Новости аэропорт приштина 1999 год операция

24 марта 1999 года наш самолёт российский с Примаковым развернулся над океаном.

Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово

После того, как соглашение было заключено, 15 октября 1999 года аэропорт Приштины был повторно активирован британской 53-й полевой эскадрильей (воздушная поддержка) Королевских инженеров в качестве военной авиабазы. С середины октября 1999 года аэропорт «Слатина» снова стал принимать и отправлять пассажирские рейсы. Исполнилось 15 лет со дня легендарной боевой операции российской армии, примера которой не было в новейшей истории Европы. Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), проходившая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.

Бросок десантников на Приштину

Аналитики считают, что активизация албанских сепаратистов чревата международным скандалом: "На территорию края из Македонии был введен войсковой контингент НАТО. Однако, одновременно с западными военнослужащими, на улицах косовских городов и поселков появились вооруженные до зубов боевики UCK. Месть «победителей» была беспощадной. В считанные недели состоялась повторная этническая чистка, в которой роль палача и жертвы поменялась местами.

Инцидент Ранним утром 11 июня 1999 г. Колонна из примерно 30 российских бронетранспортеров с 250 российскими военнослужащими, входившими в состав международных миротворческих сил в Боснии, двинулась в Сербию. Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских парашютистов для захвата аэропорта силой. Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может привести к выходу сербов из соглашения. Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через горную местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои войска, а французское правительство вывело свой батальон.

Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону. Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину для проведения пресс-конференции, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным , который командовал небольшим российским отрядом.

Полковник Игнатов, получивший приказ о формировании сводного отряда начал готовить сводный батальон. Возглавил его полковник Сергей Павлов. Сергей Павлов. Однако к тому моменту небольшое подразделение, судя по всему, уже находилось на территории Косово.

В 2009 году Юнус-Бек Евкуров, ветеран вооруженных сил и президент Ингушетии, заявил, что группа из 18 бойцов спецназа прибыла на аэродром существенно раньше. Логично, что бросать батальон головой в омут никто не хотел, и наверняка небольшое подразделение действительно выбросили к Слатине заранее для контроля ситуации и разведки. Собственно, эту функцию маленький отряд Евкурова и исполнял — разведчики выясняли на месте состояние аэропорта, взяли под наблюдение ВПП и постройки, и вообще убедились в том, что натовцы не вошли в него раньше и он не захвачен албанскими боевиками. Как бы то ни было, утром 11 июня колонна из 15 бронетранспортеров и 35 «Уралов», имея на борту 206 солдат и офицеров по другим данным, 16 БТР и 27 машин, включая наливники с топливом и автомобиль связи , выдвинулась к Слатине. Предстояло пройти более 600 километров, что было тяжелейшим испытанием в первую очередь для водителей. Первоначально десантники планировали захватить кое-что из тяжелой техники, в первую очередь инженерные машины, но это все замедляло бы колонну, поэтому решили обойтись без них. По дороге батальон очень тепло встретили в Приштине — но восторженная толпа, закидывавшая броню цветами, еще и тормозила марш. Однако в целом все прошло гладко. Уже на территории Сербии командование батальоном принял генерал-лейтенант Заварзин.

Батальон пронесся через всю Югославию и в предрассветных сумерках вышел к Слатине.

Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков. Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта. Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кларк использовал необычные для нас выражения. Для захвата аэродрома были политические причины.

Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году

Албанцы демонстрировали оскорбительные жесты, захватывали сербов, приставляли нож к горлу и у нас на глазах пытались резать. А огонь открывать мы не имели права. Солдаты выбегали, становились живым щитом, оттаскивали, отводили людей. Все это делалось под видеокамерами. Чистой воды провокации… - Правда, ли что тогда достаточно было нескольких выстрелов, чтобы ситуация взорвалась? Наши военачальники поступили мудро — запустили их на аэродром, дали им место для ночлега. Но в наш адрес постоянно звучали угрозы. Мы получали разведданные, с каких направлений ждать нападения, как могли, маскировались, ограничили всякое передвижение, нас предупреждали, что действуют албанские снайперы, что поставлена задача взять наших десантников в плен, убить, зарезать, о чем нас лично предупредил начальник Генерального Штаба генерал Квашнин. Но кому-то хватило разума не полезть.

Мы организовали круглосуточное боевое дежурство. Солдаты — молодцы, никакого разгильдяйства или расслабленности. Люди действительно были готовы. У нас были опытные контрактники, хорошие офицеры. Не забуду картинку в первые дни после марша. Лежит на бруствере окопа один 37-летний контрактник — опытный воин — и слушает. Я ему как в кино отвечаю: «Не переживай, прилетят, конечно». Провоцировали нас постоянно — пускали скот прямо на наши позиции, а мы знали, что вели животных не пастухи, а разведчики.

Отгоняли их, для этого есть разные приемы. Главное в той ситуации было не сорваться, не спровоцировать стрельбу. Рядом с нашими позициями располагался склад горючего и ГСМ. Косовары грабили его, вывозили горючее на тракторах, постоянно провоцировали бойцов. Когда морем и по воздуху стали прибывать наши главные силы, стало гораздо проще, напряженность спала. Нас хорошенько усилии. Мы встречали войска, отправляли по секторам, а сами несли службу на аэродроме. Марш у меня перед глазами — от первой секунды до последней.

Отвечал практически за все, и до сих пор не могу забыть это ощущение ответственности. Такого напряжения в жизни у меня больше не было. Всё помню — подготовку, «гонки» по автобану, зарезанную женщину, слезы женщин и стариков… Это самое яркое впечатление в жизни. Марш на Косово мне снится, и будет сниться до конца моих дней. Я продолжаю командовать по ночам… Сделали мы в принципе всё правильно — выполнили задачу, сберегли людей и технику... Похищение: дыры политической авоськи Комбат Сергей Павлов — человек старой закалки, воспитан, корректен и немногословен. Ныне он преподает в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В. Курсанты часто просят его рассказать о том марше.

Безусловно стремительный марш-бросок ВДВ на Приштину в июне 1999 года с полным основанием можно назвать маленькой победой России. И обеспечили ее не кабинетные успехи дипломатии и даже не волевые удары кулаком по столу, а простой комбат десантного батальона и его подчиненные. Правда, как часто бывает в таких случаях, у победы всегда много отцов, а поражение — сирота. С удивлением в ВДВ позже узнали о многих «героях» этого легендарного марша, которые в нем или не участвовали вообще, или имели, мягко говоря, весьма и весьма косвенное отношение. Некоторые из них до сих заседают в Госдуме, занимают посты в исполнительных органах власти. Хотя справедливости ради стоит отметить, что манера лепить липовых «героев» пошла от дотошных до «сенсаций» СМИ, зачастую не утруждающих себя тем, чтобы установить и донести до людей правду. Говорят, по случаю успешной операции по занятию десантниками аэродрома в Слатине было выпущено три золотых медали. Якобы, наградили ими политиков и важных начальников.

Но даже обычных памятных медалей досталось не всем. Для ветеранов тех событий это просто приятная мелочь, о которой, возможно, даже вспоминают только раз в год, надевая награды на торжественных мероприятиях. У десантников не принято бравировать наградами. Но если командование прикажет прибыть при орденах — видели бы вы этот иконостас! И все жё… Но это только одна сторона медали. Другой стороной является то, что отважный, по-русски удалой бросок десанта оказался совершенно не поддержанным в политической плоскости. Да, российский миротворческий контингент еще несколько лет исправно нес службу, в Боснии и Косово, олицетворяя собой образец исполнения миротворческой миссии. Но факты упрямая вещь — косовские сербы потеряли Родину.

Те несколько десятков тысяч, что остались в крае, до сих пор пишут письма в Кремль с просьбой принять их в российское гражданство, потому что от них отвернулись в Белграде. В Косово разграблены десятки православных монастырей, разрушены и сожжены сотни храмов. Население в большинстве своем покинуло те места. А Россия со всей ее ширью и обилием ресурсов не смогла противостоять этому валу, не смогла стать преградой на пути несправедливости и откровенного зла. Хотя еще в конце 1999 года командование российской бригады, дислоцировавшейся в Боснии и Герцеговине, информировало Москву о благоприятном моменте для создания на Балканах российских военных баз. Этот призыв так и не был услышан, а история, как известно, не терпит сослагательного наклонения… Сегодня же реальность такова, что ментальный разрыв между Сербией и Россией увеличивается. Старшее поколение, особенно те люди, которые помнят времена СССР и СФРЮ, общались и работали вместе с миротворцами из России, еще ощущают незримую связь с русским миром, дорожат ею и боятся ее прервать. Но молодое поколение в том же Белграде уже не знает русского языка, далеко от славных и трагических страниц нашей совместной истории.

Молодежь, что и в мегаполисах России, заражена той же «болезнью потребительства», при которой вопросы духа и самобытности вообще не имеют значения. В отношениях с Россией местная элита видит в первую очередь экономический интерес, то есть, только бизнес. Иные сферы — культурная и духовная, вопросы единой веры в лучшем случае только декларируются и отошли на второй план. Сербы учатся выживать без России, хотя решение о прокладке газопровода «Южный поток» через сербские территории встречено с большим восторгом и ожиданием больших перемен к лучшему. Как шутят здесь, пусть «лучше русские отключат газ, чем немцы пустят». При всей теплоте и искренности встречавших и общавшихся с делегацией ВДВ России сербских общественников и чиновников, президент Республики Сербской Миодраг Додик, регулярно проводящий оперативные совещания с представителями «Газпрома», так и не нашел времени пообщаться с участниками легендарного броска на Косово. Наверное, все же приоритеты и предпочтения изменились … «... Россию планомерно выдавили с Балкан.

По разным причинам. Многолетние усилия российских миротворцев — впустую. Балканы переориентировались на сытую Европу, заигрывают с США.

И пытался ее развернуть. И чтобы не выполнять этот приказ, десантники отключили связь. По другой версии, Анатолий Квашнин и был инициатором марш-броска. И естественно, он его и не пытался остановить. Когда они упились до полного изумления, генерал отправился догонять колонну. На «мерседесе».

Военные — согласно этим же сведениям — также договорились о пропуске наших самолетов с подкреплениями с Венгрией. Якобы эту операцию сорвал министр иностранных дел Игорь Иванов, который послал венграм официальный запрос. Договоренность была неформальная — официально же венгры от всего открестились. В результате наши десантники, готовые к переброске в Слатину, просидели несколько недель на аэродроме. Группа Евкурова Но главная загадка связана со спецназом. В 2009 году глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров дал интервью, в котором заявил, что ещё в конце мая 99-го на аэродром прибыла группа из 18 спецназовцев. Именно они удерживали объект до ввода русского батальона. Впоследствии за этими бойцами закрепилось неофициальное название «Группа Евкурова», а сама история легла в основу фильма «Балканский рубеж». Юнус-Бек Евкуров в звании майора в 1999 году проходил службу в миротворческом контингенте в Боснии.

В 2000 году получил звание Героя России. По словам Евкурова — за Приштину. Официально — «за мужество и героизм, проявленные при наведении конституционного порядка в Северо-Кавказском регионе». К этому рассказу есть вопросы. По словам Евкурова, они проникли в Косово незаметно , выдавая себя то за сербов, то за албанцев. Меня грызут сомнения. Ведь языки в группе, по словам офицера, знали только два-три человека. Шансы на успех такого отряда, если он действовал в Косове самостоятельно, не поставив сербов в известность, невелики. Да и восемнадцать бойцов — это явно недостаточно, чтобы удерживать такой большой объект, как Слатина.

С другой стороны, если бы десантура немного опоздала и прибыла на уже занятую натовцами базу, было бы… обидно. То есть кому-то предстояло на месте оценить обстановку, рассчитать время в пути, сделав «поправку на ветер»… И если потребуется, попридержать конкурентов. Лучшая импровизация — заранее подготовленная. Десантники, прибыв в Слатину, никакого спецназа там не застали. Но, по моей информации, он был. Нет, дело не шапках-невидимках.

Вторжение сухопутных войск НАТО было запланировано на 12 июня 1999 года со стороны Македонии [источник не указан 514 дней]. В качестве главного стратегического объекта для первоочередного захвата был признан международный аэропорт «Слатина», расположенный на удалении 15 километров на юго-восток от города Приштина — единственный аэропорт с взлётно-посадочной полосой, способной принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные. Российская Федерация с самого начала бомбардировок НАТО Югославии пыталась политическим способом противостоять странам организации Североатлантического договора.

Для обозначения Россией своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения собственных геополитических интересов в Балканском регионе, руководством Министерства обороны России и Министерства иностранных дел России , с согласия Президента России Б. Ельцина , было принято секретное решение о захвате аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косово и Метохии российского миротворческого контингента. Данное решение шло вразрез с военными планами НАТО, что могло привести к началу полномасштабной войны, в связи с чем операцию необходимо было провести молниеносно, скрытно и неожиданно для НАТО [2]. В случае нападения на российских десантников со стороны НАТОвских сил планировалось в спешном порядке провести блиц-переговоры с военным и политическим руководством Югославии , вступить с Югославией в военный союз и дать отпор наступающим войскам НАТО на всей территории Косово, одновременно перебросив в Косово и Метохию несколько полков ВДВ , а то и дивизию. По мнению Леонида Ивашова [3] , такой план развития событий был изначально обречён на успех, так как руководство НАТО не было в полной мере готово к полномасштабной наземной операции. Подготовка к марш-броску на Приштину В мае 1999 года майор Юнус-бек Евкуров , находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине , получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 бойцов спецназа ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косово и Метохии и взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента. Евкуровым поставленная задача была выполнена и его группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина». Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены [4]. При этом личный состав кроме командования , который должен был участвовать в марш-броске, до самого последнего момента не знал, куда и зачем они готовятся выступать.

Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину. Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось.

Операция готовилась в условиях глубокой конспирации, в первую очередь, в связи с недоверием к собственным политикам и части генералитета России. Сторонников Запада, несмотря на явное пренебрежение с их стороны интересами России, в политике того времени было много.

Узнав о планах помощи сербам эти люди вполне могли "сдать" план операции "западным партнерам". Первым задачу по подготовке плацдарма для захвата получил майор Юнус-бек Евкуров, нынешний глава Ингушетии, а тогда офицер ГРУ находящийся в составе миротворческого контингенте в Боснии и Герцеговине. Задача стояла так: "В составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косова и Метохии и взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента". Евкуровым поставленная задача была выполнена. Его группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под контроль аэропорт «Слатина». Кстати детали данной операции до сих пор засекречены. Получив информацию о получении контроля над аэропортом, командование Российских подразделений миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, отдало приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью 200 человек к марш-броску, каждому бойцу была сделана гравировка армейского жетона. С целью соблюдения конспирации личный состав до последнего момента не знал куда и зачем следует выдвигаться.

В ночь с 11 на 12 июня 1999 бойцам была поставлена боевая задача: в кратчайшие сроки преодолеть 600 километров, захватить аэродром «Слатина» до прихода сил НАТО, удерживать позиции до прихода подкреплений. Акция была еще и политической, демонстрирующей "союзникам по НАТО" решимость России поддержать сербов. Сербы приветствуют российских десантников Колонна пересекла границу Боснии и Сербии, и ускоренным маршем двинулась в сторону Косово. На всем протяжении следования колонну приветствовали сербы, встречая российских военных цветами, так же предложили им изготовление жетона с личным номером. Однако тут же началось и противодействие со стороны внутренних противников операции. Начальник Генштаба Министерства обороны России генерал армии Анатолий Квашнин лично позвонил по спутниковой связи возглавлявшему колонну генералу Виктору Заварзину, приказав развернуть колонну и вернуть войска в расположение. Заварзин отказался выполнять приказ, сославшись на то, что распоряжение о захвате аэродрома отдано верховным главнокомандующим Б. Колонна продолжила следование и в 2 часа ночи 12 июня 1999 года прибыла в Приштину.

Помещения аэропорта и взлетно-посадочная полоса были полностью взяты под контроль к 7 утра того же дня. Сказать, что решительные действия российских военных оказались полной неожиданностью для всех, значит не сказать ничего.

Зачем на самом деле русские десантники в 1999 году захватили аэропорт в Косово

Столкновение между российскими войсками и силами НАТО из-за международного аэропорта Приштины произошло 12 июня 1999 года, сразу после войны в Косово. Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. Исполнилось 15 лет со дня легендарной боевой операции российской армии, примера которой не было в новейшей истории Европы. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.

10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники

24 марта 1999 года наш самолёт российский с Примаковым развернулся над океаном. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль. –Я вообще уверен, что в мировой военной истории Приштинская операция навсегда останется примером высокого профессионализма, умелой организации взаимодействия сил и средств, мужества и стойкости российских десантников перед лицом грозного противника. Прощались с Косово российские десантники прямо на поле Приштинского аэродрома Слатина. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров.

ПУЛЬС СЕРБИИ

Предполагалось, что колонна направлялась в Приштину и международный аэропорт Приштины перед прибытием войск НАТО. 12 июня 1999 года стремительный марш-бросок наших десантников позволил неожиданно для натовцев занять аэропорт Слатина. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR.

Внезапные русские

  • Бросок десантников на Приштину
  • Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах — РТ на русском
  • Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном»
  • Марш-бросок на Приштину

Путин назвал причины взятия аэропорта "Слатина" в Косово в 1999 году

Бросок на Приштину — удачная операция российской армии в Европе в конце 90-х и потому предмет отчаянного фапа поцреотов на протяжении всех 00-х. Путин заявил, что не считает дерзким поведением операцию в аэропорту Приштины в 1999 году. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. 1999 год. Марш бросок десантников в Приштину начался 10 июня. 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия.

Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово

Согласно другим источникам, был еще один русский человек по имени «полковник Баранов», который на самом деле был командиром подразделения спецназа , контролировавшего авиабазу и всю миссию. Этот человек постоянно носивший маску , также известный под кодовым именем Волкодав рус. Офицер неоднократно наблюдался во время первоочередных российских миссий по всему миру, хотя его настоящая личность остается неизвестной. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон поделился с Заварзиным фляжкой виски, что привело к потеплению отношений, хотя «полковник Баранов» категорически отказался участвовать в разговоре.

В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски дополнительных российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в дежурный режим несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам блокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса.

Штаб Джексона связывался с бригадой США и им сказали, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время плохие погодные условия сделали это невозможным.

На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье.

Однако британский генерал Майкл Джексон не собирался начинать Третью мировую , несмотря на окрики сверху. Британские войска просто окружили авиабазу. Русский батальон, согласно плану операции, был лишь авангардом. Затем на аэродром приземлились бы самолёты с подкреплениями. Однако соседние страны закрыли для российской военно-транспортной авиации своё воздушное пространство. Если бы вспыхнул вооружённый конфликт, наших парней в Слатине ждала бы участь смертников.

Дипломаты засуетились. В итоге удалось достичь соглашения, что Россия также участвует во вводе миротворцев. Но ей не дали отдельного сектора — из опасения, что там сохранится власть Югославии — законная власть. В итоге российские войска разместили в секторах Германии, Франции и США, а уже в 2003 году вывели оттуда, поскольку их пребывание в крае признали бессмысленным. После вывода югославских силовиков фактическая власть в Косове перешла в руки албанских бандитов. И помешать этому ооновцы не могли — или не хотели. Результат от рейда получился неоднозначный.

Загадки и легенды марш-броска Как и все военные операции, марш-бросок на Приштину оброс легендами. Неясно, кто и когда начал планировать эту операцию, и кого поставили в известность. Некоторые считают, что колонна прорывалась по враждебной территории. Нет, она двигалась по земле, где русских ждали. Сербы встречали десантников с цветами… Колонной командовал полковник Сергей Павлов. О предстоящем марше он узнал 10 июня; на подготовку было отведено всего восемь часов. Хотя нашим десантникам так и не пришлось высаживаться с неба, они провели стремительный и успешный рейд на броне.

Имелись ли угрозы? Нельзя было исключать авиаударов НАТО по колонне. Позже генерал Леонид Ивашов заявил: «Мы планировали ввести три батальона. Один должен был идти в Косовска-Митровицу и как бы обозначить наш сектор. Второй хотели десантировать на аэродром в Приштине. А третий в качестве резерва должен был высадиться на сербской территории у города Ниш. Но, если помните, венгры и румыны не разрешили нам пролёт через своё воздушное пространство.

Поэтому батальон, который должен был идти на Митровицу, повернул на Приштину». Возможно, генерал рассказывал об одном из этапов планирования операции. По одной из версий событий, растиражированной в СМИ, начальник генерального штаба генерал Анатолий Квашнин узнал о марш-броске, когда колонна уже шла по Сербии.

С 15 октября Россия разрешила использование аэропорта для осуществления пассажирских рейсов. Главным политическим итогом броска стало пребывание миротворцев из РФ в Косово вплоть до 2003 года; при этом НАТО так и не выделила России отдельного сектора на захваченных землях. Популярное за неделю.

Вечером Джексон вылетел на вертолете в Приштину, чтобы провести пресс-конференцию, а затем отправился на встречу с генералом Виктором Заварзиным, который командовал небольшим российским отрядом. Укрывшись от проливного дождя в разрушенном терминале аэропорта, Джексон разделил с Заварзином фляжку виски, что привело к потеплению отношений. В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски большего количества российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в резерв несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам заблокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связался с американской бригадой и получил ответ, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время это было невозможно из-за плохих погодных условий. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им было бы только контрпродуктивным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий