Определение темы и цели выступления

Докоммуникативная фаза В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа: • определение темы, цели и задач выступления; • оценка аудитории и обстановки. Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объектив-ных данных: тема и цель выступления. Процесс определения основной идеи выступления в зависимости от характера аудитории можно условно изобразить с помощью рисунка 3. Определение цели выступления, выбор темы. Часто бывает, что цель и тема выступления уже предопределены. 2. Определение темы и цели выступления.

Структура публичного выступления — понятие, задачи и функции публичного выступления

Цель выступления. Определение цели – ключевой момент, с которого начинается работа над планом. Процесс определения основной идеи выступления в зависимости от характера аудитории можно условно изобразить с помощью рисунка 3. Такие выступления как правило ставят своей целью внушить слушателю определенные идеи, взгляды, заставить его изменить свою точку зрения или мировоззрение. Определение темы и цели выступления состав аудитории. Такой анализ позволяет определить темы, которые могли бы быть обсуждены в ходе выступления, а также ее возможных участников. Оговорена ли тема выступления?

Основы мастерства публичного выступления

  • Подготовка речи
  • Подготовительный этап
  • Как подготовиться к публичному выступлению
  • Ораторские приемы и средства привлечения внимания слушателей
  • Построение и виды публичной речи, ее особенности
  • BEsmart рассказывает, как цель выступления не даст облажаться перед залом

Тема и цель речи

Формулировка темы должна отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей. Название темы должно быть конкретным, четким и, по возможности, кратким. Формулируя тему, необходимо четко определить для себя цель предстоящего выступления. Определение цели выступления есть определение задачи, которую оратор помогает решить аудитории: он не только информирует слушателей о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них представления, убеждения, определяющие их дальнейшее поведение. В зависимости от основной цели выступления различают следующие виды речей: - Информационные повествовательные, описательные, объяснительные ; - Агитационные воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию ; - Развлекательные. Сформулировав цель, нужно постоянно помнить о ней — это облегчает дальнейшую работу над речью, так как оратор в таком случае будет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства являются факты, истинность которых не подвергается сомнению. Доказательство по способу рассуждения может быть прямым или косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе доказательность истины обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения.

Логическая аргументация по тому или иному вопросу в процессе публичного выступления может быть развернута в 3-х вариантах: индуктивно от частных факторов к общим заключениям , дедуктивно от общих положений к частным заключениям и в сочетании, то есть индуктивно и дедуктивно одновременно. При индуктивном характере доказательства оратор опирается на отдельные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры, выдвинутые им гипотезы, идеи. При индуктивном доказательстве следует еще на этапе подготовки к выступлению продумать и отобрать: - наиболее существенные факты, отдельные, чаще всего заранее отобранные примеры; - такое количество фактов и примеров, чтобы их анализ и обобщение давали убедительный вывод, заключение; - факты и примеры должны быть близки и понятны аудитории, уровню образования и подготовки слушателей. Индуктивных выводов в процессе публичного выступления может быть множество. Это может быть статистически выверенный или социологами установленный факт, интересная статья в газете, уместная шутка, фрагмент из книги, кино и т. При дедуктивном характере доказательства развертывание аргументации идет от общего к частным выводам. Дедуктивное доказательство требует, чтобы исходное теоретическое положение, закон, принцип были либо общепризнаны, либо настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у слушателей.

Чалин отмечает, что применение рассмотренного процесса позволяет спичрайтеру провести через весь процесс работы над речью определенный принцип организации, что, в свою очередь, «облегчает усвоение материала аудиторией, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже определенную гармонию частей речи». Рассмотрим существующие теоретические представления о структуре публичного выступления. Как правило, большинство ученых сходятся во мнении, что публичную речь следует понимать как трехчастную структуру, основными элементами которой являются вступление, основная часть речи и заключение.

Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и итоговый этапы как часть публичного выступления. Таким образом, речь — это единый процесс, а ее публичная часть выступает лишь как один из этапов. Мы считаем такую позицию нелогичной, поскольку само теоретическое понимание термина «публичное выступление», о котором мы говорили в первом разделе данной курсовой работы, предполагает, что оно начинается только с момента речевого воздействия оратора на данную аудиторию или заканчивается с прекращением этого контакта. В этом случае подготовка публичного выступления, сбор материалов, подведение итогов и оценка результатов выступления не должны входить в общую структуру рассматриваемой нами концепции. Итак, прежде чем кратко описать элементы структуры публичного выступления, следует отметить, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки. Такое трехстороннее разделение существует уже довольно давно. Оно возникло во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие, были яркими представителями классической школы ораторов и последователями трехчастной структуры публичной речи. Какие основные композиционные и логические части выделяются в структуре публичного выступления? Во-первых, существует вступление, также называемое кафедрой, которое служит своего рода подготовительным этапом к основной части речи.

В рамках этого этапа особое значение имеют психологические приемы и, прежде всего, способы привлечения внимания аудитории. Основная или главная часть речи, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным, поэтому, как правило, он также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и своей позиции по ней, аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Вывод или умозаключение. В этой структурной части публичного выступления оратор должен изложить заключительные тезисы своей речи и ее общие результаты, а также закончить свою речь, используя какие-либо риторические средства или приемы. Что касается структурных частей публичной речи, то следует также отметить, что их объем и соотношение между ними различны. В то же время, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждая отдельная речь, не только в силу своих специфических особенностей, но и в силу стремления к какой-либо цели, всегда будет иметь определенные структурные особенности. Вступление как вступительная часть публичного выступления: понятие, особенности, виды Вступление представляет собой первую часть публичного выступления и этим в наибольшей степени определяет дальнейший интерес аудитории к выступлению в целом. Задача этой части — привлечь внимание аудитории, заинтересовать ее, найдя, по выражению правоведа А. Кони, «крючки» цитирования.

Эта операция осуществляется путем последовательного выполнения двух основных процессов: очищения сознания слушателя от предыдущих мыслей, не имеющих отношения к данной теме, и фокусировки внимания слушателя на данной теме. Давайте введем определение этого термина. Работа А. Филиппова и Н. Романов указывает следующие особенности: «Вступление — начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, и старается привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и завоевать их расположение». Представленное определение четко определяет цель ввода. Следует сказать, что он может быть разных типов, которые мы рассмотрим чуть позже. Рассмотрим основные особенности вступления к публичной речи.

Для каждого конкретного случая этот список будет расширен. Итак, вы определили, кто будет в зале? Теперь руки чешутся приступить к постановке цели выступления! Запомните: цель любой коммуникации лежит за пределами этой коммуникации. Не вы должны продать, замотивировать, рассказать, убедить и т. Лучше, если вы определите несколько целей. Например, одна цель - купить ваш продукт, вторая - взять у вас визитки, третья - записаться на следующую встречу и т.

Определение темы и цели выступления

Учебное пособие для студента Правильно подобранная идея станет отличной основой для построения плана выступления и выбора подходящих материалов, которые помогут донести до слушателей цели и идеи оратора.
Текст выступления, конспект, тезисы Старайтесь сформулировать цель публичного выступления в одном предложении и стремитесь при этом ответить на вопросы.

Выбор темы, цель речи, поиск материала

Жанры публичной речи. - Определение цели предстоящего публичного выступления и задачи спичрайтера. Превыше всего – определение цели выступления, формулировка темы. ДЕЙСТВИЯ со стороны аудитории.

Цели и задачи публичного выступления

Прежде всего следует определенным образом настроить себя, дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков.

Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение — это сплошное чтение одних частей и выборочное — других. Работу над книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней.

Сначала читается титульный лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление о ее содержании, фамилия автора. Нередко на титульном листе дается классификационная характеристика книги учебник, учебное пособие, справочное пособие, словарь-справочник и др. Важно обратить внимание на год издания книги.

Если заинтересовавшая книга выпущена десять — двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу. На титульном листе указывается также наименование издательства и место издания книги. Следует просмотреть и оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы. Ознакомиться с книгой помогает аннотация, которая помещена на обороте титульного листа или в конце книги.

В ней кратко рассказывается о содержании книгиЕсли в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их. В предисловии рассказывается история написания книги, передается ее краткое содержание, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы. Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в поиске материала для выступления.

Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально. В процессе подготовки к выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Прав был Д. Менделеев, который утверждал, что найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад.

Все исследователи в области риторики сходятся в одном: любое публичное выступление должно быть подготовлено. И это касается не только скрупулезного изучения материала, примеров, глубокого знания предмета речи, но и выработки правильной структуры выступления. Именно структуре публичного выступления будет посвящено настоящее научное исследование. В ходе исторического развития ораторского искусства постоянно возникали новые идеи относительно расположения и содержания различных частей публичной речи. Однако, как правило, все исследователи исходили из общепринятой трехчастной структуры публичного выступления, которая включает в себя вступление, основную часть и заключение. Такая внутренняя структура речи известна в риторике со времен первых крупных представителей ораторских школ Древней Греции и Древнего Рима, таких как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие. Процесс структурирования и проработки материалов выступления всегда занимал значительную часть времени, отведенного на подготовку публичной речи. Вопрос эффективности коммуникации и умения выступать публично является наиболее актуальным для современного общества.

В последние годы получили распространение профессии, в которых главным условием успеха является умение человека грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессия юриста или учителя. Это деятельность людей, связанная с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим. Человек, который может свободно говорить, почти автоматически пользуется уважением окружающих. Он интересен всем, до него легко достучаться, он способен влиять на собеседников. Несмотря на то, что структура публичных вступлений является достаточно традиционным и неизменным теоретическим образованием, актуальность ее изучения не снижается. И сегодня различные исследователи в области ораторского искусства публикуют монографические работы, посвященные рассмотрению процентного соотношения различных структурных элементов речи между собой, определению содержания и правил структуры этих элементов, а также различных стратегий развития структурных элементов в зависимости от цели выступления, индивидуальных особенностей оратора и его аудитории и т. Довольно большие споры в современной риторике возникают в области исследования структурных элементов основной части публичного выступления.

Некоторые исследователи, в частности П. Сопер, настаивают на возможности разработки общей внутренней структуры любой публичной речи. Другие например, О. Муштук настаивают на необходимости разработки отдельных правил построения для различных типов публичных выступлений, таких как аргументированная, информативная и эмоциональная речь. В науке до сих пор ведутся споры об определении особенностей различных приемов и стилей, используемых во всех структурных частях публичной речи. Возникает вопрос о причинах выбора той или иной модели введения, основной части, резюме. Вводятся основные теоретические понятия, такие как экспедиция, хрия, клауза и другие. Понятие, задачи и функции публичного выступления Как мы уже отмечали во введении к данной научной работе, публичное выступление — это один из важнейших видов массовой коммуникации, высшее проявление искусства слова.

Основной отличительной чертой, придающей этому виду речевого общения особое значение, является публичность, то есть открытость, формальность и эксплицитность данного вида речи. Стоит отметить, что, несмотря на то, что публичные выступления обычно отличаются своей направленностью, они всегда имеют общую цель — развитие и совершенствование имеющихся ораторских навыков путем проверки на практике различных риторических приемов. В то же время, это согласие не всегда происходит осознанно. Чаще всего оратор старается сделать свое публичное выступление как можно более приятным, что в любом случае не исключает подготовку к публичному выступлению и его структурирование. Поэтому давайте сначала рассмотрим общую концепцию публичного выступления. В то же время такая речь предполагает установление взаимного контакта и без него теряет свою суть и смысл. Основные черты публичного выступления как особого вида речевого общения помимо свойства публичности : Эффективность; Умение использовать различные навыки аудитории; Принципиально творческий характер устного выступления; Непосредственное живое общение между оратором и аудиторией; Эмоциональное воздействие оратора на аудиторию.

Он должен не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Такое исполнение вызывает сопереживание слушателя, всецело поглощенного самой музыкой; при этом мелкие недочеты до известной границы могут...

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления — это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты , «рабочая» тишина в зале. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу — 5—7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов: Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу полемике позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему? Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям. Показ практической значимости информации. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть». Замедление с одновременным понижением силы голосаспособно привлечь внимание к ответственным местам выступления прием «тихий голос». Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в 1 и 2 лице, обращения, риторические вопросы. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями. Помимо нарушения логической последовательности в изложении материала к недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем. Выступающему не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Публичное выступление не должно содержать факты, примеры и т. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой.

Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной. Подлинный оратор, вкладываяв речь всю глубину своего... Сейчас многиевыступают с речами и докладами, читают лекции,... Слово, речь логос становится объектом изучения,... Однако ораторское искусство — дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Учитывая «закон края», в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо — расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Поза, жесты, мимика — принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией.

В тексте лучше употреблять слова, обороты устной речи, поскольку в аудитории предполагается именно говорить. Заключительная стадия — усвоение материала.

Написанное перечитывается несколько раз для запоминания логики развития темы, подбора правильной интонации. Во избежание появления искушения дословного повтора текста, не стоит пытаться заучить его. Это не добавит естественности выступающему.

Как выступать публично

Как видите, очень давно. Древние греки считали ее очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму. Приведите примеры таких тем Экология, образование, здоровье…. Темы фиксируются на доске. Где в жизни может пригодиться данное умение?

Как вы думаете, какие проблемы волнуют вас и ваших сверстников?

Введение не должно предоставлять конкретную информацию, а должно быть лишь ориентиром для дальнейшего восприятия. В то же время существуют речевые ситуации, когда можно обойтись без вступления без малейшего ущерба для информационного поля речи. Следовательно, вступление необходимо только для того, чтобы ввести слушателя в курс дела и привести его сознание в рабочее состояние, а если эти задачи уже решены, то необходимость во вступлении отпадает. Такую ситуацию можно наблюдать на конференциях, где выступает ряд докладов по смежным темам, а также в спорах и заседаниях. Еще одной особенностью вступления является первостепенная важность его первого предложения, которое может как сразу привлечь внимание аудитории, так и мгновенно испортить все впечатление от оратора. Исходя из этого, теория провозглашает так называемое «правило первой фразы», на подготовку которой тратится много времени.

Некоторые авторы настаивают на единой структуре введения и делят его на следующие основные части: Вводное замечание; Формулирование конкретной цели выступления для аудитории, в отличие от собственных целей оратора; Обзор основных положений темы выступления, если речь достаточно длинная. Однако, на наш взгляд, такой подход не оправдан, поскольку все публичные выступления уникальны и зависят от многих индивидуальных характеристик, а значит, не могут быть составлены одинаково. В науке существует несколько основных типов вступлений. Одним из таких типов является прямое начало, в котором автор переходит непосредственно к характеристике общих целей своего исследования и краткому описанию рассмотренных им проблем. Этот тип вступления обычно не пользуется популярностью и используется в тех речевых ситуациях, которые уже не требуют вступления. Более распространенным видом вступления является так называемый «тонкий подход», цель которого — постепенно привлечь внимание аудитории к теме, которая будет обсуждаться в публичном выступлении, с помощью тонких намеков. Для него характерно «начало издалека», когда аудитория с интересом слушает оратора, потому что хочет знать, к каким выводам он в итоге придет.

Этот тип вступления наиболее распространен среди опытных ораторов. Наиболее распространенным на практике является обычное вступление, которое чаще всего встречается у начинающих и недостаточно опытных ораторов. Его популярность объясняется тем, что он проверен на практике, хотя именно его обыденность может стать причиной недостаточного внимания аудитории к такому оратору. Этот тип вступления по своей структуре похож на общую схему публичного выступления, представленную выше. Основная часть публичного выступления: характеристики, основные правила структуры и аргументации Основная часть публичного выступления является его самым важным элементом, поскольку в ее рамках оратор излагает свои основные идеи и мысли, приводит аргументы в защиту своей позиции по данному вопросу и оценивает другие точки зрения. Суть подготовки этого структурного элемента публичного выступления заключается в определении основной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав аудитории. Основная часть выступления — это процесс выявления характеристик явлений, связанных с темой, учет наиболее важных, сложных и часто противоречивых моментов вопроса, установление необходимых связей между явлениями и фактами.

Такой подход приводит к реальному раскрытию темы в целом. Основная часть любой презентации должна быть связана с изложением основного содержания темы, ее анализом, синтезом и обоснованием выдвинутых положений. В то же время, каждая отдельная часть тела может отличаться по стилю и порядку своего расположения, в зависимости от общей модели внутреннего строения, которой придерживается говорящий. Надо сказать, что особая роль в такой структуре принадлежит плану и композиции речи. Реализация обоих требует наличия материала, знания аудитории и осознания четкой цели выступления. План выступления — это результат решения задачи разбивки, разделения темы выступления на определенные части. Композиция речи — это способ расположения материала, его частей, фактический порядок их изложения.

Основная часть, в свою очередь, также состоит из двух основных частей: экспозиции и аргументации оратора. Экспозиция — это часть речи оратора, в которой излагаются факты по теме высказывания. Аргументация составляет самую важную часть публичной речи и выражается в «полемическом связывании мыслей». Главным фактором этого элемента основной части речи является логика.

Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, то есть имеющий отношение к жизни слушателей.

Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес. Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Разработка плана выступления. В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время. Планы делятся на простые и сложные, а оба этих вида планов могут быть предварительными, рабочими и основными. Предварительный план освещает все возможные проблемы выступления, он затрагивает тему широко, позволяя оратору найти конкретный вариант. Рабочий план составляется, когда подобраны необходимые материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется в начале выступления или иного вида информационного сообщения. Начало, развёртывание и завершение речи.

Главное правило: наряд не должен привлекать чрезмерное внимание аудитории, иначе он будет отвлекать от сути доклада. Поэтому избегайте красных туфлей, оригинальной бижутерии, платья всех цветов радуги одновременно, если не хотите, чтобы слушатели обсуждали и разглядывали ваш наряд вместо того, чтобы заинтересоваться докладом. Очень важно четко сформулировать для себя, что нравиться в выступлении, какого либо оратора, а что вызывает негативную реакцию, какие действия, приемы, слова способствуют успеху выступающего, а какие нет. Оратор должен приобрести как теоретические, так и практические знания в области ораторского искусства. Важно понимать этапы деятельности оратора, как подготовиться к встрече со слушателем, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать. Повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

Основные этапы подготовки Все этапы можно объединить в три группы по отношению к моменту речи. Рисунок 1. Основные этапы подготовки к публичному выступлению. В докоммуникативной фазе в фазе до выступления выделяются два начальных этапа: Определение темы и цели выступления Действительно ли меня интересует тема и может ли быть он интересна для меня Важна ли эта тема для аудитории Оценка состояния аудитории и обстановки в целом Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются, а состояние аудитории и обстановка не выбираются выступающим. Определение темы выступления. Тему выступления следует тщательно выбирать.

Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей. Главная мысль - это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание.

Выбор темы и определение целевой установки.

А также на нее влияют цель выступления и состав аудитории. А) Определение темы выступления. Такие выступления как правило ставят своей целью внушить слушателю определенные идеи, взгляды, заставить его изменить свою точку зрения или мировоззрение. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи.

Подготовка речи

ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ТЕМА РЕЧИ. ЦЕЛЬ РЕЧИ. Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи.
Вы точно человек? Расшифровку темы с целью точного определения содержания выступления и четкое определение стержневой идеи. Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным.
Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи -Риторика и речевая культура Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала.

Цели публичного выступления

Подготовка устного публичного выступления Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи.
Цель оратора. Цель выступления Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.
Вы точно человек? А также на нее влияют цель выступления и состав аудитории.
Как подготовиться к выступлению перед аудиторией: план, приемы — определение темы и цели выступления.
Как осуществляется поиск, подбор и анализ материала для выступления? В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению: 1) выбор темы; 2) конкретизация целей высказывания.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Марина Александровна
  • Основные элементы
  • Подготовка публичной речи.
  • 📣 Сила речи: 8 советов, как подготовиться к публичному выступлению
  • Тема и цель речи
  • 1. Коммуникативная фаза

Подбор материала, структура выступления, принципы композиции

  • Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи
  • Тема и цель речи
  • Структура публичного выступления - понятие, задачи и функции публичного выступления
  • Обозримость плана речи и удержание внимания
  • Тема и цель речи, Фаза выбора и фаза погружения
  • Подготовка устного публичного выступления

Психология публичного выступления

Самый первый пункт – это цель выступления. 1) определение темы и цели речи. Подготовка речи: выбор темы, определение цели, поиск материала. Подготовка речи: выбор темы, определение цели, поиск материала.

Подготовка речи: выбор темы, цель

Рекомендуется использовать цифровые показатели, но умеренно, их количество зависит от поставленной задачи. Отрепетировать речь. Ориентируйтесь на публику. Если вы экономист и выступаете перед своими коллегами, естественно, раскрытие сути специальных терминов будет неуместным. В случае доклада для людей других профессий, наоборот, очень кстати. После подготовки текста перечитайте его, подправьте. Сверьте по часам, сколько минут занимает прочтение доклада. Подкорректируйте его под необходимое количество времени. Отработка речи выступления. Перейдем к голосовой тренировке. Прочитайте несколько раз подготовленный текст, придерживаясь вашей привычной манеры общения.

Затем потренируйтесь у зеркала, подсматривая в план доклада. Попросите близких людей уделить вам время и сыграть роль вашей аудитории. Стиль одежды. После тренировок приступайте к подбору одежды. Прежде всего, наряд должен соответствовать формату встречи. Если это научный форум следует отдать предпочтение одежде классического покроя. Вы собираетесь провести урок для учеников? Тогда ваш выбор - повседневная одежда спокойных тонов. Главное правило: наряд не должен привлекать чрезмерное внимание аудитории, иначе он будет отвлекать от сути доклада. Поэтому избегайте красных туфлей, оригинальной бижутерии, платья всех цветов радуги одновременно, если не хотите, чтобы слушатели обсуждали и разглядывали ваш наряд вместо того, чтобы заинтересоваться докладом.

Очень важно четко сформулировать для себя, что нравиться в выступлении, какого либо оратора, а что вызывает негативную реакцию, какие действия, приемы, слова способствуют успеху выступающего, а какие нет.

Хотя ораторы, обладающие отменной памятью, досконально изучают свои тексты. Импровизация уместна в ситуациях, когда нужно постоянно поддерживать общение с аудиторией. В этом случае выступающий получает моментальную живую реакцию от слушателей. Но идеальным вариантом считается запоминание текста с возможностью прочитать его с листка. То есть оратор должен знать свою речь наизусть, но важные цифры и данные, цитаты он не заучивает. Запоминать информацию проще, если она визуализирована. Текст стоит дополнить графиками, таблицами, диаграммами, схемами. Некоторые части можно написать в виде песни или стихов — рифма тоже способствует быстрому запоминанию.

Но такой прием лучше использовать только в речи, написанной для неофициальных поводов. Стихи на дипломатической встрече будут неуместны. Рекомендации ораторам Идеальная публичная речь складывается из нескольких компонентов: умения четко формулировать мысли и выбирать стиль текста, знания правил и норм языка, представления о цели и назначении выступления. Но иногда ораторам приходится доносить до аудитории информацию, не имея достаточно времени на подготовку. Унять волнение и набросать подходящую речь помогут некоторые советы. Выступать можно только с тем докладом, где хотя бы в общих чертах изложена суть проблемы. Заострять внимание на мелких деталях необязательно. Не стоит начинать речь сразу — нужно осмотреть слушателей и поздороваться с ними. Читать необходимо так, словно разговор идет с одним собеседником.

Оратор должен говорить достаточно громко и ясно, использовать весь свой словарный запас, но не спешить. Рекомендуется делать паузы, сопровождать речь жестами. Полезно изменять тембр и тон голоса, это повысит уровень восприимчивости у аудитории.

И, наконец, последний элемент. Заключение Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего « эффект края » , поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи: Как же можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?

Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле. Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи. Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой.

Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи. Для этого хорошо подойдут метафоры и другие художественные элементы. Чтобы максимально тщательно приготовить заключение, важно использовать специальные риторические средства, о некоторых из них будет сказано в следующем уроке. Теперь вы знаете несколько приемов и техник, которые помогут вам составить план публичного выступления. Но нужно быть готовым к тому, что многое вам придется делать самостоятельно, а типовых рекомендаций не может существовать. А в следующем уроке вы узнаете полезные приемы оформления содержания вашей речи для максимально эффективного воздействия на слушателей. Проверьте свои знания Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.

В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются. Cтатистика На весь экран Игра загружается... Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Это не добавит естественности выступающему. Следует просто помнить порядок изложения. Напомнить о последовательности поможет развёрнутый план выступления.

Если Вам требуется помощь в написании текста или речи, заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с Вами.

Текст выступления, конспект, тезисы

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. — определение темы и цели выступления. Елена ЛевтееваПодпишитесь на телеграм-канал Академии бизнеса Б1: https. Определение цели речи Когда вы выбрали тему, проанализировали аудиторию и обстановку произнесения речи, вы продолжаете подготовку к выступлению и определяете общую цель, которой вы собираетесь достичь, и затем определяете конкретную цель речи. Расшифровку темы с целью точного определения содержания выступления и четкое определение стержневой идеи. Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Елена ЛевтееваПодпишитесь на телеграм-канал Академии бизнеса Б1: https.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий