Новости что такое вотчина кратко

Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор. Вотчина – это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. Вотчина — это особая форма земельного владения, которая имела место в различные исторические периоды и разных странах. что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко. вотчина. -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами.

ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание

Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история. Понятие вотчина в древней Руси. Вотчина определение кратко. это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. * * * ВОТЧИНА. ВОТЧИНА, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

Вотчина - это что означало на Руси?

Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск. Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, — насколько то было в его власти, — не останавливать этого гибельного для французов движения как хотели в Петербурге и в армии русские генералы , а содействовать ему и облегчить движение своих войск. В X столетии на территории Киевской Руси появились первые феодалы, которым принадлежали большие земельные наделы. Тогда же в русских документах появляется слово вотчина. Это особая правовая форма древнерусского землевладения. До конца XIII столетия вотчина была основной формой владения земельным участком. Происхождение термина В те далекие времена землей можно было обзавестись тремя способами: купить, получить в дар, унаследовать от своих родственников. Вотчина в Древней Руси - это и есть земля, полученная третьим способом.

Слово произошло от древнерусского «отчина», что означало "собственность отца". Такая земля не могла передаваться дядям, братьям или кузенам - в счет шло только наследование по прямой линии. Таким образом, вотчина на Руси - это и есть имущество, переданное от отца к сыну. Под эту же категорию попадало наследство дедов и прадедов по прямой линии. Бояре и князья получали вотчину от своих предков. Богатые землевладельцы имели в подчинении несколько вотчин и могли увеличить свои территории с помощью выкупа, обмена или же захвата общинных крестьянских земель. Правовые аспекты Вотчина - это собственность одного конкретного человека или организации. Общинные и государственные земли вотчинными правами не обладали. Хотя общественное владение было малозначащим в то время, но оно давало возможность прожить миллионам крестьян, обрабатывавших эти земли без права на них.

Обладатель вотчины мог совершить обмен, продажу или разделение земельного участка, но лишь с согласия своих родственников. По этой причине владельца вотчины полноправным собственником назвать было нельзя. Позднее к классу частных землевладельцев присоединилось духовенство. Собственники вотчинных земель владели рядом привилегий, особенно в сфере судопроизводства. Также вотчинники имели право собирать подати, имели административную власть над проживавшими на их землях людьми. Что входило в понятие вотчины Не нужно думать, что земля, переходящая по наследству, представляла собой лишь угодья, пригодные для сельского хозяйства. Вотчина в Древней Руси - это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому. Боярская вотчина Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина.

Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам - боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси - земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением - вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель. Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам. Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя.

Поместья же, не могли переходить по наследству. Сам термин "Поместье" означал личное безвозмездное владение землей, которое предоставлялось за несение воинской или иной государственной службы. Помещик пользовался ими до тех пор, пока находился на службе. Поместная система была основана на том, что служивые лица должны иметь землю.

Поэтому наймита называли в старину еще и закупом. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Неволин приводит их довольно много на с. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. Наша древность не знала известного германскому праву ограничения права распоряжения родовыми имуществами[3]. У нас такое ограничение впервые установлено Цар.

Судебником, его новыми правилами о выкупе. Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа? На этот вопрос можно отвечать только догадками. На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками. Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г. Весьма возможно, что 125 лет ранее дети и родственники просили о предоставлении им права выкупа проданных в чужой род вотчин. В удовлетворение этих просьб и последовало указное определение выкупа, но нисходящим право выкупа не было предоставлено, по мотивам строгого подчинения их отеческой власти, и подписавшимся свидетелям ввиду выраженного этой подписью согласия на продажу. Последовавшие в два приема, в 1550 и 1679 гг. Сопоставление правил обычного и указного выкупа дает возможность точно определить, когда впервые возникло у нас понятие родовых недвижимостей, не подлежащих свободному отчуждению.

Оно не старее 1550 г. До 1550 г. Судебник дает право боковым родственникам выкупать наследственные вотчины. Но Судебник дозволяет выкупать вотчину проданную, а о подаренных кому-либо или по душе отказанных не говорит ни слова: эти вотчины не выкупаются. Первое отступление от этого находим в соборном приговоре 1551 г. Этот соборный приговор ничего не вводит нового, он узаконивает только существующую практику. Эта практика, по словам приговора, восходит к XV в. Дальнейший шаг к обособлению родовых имуществ сделан указами 1679 г. В этих указах дело идет не об одних только родовых, но и о выслуженных вотчинах. Новое указание на то, как эти распоряжения трудно связывать с первоначальной родовой собственностью, из которой некоторые ученые хотят вывести наш выкуп вотчин.

Практика, судя по вышеприведенному выражению жалованных грамот, знала выкуп даже купель. В заключение обратим внимание на то, что Судебник не отметает и бытовой практики, по которой право выкупа выговаривали старые продавцы в свою пользу и в пользу своих детей. Он предоставляет продавцу вступать об этом в добровольное соглашение с покупщиком. Законное право выкупа установлено Судебником 1550 г. Вотчинникам принадлежало право сбора мостовых пошлин в пределах их владений. Это право возникало иногда на основании жалованных грамот, а иногда в силу обычая без всяких грамот. Мы уже знаем, что Федор Иванович в 1596 г. Михаил Федорович в 1642 г. С прикрепления крестьян к вотчинным правам присоединилось и право на крепостных. Вотчинники были свободными обладателями своих вотчин только до возникновения обязательной для них службы государству; с этого же времени по 1762 г.

Великий князь Василий Иванович не дозволял уже отказывать вотчины в монастыри и продавать их в некоторых городах иногородцам без доклада себе А. Представим подробный анализ относящегося к двум последним ограничениям указа 1562 г. Указ говорит: 1 об исстаринных княжеских вотчинах; 2 о вотчинах жителей некоторых городов: Твери, Торжка, Ярославля, Рязани, Белоозера и Романова, и, наконец, 3 дает распоряжение о вотчинах служилых людей. Постановления его об этих трех видах вотчин неодинаковы. Важные ограничения в праве распоряжения установлены только для исстаринных княжеских вотчин. Князья не могут ни продавать их, ни менять, ни давать в приданое за дочерьми, ни завещать по своему усмотрению. Им предоставлено только право отказывать женам своим некоторую часть вотчины, небольшую. Если бы князь отказал жене всю свою вотчину и вотчина будет большая, такое завещание идет на усмотрение Государя; а если откажет часть, жена владеет ею до живота без особого утверждения Государя. В законном порядке исстаринные княжеские вотчины наследуются только сыновьями; при отсутствии сыновей вотчина берется на Государя.

Древнерусская вотчина.

Наследственное земельное владение называлось. Усадьба феодала в средневековой деревне. Поместье хозяйство феодала. Феодальное поместье в средневековье. Вотчина это земельное владение. Вотчинная усадьба. Вотчина и поместье общее и различия таблица. Структура вотчины. Структура феодальной вотчины. Схема вотчины.

Вотчина и ее социальная структура. Наследственное земельное держание на Руси называлось. Наследственное держание в древней Руси земельное держание. Вотчинники и помещики. Вотчинники и помещики разница. Вотчина и поместье определения. Феодальная деревня. Вотчина в средние века. Феодальная вотчина и Крестьянская деревня. Вотчина Деда Мороза Великий Устюг.

Вотчина Деда Мороза Великий Устюг летом. Великий Устюг вотчина Деда Мороза территория. Великий Устюг резиденция. Вотчина феодализм. План схема вотчины в древней Руси. Вотчина вотчина надел. Господский надел. Твоя вотчина. Вотчина синоним. Великий Устюг резиденция Деда Мороза.

Великий Устюг вотчина Деда. Вотчина Деда Мороза Великий. Великий Устюг резиденция Деда Мороза ворота. Княжеская вотчина на Руси. Сауна на вотчине Деда Мороза Великий Устюг.

Вотчина — краткое описание и особенности

Нередко в вотчинах этого знаменитого русского рода встречались крестьяне двойной подчиненности «крепостные крепостных крестьян» и «крестьяне-фабриканты». Запоминаем базовые исторические понятия с учителем истории и обществознания Грищук Екатериной Григорьевной. Что такое вотчина?Что такое поместье?Чем отличает. что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко. вотчина. -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. Существуют различные категории вотчин: родовые, купленные, дарованные князем или другими собственниками, что частично непосредственно влияло на возможность собственника свободно распоряжаться вотчиной. Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт (Grundherrschaft), а также поместье в широком смысле этого слова.

Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения

Синонимы вотчины: аллод, бокленд. В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения суд, администрация и т. Крестьяне сохраняли свою общинную организацию община, коммуна, альменда , что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция, манора и поместья.

В средневековом аграрном и феодальном обществе основной ценностью было земельное владение. Аналоги вотчины существовали под другими названиями в европейских странах. Владельцами вотчин становились князья, дружинники и бояре. К перечисленным категориям в XI веке, то есть по мере распространения христианства, владельцами вотчин становились церковные иерархи — епископы и митрополиты. Вотчина в тот период могла быть родовой, купленной или дарованной князем. Вотчины имели такие различия: По социальной принадлежности ее владельцев — светские и церковные лица, а также королевская семья.

А в 1618 г. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника. Понравилась статья?

Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья т. Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь... Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения.

Что такое вотчина

Во главе княжеского хозяйства стоял управляющий — огнищанин огнище — хозяйство. В состав вотчинной администрации входили конюший, тиуны приказчики , сельские старосты и т. Когда появилась вотчина и поместье? К XIII-XV векам в период раздробленности Руси вотчина стала преобладающей формой землевладения, вытеснив государственную форму собственности. К концу XV века вместе с вотчиной развивается поместье. Кто ввел поместье? Указ царя Петра I о единонаследии подписан 18 29. Кто такие боярские вотчины?

Боярская вотчина — это средневековая разновидность русского феодального земельного владения с правами полной частной собственности. Достоянием боярина были: земля, строения и инвентарь.

Реакционное боярство ожесточенно сопротивлялось дальнейшему укреплению и развитию централизованного государства. В борьбе с ним великокняжеская власть опиралась на дворянство, владевшее землей не на вотчинном, а на поместном праве см. Поместная система. В конце 15 - 16 веках, после присоединения к Московскому княжеству Новгорода, Твери и Пскова, многие бояре этих земель были лишены своих вотчин, а на их землях помещены дворяне Судебник 1550 года ограничил право родового выкупа вотчины. По «Уложению о службе» 1556 года вотчинники в отношении несения воен. Вотчинные права удельных княжат и бояр резко ограничились указами 1551 и 1562 годов. Решающее значение в борьбе с реакционным боярством имела опричнина Ивана IV, в ходе которой большое количество вотчин было ликвидировано, а их владельцы казнены. Во 2-й половине 16 века многие вотчинники, не сумев приспособиться к развивающимся товарно-денежным отношениям, продали и заложили свои вотчины.

В конце 16 века наиболее распространенным видом феодального землевладения была уже не вотчина, а поместье. В 15-17 веках различали вотчины родовые, купленные, жалованные и княжеские; права их владельцев были различны.

Читайте остальные статьи цикла: Что такое Дольмен? Вотчина также была неотъемлемой частью экономики России в течение многих столетий. Она обеспечивала продовольственную безопасность страны, дающую прочные корни в аграрной и феодальной системе. Кроме того, вотчина являлась важным элементом территориальной организации страны. Большая часть земли в России была вотчинной, что означает, что владельцы вотчин могли оказывать значительное влияние на территориальный развитие страны. Крестьяне на вотчинах часто страдали от эксплуатации со стороны помещиков и жили в условиях крайней бедности. Это приводило к социальной напряженности и возрастанию социально-политических конфликтов в России. В целом, вотчина была важным элементом российской истории, который отразил многие аспекты социальной, экономической и политической жизни России.

Сегодня вотчина уже не существует, но ее наследие все еще ощущается в экономике, культуре и архитектуре России. Как добраться и где остановиться! Рецепт и технология правильного приготовления.

Вотчинное землевладение краткая форма — вотчина — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. Что такое вотчина и что такое поместье? Вотчина и поместье — это земельные наделы, которые получали высшие сословия на Руси.

Вотчиной называлась земля, которой владели бояре. Вотчина отличалась от поместья тем, что это была земля передаваемая по наследству, а поместье — это земли, которые дворянин получал только на время службы. Что входило в феодальную вотчину? Феодальное владение состояло из господского двора, где находились хоромы феодала и жилые помещения его дворовой челяди, и из близлежащих земель. Во главе княжеского хозяйства стоял управляющий — огнищанин огнище — хозяйство. В состав вотчинной администрации входили конюший, тиуны приказчики , сельские старосты и т.

Когда появилась вотчина и поместье?

Владенья милые мои: Вотчина и Поместье - в чем разница? 🏠

Вотчина это в истории определение. Вотчина это в древней Руси. земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов.

Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса

Вотчина это земельное владение. Вотчинная усадьба. Вотчина и поместье общее и различия таблица. Структура вотчины. Структура феодальной вотчины. Схема вотчины. Вотчина и ее социальная структура. Наследственное земельное держание на Руси называлось.

Наследственное держание в древней Руси земельное держание. Вотчинники и помещики. Вотчинники и помещики разница. Вотчина и поместье определения. Феодальная деревня. Вотчина в средние века. Феодальная вотчина и Крестьянская деревня.

Вотчина Деда Мороза Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза Великий Устюг летом. Великий Устюг вотчина Деда Мороза территория. Великий Устюг резиденция. Вотчина феодализм. План схема вотчины в древней Руси. Вотчина вотчина надел.

Господский надел. Твоя вотчина. Вотчина синоним. Великий Устюг резиденция Деда Мороза. Великий Устюг вотчина Деда. Вотчина Деда Мороза Великий. Великий Устюг резиденция Деда Мороза ворота.

Княжеская вотчина на Руси. Сауна на вотчине Деда Мороза Великий Устюг. Постройки в вотчине. Великий Устюг вотчина. Великий Устюг парк. Великий Устюг усадьба Деда Мороза тропа. Северное царство вотчина Деда Мороза.

Вотчинники обладали рядом привилегий в отношении суда над населением вотчины, сбора государственных податей и т. Характер и степень полноты иммунитетных прав зависели от положения вотчинника в системе феодальной иерархии. Крупные бояре имели своих мелких феодалов-слуг, обеспечивая их на условиях обязательной службы земельными участками и крестьянами. Особенно широкими правами и привилегиями вотчинники пользовались в период феодальной раздробленности Русского государства, когда они стали государями в вотчинах, а население - их подданными. В это время вотчинами называли удельные княжества, унаследованные князем от отца. С середины 14 века, в связи с ростом великокняжеской власти и началом образования централизованного государства, вотчинные права стали постепенно стесняться и ограничиваться. Во 2-й половине 15 века владельцы вотчин лишились права свободного отъезда от одного князя к другому; сузился объем иммунитетных прав, в частности судебных, мелкие вотчинники были ограничены в правах наследования и отчуждения вотчин. Новый этап в истории вотчины начинается с конца 15 века. Реакционное боярство ожесточенно сопротивлялось дальнейшему укреплению и развитию централизованного государства. В борьбе с ним великокняжеская власть опиралась на дворянство, владевшее землей не на вотчинном, а на поместном праве см.

Зачастую боярская вотчина складывалась из нескольких землевладений, достаточно удаленных от центральной боярской усадьбы и, что было не редкостью, даже не взаимосвязанных между собой в экономическом плане; монастырская вотчина — особая форма церковного землевладения, когда в роли собственников выступали священнослужители высочайшего ранга и крупные монастыри. Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями — они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами. Обладая правом практически безусловной собственности на унаследованную или благоприобретенную землю, владельцы вотчины могли свободно ею распоряжаться: покупать или просто захватывать;.

В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г. Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население крестьянское , жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно.

Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях.

Так, со второй половины XV в. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В.

Что такое вотчина в истории России

Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей. древнейший вид частной земельной собственности на Руси. Принадлежала вотчина князьям и боярам, то есть высшему слою общества. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Вотчина — наследственное земельное владение. Владели и управляли вотчинами бояре, монастыри, церковные иерархи, но в то же время они считались всего лишь наследственными держателями земли (а не собственниками, как в Западной Европе).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий