Славянский месяц январь

просинец февраль - бокогрей, сечень, снежень март - березозол, зимобор, протальник апрель - брезень, снегогон, цветень май.

Славяно-Арийский Календарь

  • Название старославянских месяцев года
  • Новости страны Северной
  • Славянские названия месяцев — Википедия
  • Глава четвертая. Календарные 'черты и резы'

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Название месяцев года
  • Календарь славянских праздников
  • Какие праздники по славянскому календарю в январе
  • Ледень, ревун и прочие чешские месяцы.: naty — LiveJournal
  • Ледень, ревун и прочие чешские месяцы.: naty — LiveJournal
  • Древнеславянский календарь — время прихода весны, дни недели, обычаи язычников

месяца Месяц январь Слово: январь, или генварь, или иануарий —

Также название месяца связано с латинским словом «ianua» — «дверь», поэтому январь мог считаться «дверью в год». Народный календарь восточных славян. так называли в старину на Руси февраль, разделяющий зиму и весну, хотя еще лютуют морозы, много снега. 19 января — празднуем славянский праздник Водосвет! Приближается Водокрес!

Название месяцев года

Славянские названия месяцев — название месяцев года, по временам, в славянских языках. Во многих славянских языках названия месяцев имеют славянское происхождение. зиме середина. Это месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов, прибывающего света, темная зорька года, а также месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов. Своё имя месяц Январь получил в честь римского бога Януса – божества неба и солнечного света, символизирующего начало и конец, вход и выход, прошлое и будущее.

Названия месяцев в древней руси соответствовали особым приметам того сезона года который

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. Гипотеза: предполагается, что названия месяцев у древних славян происходит от природных явлений, а появление современных названий имеет латинское происхождение. Славянский календарь испокон веков назывался месяцеслов. Месяцеслов состоит из двенадцати месяцев с родными именами, которые составляют полный кологод, год или лето.

Зимние месяцы

Январь у нас самый холодный месяц года. Средняя температура воздуха в январе на севере региона, в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, от минус 7,5 до 8,7 градусов. Другое исконное славянское название июля – липец (или липень), которое употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. У древних славян 15 лет по 365 дней и каждое 16-ое лето имело 369 дней, такой год назывался Священным летом, в нем каждый месяц имел 41 день. Славянский календарь назывался «даром Коляды» (Коляда – бог солнца). Ключевыми событиями славянского года считались дни весеннего и зимнего солнцестояния. ПРОСИНЕЦ— название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов.

Новости страны Северной

Julius — в честь Юлия Цезаря; август — лат. Augustus — в честь императора Августа. И таким образом декабрь стал ужe двенадцатым по порядку, хотя продолжал и продолжает означать «десятый» по смыслу своего латинского корня. Это же касается слов «сентябрь», «октябрь» и «ноябрь», которые, вопреки значению своих корней, стали обозначениями соответственного девятого, десятого и одиннадцатого месяца. Из-за увеличения количества месяцев наступила чехарда в их длительности. Так как дней в году не стало больше, чем есть 365 или 366 , то месяцы стали по 31, 30, 28 или 29 дней. В связи с этими перестройками месяцы и годы стали начинаться в различные дни недели. Порядок древнего летоисчисления разрушился. Количество часов в сутках увеличили до 24, изменив длительность часа и потеряв тем самым понятия о части, доле, миге, мгновении, сиге.

И в довершение всего эти короткие промежутки времени стали измерять в шестидесятиричной системе счисления. Час разделили на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Но вернёмся к древнеславянскому календарю. У каждого из его 16 часов тоже было свое название 1-й час — Паобед начало нового дня — 19. Новый день начинался с 16-го часа. Древнеславянский календарь на год состоял из двух таблиц, для чётного и нечётного месяца, на обычный год и одной на святой. В каждой неделе по 9 дней. А теперь представьте, с какими проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились "просвещать" язычников Европы.

Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты. Иная календарная система, не позволяла христианам-миссионерам правильно определить какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому-же сравнительные даты постоянно "плавали". Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый — Юлианский. Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси. Введённый Юлианский календарь, народ не принял. Потому-что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше. Но христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий.

На Кузьму 1 мая надо было сеять морковь и свеклу, на Луку 5 мая — сажать лук. На Арину-рассадницу 18 мая сажали капусту. При этом первый будущий кочан покрывали горшком, на который стелили белую скатерть — чтобы капуста была такой же круглой и белой. На Иова-огуречника он же Иов-горошник — 19 мая сажали огурцы и горох. Огурцы можно было сажать и позже — например, на Сидора-огуречника 27 мая. К началу мая запас сена заканчивался, но уже успевала вырасти новая трава. Поэтому так важен был первый выгон скота на пастбище, который совершали на Егория вешнего. О разумном распределении запасов говорит пословица: Сена достает у дурня на Юрья, а у разумного до Николы — то есть до 22 мая.

В народе верили, что Егорий объезжает лес и раздает наказы зверям, на какую скотину нападать, поэтому его просили: Егорий Храбрый, прими мою животину на полное лето и спаси ее от зверя лютого, от человека лихого! В первый раз скот на пастбище гнали веточкой, оставшейся с вербного воскресенья. На Егория заботились и о лошадях — коня купали, кормили печеньями-крестами с Крещения и оглаживали яйцом, чтобы он был таким же гладким и круглым. Специальным «конским» праздником был Никола вешний 22 мая — тогда лошадей впервые выгоняли на ночной подножный корм. Тогда служили молебны, чтобы зверь не задирал лошадей, а ночь парни-конюхи праздновали в поле у костра. На Николу луга, предназначенные под покос, огораживали ветками - чтобы траву не топтал скот. Июнь В первой половине июня сев яровых культур завершался. На Константина и Олёну-леносейку 3 июня сеяли лен и коноплю.

В семена при этом клали вареные яйца, которые затем съедали, но перед этим подбрасывали вверх, чтобы растения были повыше, а скорлупу разбрасывали по полю. На Леонтия-огуречника 5 июня в огороде сажали последние огурцы, а на Исаакия 12 июня — бобы. Посевная считалась законченной на Еремея-распрягальника 13 июня. В июне посеянные злаки начинали колоситься. На Федосью-колосяницу 11 июня молодежь ходила в поле величать озимую рожь — петь песни и водить хороводы. Для здоровья и чтобы рожь лучше росла, катались спиной по всходам. На Акулину-гречишницу 26 июня иконы украшали пучками молодой гречихи и устраивали мирскую кашу — угощение нищих кашей из гречки с прошлых урожаев, а те в ответ желали, чтобы и в этот раз гречихи уродилось побольше. После завершения посевной до начала сенокоса заняться было особенно нечем, поэтому в середине июня в работе была небольшая передышка.

Как раз на эти неделю-полторы обычно и приходились «зеленые» святки — русальная троицкая неделя. Остаток месяца был посвящен прополке полей и огородов и так называемым навозницам, когда накопленный за зиму навоз разбрасывали в полях под паром для удобрения — навоз имеет такое название именно потому, что его возят. На Федора Стратилата 21 июня и на Тихона 29 июня крестьяне устраивали помочи или толоки — поочередно звали друг друга на помощь вывозить навоз. Из этой неприятной работы устраивали праздник — телеги и лошадей украшали, все шутили, веселились, пели песни, а после работы хозяева выставляли для помощников угощение. Июль Зинаида Серебрякова. На Аграфену-купальницу и Иванов день 6-7 июля заготавливали лекарственные травы и банные веники. На Давида-земляничника 9 июля начинали собирать землянику, а к Казанской явление Казанской Божьей Матери, 21 июля — чернику. В огороде к Летним Кузьминкам 14 июля снимали первые корневые овощи, в честь чего женщины-огородницы устраивали праздник с пивом и едой растительного происхождения.

К Петрову дню 12 июля , который знаменовал середину лета, колосились яровые хлеба — о кукушке, которая как раз прекращала куковать, говорили, что она ячменным колосом подавилась. В тот же день пастуху выплачивали петровщину — вторую плату от селян за его работу, остальные две он получал при заключении договора и по окончании контракта. С Петрова дня начиналась настоящая страда — самыми важными делами в это время были заготовка сена, вспашка полей под озимый сев и первая жатва. Косы точили на Самсон-сеногной 10 июля , сенокос открывали на Летние Кузьминки, а с Казанской начинали сбор сена, который занимал не одну неделю. С Казанской же начиналась жатва ржи зажин. Первый сноп сжинала старшая в семье женщина, его называли именинником, наряжали и торжественно вносили в дом. Там сноп хранили, чтобы при болезни скармливать скоту. Считалось также, что он помогает от клопов с тараканами.

Август Народное название 5 августа — Трофим-бессонник — сообщает, сколько в это время было работы: некогда спать. К Степану-сеновалу 15 августа заканчивалась заготовка сена: чтобы не сгнило от дождя и не сгорело от молнии, к этому дню оно должно быть вывезено и отправлено на хранение. С первого Спаса день Образа Спасителя — 14 августа сеяли озимое зерно. В течение всего месяца идет жатва, которую старались завершить к Успению 28 августа — дожинкам. Чтобы поскорее закончить, крестьяне устраивали выжанки — поочередно приглашали друг друга на помощь, после чего устраивали пир в складчину и братское пиво. Закончив работу, уставшие жнеи катались спиной по ниве со словами: Жнивка, жнивка, отдай мою силку. На Фрола и Лавра 31 августа крестьяне устраивали конский праздник — лошадей в этот день оберегали от работы, кормили досыта, купали, украшали лентами, кропили святой водой. В их честь пекли печенье в виде конских копыт.

Первый Спас назывался медовым потому, что к этому дню пчелы переставали носить медовую взятку, и пчеловоды начинали заламывать соты.

Вот так мы проследили этимологию названия славянских месяцев. Откуда же произошли названия современных месяцев? Прежде чем разобраться и в этом, обратимся к определению слова «этимология». Этимология др. Также под этимологией понимается любая гипотеза о происхождении того или иного конкретного слова. Много веков назад в Древнем Риме был разработан солнечный календарь, который состоял из названий, связанных с римскими богами, императорами и просто числами.

Именно он и был принят за основу и вытеснил древнеславянский календарь. Одна из причин — религиозная. Православная церковь стремилась всеми средствами искоренить язычество и это сказалось на календаре, а так как Русь в те времена тесно контактировала с Византией, то и решили использовать римский календарь. Этимология названий современных месяцев. Январь назван в честь римского бога Януса, который покровительствовал началу и концу всего. Его имя происходит от латинского «janua», которое означает «дверь». Янус часто изображался двуликим, одновременно смотрящим вперед и назад.

Произошел от лaтинcкого слова «februarius», что в переводе означает «очистительная жертва».

Для чего она была нужна древним славянам, мы, их потомки, можем только догадываться. Заметьте, древние своды о прошедших событиях назывались летописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга — сколько тебе лет, а не сколько тебе годов… В неделю входит 9 дней понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестница, седьмица, осьмица, неделя. Все месяцы начинаются в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц данного Лета начинается во вторник, то и все остальные нечётные месяцы в это Лето будут начинаться во вторник, а чётные — в седьмицу. Поэтому тот календарь, который мы сейчас носим в кармане и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше у древних славян включал в себя всего две таблички: одну — для нечётных месяцев, другую — для чётных.

То, что о старой девятидневной неделе помнили еще не так давно, мы можем убедиться, прочитав сказки сибирского сказителя Петра Павловича Ершова. Ну, Гаврило, в ту седьмицу Отведем-ка их в столицу; Там боярам продадим, Деньги ровно поделим. Конек-Горбунок Вот осьмица уж прошла и неделя подошла. Каменная чаша Многие элементы древнеславянского календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых ужe позабылись. Например, Великая тризна, поминовение умершего, совершается через неделю и через месяц, то есть на девятый и сороковой день. В древние времена девушка выходила замуж только после 16 лет, или 144 месяцев, что составляет один Круг Круголета, до этого срока она вестовала, познавала Весть, а после — переставала вестовать и становилась невестой. Древнеславянский календарь, также как и скандинавский или кельтский, имел Руническую форму отображения, то есть изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами.

Эта система уходит своими корнями в те времена, когда наши очень далёкие предки жили на северном материке, который они называли Гиперборея, Арктида. У разных народов живших на территории Европы были разные системы счета дней. У родственных славянам кельтов и скандинавов изначально был также 9-ти месячный календарь. На юге Европы, на территории современной Италии, жили этруски. Они тоже пользовались 9-ти месячным календарём. Прибывшие на территорию Италии латиняне и сабиняне, принесли с собой свои календарные системы. В итоге, уже в Древнем Риме неделя укоротилась до семи дней, благодаря почитателям лунного культа.

Количество месяцев в году возросло, и их названия изменились, так как некоторые древние властители захотели увековечить свое имя, придумав новые месяцы и дав им свое имя. Сначала изменили названия первых девяти месяцев и добавили десятый. Вы никогда не задумывались над тем почему двенадцатый месяц года декабрь на латыни означает «десятый месяц»? Девятый месяц назвали ноябрь, восьмой — октябрь, седьмой — сентябрь. Потом добавили по прихоти амбициозных и тщеславных правителей в середину года ещё два месяца июль — лат.

На Руси были очень правильные названия месяцев, но мы почему-то пользуемся латинскими

В нем, как и во многих других древнейших памятниках письменности, январю соответствовало название просинец так как в это время становилось светлее , февралю — сечень так как это был сезон вырубки леса или бокогрей скотина на солнце выходит погреться , марту — сухий безводный, так как в некоторых местах уже подсыхала земля , апрелю — березень, берёзозол имена, связанные с берёзой, начинающей цвести , маю — травень от слова "трава" , июню — изок кузнечик , июлю — червень указание на то, что в этом месяце особенно яркое солнце , серпень от слова "серп", указывающего на время жатвы , августу — зарев от "зарево" , сентябрю — рюен возможно, от "реветь", рёв животных , октябрю — листопад в России в этом месяце окончательно теряют листву деревья , ноябрю — грудень от слова "груда" — мёрзлая колея на дороге , декабрю — студень из-за зимней стужи и морозов.

Славянские названия месяцев: мудрость народного календаря Душевные подарки к славянским праздникам! Собрали мы в лавке северные товары, которым сердце радуется! Такие не зазорно родным на Коляду или другой праздник подарить.

А можно и себя северными гостинцами побаловать — от даров наших согревается душа. Посмотреть подборку Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Новолетие справляли весной али осенью, а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев.

О том, каким видели год наши Предки, рассказывают славянские названия месяцев да поговорки, что хранит земля северная. О том в новой статье поведаем.

Читать необходимо столько раз, сколько вам полных лет. После прочтения воду нужно оставить до рассвета. Нужно уточнить, в какое время рассвет в эти сутки наступит в вашей местности. Далее приготовьте заговоренную воду.

Когда солнце взошло, отправляйтесь в душ, а завершая водные процедуры, умойтесь заговоренной водой и произнесите следующие слова: «Просинец мне очищение принес! На протяжении этих суток нельзя обмениваться с другими людьми никакими предметами обихода, не просить в долг и не давать в долг другим. Ритуал должен держаться в секрете, не рассказывайте о нем никому. Если в Новом году вам нужно будет закончить какое-либо важное дело и вы хотите получить дополнительную поддержку для успешного его завершения, то существует продолжение очистительного ритуала. Ритуал нужно исполнить после его завершения на протяжении дня 21 января до заката Солнца. Вам нужен платок, он должен быть новым и из натуральной ткани.

Далее нужно зажечь обычную тонкую восковую свечу, после чего согните дважды платок пополам и сверните в не очень тугой сверток. Возьмите сверток в правую руку, смотрите на пламя свечи, и произнесите следующие строки: «Удачу в руках держу. Удача ко мне сама в руки идет. Что задумала задумал , то в точности исполнится. Свеча должна полностью сгореть, запрещается тушить ее пальцами. Платок можно использовать по назначению, носите его с собой в сумке или в кармане, пока он не будет изношен.

После того, как платок износится, можно заговорить другой таким же способом.

Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Новолетие справляли весной или осенью, а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев. О том, каким видели год наши предки, рассказывают славянские названия месяцев.

Его вышивали каргопольские мастерицы на сарафанах да передниках. Славянские названия месяцев в разных местностях ведали свои. На юге «червень», месяц созревания ягод, уж в июне наступал, на севере — в июле. Народные названия месяцев отражали дары природы, характерные для определенного сезона, оттого и разнились для юга и севера.

А всё одно были частью единого природного календаря! Позже пришла к нам христианская вера да иноземные названия месяцев в календаре. Так появились на Руси три календаря сразу: календарь «мирской», который знаем нынче, церковный с христианскими праздниками, да земледельческий, с традиционными народными славянскими названиями месяцев. Открывает год январь, Просинец месяц.

Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца.

Гадания онлайн на 2024 год

  • Почему древние славяне называли месяц январь сечень. Славянский календарь
  • Ледень, ревун и прочие чешские месяцы.: naty — LiveJournal
  • Весенние славянские праздники и обряды
  • КАК ВЫ МЕСЯЦ НАЗОВЁТЕ, ТАК ЕГО И ПРОЖИВЁТЕ! - Красная Бурда

Славянские праздники Января

Если огонь потухал, жрец за небрежение наказывался смертью — он сжигался как враг божества. Перуну посвящались целые леса или рощи, взять из которых сучок считалось святотатством, достойным смерти. Лето идет на спад, ослабевает жара, наступает время Перуна-громовника. Перун приносит с собой величественные грозы, обилие хлебов, богатство урожая. Вся земля словно преображается — она становится похожей на царские палаты. Царственный характер верховного бога древних славян наследуют и люди-Перуны. Человек-Перун — вершина мирозданья. Он умеет показать себя на высшем уровне во всей красе. Они часто оказываются в центре всеобщего внимания. Требует уважения к своей персоне и надеется быть во всем главным, иметь всегда самое лучшее. Перуны — особы княжеского рода.

Но тем, кто соглашается составлять их свиту, живется совсем не худо. Дети Перуна великодушны и готовы опекать всех. Их стремление решать за других подчас раздражает окружающих, и напрасно: Перун плохого не посоветует. Не нужно вступать с ним в конфронтацию, ему нужно довериться, и человек-Перун станет «отцом родным» или родной матерью , поддержит в любой ситуации, все поймет и простит. Перун не идет на поводу у обстоятельств, он вырабатывает свою четкую стратегию поведения. Он любит быть главным героем и одновременно автором сценария. Все ему по плечу, он никогда не теряется. Любимая сфера приложения сил людей Перуна — политика и военное дело. Они быстро соображают, мгновенно принимают решения. Праздничность, роскошь, богатство позднего, лета — это эстетика Перуна.

Дети Перуна умеют ценить красоту жизни во всех ее проявлениях. За объектом своей любви они ухаживают красиво. Семья Перуна — предмет его гордости, своим детям он старается обеспечить безбедную жизнь, а их заставляет делать карьеру. Если семья не складывается, Перун может пройти свою жизнь в одиночку — он самодостаточен. Дети Перуна — боги-герои, способные постоять за себя и за других. Помня о своем высоком призвании, они должны защищать справедливость, заботиться о слабых, никого не оставлять своим покровительством — в этом они обретают свое счастье. Люди, родившиеся в этом временном промежутке, настойчивы в достижении поставленной ими цели. Из них могут получиться превосходные спортсмены и менеджеры, которым, по определению, необходимо все время достигать каких-то высот в профессии. Украшения Людям этого знака порой приходится вынести настоящее «испытание», прежде чем выбрать стоящее для себя украшение. Им хочется трансформировать свой стиль, что они, скорее, выберут что-то слишком вызывающее, чем просто пойдут и купят безделицу.

Они отдают, как правило, предпочтение изящным медальонам или оригинальным подвескам. Для них так же будут хороши бусы из бесцветных камней вроде бисера. Сентябрь Рюин Сентябрь в старину назывался «рюин». Покровителем людей, родившихся в месяце рюин, можно назвать двух божеств. Сева 29августа — 13 сентября Сева — богиня садовых плодов у северных и западных славян. Она изображалась в виде прекрасной зрелой женщины с длинными волосами, в руках у которой — спелые яблоки и гроздья винограда. Сева покровительствовала хорошей погоде, плодородным землям, живительным солнечным лучам и дождям, поэтому была очень любима и почитаема. Женственная богиня Сева покровительствует рожденным в начале осени. Солнце уже не печет, ночью выпадают холодные росы, но еще зелены леса и ласкового тепла хватает на всех. Дети Севы гостеприимны, приветливы у них удивительное мягкое чувство юмора.

Тихие неприметные Севы обладают даром сглаживать любые конфликты, отогревать души людей, примирять врагов. Под руководством Севы все решается ко всеобщему удовольствию и без обид. С такими покладистыми людьми легко работать. Человек-Сева стремится к тонким отношениям, скромен, довольствуется малым. Ему нравится все чистое и естественное: свежий хлеб, спелые яблоки, запах сосновой смолы и нового ситчика. Собственный дом для Севы куда желаннее, чем городская квартира. Человек-Сева обладает чувством меры, терпимостью и терпением. А кроме того, какой-то удивительной нравственной зоркостью, чуткостью к чужой беде. Пора ранней осени — время уборки, сбора овощей, фруктов, грибов, заготовок на зиму. Поэтому дети Севы смотрят в будущее озабоченно, с некоторой тревогой.

Бывают скопидомами, иногда чрезвычайно осторожны, недоверчивы к людям, консервативны. Любят, когда в жизни царит порядок, заведенный раз и навсегда, перемены их настораживают. Севам нужно учиться оптимизму. Их лучшие качества — справедливость и доброта, стремление к гармонии, миру и покою. Супружество хозяйственной домовитой и непритязательной Севы складывается, как правило, удачно. А вот детей у нее мало, а может и вовсе не быть. Это обидно, ведь дом человека-Севы — полная чаша, да и люди тянутся к Севе. Рядом с этими милыми детьми осени так приятно отдохнуть душой! Мокошь 14—27 сентября Украшения Этот знак древнеславянского гороскопа в выборе украшений почти что всегда стремится к взаимодействию, гармонии и совершенству. Люди Мокоши чаще отдают предпочтение классическим мотивам в современном исполнении.

Иногда в украшение просматривается какой-либо сакральный символ объединения или природный орнамент. Этим людям превосходно подойдут всевозможные цепи и цепочки, как, в равной степени, и более сложные в исполнении ювелиров колье. Металл — благородные сплавы золота и серебра, а так же серебро с черными вкраплениями. Октябрь Листопад Октябрь — от старинного «листопад». Покровителем людей, родившихся в первой половине октября называют Сварожича, сына бога Сварога, одного из самых могущественных божеств древнеславянской мифологии. Сварожич 28 сентября — 15 октября У древних славян Сварожич олицетворял земной огонь. Еще в XI веке писал об этом боге и о балтийских славян немецкий историк Дитмар в своих «Хрониках» писал: «В земле редарей есть город по имени Ридегост, треугольный, с тремя воротами, окруженными со всех сторон лесом, огромным и священным для жителей. В городе ничего нет, кроме храма, искусно построенного из дерева... Стены его извне украшены чудесной резьбою, представляющей образы богов и богинь. Внутри ж стоят рукотворные боги, одетые в страшные шлемы и панцири; на каждом нарезано его имя.

Главный из них — Сварожич. Все язычники чтут его и поклоняются ему более прочих богов». Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед. Сварожич считался: покровитель воинов природных стихий профессий людей. Все, кому посчастливилось родиться под знаком Сварожича, проживут свою жизнь, что называется — «не даром». Но первая половина их жизни, скорее всего, будет настоящей борьбой. Зато вторая — это богатство, почет и всеобщее уважение. Не рекомендуется вступать в интимные связи с людьми Сварожича всем тем, кто родился во время Мокоши и Даждьбога. Это приведет к полному неудовлетворению обоих партнеров. Особое празднество — именины овина — справляли, принеся богу жертву, испив овин, за пиршественным столом, вкушая подобающую еду.

Потом обмолачивали хлеб и мяли коноплю. Золотая осень — время Сварожича-Овинника. Именины Сварожича справляли в день осеннего равноденствия, когда природа празднует прощальный бал осенних красок. Сварожич — символ небесного огня, упавшего с неба и укрощенного людьми. Поэтому искусство и ремесло — смысл жизни человека-Сварожича, который отличается утонченным художественным вкусом, умением всюду видеть красоту и открывать ее для других. У Сварожича светоносный характер. Его грустная полуулыбка неотразима, но ему нельзя забывать и о том, что уныние — страшный грех. Человек-Сварожич хорошо разбирается в жизни при помощи наблюдательности и высокого интеллекта. Люди этого знака рациональны и всех стремятся разложить по полочкам. Иначе - нельзя: они рождаются в то время года, когда идет подсчет запасов на зиму.

Все, что собрано, должно хватить до следующего лета. Люди-Сварожичи и считают как ЭВМ, и в пространстве хорошо ориентируются. Они созданы для того, чтобы двигать вперед науку и культуру. Сварожич — неугасимый огонь мысли. Все — от кузнечного дела до изящной поэзии — ему подвластно. Человек-Сварожич — хороший педагог. Он несет детям и молодежи свет знания, блистая отточенностью мысли и совершенством стиля. Этого Прометея нужно беречь, чтобы он не сгорел полностью в творческом божественном огне. В браке Сва-рожич постигает закон двуединства и полностью обретает себя. С именин Сварожича начинается пора осенних свадеб.

Человек этого знака верит в идеальный брак и в то, что где-то на свете существует его половинка. Если он всерьез займется поисками, не размениваясь по мелочам, половинка и в самом деле найдется! Свою энергию Сварожич черпает у огня, на который он может смотреть бесконечно. Сварожичу приносят удачу его две тотемные птицы: петух и лебедь. Для Сварожича главное — не растерять свои идеалы, нравственные ориентиры и всегда гореть не сгорая.

Прежде чем разобраться и в этом, обратимся к определению слова «этимология».

Этимология др. Также под этимологией понимается любая гипотеза о происхождении того или иного конкретного слова. Много веков назад в Древнем Риме был разработан солнечный календарь, который состоял из названий, связанных с римскими богами, императорами и просто числами. Именно он и был принят за основу и вытеснил древнеславянский календарь. Одна из причин — религиозная. Православная церковь стремилась всеми средствами искоренить язычество и это сказалось на календаре, а так как Русь в те времена тесно контактировала с Византией, то и решили использовать римский календарь.

Этимология названий современных месяцев. Январь назван в честь римского бога Януса, который покровительствовал началу и концу всего. Его имя происходит от латинского «janua», которое означает «дверь». Янус часто изображался двуликим, одновременно смотрящим вперед и назад. Произошел от лaтинcкого слова «februarius», что в переводе означает «очистительная жертва». В середине этого месяца в Древнем Риме проходили празднества в честь бога Фавна, покровителя стад, общепринято приносились жертвы, чтобы животные были здоровы и давали приплод.

Пepвый месяц весны носит имя бога войны — Марса, который первоначально почитался как бог земледелия и скотоводств.

Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» [1], «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах[5], «Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения» под редакцией Г. Скляревской[7], «Словарь русских народных говоров»[6] , этимологические словари М. Фасмера «Этимологический словарь русского языка» [8], «Этимологический словарь русского языка» под редакцией Н. Шанского [9]. Одним из первых к анализу лексики, обозначающей понятия времени, в отечественном языкознании обратился М. Покровский - основатель лингвистической семантики.

Дальнейшее развитие эта тенденция получила в работах А. Моисеева, А. Мордвинова и других ученых. Они направлены на системное изучение наивной картины мира носителей русского языка, реконструкция которой производится на основе лексических и грамматических значений слов, обозначающих категории времени. Этническая составляющая вопроса изучалась учёными В. Топоровым, Н. Толстым, рассматривающими время в славянской народной культуре. Народные названия месяцев в русском языке.

А Из истории русского народного календаря Русский народный календарь складывался постепенно, вбирая в себя накапливаемые веками и поколениями знания природы и закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, особое отношение к вещам, в которых видели не только практическую сторону, но и духовное начало. Издавна древний славянский календарь носил название месяцеслов и содержал в себе исконные родные названия месяцев, которые сохранились и по сей день в некоторых славянских языках. Традиционные языческие названия месяцев связаны с событиями и явлениями, происходящими в природе, о чём собственно и свидетельствуют их названия. Названия славянских месяцев, ровно также как и их порядок, разнятся в зависимости от областей и стран, тем не менее все они имеют единый праславянский исток, в чём можно убедиться в результате сравнения. Слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века. Ввёл его император Пётр I. В Древнем Риме существовал обычай отдавать долги или выплачивать проценты по ним в первый день каждого месяца. Дни эти назывались календами.

Ростовщики записывали принесенные должниками суммы в особую долговую книгу — календарь. Позднее календарями стали называть перечень месяцев и дней года и он и приобрели современное значение. Русский народный аграрный календарь при этом ориентировался на многовековые наблюдения за природными явлениями и на церковные праздники. Надо отметить, что практически до XVI века на Руси существовало три календаря: гражданский, церковный и народный аграрный. Обычно народный календарь ученые, собиратели начинают с 1 января, хотя эта дата не имеет никакого отношения к сельскохозяйственному году. Его начало — это либо приход весны подготовка к севу , либо наступление осени окончание сбора урожая. В течение веков менялись не только сроки отсчёта Нового года, но и названия месяцев. Современные названия отражают заимствованные официальной культурой латинские названия месяцев, часть которых восходит к существовавшему в Древнем Риме счёту месяцев с марта.

Часть названий месяцев посвящена каким-либо богам римского пантеона. Январь - богу Янусу, март - богу войны Марсу, май - богине плодородия Майе, июнь - богине Юноне. Июль и август названы в честь знаменитого римского полководца, императора Гая Юлия Цезаря Кесаря и императора Октавиана Августа. Январь — просинец, февраль — сечень, март- сухий, апрель — березень, березозол, май — травень, июнь — изок, июль —червень, серпень, август — зарев, сентябрь — рюен, октябрь — листопад, ноябрь и декабрь — грудень, студень [2]. Данные названия месяцев находим в "Остромировом евангелии" XI века и других древнейших памятниках письменности. Традиционный русский календарь сохранил народные названия месяцев. Семантика многих из них довольно прозрачна и связана с характером мотивирующей основы слова январь - перезимье, февраль - бокогрей, март -проталъник, апрель - снегогон, цветень, май - травник, июнь - хлеборост, июль - макушка лета, август - разносол, сентябрь - хмурень, октябрь -листопад, свадебник, ноябрь - полузимник, декабрь - студень. Некоторые наименования требуют особого пояснения, так как в них отразились традиционные для того времени, а сегодня практически забытые виды деятельности апрель - березозол ; либо это наименования, которые представляют собой древнерусские или диалектные слова, не употребляющиеся в современном русском языке август - серпенъ, июнь - изок, июль -сенозарник, косень, август - жнивень, ноябрь - груденъ, грудный и другие.

Как мы видим, названия месяцев на Руси отражали и его «характер». Зимобор, протальник, сухый, березозол март — с этого месяца начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге — березозол [1], [8], соковик - от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки.

Нарядная Ёлка в доме или во дворе дома тоже дошла до наших дней и говорит о том, что в древности это был неотъемлемый атрибут щедровок. О значении Ели, как образе Мирового дерева, уже много говорилось в различных источниках, как образе Мирового древа Русов-славян. Кроме того, что Мировое древо в виде Ели в доме было символом сосредоточия особых магических сил, в древних ведических верованиях Русов-славян Ель - Ёлка была и символом потусторонней жизни. Считалось, что души умерших отдыхают на ветвях этого дерева.

Принося в дом Ёлку, которую красиво наряжали, русские люди приглашали в дом и своих Предков, которые праздновали Щедрец наравне с живыми. Коляда - Древний Русский Бог — Великий, Славный Пращур, и время его прихода датируется многими тысячелетиями до нашей многострадальной эры. Коляда символизирует зимнее Солнце, круг которого на СВА небе после Солнцестояния становится длиннее, то есть день начинает пребывать. Волшебные Святодейства включали в себя Священный огонь, горящий в центре круга. Круг - древнейший символ Солнца, Вечной Жизни и изменения, преобразования энергий, вечное движение. Круг — это один из древнейших символов, который означал также Всевышнего. Хоровод — осмысленное Святодейство, каждое движение в котором ведёт к накоплению Силы и взаимообмену с Богами благостью и энергией.

Свет и благодать снисходит в эти минуты, объединяя в Духе и соединяя с Космосом нитями Души, сливаясь в единое сознание Вселенной! Помнить и чтить Святую Память Предков необходимо потому как древо иссыхает без корней, так и наРод погибает утеряв духовную связь со своими Родовыми корнями. Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену. Повивальные бабки много знали о жизни, и Русы особо их почитали. В этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, пироги, блины и другие кушанья.

Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее христианская церковь стала отмечать в этот день праздник «иконы пресвятой Богородицы». Никто не обходился без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи русской старины, бабка знала своё дело.

При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по Солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой безсмертником, бабка радела о лёгких родинах. А ещё, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечёру и учила их славить Рождество Коляды, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь... И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей… «Подайте коровку, маслену головку, на поду печёну, коровку золочёну!

И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка.

На Руси были очень правильные названия месяцев, но мы почему-то пользуемся латинскими

Далее нужно опустить на дно емкости любой серебряный предмет: ложку, кольцо, серьги или цепочку. Опускаете голову над водой и шепчете следующие слова: «Черные разговоры, всякие наговоры, все худое, все недоброе вода с меня смоет. Я той водой лицо умою, тело очищу, сердце очищу, ум очищу. Да будет так». Читать необходимо столько раз, сколько вам полных лет. После прочтения воду нужно оставить до рассвета. Нужно уточнить, в какое время рассвет в эти сутки наступит в вашей местности.

Далее приготовьте заговоренную воду. Когда солнце взошло, отправляйтесь в душ, а завершая водные процедуры, умойтесь заговоренной водой и произнесите следующие слова: «Просинец мне очищение принес! На протяжении этих суток нельзя обмениваться с другими людьми никакими предметами обихода, не просить в долг и не давать в долг другим. Ритуал должен держаться в секрете, не рассказывайте о нем никому. Если в Новом году вам нужно будет закончить какое-либо важное дело и вы хотите получить дополнительную поддержку для успешного его завершения, то существует продолжение очистительного ритуала. Ритуал нужно исполнить после его завершения на протяжении дня 21 января до заката Солнца.

Вам нужен платок, он должен быть новым и из натуральной ткани. Далее нужно зажечь обычную тонкую восковую свечу, после чего согните дважды платок пополам и сверните в не очень тугой сверток. Возьмите сверток в правую руку, смотрите на пламя свечи, и произнесите следующие строки: «Удачу в руках держу. Удача ко мне сама в руки идет.

Шаур предположил, что 13-й месяц вставлялся регулярно через каждые три года перед первым месяцем весны, т. Однако такая строгая регламентация интеркаляции дополнения лунного календаря и постоянное место дополнительного месяца в календаре древних славян вызывают сомнения. В известных науке лунно-солнечных календарях, даже у тех народов, где существовали цивилизации и разработанные системы исчисления времени, «в течение долгого времени не было определенных правил вставки дополнительных месяцев». Автор специального труда по хронологии древнего мира отмечает, что дополнительные месяцы вводились нерегулярно, иногда в течение одного сельскохозяйственного года, через неравные промежутки времени, иногда через год, в зависимости от практических нужд.

Трудно предположить, чтобы у древних славян интеркаляция приобрела иной, регулярный характер. По-видимому, в праславянском календаре были некоторые относительно устойчивые опоры, обозначавшие некие наиболее важные вехи в постоянно изменяющихся соотношениях между лунными месяцами и солнечным циклом. Такими «опорами» нам представляются: «просинец», указывающий на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота, и «серпень», указывающий на главное событие в жизни земледельца — жатву: особое значение имело то, чтобы традиционное название этого месяца совпадало с действительной уборкой урожая. Следовательно, интеркаляция могла производиться в первую очередь или перед «просинцем», или перед «серпнем». Этим, по-видимому, и объясняется, почему двойное название месяца приходится именно на канун этих двух сроков: в первом случае дополнительный месяц получал название «студеного», во втором — «липня». Но, вероятно, интеркаляция могла согласовываться и со сроками весеннего и осеннего равноденствий; в этом случае появлялись синонимические «травень» и «кветень», либо «рюен» и «паздерник». Необходимость нескольких возможных вариантов интеркаляции объясняется тем, что промежуток времени между солнцестоянием и следовавшим за ним первым новолунием, которым начинался «просинец», не был постоянным: он колебался в пределах полумесяца. Если новолуние следовало тотчас же после зимнего солнцестояния, то необходимость в дополнительном месяце могла появиться уже к началу жатвы перед «серпнем» , в особенности, если лето было прохладным и созревание хлебов задерживалось.

Если же, наоборот, лето было знойным и жатва начиналась раньше обычного, то необходимость дополнительного месяца становилась актуальной лишь осенью или непосредственно перед следующим «просинцем». Таким образом, не отвлеченные астрономические расчеты, а сезонные колебания погоды диктовали славянам сроки дополнительного месяца: он вставлялся в разные годы в различные места, а именно там, где оказывалась особенно заметной разница между названием очередного месяца и фактическим сезонным явлением и где соответствие между тем и другим было особенно практически необходимым» 19. Список литературы: Ахмед ибн Фадлан. Записка о путешествии на Волгу. В переводе на современный русский язык - «минули лета Ярославовы». Слово о полку Игореве. Данилевский И. Нерешённые вопросы хронологии русского летописания.

Либо, как в случае с Трояном, с промежутками времени, по каким-то причинам связываемыми с кем-либо из Богов. Слово «год» в смысле периода в 12 месяцев лишь с XVI в. Таким образом, у летописцев мы встречаем следующие определения времени: «год обедни», «год молитвы», «год Луны», «год» в смысле «лета», «обед год» и т. Очерки истории астрономии Древней Руси. Календарь и счисление часов у наших предков. Видимо, нужно заменить на «ять». Журавель А. Месяцы «книжные» и «небесные»: их соотношение на страницах летописей.

О реконструкции праславянского календаря к проблеме этногенеза славян. Календарь наших предков.

Примечательно, что славянский календарь является самой совершенной системой летоисчисления: за время своего существования календарь не допустил ни одной разбежки. В 10 веке ситуация поменялась коренным образом: с принятием христианства был заимствован Юлианский календарь, и в церковных учреждениях, которые на тот момент считались центрами культуры и образования, началось тотальное переписывание истории. В качестве «отправной точки» была использована мифическая дата сотворения мира рождение Адама. Настал 18 век И только в 1700 году указом Петра Великого Россия и захваченные ей территории перешли на систему летоисчисления от Рождества Христова. В том же году традиционное празднование Нового года было перенесено с сентября на январь. Монарх выпустил грамоту, в которой подробно описал, как правильно украшать жилища на европейский манер и зачем нужна ёлка. Очередные реформы принесла победа коммунистов.

В 1918 году большевики поставили вопрос о переходе на Григорианский календарь. Таким образом, сразу после 31 января 1918 года наступило…14 февраля.

Но это означает не библейское сотворение Мира, то есть Вселенной, а сотворение мира после долгой и опустошительной войны на Земле. О реформе календаря В течение многих веков началом года считался март а точнее день весеннего равноденствия , но в 1492 году, в соответствии с определением Никейского собора, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 года москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — 1 января, и новая эра — христианское летосчисление от «рождества Христова». Кроме того… Пётр, не просто сменил старые календари на новый… Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него историю, которой раньше не было. Это нам говорит ещё и о том, что письменность существовала у славян задолго до Кирилла и Мефодия… если бы не реформа Петра, эта бы церковная сказка про "просвещения неграмотных язычников" давно была бы забыта, как чья-то глупая шутка. Устройство славянского календаря Течение «реки Времени» для наших предков — это вращение колец Круголета Числобога: вращение 16 часов в сутках, вращение 9 дней в неделе, вращение 9 месяцев в Лете году , вращение 16 лет через 9 стихий «залов» в Круге Жизни, вращение череды лет через 16 чертогов созвездий Сварожьего Круга. Коляды Дар, содержит три природных сезона: Осень, Зима и Весна.

Эти три сезона объединены в единый солнечный цикл, который называется — Лето. Лето состоит из 9 месяцев, таким образом на каждый природный сезон приходится по три месяца. Месяц содержит— 41 или 40 дней в зависимости от того, нечётный он или чётный , день — 16 часов, час — 144 части, часть — 1296 долей, доля —72 мгновения, мгновение — 760 мигов, миг — 160 сигов, сиг — 14000 сантигов. Такая точность недостижима даже с помощью самых совершенных современных хронометров. Для чего она была нужна древним славянам, мы, их потомки, можем только догадываться. Заметьте, древние своды о прошедших событиях назывались летописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга — сколько тебе лет, а не сколько тебе годов… В неделю входит 9 дней понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестница, седьмица, осьмица, неделя. Все месяцы начинаются в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц данного Лета начинается во вторник, то и все остальные нечётные месяцы в это Лето будут начинаться во вторник, а чётные — в седьмицу. Поэтому тот календарь, который мы сейчас носим в кармане и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше у древних славян включал в себя всего две таблички: одну — для нечётных месяцев, другую — для чётных.

То, что о старой девятидневной неделе помнили еще не так давно, мы можем убедиться, прочитав сказки сибирского сказителя Петра Павловича Ершова. Ну, Гаврило, в ту седьмицу Отведем-ка их в столицу; Там боярам продадим, Деньги ровно поделим. Конек-Горбунок Вот осьмица уж прошла и неделя подошла. Каменная чаша Многие элементы древнеславянского календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых ужe позабылись. Например, Великая тризна, поминовение умершего, совершается через неделю и через месяц, то есть на девятый и сороковой день. В древние времена девушка выходила замуж только после 16 лет, или 144 месяцев, что составляет один Круг Круголета, до этого срока она вестовала, познавала Весть, а после — переставала вестовать и становилась невестой. Древнеславянский календарь, также как и скандинавский или кельтский, имел Руническую форму отображения, то есть изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами.

Календарь славянских праздников

Просинец — название января, его отмечали водосвятием. Славили в этот день Небесную Сваргу — Сонм всех Богов. «Просиять» — значит возрождение Солнца. Просинец – именно так раньше на Руси называли месяц январь. В этот день Бог Крышень проливал с небес на землю волшебную, божественную Сурью. Торжество под. Январь называли "сечень". Январь своим названием обязан богу мира римлян Янусу, а вот славяне прозывали этот месяц Просинцем — из-за начинающей показываться в это время. Название славянских месяцев. даты прихода весны по старинным календарям Говоря про славянский языческий календарь, нельзя не сказать про месяцы. Очень увлекательно сопоставлять наименование месяцев нынешнее и старославянское. ничего нам не говорят, а вот в славянских дозволено подметить черты, которые были.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий