. С. Бах 5. Определите основоположника жанра инструментального концерта в России: П. И. Чайковский - С. В. Рахманинов - А. Вивальди - С. С. Прокофьев.

Лекция: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (КЛАВИРНАЯ, ОРГАННАЯ, ОРКЕСТРОВАЯ, АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА).

Два полифонических цикла – «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение». Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. Для фуги, как и для многих других произведений Баха, характерно сочетание непрерывного развития и роста музыкального образа с долгим пребыванием в одном состоянии, распространяющемся на большие отрезки музыкальной формы. Для фуги, как и для многих других произведений Баха, характерно сочетание непрерывного развития и роста музыкального образа с долгим пребыванием в одном состоянии, распространяющемся на большие отрезки музыкальной формы.

Скрипичные концерты И. С. Баха

Произведения Баха входят в программу музыкальных учебных заведений; они звучат на концертах классической музыки, в современных кинофильмах, телепрограммах, на ледовых шоу. Лекция: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (КЛАВИРНАЯ, ОРГАННАЯ, ОРКЕСТРОВАЯ, АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА). Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Новаторство И.С. Баха заключается, прежде всего, в обогащении содержания клавирной музыки, смелом расширении её образного диапазона. Клавирным произведениям И.С. Баха присущи и тончайший лиризм, праздничность, душевное смятение и скорбь. У баха форма рондо. Возглавляя с 1729 г. Музыкальное студенческое общество, композитор создал немало таких произведений в 1730-х гг. Это были концерты для разного количества клавесинов, сопровождаемых оркестром.

3 главных периода творческого пути Иоганна Себастьяна Баха

Она является одной из самых важных средств музыкальной выразительности и художественной композиции в целом. Полифония в творчестве Баха занимала весомое место, он сумел повлиять на нее как с художественной, так и с педагогической стороны. Многое в понимании клавирной музыки Баха достигается через обращение к исполнительским традициям его эпохи, и первым шагом надо считать знакомство ученика с реальным звучанием тех инструментов (клавесин, клавикорд), для которых Бах писал свои клавирные сочинения. Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра. инструментального концерта на примере концерта «Времена года» ди, «Итальянский концерт» А. Вивальди - Э. Н. Артемьев - Ч. Айвз - И. С. Бах 5. Определите основоположника жанра инструментального концерта в России: П. И. Чайковский - С. В. Рахманинов - А. Вивальди - С. С. Прокофьев. Возглавляя с 1729 г. Музыкальное студенческое общество, композитор создал немало таких произведений в 1730-х гг. Это были концерты для разного количества клавесинов, сопровождаемых оркестром. Сюита в клавирном творчестве И.С. Баха Сюита (от фр. «следование») – цикл, состоящий из нескольких самостоятельных контрастных произведений (танцев) и объединенных общим замыслом.

Иоганн Себастьян Бах. Итальянский концерт

Баха очень тонко и чётко подчеркивал традиции и нравы эпохи Барокко. Всю свою сознательную жизнь он посвятил сочинению духовной музыки, посредством которой прослеживалось его отношение к Богу. Основная часть клавирных произведений, а именно: сюиты, инвенции, концерты, два тома ХТК, «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение», «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата», «Искусство фуги» и др. При этом композитор никогда не указывал, для какого инструмента написано конкретное клавирное произведение. Основной проблемой, с которой сталкиваются музыканты всех уровней, это способность и умение правильно передать те эмоции, образ, смысл, выразительность и идею, которые были заложены в пьесы выдающимся композитором. Существенное внимание автор уделял музыкальной технике, под последней принято понимать совокупность средств, позволяющих музыканту передать идею и содержание написанной композиции. Именно поэтому в процессе разучивания музыкального произведения очень важно уделять внимание технической работе.

Одним из ключевых и самых сложных моментов при исполнении своих сочинений И. Бах отмечал артикуляцию. По его мнению, ученик должен овладеть приемом cantabile в совершенстве. Данный приём он характеризовал, как непрерывную певучесть звука и использовал его в своих инвенциях и симфониях [4, с. Темп в музыкальном произведении отражает скорость исполнения музыки. Для эпохи Барокко был характерен умеренный и степенный темп, раскрывающий характер произведения.

Бах сравнивал музыкальный темп с ритмом сердца. В качестве примера приведём темпы исполнения композиций И. Allegro исполняется более весело и быстро, allegretto — активно с элементами шутливости, andante исполняется в ритме спокойного степенного шага, adagio — чувственно и проникновенно, а grave — серьезно [1, с. Динамика в клавирных пьесах отражает внутреннее восприятие звучания музыки аудиторией. Созданная звучащим инструментом атмосфера, передаёт тот самый дух произведения, который был положен композитором. В своих сочинениях И.

Бах очень четко и ясно доносил до музыкантов свою идею инструментального предназначения [1, с. Ритмике, в музыкальных сочинениях И. Баха, присуще применение соседних длительностей, таких как: восьмые и четверти, шестнадцатые и восьмые [3, с. Также И. Бах использовал в своих работах «метод восьмушек», показывающий контраст в артикулировании соседних длительностей, например: мелкие длительности играются legato, а наиболее крупные исполняются non legato или staccato. Основной отличительной чертой баховских произведений является сосредоточенный ритм, который несет в себе огромную художественную мощь.

Внутренний мир сочинений выдающегося композитора, их музыкальная символика до сих пор не изучены в полном объеме. Музыковеды, жившие в эпоху И. Баха, понимали глубокий смысл и идею заложенные в произведения композитором, благодаря наличию в них музыкально-риторических фигур и оборотов, которые были наделены эмоциями и текстами протестантских хоралов, а также образами Священного Писания [2, с. Не изучив и не поняв глубокого смысла языка И. Баха, музыкант не найдет ключ для прочтения заложенного композитором духовного, философского, образного содержания произведений. Не зная смысла музыки, не получится исполнить композицию в нужном темпе, ритме и с должными акцентами.

Произведения И. Баха нужно воспринимать как музыкальную икону, так как в начале любой его партитуры можно прочесть фразу «Господи, помоги», а в конце «одному Богу Слава». Именно поэтому исполняют И. Баха, словно молясь Богу. Как говорил А. Швейцер: «Музыка Баха — всегда молитва, более того — это не только молитва, а ещё и диалог.

В XIII вытеснился мотетом. На протяжении всей истории становления шла постоянная борьба за равенство между голосовыми классами. В итоге выделилось три основных этапа. Строгий стиль религиозный. Признаки: церковное хоровое пение а капелла без инструментального сопровождения , опора на диатонические ступени ладов, небольшие и от этого удобные скачки интервалов, а также отсутствие реприз. Свободный стиль вокально-инструментальный.

Черты: обновленная система ладов, свободный ритм, широкий диапазон, большие скачки на трудно интонируемые интервалы. Новая полифония. Особенности: синтез гомофонного склада с полифоническим, отсутствие повторений полифонии прошлого времени и приобретение самостоятельного статуса с точки зрения стилистики. Фуги И. Баха Фуги и полифонии Баха были неразрывным мощнейшим жанровым звеном. Фуга - одна из наиболее популярных полифонических форм, которая основывается на конкретной главенствующей теме, проходящей во всех голосах.

Несмотря на широкий диапазон содержания, в ней всегда преобладает некий интеллектуальный начальный замысел. Классический вид она приобрела с помощью композитора И. Его фуги по сей день являются непревзойденным образцом полифонии и эталоном ее эстетики. Бах - мастер полифонии, который смог реализовать этот жанр во всевозможных аспектах музыкальной жизни. Композитор писал фугу в трех изложениях: органном; клавирном; хоровом. Каждая была непохожа на другую, имела индивидуальный замысел и присущий только ей характер, но несмотря на это, у всех них была единственная общая черта: присутствие одной музыкальной темы.

Встречаются произведения, состоящие и из большего количества тем, но замысел остается прежним: все существующие подчиняются одной главной теме, которая несет в себе основной замысел фуги. Содержание Если оттолкнуться от анализа фуги Баха по полифонии, можно сделать несколько выводов: присутствие в большинстве случаев трех голосов; для структуры характерно наличие экспозиции, затем средней части или разработки , а после нее репризы повторения. Экспозиция - демонстрация музыкального образа с помощью многократного проведения полифонии во всех существующих голосах. Принцип: сколько присуще голосов для сочиненной фуги, столько раз и будет звучать ее главная тема. Фуга начинается с показа главной темы в основной тональности при помощи одного голоса.

В нотах переход на такой приём обозначается pizz. Также «пиццикато» называют иногда музыкальное произведение, которое исполняется этим приёмом. Clavier, Klavier, от фр. Баха 1731, 1735, 1754 Симфония псалмов англ. Symphony of Psalms — трёхчастная симфония И. Стравинского для хора и симфонического оркестра. Партитура закончена в 1930 году. Ныне исполняется преимущественно во второй редакции 1948. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом итал. Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. Нонет итал. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром; звучит на октаву выше обыкновенной большой флейты, причём ряд низких звуков извлечь невозможно. Впоследствии жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы. Характерные черты пассакалии: торжественно-трагический характер, медленный темп, трёхдольный метр, минорный лад, форма вариаций... Kontrafagott, англ. Диапазон по действительному звучанию — от B0 си-бемоль субконтроктавы , реже A0 до g соль малой октавы ; ноты пишутся в басовом ключе на октаву выше действительного звучания. Тембр — как... В классической однотемной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет имитирует заданную тему. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. Начало создания относится к 1914 году, а завершение — к 1917 году. В 1921 году нотоиздательством «А. Гутхейль» был опубликован клавир сочинения, а в 1924 году — его партитура.

РешОрше 16. Устав утвержден 11 апреля 1989 г. Действует на основе нормативной базы общественно-государственной системы НТТМ.

Вы точно человек?

Бах. Клавирные концерты (Cembalokonzerte) | Большая часть сочинений для органа, лучшие его произведения, которые смело можно отнести к выдающимся произведениям мировой музыкальной литературы для этого инструмента, написаны Бахом в Веймарский период его жизни.
Особенности исполнения произведений И.С.Баха В 1707 он принял приглашение на должность органиста в известной церкви св. Власия в тюрингском Мюльхаузене. Еще в Арнштадте 23-летний Бах женился на своей двоюродной сестре Марии Барбаре, сироте, дочери органиста Иоганна Михаэля Баха из Герена.
Вы точно человек? Бах обратился к жанрам камерно-инструментальной музыки в кетенский период жизни.
КОНЦЕРТ (музыкальная форма) | Энциклопедия Кругосвет В рамках статьи автор обращает свое внимание на значимость творчества И. С. Баха, уделяя при этом внимание музыкальному стилю, технике исполнения клавирных произведений, а также методам преподавания разучивания и исполнения композиций И. С. Баха.

Дополнительная информация

  • 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
  • Иоганн Себастьян Бах. Итальянский концерт
  • КОНЦЕРТ (музыкальная форма) | Энциклопедия Кругосвет
  • Органное творчество И.С. Баха
  • Музыка. 6 класс

Интерпретация клавирной музыки И. С. Баха

Происхождение слова «концерт» не вполне ясно. Возможно оно связано с итал. Действительно, взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и «партнерства», и «соперничества». Впервые слово «концерт» было применено в 16 в. Концерты Джованни Габриели, написанные для собора св.

Марка в Венеции, или концерты Лодовико да Виаданы и Генриха Шютца — это в основном многохорные духовные сочинения с инструментальным сопровождением. До середины 17 в. Концерт эпохи барокко. В концертах первого типа небольшая группа инструментов — концертино concertino, «маленький концерт» — противопоставлялась большей группе, которая называлась, как и само произведение, кончерто гроссо concerto grosso, «большой концерт».

Среди известных сочинений этого типа — 12 кончерто гроссо op. Концертино и кончерто гроссо связываются basso continuo «постоянным басом» , который представлен типичным для барочной музыки аккомпанирующим составом из клавишного инструмента чаще всего клавесина и басового струнного инструмента. Концерты Корелли состоят из четырех и более частей. Многие из них напоминают по форме трио-сонату, один из популярнейших жанров барочной камерной музыки; другие, состоящие из ряда танцев, более походят на сюиту.

Другой тип барочного концерта сочинялся для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой, которая называлась ripieno или tutti. Такой концерт обычно состоял из трех частей, причем первая почти всегда имела форму рондо: вступительный оркестровый раздел ритурнель , в котором экспонировался основной тематический материал части, целиком или фрагментами повторялся после каждого сольного раздела.

В отличие от каденции как категории гармонии, в исполнительстве слово «каданс» как синоним «каденции» не используется. Концертино для виолончели с оркестром , соль минор, соч.

В современной практике исполняется в редакциях М. Ростроповича или В. Блока с каденцией А. Die Kunst der Fuge — сборник из 14 фуг и 4 канонов И.

Баха, BWV 1080, предположительно для клавира. Сохранившиеся пьесы, написанные в 1742—1749 годах цикл не окончен , задуманы как изысканные и разнообразные полифонические разработки авторское название: Contrapunctus одной и той же темы в тональности ре-минор d-moll. Трио-соната итал. Обычно трио-соната сочинялась для трех инструментов: двух скрипок и непрерывного басового сопровождения, представленного виолончелью и каким-нибудь клавишным инструментом.

Эпохой расцвета трио-сонаты во всех европейских музыкальных центрах был период с 1625 по 1750год, затем, ввиду отмирания basso continuo как функционально необходимого элемента композиции... Концерт для оркестра , Sz. Одно из популярных произведений академической музыки XX века. Созданное в последние годы жизни после вынужденной эмиграции Бартока в США, это произведение, по мнению Витольда Рудзиньского, стало opus vitae композитора.

Путеводитель по оркестру для юных слушателей — музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное английским композитором Бенджамином Бриттеном в 1945 году с подзаголовком «Вариации и фуга на тему Пёрселла». Написано специально для документального фильма Мэтисона «Инструменты оркестра»; саундтрек к этому фильму записал Лондонский симфонический оркестр под управлением Малколма Сарджента. В концерте сочинение впервые прозвучало под его же управленим в исполнении Ливерпульского филармонического... Старинная концертная форма концертная форма, форма старинного концерта — музыкальная форма, основанная на чередовании ритурнеля главной темы , транспонируемого при повторных проведениях, и промежуточных построений, называемых интермедиями, основанных на новом интонационном материале или на разработке материала главной темы.

В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению отсюда название , но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией. Konzert от итал. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса или голосов с оркестром и концерты для хора а cappella.

Кончерто гроссо итал. Ми-бемоль мажор Es-dur — мажорная тональность с тоникой ми-бемоль. Имеет три бемоля при ключе.

Бахом на тему, продиктованную прусским королем Фридрихом II. Поскольку инструментовка нигде не указана Бахом, сегодня этот цикл можно услышать в исполнении на разных инструментах. В 1747 году И. Бах получил приглашение прусского короля Фридриха IIпосетить потсдамский дворец. Во время встречи была показана новинка — пианофорте Зильбермана разновидность фортепиано.

У короля имелось несколько экземпляров этого инструмента. Переходя из комнаты в комнату Бах импровизировал на них. Затем, желая удивить короля, композитор предложил дать ему тему для фуги. Вот тема, сочиненная Фридрихом II, названная королевской: Получив тему, Бах незамедлительно сочинил трехголосную фугу. На просьбу сочинить фугу на шесть голосов ответил, что не каждая тема подходит для такой цели. Позже он все-таки выполнил и это желание короля. Два месяца спустя, И. Бах опубликовал цикл, который озаглавил: «Regis Iussu Cantio Et Religua Canonica Arte Resoluta» «Данная повелением короля тема и прочее, исполненное в каноническом роде».

Первые буквы - это акростих Ricercar. Среди многочисленных аранжировок большой интерес представляет аранжировка Антона Веберна, сделанная в 1935 году. Все мелодические линии передаются от инструмента к инструменту после каждых нескольких нот, поэтому каждый мотив звучит в новом тембре. Девять канонов иногда называют «загадочными канонами».

В первом цикле ярче дан образ неистовствующей толпы, ей противостоит Спаситель, от которого исходит возвышенный покой и отстраненность от мира. Страсти по Матфею излучают любовь и нежность. Здесь нет непроходимой пропасти между божественным и человеческим: Господь через свое страдание сближается с человечеством, и человечество страдает вместе с ним. Если в Страстях по Иоанну партия Христа состоит из речитативов с аккомпанементом органа, то в Страстях по Матфею она окружена, подобно нимбу, проникновенным звучанием струнного квартета.

Страсти по Матфею — высшее достижение в баховской музыке, написанной для Протестантской церкви. Здесь использован очень большой исполнительский состав, включающий два оркестра, два смешанных хора с солистами и хор мальчиков, который исполняет мелодию хорала в номере, открывающем пассион. Вступительный хор — самый сложный в композиционном отношении раздел сочинения: два хора противостоят друг другу — звучат взволнованные вопросы и полные печали ответы на фоне оркестровых фигураций, изображающих потоки слез. Над этой стихией безграничной человеческой скорби парит кристально чистая и безмятежная мелодия хорала, навевающая мысли о человеческой слабости и божественной силе. Проведения хоральных мелодий сделаны здесь с исключительным мастерством: одна из самых любимых Бахом тем — O Haupt voll Blut und Wunden — появляется не менее пяти раз с разным текстом, и каждый раз гармонизация ее сделана по-иному, в зависимости от содержания данного эпизода. Месса си минор. Кроме 4 коротких месс, состоящих из двух частей — Kyrie и Gloria, Бах создал также полный цикл католической мессы ее ординария — то есть постоянных, неизменяемых частей богослужения , мессу си минор обычно называемую Высокой мессой. Она сочинялась, по-видимому, в период между 1724 и 1733 и состоит из 4 разделов: первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса»; второй, Credo, именуется «Никейский символ веры»; третий — Sanctus; в четвертый вошли остальные части — Osanna, Benedictus, Agnus Dei и Dona nobis pacem.

Месса си минор — сочинение возвышенное и величественное; оно содержит такие шедевры композиторского мастерства, как пронзительно скорбный Crucifixus — тринадцать вариаций на постоянный бас типа пассакальи и Credo — грандиозную фугу на тему григорианского песнопения. В последней части цикла, Dona nobis, представляющей собой моление о мире, Бах использует ту же музыку, что и в хоре Gratias agimus tibi Тебя благодарим , и это может иметь символическое значение: Бах очевидно выражает убеждение в том, что истинно верующий не имеет нужды просить Господа о мире, но должен благодарить Создателя за этот дар. Колоссальные масштабы мессы си минор не позволяют использовать ее для церковного богослужения. Это сочинение должно звучать в концертном зале, который под воздействием повергающего в благоговейный трепет величия этой музыки превращается в храм, открытый для всякого способного к религиозному переживанию слушателя. Сочинения для органа. Музыку для органа Бах писал всю жизнь. Здесь мы сможем назвать лишь немногое из множества великолепных органных произведений Баха: широко известная блестяще-виртуозная токката и фуга ре минор сочинена в Арнштадте популярностью пользуются также ее многочисленные оркестровые переложения ; грандиозная пассакалья до минор, цикл из 12 вариаций на тему, постоянно проходящую в басу, и заключительной фуги, появилась в Веймаре; «большие» прелюдии и фуги до минор, до мажор, ми минор и си минор — произведения лейпцигского периода между 1730 и 1740. Особого внимания заслуживают хоральные обработки.

В каждой из этих обработок Бах воплощает внутреннее содержание, настроение текста в свободно разработанных трех нижних голосах, в то время как хоральная тема звучит в верхнем, сопрановом голосе. В 1739 он напечатал 21 хоральную обработку в сборнике, который называется Третья часть Клавирных упражнений цикл известен также под именем Немецкой органной мессы. Здесь духовные гимны следуют в порядке, соответствующем лютеровскому катехизису, причем каждый хорал представлен в двух вариантах — сложном для знатоков и простом для любителей. Между 1747 и 1750 Бах подготовил к публикации еще 18 «больших» органных хоральных обработок т. Шюблеровские хоралы , для которых характерны несколько менее сложный контрапункт и изысканность мелодической орнаментики. Среди них особенно выделяется цикл хоральных вариаций Укрась себя, блаженная душа Schmcke dich, o liebe Seele , в котором композитор из начального мотива гимна выстраивает великолепную сарабанду. Клавирные сочинения. Большая часть клавирных сочинений Баха создана им в зрелом возрасте и обязана своим появлением его глубокому интересу к музыкальному образованию.

Эти пьесы написаны в основном для обучения собственных сыновей и других одаренных учеников, но под рукой Баха упражнения превращаются в музыкальные жемчужины. В этом смысле подлинный шедевр изобретательности представляют собой 15 двухголосных инвенций и столько же трехголосных инвенций-синфоний, которые демонстрируют разные типы контрапунктического письма и разные типы мелодики, соответствующие определенным образам. Самое известное клавирное сочинение Баха — Хорошо темперированный клавир Das Wohltemperierte Clavier , цикл, содержащий 48 прелюдий и фуг, по две для каждой минорной и мажорной тональности. Выражение «хорошо темперированный» относится к новому принципу настройки клавишных инструментов, при котором октава делится на 12 равных в акустическом смысле частей — полутонов. Успех первого тома этого собрания 24 прелюдии и фуги во всех тональностях побудил композитора к созданию второго такого же тома. Бахом написаны также циклы клавирных пьес, сочиненных по моделям распространенных танцев той эпохи — 6 Английских и 6 Французских сюит; еще 6 партит были опубликованы между 1726 и 1731 под названием Клавирные упражнения Clavierbung. Во вторую часть Упражнений вошли еще одна партита и блестящий Итальянский концерт, в котором сочетаются стилистические черты клавирных жанров и жанра концерта для клавира с оркестром. Серию Клавирных упражнений завершают появившиеся в 1742 Гольдберг-вариации — Ария и тридцать вариаций, написанные для ученика Баха И.

Точнее, цикл был написан для одного из почитателей Баха — графа Кайзерлинга, русского посла в Дрездене: Кайзерлинг тяжело болел, страдал бессонницей и часто просил Гольдберга ночью играть для него баховские пьесы. Сочинения для скрипки и виолончели соло. В своих 3 партитах и 3 сонатах для скрипки соло великий мастер полифонии ставит перед собой почти невыполнимую задачу — написать четырехголосную фугу для сольного струнного инструмента, пренебрегая всеми техническими ограничениями, налагаемыми самой природой инструмента. Шпитта характеризует как «торжество духа над материей». Столь же великолепны 6 сюит для виолончели соло. Оркестровые сочинения. Среди оркестровой музыки Баха следует выделить концерты для скрипки со струнным оркестром и Двойной концерт для двух скрипок с оркестром. Кроме того, Бах создает новую форму — клавирный концерт, используя сольную скрипичную партию написанных ранее скрипичных концертов: она исполняется на клавире правой рукой, тогда как левая рука аккомпанирует и дублирует басовый голос.

Шесть Бранденбургских концертов относятся к другому типу. Второй, третий и четвертый следуют итальянской форме concerto grosso, в которой небольшая группа солирующих «концертирующих» инструментов «состязается» с полным оркестром. В пятом концерте имеется большая каденция для клавира соло, и это произведение представляет собой, по сути дела, первый в истории клавирный концерт. В первом, третьем и шестом концертах оркестр делится на несколько хорошо сбалансированных групп, которые противопоставляются одна другой, причем тематический материал переходит от группы к группе и солирующие инструменты лишь иногда перехватывают инициативу. Хотя в Бранденбургских концертах немало всяких полифонических ухищрений, они легко воспринимаются неподготовленным слушателем. Эти произведения излучают радость, и кажется, что они отражают веселье и роскошь княжеского двора, при котором тогда работал Бах. Вдохновенная мелодика, яркий колорит, технический блеск концертов делают их уникальным достижением даже для Баха. Столь же блестящи и виртуозны 4 оркестровые сюиты; каждая из них включает увертюру во французском стиле медленное вступление — быстрая фуга — медленное заключение и вереницу очаровательных танцевальных частей.

В последние годы жизни Бах достиг высочайших вершин контрапунктического мастерства. После написанного для прусского короля Музыкального приношения, в котором представлены все возможные типы канонических вариаций, композитор начал работу над циклом Искусство фуги Die Kunst der Fuge , который остался незавершенным. Здесь Бах использует разнообразные типы фуги, вплоть до грандиозной четверной она обрывается на 239 такте. Неизвестно в точности, для какого инструмента предназначался цикл; в разных изданиях эта музыка адресована клавиру, органу, струнному квартету или оркестру: во всех вариантах Искусство фуги звучит превосходно и покоряет слушателей величием замысла, торжественностью и изумительным мастерством, с которым Бах решает сложнейшие полифонические задачи. Изучение наследия Баха. Творения Баха оставались почти в полном забвении на протяжении полувека. Лишь в узком кругу учеников великого кантора сохранялась память о нем, да еще время от времени в учебниках приводились примеры его контрапунктических изысканий.

25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.

Клавикорд отличался слабым, глухим тембром. Изобретённому же в 1709 г. Бартоломео Кристофори фортепиано ещё предстояло пройти длительный путь совершенствования. Баху хотелось преодолеть «ударность» клавесина и добиться певучей, кантабильной игры на этом инструменте. От своих учеников Бах добивался прежде всего безупречного легато и, желая им помочь, чрезвычайно обогатил педагогический репертуар, создав «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции». Даже Французские сюиты и «Хорошо темперированный клавир» были первоначально задуманы как учебные сочинения. Вместе с тем, Бах красноречиво доказал, что клавир может использоваться не только в домашней обстановке, но и перед большой публикой, и создал для него произведения в жанрах фантазии и фуги Хроматическая фантазия и фуга , токкаты, концерта. Особенно знаменит его Итальянский концерт - один из первых клавирных концертов без оркестра , полностью утвердивших самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Энциклопедией баховского творчества справедливо считается «Хорошо темперированный клавир» - цикл из 48 прелюдий и фуг два тома «ХТК» по 24 прелюдии и фуги в каждом , охватывающих 24 мажорные и минорные тональности, расположенные в хроматической последовательности.

Бах писал «ХТК» с целью утвердить в музыкальной практике все теоретически известные, но малоупотребительные в то время тональности темперированного строя с большим количеством ключевых знаков. В отличие от распространённого в старые времена натурального пифагорейского строя, он предполагает деление октавы на 12 равных полутонов. В натуральном строе клавишный инструмент звучал чисто только в тональностях с малым количеством знаков. Темперированный строй позволял применять все мажорные и минорные тональности и свободно модулировать в любую из них. Темперация была известна и до Баха, однако только ему первому удалось широко внедрить в художественную практику этот строй. Композитор рассматривал «ХТК» также как цикл учебных пьес для развития навыков связной игры и выработки пальцевой подвижности. Поставив перед собой чисто практические задачи, Бах остался прежде всего художником. В «ХТК» он выявил исключительно богатое и глубокое содержание 2-хчастного полифонического цикла, основанного на контрасте свободной, импровизационного плана прелюдии и строгой, построенной по чётким законам, фуги.

Если органным полифоническим циклам присущи пышная виртуозность, концертный размах, монументальность, то клавирные отличаются камерностью звучания. Вокально-инструментальное творчество Вокально-инструментальное творчество Баха составляют кантаты, оратории, мессы, пассионы. Вплотную к работе над вокально-инструментальными произведениями Бах приступил в Лейпциге, где занимал должность кантора в церкви святого Фомы. Из вокальных произведений по количеству созданного первое место принадлежит кантате. Самые ранние из дошедших до нас кантат - «Пасхальная» и «Выборная» Арнштадт и Мюльхаузен. Бахом написано около 300 духовных кантат, сохранилось - 199. Наряду с духовными Бах написал 24 светские кантаты, в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская». Примечательно, что он порой переносил номера из духовных произведений в светские и наоборот.

Кантаты включают в себя арии, речитативы, ансамбли, хоры с участием инструментального ансамбля или оркестра. В Лейпциге Бах пишет вокально-инструментальные произведения крупной формы: из них выделяются «Рождественская оратория», «Магнификат», Месса h-moll Высокая месса , «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею». В «Страстях по Матфею» Бах обратился к Евангелию от Матфея, причём выбрал из него эпизоды, привлекавшие многих художников огромным внутренним напряжением, острым драматическим действием и редкой психологической глубиной. Это предательство учеником Иисуса - Иудой - своего учителя, молитва Христа в Гефсиманском саду, отречение от Иисуса Петра и его раскаяние и, наконец, шествие на Голгофу - место, где был распят Христос. Для воплощения сложнейшего художественного замысла Баху понадобился огромный состав исполнителей - два четырёхголосных хора, два оркестра, два органа и солисты - вокалисты и инструменталисты. Примечательно, что именно с этого произведения началось возрождение музыки Баха. Через 100 лет после премьеры - в 1829 году «Страсти по Матфею» были исполнены под управлением Ф. Мендельсона, после чего начался настоящий ренессанс забытого баховского творчества.

Заключение При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей -- родоначальник баховедения И.

На музыкальную арену выходит гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие. В частности, популярность гомофонии связана и с тем, что церковь предъявляла особые требования к написанию духовных композиций: все слова должны быть разборчивы. Так вокал выходил на первый план, обрастая к тому же многочисленными музыкальными украшениями. Барочная склонность к вычурности проявилась и здесь. Богатой на украшения была и инструментальная музыка.

В связи с этим распространена была импровизация : открытый эрой барокко остинатный то есть повторяющийся, неизменный бас давал простор для фантазии на заданный гармонический ряд. В вокальной же музыке длинные каденции и цепочки форшлагов и трелей часто украшали оперные арии. В то же время процветала и полифония , но уже совсем в другом русле. Полифония барокко — это полифония свободного стиля, развитие контрапункта. Важным шагом в развитии музыкального языка стало принятие темперированного строя и становление тональности. Чётко определились два главных лада — мажор и минор. Поскольку музыка эпохи барокко служила выражению страстей человеческих, цели композиции пересматривались.

Теперь каждое сочинение связывалось с аффектом, то есть с определённым состоянием души. Теория аффектов не нова, она восходит истоками к античности. Но в эру барокко она получила широкое распространение. Гнев, печаль, ликование, любовь, смирение — эти аффекты связывались с музыкальным языком композиций. Так, совершенный аффект радости и веселья выражался использованием в письме терций, кварт и квинт, беглого темпа и трёхдольного размера. Напротив, аффект печали достигался включением диссонансов, хроматики и медленного темпа. Существовала даже аффектная характеристика тональностей, в которой суровый ми-бемоль мажор на пару со сварливым ми-мажором противостоял жалобному ля-минору и нежному соль-мажору.

Музыкальная культура барокко оказала огромное влияние на развитие последующей эпохи классицизма. И не только этой эпохи. Даже сейчас слышны отголоски барокко в жанрах оперы и концерта, популярных по сей день. Цитаты баховской музыки появляются в соло тяжёлого рока, эстрадные песни в большинстве своём строятся на барочной «золотой секвенции», а джаз в какой-то мере перенял искусство импровизации. И уже никто не считает барокко «странным» стилем, но восхищается его поистине драгоценными жемчужинами. Пусть и причудливой формы. Жанры церковной и светской музыки в творчестве И.

Баха и его современников Барокко в переводе с порт. По отношению к искусству это слово первоначально применялось в негативном значении: художникам эпохи классицизма творчество их предшественников казалось причудливым, вычурным, имеющим «неправильные формы» «барокко». Однако постепенно понятие «барокко» стало термином, обозначающим европейское искусство 17 — первой половины 18 вв. Выделяют следующие характеристики искусства эпохи барокко: 1 Пышность, торжественность, величественность 2 Повышенная экспрессия, эмоциональная напряженность, динамизм 3 Сильные контрасты Названные качества барочного искусства отразили сложность мироощущения эпохи. Потрясенный переворотом в представлении об устройстве мироздания, произведенном Возрождением Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Коперника и т. Пытаясь найти опору в кажущемся хаотичным мире, он взывает к небесным силам или уповает на земных властителей. И церковь, и государство а это расцвет абсолютных монархий по-своему пытаются внести упорядоченность в устройство жизни.

Для утверждения своего авторитета и духовного могущества и церковь особенно католическая , и крупнейшие королевские дворы Европы особенно французский — времен Людовика XIV, австрийский — времен Марии-Терезии широко использовали искусство — прежде всего, архитектуру и музыку. Музыканты эпохи барокко не являлись свободными художниками. Они находились на службе — либо церковной, либо светской. Их творчество было широко востребовано в каждом храме, в большинстве домов аристократов , но подчинялось определенным канонам. Наивысшего расцвета музыка барокко достигает в творчестве Баха, который обобщил достижения не только немецкой, но и итальянской, французской, английской школ. Другие представители этой эпохи — Корелли, Вивальди, Гендель. Церковная музыка в эпоху барокко была ведущим направлением.

Она была представлена произведениями для органа и для хора с оркестром. В то время именно эти исполнительские составы предоставляли композитору максимум возможностей по мощи и разнообразию звучания. Кроме того, церковная музыка в отличие от аристократической светской была обращена к максимальному количеству слушателей в церковь ходили все. Жанры органной музыки — это хоральные прелюдии и малые полифонические циклы. Примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. Баха и Г. Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo. Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов.

Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги. Читайте также: Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами? Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры с их контрастными быстрыми и медленными частями. Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И.

Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги». В это время происходит знаменательный перелом в музыкальном мышлении — полифоническое многоголосие сменяется гомофонно-гармонической системой, что приводит к расцвету культуры импровизации.

Издавна было заведено, что партию евангелиста исполнял тенор, Христа - бас. Наиболее активное развитие жанр страстей получил в Германии, в первую очередь — в творчестве Генриха Шютца, автора первой немецкой оперы.

Все они были написаны в Лейпциге. В Лейпциге в то время «Страсти» давались каждый год в положенное время в Страстную пятницу , попеременно в двух главных церквях - Св. Фомы и Св. В 1733 г.

По подсчетам баховедов выходит, что Бах в Лейпциге дирижировал «Страстями» 25 раз. Это, конечно, не значит, что всякий раз звучали именно его «Страсти» и именно по Матфею: во-первых, он сам написал «Страсти» по всем четырем евангелистам, во-вторых, Баху приходилось исполнять также музыку других композиторов. После смерти композитор это сочинение и вовсе было забыто. Переломным моментом в отношении к Баху стало исполнение «Страстей по Матфею» двадцатилетним Феликсом Мендельсоном в Лейпциге в марте 1829 г.

Эта дата знаменует начало эпохи возрождения Баха. Страсти по Матфею — самое монументальное творение Баха, над которым он работал примерно 4 года. Его премьера состоялась в церкви Св. Фомы Лейпциг в 1727 году.

Вообще при жизни Баха МР исполнялись несколько раз в разные годы[2]. Сюжет «Страстей» охватывает события последних трех суток жизни Христа - тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение. Текст взят лютеранином Бахом, естественно, из лютеровского перевода Библии на немецкий язык, поэтому в переводах на русский язык «Страстей по Матфею», да и других произведений, основанных на Библии, мы встречаем отличия от русского синодального перевода евангельских текстов. МР состоят из двух частей первая исполнялась до проповеди, вторая — после.

Каждая часть состоит из ряда разделов. I часть: 1. II часть: 1. Общее для всех баховских пассионов — совмещение трех планов изложения: повествовательного, драматического и лирического.

Повествование идет от лица рассказчика — Евангелиста тенор. В его рассказ постоянно вторгается «прямая речь» участников происходящих событий — Иисуса, его учеников, Понтия Пилата, священников Иерусалимского храма и т. Благодаря этим репликам, в том числе хоровым turbe , у слушателя возникает ощущение живого действия, то есть драмы. В свою очередь, развитие драмы нередко приостанавливается лирическими отступлениями в ариях, где выражаются чувства героев и самого автора.

Наиболее важные моменты повествования акцентируются звучанием немецких лютеранских церковных песен — хоралов. Как и в духовных кантатах Баха, именно хорал выводит мораль, поясняет слушателю главную этическую суть «сюжета». Некоторые хоралы повторяются, скрепляя всю грандиозную композицию. Почти всегда Бах сохраняет характерную для хоралов строгую 4-голосную фактуру.

МР — это двухорная композиция, предназначенная для двух 4-голосных хоров. Каждому хору аккомпанирует свой оркестр и орган; у каждого — свои солисты. Оркестр включает некоторые старинные инструменты например, виолу да гамбу, гобой д,амур. Два хора поют то раздельно, то совместно.

Следовательно, исполнение сочинение предполагает пространственную акустику. В «Страстях по Матфею» Бах применяет два хора и два оркестра, которые используются антифонно поочередно, ведя диалог и в идеале должны располагаться раздельно - лучше всего по разным сторонам церковного нефа, что позволяет архитектура многих готических и барочных церквей; при исполнении в концертном зале, где все исполнители расположены фронтально на сцене, эффект от этого композиторского приема смазывается. Роль и партия Иисуса, поющего речитативно, оттенена особо: его слова сопровождаются струнным квартетом, звуки которого как бы проливают неземное сияние, создают звуковой нимб. Структура «Страстей по Матфею» складывается из следующих компонентов: 1.

Речитативы, которые излагаются по тексту Евангелия от Матфея и включают представление событий в лицах. Партию Евангелиста исполняет тенор; другие солисты поют за Иисуса, Петра, Иуду, Пилата; хор выступает в ролях учеников, первосвященников и толпы. Арии и ариозо, которые служат лирическим комментарием к происходящему и выражают, напротив, индивидуальное переживание некой не названной по имени, но сочувствующей души, основных ситуаций истории.

Во второй части, Largo, мощный аккордовый склад первого раздела сменяется в последующем построении мерной арпеджированной фигурацией, приводящей к краткой реминисценции аккордового вступления в заключительных тактах. В финальном Allegro порывистый и напряжённый характер музыки, господство яркой и полновесной звучности как бы воссоздают картину разбушевавшихся стихий, неоднократно претворенную в творчестве Вивальди. Однако Бах как бы подчиняет музыку своей творческой индивидуальности; в его обработке она предстает в более сдержанной и строгой, но не менее впечатляющей музыки.

Другие клавирные концерты И.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Музыкальная культура эпохи барокко (XVII – первая половина XVIII века). Жанры церковной и светской музыки в творчестве И. С. Баха и его современников. Барокко (в переводе с порт.) – жемчужина неправильной формы. В ряду инструментальных произведений Баха основное место занимает клавирная и органная музыка. 2 тома его "Хорошо темперированного клавира" поражают непревзойденным контрапунктическим мастерством. Концертная форма у И. С. Баха. Сонатные и концертные циклы Баха открываются крупнейшими и наи-. более развитыми из его одночастных нефугированных форм. По своему. положению в циклах эти формы вполне аналогичны форме сонатного. это 4 концерта, каждый в 3-х ч.,Бах: Шесть «Бранденбургских концертов»). Многое в понимании клавирной музыки Баха достигается через обращение к исполнительским традициям его эпохи, и первым шагом надо считать знакомство ученика с реальным звучанием тех инструментов (клавесин, клавикорд), для которых Бах писал свои клавирные сочинения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий