Февраль 1990 душанбе что было с русскими

Двадцать лет назад, в феврале 1990 года, в Душанбе произошли волнения, ставшие прологом гражданской войны. В феврале 1990 года в Душанбе, столице Таджикистана, разразилась серия столкновений и протестов, которые имели серьезные последствия для русской общины в этом городе. В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, – погром русских кварталов Душанбе. Дискуссии по этому поводу не утихают ни в России, ни в Таджикистане. В 1990 году в Таджикистане проживали 580 тысяч этнических русских, после гражданской войны в стране осталось не более 40 тысяч русскоязычных граждан. В действительности, с 21 по 24 января 1990 года из города Баку через Красноводск в Душанбе были эвакуированы 49 семей армянских беженцев.

Душанбе - февраль 1990 г.

Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости. Таджикистан, считавшийся наряду с Киргизией беднейшей республикой позднего Советского Союза, к концу 1991 года находился в глубоком политическом кризисе. Я не считаю, что эти три кровавых дня в феврале 1990 года возникли на пустом месте, а уверена в том, что эти события – результат продуманной деятельности известных группировок при поддержке внешних сил, на основании их совместных четких планов и договоренностей. In 1988, in the aftermath of the Sumgait pogrom and anti-Armenian riots in Azerbaijan, 39 Armenian refugees from Azerbaijan were temporarily resettled in Dushanbe.[1] In 1990, the Armenian influx became a subject of the rumour that triggered riots in Dushanbe.[2]. Двадцать лет назад, в феврале 1990 года, в Душанбе произошли волнения, ставшие прологом гражданской войны. БМП на проспекте Ленина в Душанбе, 14 февраля 1990 года Также в это время в Узбекскую ССР вывели 15 ОБрСпН (отдельная бригада специального назначения), которой тоже придется сыграть важную роль в описываемых событиях. В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, — погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранотомёта школьного автобуса с детьми российских офицеров.

Следствие закончено, забудьте

На фоне нарастающего национализма и напряженности, русские в Душанбе оказались в подавленном положении, лишенные поддержки и защиты. Этот хаос и насилие привели к гибели и постоянному уходу русского населения из Таджикистана. В результате штурма жилых комплексов и националистической агитации было утрачено множество жизней и нарушены принципы межнационального сосуществования. Эти события стали значимым поворотным пунктом в истории конфликта в Таджикистане и оказали серьезное влияние на последующие события в стране. Контрмеры властей и преследования русского населения После эскалации протестов и требований к властям в Душанбе, власти начали предпринимать различные контрмеры и преследования в отношении русского населения. Прежде всего, были введены ужесточенные безопасностные меры, включающие вооруженные чекистские отряды и контрольные посты по всему городу. Российские жители стали подвергаться частым обыскам и проверкам документов, а также произвольным задержаниям. Сторонники новых национальных властей осуществляли акты насилия и погромы в отношении русского населения, включая нападения на их жилища и бизнесы. Русскоязычные школы и культурные организации были закрыты или подверглись цензуре.

Семьи русского населения жили в страхе и неуверенности, постоянно опасаясь преследований и насилия. Власти Таджикистана также проводили широкомасштабную кампанию дискредитации и дезинформации, направленную против русскоязычного населения. Русские жители были обвинены во всех бедах и проблемах, сталкивающихся с Таджикистаном, и призывалось к их выселению из страны. Этнические предрассудки и националистическая агитация стали повсеместными. Многие русские семьи решались на эмиграцию в связи с ухудшающейся обстановкой. Русское население Таджикистана постепенно уменьшалось, а те, кто оставался, испытывали постоянное давление и угрозы в адрес своей безопасности. Таким образом, контрмеры властей и преследования русского населения в Душанбе после протестов и требований к властям привели к созданию враждебной и насильственной обстановки, которая оказалась опасной и нестабильной для русского населения в Таджикистане. Видео:Трагедия Таджикистана: 30 лет назад в Душанбе погибли десятки людей Скачать Установление нового равновесия После продолжительных и кровопролитных столкновений между различными этническими группами, наступило время для установления нового равновесия в Душанбе.

Однако этот процесс оказался далеко не простым и требовал серьезных усилий. Власти Таджикистана приняли ряд мер, направленных на смягчение напряженности и восстановление доверия между этническими группами. Были созданы специальные комиссии, задачей которых было расследование преступлений, совершенных во время конфликтов. Эти комиссии должны были обеспечить справедливость и привлечение виновных к ответственности. Кроме того, власти приложили усилия для стабилизации экономической ситуации в регионе. Программы по восстановлению разрушенной инфраструктуры стали приоритетными, а также были предприняты шаги для создания рабочих мест и повышения уровня жизни населения. Важный момент в установлении нового равновесия было участие международных организаций и стран в процессе миротворчества. Они оказали помощь как в восстановлении разрушенных объектов, так и в оказании гуманитарной помощи населению.

Некоторые кварталы были полностью сравнены с землёй вместе с их жителями. Была разрушена почти вся инфраструктура города. Грузия Здесь при Гамсахурдиа русских избивали на улицах, выгоняли с работы, лишали жилплощади, подвергали оскорблениям. Вооружённые конфликты в Сухуме и Цхинвале разворошили вековую неприязнь между грузинами и северокавказскими народами.

Но в первую очередь во всех этих конфликтах страдали русские люди. Вошедшие в Сухум отряды грузинских бандитов в самом центре города повесили растяжку с характерным для того трагического времени призывом: «Русские мужчины и женщины, не уезжайте из Сухуми! Нам нужны бесплатные рабы и проститутки! Из 30 русских сёл, бывших в Грузии, на сегодняшний день осталось лишь 5.

Азербайджан Из всех кавказских республик не считая Чечни наибольшей жестокостью в отношении русского населения отличился Азербайджан. Если в Грузии кровопролитие было всё же обусловлено в первую очередь территориальными конфликтами, то в Баку русских в январе 1991 года убивали только за то, что они русские. О том, что списки обречённых на истребление готовились заранее, было известно в первом списке стояли армяне, во втором — русские , однако никаких своевременных мер не было принято, и 13 января началась бойня. К ним с энтузиазмом присоединялись соседи жертв… дрались между собой, не поделив что-нибудь из награбленного.

Трупы выбрасывали из окна, и на улице над ними продолжали глумиться. Женщин и мальчиков, прежде чем убить, по очереди насиловали на глазах у всех… под восторженное улюлюканье их же женщин и детей. Около кинотеатра «Шафаг» на костре живьём жгли детей. Не уезжайте!

Нам нужны рабы и проститутки! В квартирах русских раздавались телефонные звонки: «Ты ещё живой? И не уехал? Хочешь я помогу тебе отправить в Россию вещи, а ты мне оставишь квартиру?

Не хочешь, тогда так заберём». За трёхкомнатную в центре города, русским тогда предлагали не больше 20 000 рублей, и зачастую, оформив документы, убивали». Воспоминания русского морского офицера о Бакинской резне 1991-го года». Потом… начали старшенькую насиловать — Ольгу, 12 лет ей было.

Вшестером… Когда мы бежали в аэропорт, мне чуть не под ноги упала девчоночка — выбросили с верхних этажей откуда-то. Её кровь мне всё платье забрызгала… В аэропорту издевались, всё убить обещали». В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные семьи и т.

Это была продуманная националистическая акция. Всего в Москве и Московской области русских беженцев из Баку более 20 тысяч». Афанасьева, опубликованной в 5-м номере «Учительской газеты» за 1990 год. Следующими жертвами по плану погромщиков должны были стать русские офицеры и их семьи.

В первые дни был захвачен детский сад, быстро, однако отбитый нашими военными. Затем в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами, атаку удалось отбить чудом. Александр Сафаров вспоминает: «Третий день резни, 15 января, начался со страшного грохота… и новое здание штаба флотилии на Баиловской шишке исчезло в обломках пыли. Официально причиной обрушения штаба стал оползень, однако время случившегося вызвало сомнения в правдивости этой версии.

Под обломками зданий погибло 22 человека».

Одним из таких новых мест, подключившихся к центробежному развалу СССР, в начале 1990 года стал Таджикистан. К этому времени в республике уже вовсю развернуло свою деятельность оппозиционное движение "Растохез", сформированное в сентябре 1989 года, которое своими главными целями объявило "независимость страны и возрождение национальных ценностей". Лидеры новой таджикской оппозиции, среди которых преобладали представители местной интеллигенции, начали активно "пробуждать национальное самосознание народа", при этом, как всегда, слабо себе представляя, что именно проснётся в результате. Зато они надеялись, что разбуженный хаос поможет прийти им к власти — на конец февраля в Таджикистане как раз были намечены выборы в парламент.

Участники тогдашних событий вспоминают их очень по-разному. Одни говорят о революционном подъеме таджикского народа, который поднялся на борьбу за демократию против КПСС. Другие же утверждают, что как раз КПСС вместе, конечно, с КГБ и организовала всю эту провокацию, чтобы не допустить демократов до выборов, а наоборот — скомпрометировать их, а потом и репрессировать.

В частности информационный контент подавался для стимулирования национального самосознания и разрушения советского единства, что впоследствии выльется не только в сепаратистские настроения, но и во вражду по национальному признаку.

После разрушения СССР данная промывка мозгов возымеет место и выльется в гражданскую войну, продлившуюся почти 2 года, во время которой погибнет, по разным оценкам от 60-и до 150-и тысяч человек, а свыше одного миллиона лишатся жилья. И это не считая полумиллиона вынужденных переселенцев, которые покинули территорию Таджикистана в поисках мирной жизни. Но горький опыт постсоветских республик так ничему и не научил российских политиков, которые позволяют продолжать стимулирование национальных отличий, разрушающих уже русское многонациональное единство и вбивающих в сознание русских народов мысль о собственной нерусскости на основании этнической разности, уничтожая таким образом саму идею образовавшую Россию. Автор статьи: Олег Березовой.

Перестройка, развал СССР, Гражданская война: как таджики себя искали и выгнали русских

11 февраля 1990 года толпа из сотен вооруженных палками и холодным оружием приезжих таджиков крушила на проспекте Ленина в Душанбе всё что попадалось на пути. Так начался душанбинский погром. Причём беженцы из уже горячей точки не имели соответствующего статуса, поэтому в основном разъезжались к своим родственникам по всему Советскому Союзу. Так в надежде на спасение 39 семей из Баку приехали в Душанбе, но обстоятельства для них сложились более чем неприятно. Конфли́кт в Душанбе́ — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве.

Таджикистан: неизвестная революция

В тот день главными слоганами были: «Таджикистан для таджиков! Наблюдая сейчас за теми событиями из прошлого можно понять на кого смотрели русские националисты, придумывая лозунг: «Россия для Русских, Москва для Москвичей». Убивали всех без разбора, в том числе и детей. Наверное, это самые кровавые страницы в истории Таджикистана. На сегодняшний день известно, что это была целенаправленная акция для вытеснения Русских. Люди смогли, наконец, дать отпор агрессору.

Тем не менее, порядок удалось восстановить только к 23 февраля. Всё это время власти Таджикистана бездействовали. Возможно, это было связано с неготовностью столкнутся со столь экстремальной ситуацией. Полагаю, это ещё один аргумент в пользу того, что присутствие войск Российской Федерации должны находиться в регионе. Стоит ли говорить, что как только начала работать железная дорога, русские буквально хлынули из страны.

Основной отток жителей был из столицы Таджикистана Душанбе, где из 700 000 жителей Душанбе 300 000 были Русскими. Кстати именно столица была главным центром погромов. Вскоре после оттока оккупантов в стране стала ощущаться нехватка врачей, учителей и других специалистов. Именно тогда осознав свою неправоту жители Таджикистана создали знаменитый лозунг: «Русские, не уезжайте — нам нужны рабы! Он украшал заборы во всех городах Таджикистана.

После развала СССР иммиграция только усилилась. В цифрах это будет около 8 миллионов человек. После отъезда Русских ситуация в стране окончательно покатилась, в результате чего случилась гражданская война. В нагнетании антирусской истерии во всех республиках бывшего СССР немало потрудились представители творческой интеллигенции. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева.

Фразы вроде «поруганной северными варварами моей прекрасной темноглазой Родине», «Великая Отечественная война это российской мясорубка, куда загнали таджиков», «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь». Ну и как это обычно бывает, во время гражданской войны она обосновалась в Москве и стала печатается в газетах и выступать с творческими вечерами. Безусловно не смотря на столь страшные страницы прошлого, мы не должны испытывать ненависти к кому бы то ни было. Тем не менее Россия должна усвоить урок о том, что её интересы должны быть превыше «братских народов». Так же любой приезжающий на территорию России должен понимать, что он тут всего лишь гость и не более.

Если же он хочет остаться тут жить, то он обязан принять русскую культуру, наши духовные и моральные ценности. Кыргызстан Всеми любимые настроения подогревались, в том числе и старыми знакомыми, — российской «либеральной» интеллигенцией. Правильное название для такого контингента граждан — предатели своего народа. Такие как Новодворская и ей подобные. Но, в каждой стране свои герои — в Кыргызстане таким героем стала Роза Отунбаева, всячески подстрекавшая свой народ к войне.

Из книги В. Тюпенского «Исход». Отрывки: «Жёсткое межнациональное противостояние превратилось в катастрофу, но как это ни странно, началось всё внутри собственно киргизской среды. Виновный в бедствиях должен быть назначен. И он был найден.

Это был уникальный городской русскоговорящий без акцента киргиз, частично утративший за ненадобностью словарный запас киргизского языка, учившийся в общеобразовательной школе, чьи бабушка и дедушка умудрились в своё время перебраться с гор «к русским в город». Этих бедолаг начали отлавливать массово. Человек 10 «настоящих кыргызов» подходили к одинокому пареньку и задавали невинный вопрос на «родном языке», если отвечал, то свободен, а если нет, то кровавая расправа была быстрой и беспощадной. Милиция постепенно заполнилась «новыми кадрами». Традиционно милицейский патруль «запаздывал» и приезжал уже к «телу».

Тут же вспомнилась «вековая вражда». С юга волны ненависти докатились до столицы. Сожжённые дома, изнасилованные девочки, младенцы на вилах, тысячи беженцев. Но были и российские десантники и «расстрельные бригады генерала Кулова», за что им мой поклон. Воспоминания разные.

Идёт колонна «джигитов», вот какой-то паренёк быстро перебегает от подъезда к другому подъезду. От колонны отделяются несколько «инициативных», догоняют, волокут по асфальту. В массе ничего не видно. Колонна проходит. На дороге длинный кровавый след.

Вечерами иногда раздаются истошные крики. Кто и откуда непонятно. Введён комендантский час, после 21ч. В небе вертолёты. В центральных газетах ни слова о нас, Москва занята собой.

И слухи, и.... На братьев, на Россию». Новые хозяева жизни уже кое-чему научились. Во-первых, они поняли, что Фрунзе, переименованный в Бишкек гораздо интересней, во-вторых, что никакая ельцинская Россия на помощь к русским не придёт. Ельцин в ответ на собственную самостийность предложил и «новый формат» и место в ООН, и много чего ещё.

Прибыв в Чолпон-Ату на курорт, заявил, «Как же здесь хорошо», а в нескольких километрах в это время шло побоище. К этому времени русские в столице уже стали «нетитульным национальным меньшинством». Начался очередной ещё более страшный виток насилия. На этот раз все силы погромщики бросили на нас, не размениваясь на Юг. Корейская диаспора через определённых людей предложила нам жёсткий вариант сопротивления.

Им-то точно деваться было некуда. Мы через свой Славянский фонд отправили делегацию в Москву по вопросу «полной эвакуации русского населения в малонаселённые области России». Кремль показал нам фигу. Консульства Германии и Израиля запустили свои программы по репатриации. Ивановы, Ложкины, Зайцевы в один миг стали Раппопортами, Зальцманами и прочими.

Те, кто не нашёл соответствующей мамы или не оформил нужный брак, косяками на свой страх и риск, продав за копейки жильё, потянулись в Польшу, Бельгию, Канаду и много ещё куда. А в столице уже не Фрунзе , Бишкеке, русских на улицах почти не видно. У всех страх. На площадях кочевые юрты с кумысом. Во дворах многоэтажек режут баранов.

Слышу истошный крик. Стали вынимать кишки.

Массовые протесты начались на центральной площади Душанбе. Тысячи людей вышли на улицы, требуя защиты своих прав и безопасности. Они организовали митинги и шествия, скандируя лозунги в поддержку русского населения и осуждая националистические высказывания. Официальные структуры власти не смогли или не захотели предотвратить вспышку цивилизованных межнациональных конфликтов, и протесты переросли в насилие. Русские жители стали подвергаться нападениям, грабежам и издевательствам. Местные надзорные органы и полиция не справлялись с масштабами проблемы, и обычные граждане оказались беспомощными перед нарастающим насилием. Этот первоначальный период протестов и конфликта был одним из самых напряженных и опасных для русского населения.

Многие русскоязычные жители Душанбе столкнулись с массовым изгнанием, угрозами и дискриминацией. Они были вынуждены покинуть свои дома и бежать из города, чтобы спастись от опасности и насилия. Русские вынуждены покинуть Душанбе: бегство и эвакуация Февраль 1990 года оставил глубокий след в истории Душанбе и всех ее жителей. Это был месяц, когда начался массовый вынос русского населения из города. Насилие и ксенофобия вспыхнули на улицах Душанбе, ставя русских в опасность. Поводом для этой вспышки стали националистические пропагандистские кампании и антироссийские настроения, раздуваемые региональными политическими силами. Тысячи русских были вынуждены спасаться бегством, оставив свои дома, работу и имущество. Кто-то уехал в другие регионы Советского Союза, кто-то переселился в другие страны, и некоторые русские покинули Душанбе, ставший непригодным для них местом проживания. Многие семьи оказались разлучены, а жизнь резко изменилась для всех, кто остался.

Организация эвакуации русского населения стала важной задачей властей и органов правопорядка. Однако, далеко не все русские смогли покинуть Душанбе в безопасности. Они столкнулись с преградами на своем пути, включая отсутствие средств на переезд и сложности с получением разрешений на выезд. Во время бегства и эвакуации русских происходили многочисленные истории героизма и взаимопомощи. Люди делали все возможное, чтобы помочь тем, кто оказался в беде, предоставляли свои машины и места вездеходов, делились собственными запасами пищи и другими ресурсами. Это позволило многим выжить и найти временное убежище. Бегство и эвакуация русских из Душанбе стали символом трагических событий того времени. Они напоминают нам о важности мирного сосуществования на разных этнических и культурных основах. Эти события должны помочь нам учиться на ошибках прошлого и строить более справедливое и гармоничное общество в будущем.

Насилие и распространение слухов: страх и неопределенность Февраль 1990 года оставил глубокий след в истории Душанбе и русского населения, проживающего в этом таджикском городе.

Вечером 12 февраля в городе было объявлено чрезвычайное положение. Протестующим удалось прорваться внутрь здания ЦК и поджечь его. Сотрудники милиции пытались усмирить граждан выстрелами с холостыми патронами. В ответ на это люди стали поджигать уличные ларьки и громить магазинов.

В таких условиях рассчитывать на поддержку милиции властям не приходилось. Поэтому ответом стал альтернативный митинг в поддержку президента и Верховного Совета. Первые попытки организации проправительственных митингов проходили достаточно осторожно. Во всяком случае, свою повестку они формулировали крайне робко. В небольшом сообщении корреспондента "Известий" Александра Карпова, напечатанном в номере газеты от 3 апреля "Митинг в Душанбе может стать бессрочным", сообщалось о том, что 2 апреля на площади 800-летия Москвы она же площадь Озоди собрались люди, провозгласившие в качестве своих целей "содействовать созданию "круглого стола" между оппозицией и властями". А сам митинг назван "митингом посредников". Однако эта акция, кажется, развития не получила. Главными участниками оппозиционных митингов, как и в сентябре 1991 года, были выходцы из сельских районов Таджикистана. В частности, из Гармской зоны. Мобилизация участников проходила достаточно активно. И они были вполне решительны. Во всяком случае, в материале Олега Панфилова в "Независимой газете" от 8 апреля "Рамадан закончился, митинг набирает силу, противостояние продолжается" упоминается о том, что многие участники шли до Душанбе пешком 100-150 километров, поскольку дороги были перекрыты властями. В опубликованных на интернет-ресурсе "Солдат России" воспоминаниях бывшего жителя Душанбе Марата Яновича Хакела, оказавшегося свидетелем событий начала 1990-х упоминается, между прочим, что одним из лозунгов на площади Шахидон был: "Нет потомкам кровавого Чингисхана во главе Таджикистана"[66]. Имелось в виду, что Ходжент некогда входил во владения внука Чингисхана Чагатая. Так что у регионального разделения в Таджикистане были и довольно экзотические проявления. Между тем по мере того, как становилось ясно, что власти не готовы идти оппозиции на уступки, а переговоры не приносили результата, действия митингующих становились всё более радикальными. После того, как 21 апреля время ультиматума истекло, митингующие блокировали Верховный Совет. К этому времени на Шахидоне уже началось формирование "Народной гвардии". Члены этих отрядов захватили в заложники около двух десятков человек. В том числе депутатов Верховного Совета и нескольких членов правительства. Кенджаеву пришлось подать в отставку. После этого в состав Президиума Верховного Совета были введены представители оппозиции, а также казикалон Акбар Тураджонзода. При этом было достигнуто соглашение о том, что в течение года пройдут выборы в новый парламент — Меджлис для этого предполагалось утвердить новую конституцию. Марат Хакел вспоминает о том, как во время прямой трансляции сессии ВС, когда новые члены Президиума занимали свои места, Тураджонзода сказал Искандарову: "Не садись в это гнусное коммунистическое кресло. Оно изгажено твоими предшественниками. Мы сделаем тебе другое кресло"[67]. В опубликованном 24 апреля в "Независимой газете" материале Олега Панфилова "Депутаты поняли "текущий момент"" об этих отрядах сообщаются следующие сведения: "В ее состав вошли прежде всего студенты и молодые жители сельских районов, а организацией занялись запасники, одетые в полевую военную форму. Генералом избран мударрис преподаватель медресе имама Тирмизи специалист по арабской литературе Саид Киемиддини Гози. Видимо, поэтому в качестве строевой речевки избраны слова на арабском, в которых рефреном звучит — "вахдат" единство ". Поняв, что отстоять свои позиции без давления на власть невозможно, а своих силовых ресурсов у властей нет, сторонники властей также решили использовать митинговый инструмент. Сначала митинги в поддержку Кенджаева начались в Кулябе, а позже жители Куляба также прибыли на митинг в Душанбе на площадь Озоди… По утверждению корреспондентов "Известий" Александра Каропова и Владимира Скосырева, приведенном в материале газеты "Душанбе снова охвачен митинговой лихорадкой" от 27 апреля, участников организованно привозили в столицу: "Своими глазами видели больше десятка автобусов… И это при нынешнем-то катастрофическом положении с горючим". Участники митинга также сформировали отряды самообороны, а среди выступавших на митинге оказался Сафарали Кенджаев. Всё выглядело почти зеркальным повторением событий на Шахидоне. Стоит заметить при этом, что Кенджаев не был после отставки отлучен от власти. Набиев предоставил ему пост председателя Комитета национальной безопасности Таджикистана. Из-за чего одним из лозунгов митинга, как сообщали корреспонденты "Известий", между прочим, стал "Кенджаев — наш Андропов". В ответ на появление кулябцев оппозиция немедленно восстановила собственный митинг на Шахидоне. В материале "Известий" приводится характерная деталь беседы с охранником митинга оппозиции: "Мы тоже отвечаем за порядок, — пояснил паренек, по виду студент. А там, — указал он в сторону площади Свободы, — коммунисты". Таким образом, перестроечное деление "демократ — коммунист" еще сохранялось в Таджикистане как рабочий язык описания происходящего. Вскоре после начала митинга на Озоди депутаты Верховного Совета переменили свое решение и опять восстановили в должности Кенджаева. Обе стороны явно шли на обострение ситуации. При этом, по крайней мере в первые дни противостояния, с вооружением у обеих сторон наблюдались сложности. Поскольку милиция сохраняла нейтралитет, то заботиться о приобретении оружия пришлось самим. Сторонники президента на площади Озоди получили автоматы от властей. Однако вскоре получили вооружение и оппозиционеры, которых поддержала часть силовиков. Действия оппозиционеров оказались решительнее и успешнее. В разных районах города начались перестрелки между сторонниками правительства и оппозиции. При этом по захваченному телевидению помимо деклараций оппозиции передавалось отдельное обращение к русскоязычному населению с просьбой сохранять нейтралитет и заверениями, что мирным жителям ничего не угрожает. Оппозиция, в рядах которой заметную роль играла Исламская партия возрождения Таджикистана, по-прежнему стремилась не портить отношения с русскоязычными жителями. Было подписано соглашение о создании коалиционного правительства, где важные должности, в том числе в силовых ведомствах, телерадиокомитете и МИД, перешли под контроль оппозиции, включая ИПВТ — лидер этой партии Давлат Усмон был назначен вице-премьером. Официально новый кабинет был назван Правительством национального примирения. Набиев фактически превращался в номинальную фигуру. Следует заметить, что фоном для происходившего стало падение режима Наджибуллы в Кабуле. Так что события выстраивались в достаточно тревожную линию. Впрочем, на тот момент слишком больших беспокойств в связи с этим еще не высказывалось. В материале Влад мира Скосырева в "Известиях" от 7 мая "Горькие плоды нетерпимости" приводятся слова первого заместителя командующего погранвойсками среднеазиатского пограничного округа генерала А. Мартовицкого: "Положение на границе спокойное. Представители моджахедов охотно идут на контакты с нашими офицерами". Впрочем, согласно объяснениям, появившимся в российских газетах, произошло это не по решению России, а стало результатом личной инициативы командиров. Кажется, действия военных не преследовали иных целей, кроме широко понимаемой самозащиты. Тогда представители отрядов "Народной Гвардии" с митинга на площади Шахидон митинг на Озоди после успеха оппозиции был свернут направились к Комитету национальной безопасности — многие из них были вооружены, в колонне двигался БТР поводом к походу стало сообщение о том, что в КНБ находится Набиев. Дальнейшая последовательность событий не установлена — оппозиционеры утверждали, что из окон КНБ по колонне открыли огонь. Вскоре началась ответная стрельба. Тогда на помощь КНБ выдвинулись танки 201-й дивизии. Это привело к немедленной остановке перестрелки. В материале спецкора "Известий" Валерия Якова "Хроника революции или переворота", опубликованном в газете 18 мая, утверждается, что решение принял командир дивизии полковник Виктор Заболотный, который действовал на основе соглашения, заключенного между офицерами КНБ и офицерским собранием дивизии точнее, городского гарнизона Душанбе. В мае КНБ обратилось с просьбой о взаимной поддержке в случае угрозы членам семей офицерского состава к армейцам, а также к погранвойскам и местному МВД, однако МВД и пограничники отказались брать на себя такие обязательства. Когда началась стрельба, под угрозой оказался также и жилой дом КНБ, где проживали сотрудники комитета, и Заболотный выполнил свою часть обязательств. Ответом на эти события стало заявление по телевидению главы ДПТ Шодмона Юсупа, которое в дальнейшем стало одним из главных аргументов в пользу антирусской настроенности таджикской оппозиции. Тогда, если верить Якову а насколько можно понять, слова Юсупа передаются в изложении корреспондентов , он обвинил СНГ дивизия на тот момент входила в состав ВС СНГ во вмешательстве во внутренние дела Таджикистана, пригрозил обратиться к Ирану и Афганистану, а также сообщил, что русскоязычное население "фактически" оказывается "в заложниках". В некоторых других интерпретациях эти же слова звучат как "объявление русских заложниками". Позже Юсуп дополнительно выступал по ТВ и пытался объяснить, что не призывал к насилию и обещал защиту всем жителям республики. Впрочем, на тот момент в условиях стрельбы, а также всё большего перехода митингующих оппозиционеров на язык "борьбы за ислам" например, на площади Шахидон после подписания Набиевым соглашения по созданию коалиционного правительства праздновалась "победа ислама" этого было достаточно для того, чтобы начать думать о бегстве по утверждению того же Якова, душанбинский аэропорт в те дни оказался забит выезжающими, как правило, женщинами с детьми, русскими и русскоязычными. После завершения митингов в Душанбе ситуация временно успокоилась, однако фактически связано это было с тем, что сторонники оппозиции и те, кто митинговал в поддержку президента, просто разъехались по тем областям, откуда они прибыли. Это относилось и к Национальной гвардии, точнее к тем людям, которые получили оружие на пропрезидентском митинге. Большая часть из них прибыла из Кулябской области, куда они отправились, забрав оружие с собой. Одним из организаторов митинга кулябцев в Душанбе был Сайгак Сафаров — он даже оказался захвачен оппозиционерами 7 мая в Душанбе, однако был вскоре отпущен. Теперь он быстро брал под контроль ситуацию в области. На следующем этапе развертывания событий в Таджикистане ему предстояло сыграть одну из решающих ролей. Выдвижение на передний план таких фигур, как Сайгак Сафаров, особенно убедительно говорило о том, что ситуация вышла далеко за пределы прежней схемы, в которой ленинабадская номенклатура боролась за влияние с представителями других номенклатурных кланов и поддержавших их представителей национальной интеллигенции. Сафаров не имел никакого отношения к номенклатуре. Официально он много лет работал буфетчиком в Центральном парке города Душанбе. Неофициально же обладал серьезным авторитетом в криминальной среде республики после трех тюремных сроков среди которых, согласно официальной информации, фигурировали угон автомобиля, наезд на пешехода и убийство в драке, общий же срок заключения составил 23 года. Вооруженные структуры Сайгака Сафарова вскоре начали устанавливать контроль над Кулябской областью, отказываясь подчиняться новому правительству. Официально всё оружие, которое попало в руки митингующих, должно было быть возвращено на склады. Об этом еще в мае был подписан указ Рахмона Набиева это было частью договоренности с оппозицией , но выполнять указ никто не собирался, а ресурсов, чтобы обеспечить такое разоружение, у оппозиции тоже не было. В Кулябе сторонники оппозиции начали преследоваться. Действия всех партий, кроме Коммунистической партии Таджикистана, на территории области оказались запрещены. Вскоре напряженность возникла между Кулябской и соседней Курган-Тюбинской областью, где были сильнее сторонники оппозиции определение "оппозиция" с учетом того, что ее представители фактически уже контролировали правительство, предельно условно. Учитывая, что в Курган-Тюбинской области благодаря переселениям послевоенного периода проживали выходцы из разных районов Таджикистана, в том числе из противостоящих теперь друг другу Гарма и Куляба, внутри области также стали происходить столкновения и появились первые жертвы. Кулябцы начали покидать Вахшские кишлаки. Так появились первые волны беженцев. Пока, впрочем, обе стороны были ограничены в доступе к оружию. Объективно главным силовым ресурсом на территории Таджикистана обладала 201-я дивизия, которая, однако, пока не заняла сторону в конфликте. Другой силой оказывались пограничные войска. На момент середины 1992 года статус 201-й дивизии был не вполне определен. Она еще не была напрямую связана с лишь недавно создаваемой под началом Павла Грачева российской армией и входила в так называемые Объединенные вооруженные силы СНГ — то есть в остатки частей советской армии, не перешедших под юрисдикцию новых государств. Впрочем, офицерский состав дивизии — большей частью русский — принимать присягу Таджикистану не собирался. Хотя командующим дивизией с мая назначили этнического таджика генерал-майора Мухриддина Ашурова. Пограничники также жили отдельной жизнью: в первой половине 1992 года на заставах еще служили те, кто был призван до распада СССР со всей его территории. Таким образом, в стране с разгорающейся гражданской войной существовала достаточно мощная вооруженная структура, которая пока если вспомнить эпизод с защитой здания КНБ в Душанбе достаточно осторожно определялась со своей ролью в конфликте. Полностью игнорировать наличие дивизии не мог никто из участников конфликта. И первое обращение к ней осуществило действующее правительство. Пришедшие к власти в Душанбе бывшие оппозиционеры отдавали себе отчет в непредсказуемости развития событий и решили уберечься от главных рисков. С 1 июля части дивизии по просьбе Душанбе взяли под охрану стратегические объекты республики — в частности, плотину Нурекской ГЭС, Вахшские ГЭС, Яванский электро-механический завод и ряд других объектов. Согласно сообщению "Известий" в заметке от 2 июля, данное решение согласовывалось с курсом Министерства обороны России, что, вероятно, указывает на то, что дивизия всё-таки не зависла в воздухе при отсутствии четких управленческих структур для ОВС СНГ и МО РФ определенным образом занималось дивизией и могло принимать часть решений, касающихся ее действий. В новых столкновениях, происходивших в Вахшском районе, принимали участие и военнослужащие 201-й дивизии. Так, когда 27 июля кулябские формирования и ополчения местных оппозиционеров вновь начали боевые действия, на место выдвинулись несколько БТРов и танк, принадлежащие Курнан-Тюбинскому гарнизону дивизии. По словам Ашурова, который отчитывался о событиях на пресс-конференции в Душанбе, бронетехника лишь блокировала дорогу, не открывая огня, впрочем, у представителей правительства, которые воспринимали действия кулябцев как угрозу своей власти, было на этот счет другое мнение. То, что дивизией теперь руководил таджик, давало основание подозревать его а соответственно, и дивизию в подыгрывании одной из сторон. Во всяком случае, Олег Панфилов в своем материале о данном инциденте "Две версии однодневной войны", появившемся в "Независимой Газете" 1 августа, приводит следующую реплику представителя Комитета национальной безопасности Таджикистана который к тому времени контролировался бывшими оппозиционерами полковника Джурабека. Слухи о том, что оружие из гарнизонов 201-й дивизии разными путями попадало к противоборствующим сторонам, ходили с начала вооруженного противостояния. Здесь ситуация, по-видимому, не отличалась от других горячих точек на постсоветском пространстве. Впрочем, существовал и другой источник оружия — под боком находился Афганистан. С лета 1992 года пограничники начали сообщать о всё увеличивающемся потоке нарушителей границы: как правило, это были жители Таджикистана, ходившие в Афганистан, чтобы приобрести оружие. Клановые отношения в условиях разгорающегося конфликта начали приобретать всё более четкую структуру. Вот как этот процесс был описан в статье Равшана Дамира "Кланы партии — кланы народа", помещенной в "Комсомольской правде" 17 июля: "Эти процессы вышли сегодня на уровень создания крупных общин, объединяющих целые области. Крупные общины объединяют более мелкие, в масштабах района. Они имеют традиционную для этих мест иерархическую структуру, которую, как правило, возглавляют лица, имеющие именитый в прошлом род и ныне занимающие видное положение в обществе. Общины имеют свои системы информации, денежные фонды, а теперь и системы обеспечения безопасности. Некоторые крупные общины в обстановке строжайшей секретности приступили к формированию своих вооруженных отрядов". Неспособность Рахмона Набиева каким-то образом повлиять на ситуацию привела к тому, что действовать начали более радикальные силы.

Февраль 1990 — Душанбе. Что произошло с русскими в столице Таджикистана?

Было много убитых и раненых. Милиция охраняла только здание ЦК, остальные сотрудники, которых в обычное время в городе было очень много, разбежались по домам и переоделись в национальные одежды. Руководители предприятий вместо того, чтобы сразу утром отпустить людей домой, успокаивали, что ничего страшного не происходит, работайте спокойно. Сами же в момент опасности на персональных машинах разъехались по домам.

Общественный транспорт был полностью парализован. Моя сестра Алёна в тот день возвращалась домой из школы с подругой, в них начали кидать камнями местные подростки. Им помог мальчик из старших классов».

Вячеслав Зыков, бывший душанбинец. На центральной площади были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Можно много рассказывать обо всех ужасах, которые там происходили,… но не хочу тут разжигать ничего, тем более во многое просто трудно поверить.

Нашу семью тоже затронула трагедия… Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков… — Русский? Казнь была демонстрационной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установило что его пронзали заточенными арматуринами.

Тело рвали мастерски… он умирал в течении двадцати минут. История и хронология Февраль 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана — Душанбе.

К сожалению участие принимали не только радикальные банд формирования, но и обычные граждане Таджикистана. В тот день главными слоганами были: «Таджикистан для таджиков! Наблюдая сейчас за теми событиями из прошлого можно понять на кого смотрели русские националисты, придумывая лозунг: «Россия для Русских, Москва для Москвичей».

Убивали всех без разбора, в том числе и детей.

В том же 1989 году произошел территориально-этнический конфликт между таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана — не поделили пастбища. Кульминацией межэтнических столкновений стали февральские события 1990 года в Душанбе. Местных возмутили слухи о выделении нескольким тысячам армянских беженцев из Азербайджана квартир в городе.

На самом деле из Баку в Душанбе бежали 47 человек и ни о каком предоставлении жилья речи не шло, но… Так работают слухи: если людям не предоставляют информацию, то они верят в то, что рассказывают. И даже если информация — всего лишь слух, то она имеет реальные последствия, если в эту неофициальную информацию поверили. Под влиянием слухов о несуществующих в Душанде тысячах армян и выдумках о предоставлении дефицитного для города жилья, в столице Таджикской ССР начались акции протеста. На следующий день у здания Центрального комитета Коммунистической партии ЦК КП Таджикистана прошел митинг, участники которого требовали депортировать армян из страны под угрозой расправы.

Первые лозунги: «Долой армян!

В результате столкновений между силами правопорядка и активистами погибли 25 человек, а еще 565 получили ранения. Массовые беспорядки в Душанбе принято считать своеобразной прелюдией к гражданской войне в Таджикистане, которая началась через два года и унесла жизни более 80 тыс.

В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне, где русские, где смешанные семьи и т. Это была продуманная националистическая акция. По длинному блестящему коридору ходят курсанты с повязками, на стенах самодельные указатели со стрелками - "междугородный телефон", "детская кухня".

Бегают ребятишки, которые неизвестно когда и где снова пойдут в школу. Тихо ходят грустные русские женщины. Мужья многих из них сегодня там, в Баку, охраняют жизнь азербайджанских детей. Каждый день в училище прибывают более четырехсот женщин, стариков, детей. Всего в Москве и Московской области русских беженцев из Баку более 20 тысяч". Следующими жертвами по плану погромщиков должны были стать русские офицеры и их семьи. В первые дни был захвачен детский сад , быстро, однако, отбитый нашими военными, затем в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами, атаку на которые удалось отбить чудом. Александр Сафаров вспоминает: "Третий день резни, 15 января, начался со страшного грохота. Сначала послышался звук, напоминающий взрыв, потом гул, и новое здание штаба флотилии на Баиловской шишке исчезло в облаках пыли.

Штаб сполз по склону, разрушив и засыпав обломками столовую береговой базы бригады ОВРа. Официально причиной обрушения штаба стал оползень, однако время случившегося вызвало сомнения в правдивости этой версии по версии военных - это был подготовленный теракт. От штаба уцелела одна стена с балконом и Главкомом на нем. Он как раз вышел на балкон осмотреться, а возвращаться ему оказалось некуда. Под обломками зданий погибло 22 человека, и среди них мой хороший товарищ капитан 3 ранга Виктор Зайченко. Его задавило перекрытием в кабинете на втором этаже столовой. У Вити осталось трое сыновей. В течение следующих месяцев русских повально выселяли из квартир. В судах на все претензии заявляли откровенно: "Кто захватил?

Правильно сделали! Езжай своя Россия и там командуй, а здесь мы хозяева!!! Придя к власти, Борис Ельцин объявил базировавшуюся в Баку флотилию российской, а военнослужащих россиян передал под юрисдикцию Азербайджана. Этот акт был справедливо расценен военными, как предательство. Сафаров, - пользуясь таким положением, азербайджанский суд приговорил лейтенанта общевойскового училища, применившего оружие при отражении вооруженного нападения на КПП училища и убившего несколько бандитов, к смертной казни. Больше года парень провел в камере смертников в ожидании расстрела, пока под нажимом общественного мнения в России в основном газеты " Советская Россия " Гейдар Алиев вынужден был передать его российской стороне. А сколько еще таких, как он, были преданы и на Родину не вернулись? Все это осталось тайной, в том числе и число жертв резни. Обо всех не расскажешь...

В 1989 году в Азербайджане проживало 392 тысячи русских не считая других русскоязычных , в 1999 году - 176 тысяч... На фоне этого масса азербайджанцев благополучно обосновалась в России, в Москве. Но и этого показалось мало, и в январе 2007 года Организация Освобождения Карабаха выступила с угрозой в адрес оставшихся в Азербайджане русских. Угроза была мотивирована мнимой дискриминации их соотечественников в России: "Положение азербайджанцев во всех регионах России, и в частности, в центральных городах , плачевное. Торговые объекты, принадлежащие нашим соотечественникам, закрываются, те, кто пытается открыть новые, подвергаются проверкам, на них налагаются штрафы, в домах азербайджанцев проводятся обыски, и применяется насилие. Эта коварная и жестокая политика в отношении азербайджанцев России проводится с позволения официальных лиц, и выражает их позицию, которая заключается в полном выселении азербайджанцев из этой страны. Мы требуем от российского руководства положить конец дискриминации наших соотечественников, проживающих в этой стране, в противном случае ООК предпримет конкретные шаги по приостановлению деятельности российского посольства в Баку и выселению русских из Азербайджана" - говорится в сообщении. Российское руководство, разумеется, не напомнило азербайджанским мигрантам и их защитникам, что у них есть своё государство, и они могут возвращаться туда и устанавливать свои порядки там, а не в России. Вместе с родными пережила фашистскую оккупацию.

Голод, страх, массовые расстрелы мирных людей - все было как у всех. После войны вместе с мужем, простым солдатом-артиллеристом, закончившим войну в Германии, перебралась в Узбекистан. Потом тоже как у всех - дети выросли, муж умер. Тут начались известные события в среднеазиатских республиках - всё началось с резни турок-месхетинцев в Фергане, кровавые бои в Оше. Число погибших до сих пор неизвестно, власти СССР - совр. России, Узбекистана скрывают всю правду... Отдав за бесценок квартиру и нажитое добро, женщина перебралась к родным в Иркутск" Наше время - "7 Июля 2004. Вся разъяренная толпа соседей пыталась ворваться в квартиру, сметая и круша все что, попадало под руку, при этом кричали: "Вы русские свиньи убирайтесь из Узбекистана. Скоро здесь будет новая власть, новое государство.

Вновь возродится Ислам, неверных перережут. Все русские девки шалавы и проститутки". Вызванный наряд милиции не отреагировал на просьбу вызвать бригаду криминалистов и зафиксировать нанесенный ущерб. Утром 8 июля продолжение следовало. Опять угроза в адрес мужа "Ты уже труп. Вынесут тебя вперед ногами. И никто тебе не поможет, ни милиция, ни СНБ. Пиши хоть президенту - никто нам не указ. Всех раком поставим".

Семья Жигаевых и Личман из Андижана, один день из жизни русских в Узбекистане. Количество этнических русских, по оценкам экспертов, сократилось в Узбекистане с конца 1980-х годов к 2000-му году почти в три раза: с 1 млн. Как отмечает Чиланзарский, обстановка в республике накалялась с 70-х годов, а к 80-м уже балансировала на грани: "В 80-е уже было страшно ходить по городу в ночное время, а по махалям местам компактного сосредоточения узбеков - и в дневное. Группы молодых узбеков могли оскорбить, унизить и даже жестоко избить одинокого прохожего, что зачастую сопровождалось грабежами. Были и попытки изнасилований прямо в метро. А уж случаи, когда водитель автобуса останавливался и "просил" всех русских выйти, чтобы автобус смог продолжить движение, были просто штатными. Каких только привилегий не было у узбеков по сравнению с русскими в советское время - всего не перечислишь. Вы будете смеяться, но школьницу-узбечку могли освободить от субботника только потому, что ее папа не разрешает ей носить брюки, а в юбке подметать или мыть окна не удобно. К тому, что произошло в Узбекистане и с узбеками за последнюю сотню лет, очень подходят слова одной из песен времен революции: "Кто был никем - тот станет всем".

Оставив Узбекистану высокоразвитую культуру, науку, промышленность, инфраструктуру, Россия даже освободила его от внешних долгов СССР, приняв всю их тяжесть на плечи своего народа. И всего этого оказалось мало, так как русские были и остаются в представлении узбеков "кровавыми оккупантами", которые должны покинуть их территорию. Но самое смешное, что прогоняя нас, они сами едут в Россию - пока что в основном на заработки, но не редки случаи, когда и на постоянное проживание со сменой гражданства. Перед самым моим отъездом одна узбечка мне даже пожаловалась, что после независимости стало жить намного хуже, и что русским еще не так плохо как узбекам - им, мол, есть куда уезжать, то есть в Россию, а узбекам, бедолагам, некуда - их в России не любят. Вот так: "хитрые" русские как всегда оказались в выигрыше! В столице Узбекистана, где в срочном порядке переименовали более половины улиц, открыли Музей памяти жертв репрессий, где "пятиминутки ненависти" проходят в обязательном порядке. Общий замысел - его же, - пишет корреспондент сайта ferghana. Среди экспонатов - фотографии, выписки из документов, старые газеты, географические карты , сабли, ружья, винтовки, плетки, печатная машинка, граммофон, книги и прочие предметы быта. Экспозиция составлена так, чтобы вызвать чувство праведного гнева по отношению к злобным русским захватчикам и угнетателям.

Вот какую "ненависть" несли русские - "В каждой послевоенной пятилетке вводилось в строй около 100 промышленных объектов. К 1985 году в республике уже имелось более 1500 производственных и научно-производственных объединений, комбинатов и предприятий. Выпуск промышленной продукции, по сравнению с 1941 годом, увеличился в 21 раз". Это цитата не из советского, а уже из нового учебника истории Узбекистана для вузов, изданного в 2002 году. Всё лучшее Россия отдавала национальным республикам Ср. Азии и Кавказа. В советский период под лозунгом развития национальных окраин стремительно осваивались степи и пустыни, возникали поселки и новые города, которые и сегодня являются основой и опорой промышленности Узбекистана: Ташкент часть, определяемая как "Новый город" , Фергана, Чирчик, Ангрен, Алмалык, Бекабад, Нукус, Навои, Учкудук, Зарафшан. В подобных масштабах вливания средств, материалов и специалистов в экономику республики не будет уже никогда. Казахстан Не следует, однако, думать, что русские в Казахстане не стали жертвами тех же процессов, что происходили и происходят в других регионах.

Да, в этой республике не было массовой резни , здесь русских вытесняли "цивилизованно". Идеологию, на которой стала базироваться с конца 80-х политика в отношении русских, сформулировал местный этнограф Макаш Татимов. Именно его тезисы неоднократно озвучивал президент Казахстана Н. Сущность своей доктрины, цель, которую преследует она, Татимов сформулировал так: "бесконфликтное отступление бывшей имперской нации" - то есть русских. Впервые шовинистические тенденции громко проявились в Казахстане в декабре 1986 года. Тогдашние события в Алма-Ате не были в достаточной степени расследованы и освещены. В своей статье "Там байство дикое... Ертаулов пишет: "Прерванное на самой ответственной стадии расследование декабрьских событий все-таки успело кое-что прояснить. Во-первых, тот декабрьский бунт 1986 не был ни спонтанным, ни стихийным: плакаты и транспаранты, которые несли "повстанцы", были изготовлены за год, за два, а то и за три года до событий.

Во-вторых, официальный лепет о социальных причинах беспорядков был абсолютно несостоятелен. В лозунгах, под которыми выступали "повстанцы", ни единого слова не было о материальном неблагополучии или жилищном неустройстве. В-третьих, "стихийное" выступление было удивительно дружно поддержано по всему югу Казахстана. Но главным, что открылось в процессе расследования, что было наименее приятным и начисто разрушало кунаевскую легенду о "лаборатории дружбы народов", было очевидное: здесь рано или поздно грядет этническая чистка". Большая чистка На протяжении многих лет интеллектуальная казахская элита готовила идейное обоснование будущей большой этнической чистки. Итог вдохновенного труда подвел этнограф Макаш Татимов. Основные тезисы "доктрины Татимова" с тех пор неоднократно озвучивались лично Н. Вот их краткая суть. Этническая ситуация, при которой казахи оказались в численном меньшинстве на своей земле, создана искусственно, по воле "московского центра", путем измора и изгнания казахов в процессе коллективизации 30-х годов, а также в результате использования территории Казахстана для массовых ссылок и депортаций, особенно - немцев, чеченцев и корейцев.

Ну, а поскольку ситуация-де создана искусственно, у казахского народа есть все права, а главное, моральное право, преодолеть эту ситуацию также искусственными методами. При Союзе М. Татимов помалкивал о сущности этих методов, в дальнейшем, будучи советником президента Назарбаева, стал гораздо откровенней, выразив свою мысль так: "бесконфликтное отступление бывшей имперской нации" - то есть русских... Поскольку большое количество казахов проживает вне Казахстана, необходимо обеспеченное на государственном уровне "орда басы" - "соединение орд", то есть объединение всех казахов в едином государстве. В результате же к 2010 году планируется восстановление порушенной "рукой Москвы" исторической справедливости и образование этнически однородного электората. Тогда все лозунги "декабристов-86" автоматически станут былью. Этнические чистки, как уже отмечалось, имели "цивилизованные формы": вытеснение со сколь-нибудь важных должностей и из торговли, поражение в политических правах , в сфере образование, наконец, в языке. Самый крупный и вызывающий акт "ономастического вандализма", пожалуй, переименование исконно русского города-порта Гурьев в "Атырау". Снесены десятки памятников, среди которых: памятник Ермаку Тимофеевичу в г.

Ермаке сам город переименован в "Аксу" , памятник первоцелинникам на привокзальной площади и мемориал "Покорителям Целины" в Целинограде сам город ныне - " северная столица ", "Астана" , бюст Пржевальского в г. Примечательно, что вскоре после этого премьер В. Черномырдин лично отправился в Астраханскую область на открытие отреставрированного мавзолея казахского народного композитора Курмангазы, похороненного на территории РФ. После торжеств и взаимных клятв в нерушимой дружбе народов, В. Черномырдин и Н. Назарбаев отвечали на вопросы журналистов. Кто-то задал каверзный вопрос о сносе памятника Ермаку в г. Он сказал сущую правду - к тому времени такого города уже не существовало: Ермак был переименован. Черномырдин промолчал.

О положении русских Казахстане недвусмысленно говорит письмо 2000 года уральских казаков из Западноказахстанской области Владимиру Путину, в котором авторы призывали президента России "остановить геноцид русского народа в Казахстане".

Геноцид русских в бывших республиках СССР

12-го февраля 1990-го по всему Душанбе, набирая силу, покаталась волна грабежей, поджогов и убийств на почве национальной нетерпимости. Танки на проспекте Ленина в Душанбе, 4 февраля 1990 года. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости. Таджикистан, считавшийся наряду с Киргизией беднейшей республикой позднего Советского Союза, к концу 1991 года находился в глубоком политическом кризисе. Грабежи, убийства и изнасилования. Погромы русских кварталов. 12 Февраля 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана – Душанбе и пригородах. Переломным моментом для жителей Таджикистана стали известные февральские события 1990 года (в Душанбе вспыхнули беспорядки из-за слухов о том, что жилье в городе выделят не местным жителям, а беженцам из Армении.). Конфликт в Душанбе — массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. В действительности, с 21 по 24 января 1990 года из города Баку через Красноводск в Душанбе были эвакуированы 49 семей армянских беженцев.

Войти на сайт

Геноцид русских в Таджикистане Февраль 1990 года остался в истории Таджикистана одним из самых трагических периодов. В это время русское население Душанбе оказалось в центре внутреннего конфликта и массовых беспорядков.
Душанбе-1990: русский взгляд Первым сигналом стали беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года. Волнения в городе начались из-за слуха, связанного с другим региональным конфликтом – погромами армян в Баку в январе 1990 года.
В Таджикистане в 1992-93 вырезали практически всех русских: alexlotov — LiveJournal В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. день памяти погибших во время массовых беспорядков в Душанбе 12-14 февраля 1990 года.
Февраль 1990 — Душанбе. Что произошло с русскими в столице Таджикистана? в прямое подражание кавказской, точнее чеченской - сам этот хамский стиль разговора с русскими - стали возможны благодаря демонстативно русофобской власти в России.
Резали ли таджики русских? «Памир: воспоминание о русских»). Двадцать лет назад, в феврале 1990 года, в Душанбе произошли волнения, ставшие прологом гражданской войны. После погромов в Азербайджане несколько армянских семей из Баку бежали к своим родственникам в Душанбе.

Судьба русских в Душанбе в феврале 1990 года

В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, – погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранотомёта школьного автобуса с детьми российских офицеров. В действительности, с 21 по 24 января 1990 года из города Баку через Красноводск в Душанбе были эвакуированы 49 семей армянских беженцев. Причём беженцы из уже горячей точки не имели соответствующего статуса, поэтому в основном разъезжались к своим родственникам по всему Советскому Союзу. Так в надежде на спасение 39 семей из Баку приехали в Душанбе, но обстоятельства для них сложились более чем неприятно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий