Ход восстания выступления старообрядцев

Восстание старообрядцев причины. Выступление старообрядцев основные события. Причины выступления старообря. Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам. В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское.

Основные события выступления старообрядцев

Интерпретация восстания спорна, поскольку основывается исключительно на приведенном профессором Панченко тенденциозном «объявлении» Синода от 1725 г., которое было написано по поводу отобранной у московских старообрядцев иконы с ликом протопопа Аввакума с. В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское. Урок формирует представление о народных движениях первой четверти XVIII века (восстание К. Булавина, Астраханское, Башкирское восстание, выступления старообрядцев и работных людей).

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам презентация, доклад

Восстание старообрядцев 1681 года — Что такое Восстание старообрядцев 1681 года Ход выступления старообрядцев. Бунташный век Соловецкое восстание.
Основные события выступления старообрядцев СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь.
Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. Движение старообрядцев (с 1653г.): форма движения, причины восстания, район восстания, лидер, события, результаты и значение.
Народные восстания в Российской империи в ХVII–начале XX века. Инфографика 4. Выступления старообрядцев. 5. Восстание под предводительством Степана Разина.

Соловецкое восстание

Начался второй этап выступления Разина. На сторону восставших перешло население многих поволжских городов: Самары, Пензы, Саратова и других; каждый из присоединившихся объявлялся казаком. В отряде было уже 200000 человек. Тем временем была организована экспедиция против Разина возглавил её Ю. Богатые казаки, опасаясь за себя, выдали атамана.

Степан был четвертован, но восстание продолжалось. Лишь в ноябре 1671 года , через год, царские войска полностью подавили выступление. Всего было убито и замучено до 100000 восставших; таких расправ страна ещё не знала. Первый этап выступления отрядов Разина 1667-1669 обычно называют «походом за зипунами».

Это был поход восставших «за добычей». Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России - Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке.

Сюда стали отовсюду приходить тысячи обездоленных. Почувствовав силу, Разин заявил о походе на Москву, где он обещал «всех князей и бояр и все шляхетство дворянство российское побить». Весной 1670 года начался второй этап выступления Разина. Восставшие с ходу захватили Царицын и подошли к хорошо укрепленной Астрахани, сдавшейся без боя.

Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком. Успех восставших послужил сигналом к переходу на сторону Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком т.

Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тысяч человек. В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям.

После пыток и суда руководитель восставших был четвертован. Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 года , царским войскам удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправ над разницами были огромны.

В одном Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек.

Архимандрит Никанор стал предводителем восставших. Количество осажденных в 1674 году составляло более четырехсот монахов и мирян.

Кроме того, повстанцев поддержали жители Поморья, которые доставляли в монастырь припасы. Сначала Волохов отправил гонца к монахам, но переговоры не увенчались успехом. Когда он попытался силой проникнуть в монастырь, его встретили артиллерийским огнем.

В первые годы осада была неполной, поскольку власти надеялись на мирное разрешение конфликта. В летние месяцы монастырь осадил небольшой отряд царских войск. Их главной задачей было прервать сообщение монастыря с материком.

Зимой участники блокады, в основном лучники, возвращались домой или служили в Сумском остроге на территории современной Карелии. Прошло четыре года с начала осады, и в 1672 году место стряпчего Игнатия Волохова занял воевода Иевлев.

При Петре раскольников было запрещено избирать на общественные должности. Заключенные браки по старому обряду считали недействительными.

В 1716 для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере.

Давай разберем каждое восстание из таблицы по истории подробно. Булавина: - Причина: Восстание было вызвано социально-экономическими противоречиями и несправедливостью власти, которую представлял Петр I. По окончании восстания, башкирские земли вошли в состав Российской империи.

Выступление старообрядцев. 1)Причины,2)Участники,3)Требования,4)Методы борьбы,5)Итоги.

Старообрядцев начали преследовать и уничтожать, в ответ они демонстративно жертвовали своими жизнями, целыми семьями устраивали «гари». Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса. Астраханское восстание 1705-1706 – таблица, кратко причины, участники, итоги и основные события. Материалы, обнаруженные В.И. Малышевым, свидетельствуют о том, что Аввакум был вдохновителем выступления старообрядцев в Москве в январе 1681 г. Как выяснилось, Аввакум призывал своих приверженцев вымазать дегтем гробницу царя Алексея Михайловича. (Главные причины народных выступлений в XVII веке: закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытки ограничения казачьей вольницы, церковный раскол и преследование старообрядцев). Бунташный век выступление старообрядцев (дата,место,участники событий,причины,итог). Восстание Степана Разина. Самое крупное народное выступление века; восстание казаков и крестьян.

Презентация, доклад по истории России на тему: Народные движения 17 века

Восстание старообрядцев 1681 года — Что такое Восстание старообрядцев 1681 года Интерпретация восстания спорна, поскольку основывается исключительно на приведенном профессором Панченко тенденциозном «объявлении» Синода от 1725 г., которое было написано по поводу отобранной у московских старообрядцев иконы с ликом протопопа Аввакума с.
нужен подробный ход событий восстания старообрядцев - Суть и ход событий Соловецкого восстания.
Восстание старообрядцев 1681 года — Что такое Восстание старообрядцев 1681 года Выступление старообрядцев.
История 7 вопрос 28043 - Виртуальная школа Урок по теме Восстания старообрядцев и работников мануфактур. Теоретические материалы и задания История, 8 класс.

Социальные и национальные движения при Петре l.

Наконец, их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения.

Выступление работников мануфактур Слайд 4 Характеристика восстаний по основным пункта Причины восстания Социальный состав участники Лидер Ход восстания действия восставших Реакция государства мероприятия Причины поражения. Итог восстания Слайд 10 Причины: 1. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец , их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей.

По-прежнему распространенным явлением были и их самосожжения.

Башкирское восстание Выступления старообрядцев 1716 г. Выступление работников мануфактур Слайд 4 Характеристика восстаний по основным пункта Причины восстания Социальный состав участники Лидер Ход восстания действия восставших Реакция государства мероприятия Причины поражения. Итог восстания Слайд 10 Причины: 1. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов. Наконец , их обязали одеваться под угрозой большого штрафа в нелепую одежду, по которой можно было определить, что это «человек второго сорта». Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей.

В 1716 для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Заставляли, под угрозой большого штрафа, надевать нелепую одежду, по которой можно было определить, что это "люди второго сорта".

Презентация "Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам" 8 класс

Скорее всего, причиной стало то, что бывшие красные партизаны были наиболее пассионарными людьми, в том числе это были и жители тогдашнего Приморья. Именно они острее других почувствовали себя обманутыми. Ведь они воевали за советскую власть, трудились с малых лет, и тут вдруг какой-то городской бездельник а именно так они воспринимали коллективизаторов называет их эксплуататорами чужого труда и указывает, как им работать на земле. Вдобавок у них еще со времен Первой мировой и Гражданской имелся военный опыт, а это, разумеется, повышало их ценность как бойцов и командиров. Да и вообще социальный состав участников Улунгинского восстания говорит о том, что непримиримых врагов советской власти среди них практически не было. Более того, некоторые его руководители, вроде уже упоминавшегося выше Антона Кулагина, ранее занимали ответственные должности в низовых советских учреждениях. Почему приморские старообрядцы накануне восстания 1932 года так резко негативно отнеслись к открытию советских школ в их селах и не желали отдавать туда своих детей? Основным мотивом неприятия советских школ было то, что дети староверов получали доступ к «соблазну», и родителям казалось, что взрослые утрачивали контроль над ними.

Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя. В 1670 г. Разин открыто выступил против царского правительства: захватив в апреле Царицын, он в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Разин расправлялся с местной администрацией, упразднял крепостные отношения, вводил самоуправление казачьего образца: жители распределялись по десяткам и сотням, высшим органом власти становился круг — народное собрание. Посад и крестьянство Нижнего и Среднего Поволжья безоговорочно поддержали Разина. Летом 1670 г. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками. В 1671 г. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона 1652 — 1666. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец. Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости. Значительная часть населения ушла в раскол. Церковный собор 1666г. Они были признаны еретиками, в борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так в 1682 г. Главные причины народных выступлений: Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей. Усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн. Усиление приказной волокиты.

Например, много старообрядческих деревень было на Русском севере. Там они были свободы и царские чиновники или духовенство просто не могли до них добраться. Много старообрядцев переселилось на Дон и пополнили донское качество. В то время казаки только формально подчинялись московским царям. Поэтому, на Дону не было религиозных гонений. Известны случаи ухода старообрядцев в земли Речи Посполитой. Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль. Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л. С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» отдал на расправу толпе не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа. Воспользовавшись нестабильной ситуацией, дворянство потребовало от царя упорядочить законы и судебную систему , подготовить новое соборное уложение. Медный бунт Причиной стал тот факт, что монеты стали чеканить не из серебра, а из меди. Это в свою очередь было вызвано истощением казны. Стоимость новых монет была в 12-15 раз меньше, чем старых, и торговцы отказались от их использования. В июле 1662 года толпы восставших устремились к загородному царскому дворцу в селе Коломенском. Царь был вынужден вступить в переговоры с ними и пообещал вернуть старые порядки. Удовлетворённые люди отступили, но по дороге им встретилась новая толпа, и шествие возобновилось. За то время Алексей Михайлович собрал войска, и безоружный народ был побеждён. Над участниками шествия начались жестокие расправы: зачинщиков повесили, кому-то отрубили руку, кому-то ногу, кому-то язык. Других отправляли в ссылки и били кнутом. Тем не менее медные деньги всё же были отменены. Восстание Степана Разина Самое крупное народное выступление века; восстание казаков и крестьян. Соборное уложение 1649 года вело к тому, что многие люди отселились на окраины страны, прежде всего на Дон. Причиной восстания послужило нищенское существование, которое там вели казаки и крестьяне. В итоге в 1666 году 700 донских казаков под управлением Василия Уса направились в Москву с просьбой принять их на царскую службу. В результате отказа мирный поход перерос в восстание, к которому присоединились и крестьяне. Вскоре восставшие отошли обратно на Дон , где присоединились к отрядам, которыми руководил атаман Степан Разин. Первый этап их выступления называют «походом за зипунами», это был поход «за добычей». Отряд блокировал главные торговые пути и грабил суда; восставшие захватили Яицкий городок, одержали победу над персидским флотом. Получив хорошую добычу, Разин летом 1669 года вернулся на Дон и поселился с войсками в Кагальницком городке, куда стали стягиваться обездоленные и бедные.

Крупнейшим событием религиозной жизни его правления стал церковной раскол при патриархе Никоне из-за реформы 1656 года. Православные, не принявшие этой реформы, стали называться староверами или старообрядцами, так как не приняли троеперстного крещения и других новшеств. Началось противостояние этих людей с властью. Причины выступления старообрядцев В 1676 году скончался царь Алексей Романов и престол занял его юный сын Фёдор. Одним из событий его царствования стал поместный собор Русской церкви 1681 года. Церковный раскол, XVII век. Участники этого собора выступили с требованиями о казнях старообрядцев, и речь шла не только о физической расправе над людьми, но и об уничтожении богослужебных книг, религиозных построек, скитов. В апреле 1682 года, за несколько дней до смерти царя Фёдора Алексеевича, состоялась казнь группы старообрядцев в Пустоозёрске.

нужен подробный ход событий восстания старообрядцев

(участники) Лидер Ход восстания (действия восставших) Реакция государства (мероприятия) Причины поражения. На сторону старообрядцев перешли многие монастыри. В 1668–1676 гг. произошло крупное восстание монахов в Соловецком монастыре. Оно было жестоко подавлено царскими войсками, но выступления раскольников в различных частях России продолжались до конца XVII в. Узнайте причины и последствия требования выступления старообрядцев в истории России в краткой форме. Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах. Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья, северной Украины на протяжении всего царствования Петра I имели место выступления крестьян-старообрядцев против властей. К.А. Булавина 1707-1708 гг. Башкирское восстание Выступления старообрядцев 1716 г. Выступление работников мануфактур.

Восстание старообрядцев 1681 года

Кроме того, братия занималась иконописанием и книгопечатанием. Влияние монастыря широко распространялось по берегам Белого моря. Соответственно, он обладал припасами лет на 10 на случай неожиданного нападения шведов, и его еще и активно снабжали едой поморы. Соловецкий монастырь В 1651 году соловецкий игумен Илья получил чин архимандрита, что означало присвоение монастырю высокого ранга. Однако в это же время по приказу царя Алексея Михайловича право суда на Соловках получил новгородский митрополит по имени Никон. Он принимал активное участие в событиях Хлебного бунта в Пскове и Новгороде, о чем шла речь во второй части «бунташного цикла». Отношения между митрополитом и монашеской братией не заладились сразу же. После того, как Никон получил право суда над Соловецким монастырем, он стал неоднократно залезать в монастырскую казну и библиотеку. Монахи в ответ писали жалобы на митрополита царю, указывая на книги и ценности, которые он изымал. Однако найти управу на человека, в прошлом ездившего к царю каждую пятницу для бесед и советов по разным делам, было сложно.

Особенно если его откровенно продвигали на патриарший престол. В 1652 году Никон стал патриархом Московским и Всероссийским. И он сразу же взялся за свою церковную реформу, спровоцировавшую раскол Русской православной церкви. За реформой Никона стояло желание привести православные обряды и книги в соответствии с существующими греческими. А главной его инициативой можно назвать замену двуперстного крестного знамения трехперстным. Это распоряжение патриарх разослал по всем церквям московским перед Великим постом 1653 года. Но на этом Никон не остановился. Собор 1654 года начал унификацию московских церковных книг по греческим, которые были напечатаны на Западе в XVI веке. А поместный московский собор 1656 года объявил всех, кто крестился двумя перстами — еретиками, и предал их анафеме.

Патриарх действовал вполне в духе Петра I, то есть дерзко, резко, поспешно и не считаясь с иными мнениями, доходя в желании протолкнуть свою волю до избиения несогласных. Все это в сочетании с укорененным мнением в обществе, что русское благочестие стоит выше греческого, которое появилось после Флорентийской унии греков с католиками и падения Константинополя, вызвало недовольство как значительной части духовенства, так и мирян. Что, в свою очередь, и породило церковный раскол, в ходе которого общество разделилось на сторонников Никона «никониан» и приверженцев старой веры — старообрядцев, одним из лидеров которых стал протопоп Аввакум. Патриарх Московский и всея Руси Никон Однако реформа Никона продолжалась, пока ее поддерживала государственная власть. Но затем амбициозный патриарх посягнул на «святое»: придумал концепцию, согласно которой «священство выше царства», то есть духовная власть стоит выше светской. Этого даже Тишайший царь который был тихим в основном тогда, когда ему самому это было выгодно не стерпел. И Большой Московский собор, который проводился в 1666-1667 годах, предав анафеме всех противников церковной реформы, одновременно изверг из патриаршества и священства ее главного инициатора — Никона. Он потерял власть и стал простым монахом. Дальнейшая судьба некогда второго человека в Русском царстве была незавидна — ссылка в Ферапонтов Белозерский монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь, а затем смерть на пути в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который Никон сам же и основал в прошлом.

Но от зарвавшегося патриарха вернемся к нашим монахам. Как вы понимаете, братия Соловецкого монастыря согласиться с реформой своего давнего недоброжелателя никак не могла. Народ на севере проживал суровый и своевольный, и указаний сверху особо не терпел, в особенности от таких, как Никон. Поэтому в 1657 году монастырь отказался принять новопечатные богослужебные книги. Соборный приговор соловецких монахов о неприятии новопечатных книг Между Алексеем Михайловичем и монашеской братией начался интенсивный обмен грамотами, завершившийся ответом последней, достойным современных комментариев: «Не вели, государь, больше к нам учителей присылать напрасно, не будем мы прежней своей православной веры переменять. А вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие! То есть это был не просто отказ, но отказ в грубой форме, да еще и в провокативной форме. Монахи как бы говорили царю: давай, рискни здоровьем, пришли войска! Мы ничего не боимся, ведь после смерти от руки твоей нас ждет Рай!

Чашу терпения народного, впрочем, переполнили не эти поборы, а то, с каким рвением Ржевский бросился исполнять указ Петра I о запрещении носить русское платье и бороды. По свидетельствам современников, воевода «обрезывал бороды прямо с мясом». Поэтому неудивительно, что свежепобритые бунтовщики первым делом бросились искать именно Ржевского, но найти его долгое время не удавалось. Восставшие начали гадать, где воевода, и даже предположили, что Ржевский мог пойти на сговор с колдуном, который с помощью своих чар помог ему покинуть город неузнанным.

На деле, впрочем, всё оказалось куда прозаичнее: с самого начала бунта хитрый управленец скрывался в курятнике. Восставшие ненавистного воеводу тотчас казнили, введённые им налоги отменили и пошли бунтовать дальше. Восставшие двинулись вверх по Волге, но были разбиты под Царицыном. Окончательно разгромить силы бунтовщиков Петру I удалось только весной 1706 года.

Предводителей восстания колесовали. Итоги восстания: Указ о брадобритии и ношении иностранного платья был отменён. Восстание Булавина Огонь астраханского бунта поджёг Дон. В 1707 году группа казаков под руководством Кондратия Булавина уничтожила царский отряд, который прибыл для сыска беглых крестьян.

В ходе восстания мятежники отстранили от власти тех атаманов, которые выступали против конфронтации с Петром I. Таким образом, Булавину удалось возглавить всё Войско Донское. Впрочем, на новом посту он продержался недолго. Видя бесперспективность дальнейшей борьбы, казаки убили атамана Булавина.

Памятник Кондратию Булавину в Луганской области. Фото: wikimapia. Центром восстания стал остров Кижи. Мятежники требовали улучшения условий труда и снижения налогов.

За считанные месяцы армия бунтовщиков выросла до 40 тысяч человек. Мужики, вооружённые «кольём и дубьём», несколько лет эффективно противостояли местным представителям власти. Для того, чтобы промышленность в Карелии полностью не остановилась, Екатерине II пришлось отправить в регион серьёзные силы. На подавление восстания в 1771 году были направлены войска, которые расстреляли бунтовщиков из пушек.

Итоги восстания: Власти незначительно улучшили условия труда карельских рабочих и приписанных к заводам крестьян. Мемориальная доска о Кижском восстании 1771 года. Власти предпринимали меры для того, чтобы препятствовать распространению моровой язвы: создавались принудительные карантины, были запрещены массовые мероприятия. Но этого было недостаточно — эпидемия продолжала выкашивать население в московском регионе болезнь унесла жизни более 200 тысяч человек.

Тогда жители города решили, что спасти их от чумы может только икона Боголюбской Богоматери. Десятки тысяч человек потянулись в Китай-город, чтобы приложиться к чудотворному образу. Архиепископ Амвросий, понимая, что такое паломничество способствует распространению заразы, приказал убрать икону. Это решение горожане истолковали по-своему.

В толпе начали кричать, что Амвросий прислуживает Антихристу и намерен извести весь православный народ. Под звон колокола Набатной башни люди бросились зачищать Москву от всех тех, кто имел хоть какое-то отношение к введению карантинных мер. В ходе восстания Амвросий был убит, а Донской и Чудов монастыри подверглись разгрому. От дальнейшего разграбления Москву спасли подоспевшие из Санкт-Петербурга войска под командованием Григория Орлова.

Щадя своих солдат, граф подавил восстание плотным пушечным огнём. Итог восстания: Власти лишили колокол на Набатной башне Кремля языка и издали указ «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ». Чумной бунт 1771 года, акварель Эрнеста Лисснера. Источник: Public Domain Пугачёвское восстание «Бояр, генерал, капитан и иные — голову рубить, имение взять.

В одно время они вас объедали, лишали воли, сейчас вы их рубите». С таким программным заявлением 28 сентября 1773 года с берегов реки Яик выступил Емельян Пугачёв. Бунтовщик, выдававший себя за чудом спасшегося императора Петра III, призывал всех недовольных чинимыми центральными властями «несправедливостями» вступать в его войско. И народ на это воззвание активно откликнулся.

Ведь фигура Петра III была невероятно популярна среди крестьян — считалось, что именно этот правитель собирался отменить крепостное право, но сделать это ему не дали дворяне-предатели, убившие царя. Другой секрет успеха Пугачёва — это идеально выбранное для начала восстания место. Самозванец решил не будоражить родной Дон, который к тому моменту присягнул на верность Романовым, а отправиться на мятежный Урал. Местные казаки укрывали беглых крестьян и староверов, а также категорически отказывались поступиться своими вольностями.

Всех недовольных Пугачёв повёл за собой в поход на Санкт-Петербург. Многие города при этом не только не оказывали мятежникам никакого сопротивления, но и сами распахивали перед армией самозванца ворота. Триумфальное шествие Пугачёва сопровождалось массовыми поджогами усадеб и зверскими убийствами дворян-помещиков. Правда, в военном плане армия Пугачёва оказалась не так сильна, как в мародёрстве.

В 1774 году Екатерина II, решив «раз и навсегда выжечь измену», отправила на Волгу своего любимца Александра Суворова. Отозванный с театра русско-турецкой войны военачальник оказанное доверие оправдал: армия Пугачёва была разбита, а сам самозванец выдан вчерашними товарищами. Не избежали суровой кары и другие предводители восстания. Виселицы с повешенными мятежниками установили на деревянные плоты и пустили их плыть вниз по Волге, чтобы вся Россия видела, как обходится с изменниками матушка Екатерина.

Итоги восстания: Из восстания Екатерина II сделала вывод, что рассчитывать престол может только на дворян.

Он просил обеспечить жалованием часть своего войска и обещал, что присоединившиеся к нему беглые крестьяне вернутся в свои края. Однако вновь был получен отказ. Вернувшись обратно, Ус разделил всё войско на 3 части и отошёл на Дон.

На этом восстание было завершено. Царские войска пытались схватить Уса, однако ему удалось скрыться. Несмотря на то, что это народное волнение не дало результата, оно явилось прелюдией к более масштабному взрыву под руководством Степана Разина. Восстание Степана Разина Этот период вошёл в историю как крестьянская война под руководством Степана Разина.

На первом этапе восстание проходило на Волге, в ходе которого, был захвачен город Яик. Тут со стороны царя выходит указ об амнистии Разина с требованием, чтобы он отступил на Дон. В ответ на это восставшие казаки совершили Каспийский поход, по дороге разбив под Астраханью царские войска. Двигаясь в направлении Персии, казаки занимались массовым грабежом царских кораблей.

В планы Разина входило поступление на службу к персидскому шаху. Однако тот ему в этом отказал. Со стороны шаха было направлено войско, которое нанесло Разину под городом Решт поражение. Вернувшись на Дон, восставшие организовали второй поход.

Начался он в 1670 году и состоял из событий: 15 мая 1670 года был взят Царицын. Разин, с войском в 10 тысяч человек захватывает Самару и Саратов. После этого крестьянская война набирает массовый характер. В ней уже принимает участие более 200 тысяч человек.

Обеспокоенное царское правительство направляет на борьбу с восставшими Долгорукого и Барятинского. В итоге под Симбирском происходит сражение, в котором восставшие терпят поражение, а Разин получает тяжёлое ранение. Это явилось переломным моментом в восстании, которое постепенно стало затухать. Разин был схвачен своими же казаками и передан царю.

Впоследствии он был казнён. Это восстание показало степень народного потенциала. Когда такая сила вырывается из оков, то справиться с ней невозможно. Единственно ей требуется вождь.

Ранение Разина лишило восставших предводителя, а подхватить эту функцию было некому. Соловецкое восстание Поводом восстания церковников соловецкого монастыря стали реформы Никона. Теперь церковные службы должны были проводиться по новым обрядам. Для этого в Соловки приехал новый настоятель Иосиф.

Однако он был принят враждебно и отослан обратно. Вместо него эту должность занял местный служитель Никанор. Такое положение дел не устроили царя Алексея, который 3 мая 1668 года для усмирения церковников выслал стрельцов в количестве 112 человек.

Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон, где был схвачен и выдан властям богатыми казаками.

В 1671 г. Специфическим выражением народного недовольства явился раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона 1652 — 1666. Никон задался целью навести порядок в русской церкви, подорванной опричниной и Смутой, прежде всего добиться единообразия в обрядах, молитвах, духовных книгах. Действительно, существовало множество разночтений и между отдельными епархиями, и между всей русской церковью и другими православными церквами — прежде всего самой авторитетной, греческой. Именно греческие обряды и книги Никон взял за образец.

Хотя большинство разночтений носило формальный характер, Никон боролся с ними беспощадно. Реформа проводилась жестко: книги "старого письма" сжигались, противники нового обряда подвергались преследованиям. В России, где церковный обряд всегда играл важную роль, многие верующие восприняли реформу Никона как кощунство, отступление от православия. К тому же действия Никона и правительства по преобразованию церкви слились в народном сознании с усилением крепостничества, налогового бремени и пр. Реформированная церковь превратилась в символ социального и политического гнета; "старый обряд" ассоциировался с понятиями добра и справедливости.

Значительная часть населения ушла в раскол. Церковный собор 1666г. Они были признаны еретиками, в борьбе с которыми хороши все средства, вплоть до сожжения на костре. Именно так в 1682 г. Главные причины народных выступлений: Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей.

Усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн. Усиление приказной волокиты. Церковный раскол и отвергнутое старообрядчество. Соляной бунт. Произошёл из-за попытки государства пополнения казны за счёт введения дополнительных налогов на соль.

Москвичи пытались подать ему жалобу на главу Земского приказа Л. С Плещеева. Под натиском горожан царь был вынужден уступить: «выдал головою» отдал на расправу толпе не только Плещеева, но и главу Пушкарского приказа.

Остались вопросы?

Ход выступления старообрядцев. Бунташный век Соловецкое восстание. Таким образом, выступления старообрядцев являются религиозными. АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–06, массовое выступление посадских и работных людей, солдат, стрельцов, гулящих и беглых. В ночь на 30.7(10.8).1705 триста стрельцов и солдат, многие из которых были старообрядцами, ворвались в Астраханский кремль, убили Ржевского. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Восстание Степана Разина. Выступление старообрядцев. Выводы. Таким образом, выступления старообрядцев являются религиозными.

Восстание старообрядцев: причины, события, итоги.

Формирование старообрядцев. Восстание старообрядцев 1681 года — восстание, организованное 6 января 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве. минут - (Задание) Сейчас вы получаете задание: используя учебник выяснить причины, ход и итоги выступлений 17 века.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий