Поход на волжскую булгарию в 1376 году

Волжская Булгария: что это такое? Название болгары употребляли русские летописцы, описавшие военные походы русских князей на Волжскую Булгарию в существующих древнерусских летописных сводах1.

из истории российской

Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение. Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. В Булгаре был посажен русский таможенник.

Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю.

Впрочем, заход в Каму мог иметь место, если предположить, что второй отряд идущий с Вятки несколько задержался, — ожидали темноты, чтобы незаметно проскочить мимо Кашана. Расхождение в датах в один год не столь существенно.

По русской летописи Прокоп продал пленных в Болгарах, а по булгарской — в Казани, что также допустимо, если вспомнить, что наши историки отрицают существование города Казани в то время. Обратим внимание на смысловое совпадение обоих рассказов о гибели Прокопа и его команды. В Устюжских летописях в самом конце описания событий 1375 года читаем: «боярин наугородцской Прокопий иде в 70 насады рекою Костромою на Низ, быв на Устюзе миром, а Кострому и Нижний Новгород пограбил».

Ещё сказано, что отряд Прокопа в 70 судах был послан Новгородцами в ответ на разорение Москвой его владений. Прошёл он в Устюг через Сухону, далее проник в реку Кострому и по ней в Волгу. По всей видимости, Прокоп собрал людей на Двине и Устюге.

Под 1385 годом после описания похода Московского князя на Великий Новгород, вызванного набегом «что ходил Прокопеи боярин и Ярослав и Кострому выграбил», добавлено: «а в Заволочье послал Федора Тимофеевича да Тимофея Юрьева и своих детей боярских брати 5000 рублей, что заволочане же ходили с Прокопием». Любопытно, что в 1376 году в результате похода на Волжскую Булгарию московских ратей сумма «окупа» составила те же 5 тысяч рублей. Выходит, Заволочье располагало такими же возможностями, что и всё ещё достаточно богатая волжской торговлей Булгария.

Тут явная нестыковка. Во-первых, прошло более 10 лет, много воды утекло, достаточно вспомнить о Мамаевом побоище и взятии Москвы Тохтамышем. В 1360 и 1366 годах за разбойников брались по горячим следам.

Во-вторых, Прокоп с людьми вроде бы погибли в Астрахани, а потому брать деньги не с кого. В-третьих, вместо Костромы упомянут город Ярославль. Всё это подрывает известие о гибели всего отряда Прокопа, и свидетельствует о том, что большая часть ушкуйников уцелела, и вероятно ходила в последующем в новые набеги на Московские и Булгарские владения.

Поэтому наверняка был другой большой поход вызвавший недовольство Москвы, более близкий к 1385 году, но в русские летописи сообщение о нём по какой-то причине не попало или было изъято. Неясно, также, где находилось это Заволочье, которому предьявили огромный счёт тонна серебра! С другой стороны, если Джилки-Прокоп был в раздоре с верхнекамским Уч-Куем за предательство, — навёл вятчан , то откуда были его союзники, — ушкуйники пограбившие Вятку в 1374 году и вернувшиеся туда же?

Остаётся согласиться со словами булгарской летописи о том, что Джилки для похода 1374 года набрал новых людей. Кроме того, где-то проживали его союзники не связанные с Камскими ушкуйниками. В районе Нагорска, где, как мы видели выше, достаточно много новгородских топонимов, при устье Кобры река Вятка круто под углом 90 градусов поворачивает на юг, что более соответствует описанию булгарской летописи о расположении Уч-Куя.

Здесь имеется весьма удобное от природы укреплённое место. Это сильно вытянутый узкий! При этом высота обрывистого берега достаточно велика — 4 метра, при этом имеется пологий пляж пригодный для высадки с лодок.

Карта устья Кобры В Булгарской летописи упоминание об этом остроге на Вятке при переписывании могло быть исключено по причине того, что Вятская Новгородская республика, расположившаяся под самым носом у Булгарии, подрывала повествование о ней, как о могущественном государстве. В «Истории Вятчан» Вештомова приведено предание о существовании где-то в верховьях Вятки временного городка, из которого в последствии новгородцы переселились вниз в Шестаков и Слободской. При этом массовое переселение на Вятку он относит к началу 14 века, связывая его с притеснением северных русских жителей от Москвы и татар.

Напомню, что Вятка по сообщению Булгарской хроники с конца 13 века имела относительную независимость, что наверняка привлекало сюда, как простых селян, так и лихих людей. По наблюдениям историков, русские в 12—14 веках для своих передвижений от верховий Волги на восток пользовались северными реками: плыли сначала по Шексне и Унже, затем по реке Сухоне выбирались на Северную Двину, отсюда от Устюга открывался довольно удобный путь вверх по реке Юг и его притоку Лузе, к притокам реки Вятки — Моломе, Великой и Летке. Предполагаемый путь на верхнюю Вятку через Кобру несколько в стороне, но если учесть близость этого региона к к Чердыни 350 км по прямой , то появление в устье Кобры поселения ушкуйников становится очень вероятным.

Произошло это примерно в 1366 году. Отсюда ушкуйники могли начать постепенное завоевание Вятской земли. Для этого им было необходимо ослабить влияние Булгарии, — ликвидировать существовавшее здесь местное пробулгарское управление, — захватить города-крепости Колын и Колын-Калу.

Последний, по всему видно, к 1374 году уже был взят новгородцами, вероятно, именно сюда они возвратились после набега. Археологические данные свидетельствуют о значительной перестройке крепости на Чурше во второй половине 14 века вместо простейшего частокола появились срубные клети. Вот ещё одно свидетельство этого.

Попавший в плен сын Абрама Васыл в случае сохранения ему жизни обещал выплачивать дань Державе через Колын и назвать своего сына именем тюрэ. Анбал пожалел разбойника и отпустил его, но когда в 1379 году подошел к Уч-Кую за данью, то был вероломно убит ушкуйниками». Обещание разбойников выплачивать дань выглядит ещё более комично, чем все эти переименования, разобраться в которых почти невозможно.

Ясно лишь, что происходили вооружённые столкновения вятчан с ушкуйниками. В Троицкой летописи есть сообщение 1379 года о походе вятчан в Арскую землю: «Вятчане зимою ходиша ратию в Арскую землю и избиша разбойников ушкуйников и воеводу их Рязана изымавше убиша». Крестинин В.

Очевидно, ушкуйники поселились в Арской земле, а их соседи недовольные этим напали на них во время зимовки. Где была Арская земля? Считается, что где-то в низовьях Камы и Вятки, — территории проживания удмуртов-аров.

Однако маловероятно, что новгородцы-ушкуйники могли бы спокойно жить вблизи от татарских городов и черемисских селений, густо разбросанных по нижней Каме и Вятке, которые они же частенько разоряли. Кроме того, несколько странно совершать поход зимой за сотни километров, да ещё в чужую землю. Поищем более логичного объяснения.

Прежде всего, надо сказать, что татары называют удмуртов «ар». Поэтому «Арская» для них буквально означает «удмуртская». Топонимы с корнем «ар» и «арс» есть на юге Вятки и прилегающих районах Татарстана, в том числе древний и современный город Арск в верховьях речки Казанки.

Однако это не говорит о том, что только здесь была Арская земля. Татары могли называть Арской землей всю территорию обитания удмуртов, начинавшуюся сразу к северу от Казани и доходившую вероятно до Шестаково это северная граница проживания удмуртов в древности, здесь ещё недавно была деревня с названием Арсень. Поэтому своим поселениям на юге этой территории они давали «Арские» названия, а татары, поселившиеся в последствии в глубине Арской земли Карино , стали зваться Арскими татарами.

Само же название Арская земля может быть выведено от указанной С. Уховым русской Вятской Арсании 9—10 веков со столицей крепостью Арса, или, по-новгородски, — Чурша. Теперь зимний поход колынцев-вятчан на ушкуйников станет более реальным, — они ходили не за сотни километров южнее устья Моломы во внутреннюю Булгарию, а на восток, в землю своих соседей, среди которых в Чудском городке вероятно в 1374 году поселились ушкуйники.

Известно, что с 1378 года Вятка перешла под патронат Суздальских князей. Можно предположить, что произошло это после нападения на Колын ушкуйников. Вятчане ходили в Арскую землю и побили разбойников Рязана, требовавших с них дань.

Результат этого не вполне ясен. Можно лишь сказать, что произошло кровавое сражение, в ходе которого несколько сотен зимовавших здесь «разбойников» были перебиты. Уничтожение поселения ушкуйников на Чурше попало в летопись, следовательно, об этом знали владевшие тогда Вяткой Суздальские князья.

Вероятно, они же снарядили зимнюю экспедицую по ликвидации нежелательных конкурентов. Им удалось захватить здесь 120 кораблей, приготовленных для набега флота Кудаша на Сарай и прорваться на них и на вновь сбитых плотах на Агидель. Здесь они разделились на два отряда, один из которых атаковал Джукетау, а другой — Кашан.

Большинство черемшанских казаков было тогда с Гарафом, которого направили для наказания ушкуйников, и 220 джукетунских и 180 кашанских казаков не смогли удержать разбойников. Галиджийцы ворвались в оба города и подвергли их разгрому. В разгар его разбойники подожгли урамы, чтобы выкурить мешавшие им алаи из эчке-кальга.

Казаки, чтобы не сгореть, принуждены были покинуть Джукетау и Кашан. В этот момент подплыл из Таш-Кермана Кудаш с 30 кораблями и, разделив свои корабли на два отряда, храбро атаковал разбойников. В этом бою салчии потеряли Кудаша и 22 корабля, но разгромили корабли галиджийцев.

Только 500 разбойников удалось бежать, остальные же, оставшись без кораблей, были перебиты подоспевшими к Джукетау башкортами и ярчаллынцами сына Чаллы-Мохаммеда Хусаина и кашанскими ак-чирмышами и субашами. Гараф же сжег учкуйские остроги и вернулся. Эта победа прославила Хусаина и вполне заслуженно.

Покончив с разбойниками в Джукетау, бек бросился к Кашану и помог быстро закончить дело и там. С этого времени стало высоко подниматься солнце судьбы Ашрафидов». Как видим, Колын лишился лучших, с точки зрения булгар, защитников.

Другими словами, в нём не осталось преданных им людей. Булгарская летопись называет напавших на Колын новгородцами и устюжанами, а не ушкуйниками. При этом сам Колын очевидно не пострадал, были забраны лишь построенные незадолго до того суда.

Они действительно могли быть предназначенв для флота Кудаша, или, что более вероятно, были приготовлены как раз для нападения на Булгарию. Последнее предположение вытекает из такой логики: новгородцы в данном случае прошли на Вятку через Устюг явно с разрешения Суздальцев, владеших этим городом. Участие устюжан также свидетельствует об этом.

Поход Гарафа против ушкуйников для наказания за их действия можно отнести к зиме начала 1380 года. Вернуться обратно и поучаствовать в войне с новгородцами он мог только к лету этого года. Подготовка в Колыне 120 короблей для похода на Сарай могла происходить не позже чем весной 1380 года, так как к лету им завладел хан Тохтамыш, воевать против которого Суздальцы, Булгары и Вятчане вряд ли бы осмелились.

Поэтому поход новгородцев на Джукетау и Кашан можно отнести к началу лета 1380 года. О нападении на Булгар в этот период в наших летописях ничего нет, что не удивительно в виду более важных происшествий. Однако ниже мы поищем следы этого события в несколько неожиданном месте.

Правда сначала нам придётся более детально разобраться с политической ситуацией в этот период. Подведём некоторые итоги. В 60—70-х годах 14 века Золотая Орда Улус Джучи разваливалась, и Вятка, ранее находившаяся в сфере влияния Булгарии, стала объектом посягательств северных соседей, — русских князей и Великого Новгород.

Последний действовал опосредованно через своих молодых людей, на словах отпираясь от деяний ушкуйников. Можно предположить, что часть ушкуйников отделилась с верховий Камы и поселилась на верхней Вятке в устье Кобры. В 1374 году или ранее эти ушкуйники взяли Чуршинскую крепость и стали грозить Вятчанам из Колына в устье Моломы.

Последние предпочли перейти под крыло Суздальских князей. Заметим, что булгарская летопись сообщает о 20 захваченных в 1374 году Колынских судах, и о 120 — в 1380-ом. Возможно, что поначалу новгородцы, суздальцы и устюжане сотрудничали, но потом что-то не поделили.

Это и привело к зимнему походу и бойне в Арской земле, да, вероятно, и дальнейшему многостороннему противостоянию. Новгородцы и устюжане после похода 1380 года не пропали, по крайней мере, пятистам из них, как пишет Булгарская летопись, удалось бежать. Не сумев закрепиться на нижней Каме, они наверняка вернулись на Вятку.

Сюда же стекались и другие ушкуйники, в том числе, побитые булгарами на верхней Каме. Это явление можно связать с появлением на северо-востоке Вятки в северной части Арской земли второй Вятской республики — Слободской земли. Наместником в Костроме был Московский воевода Александр Плещеев.

Изначально территория вокруг современного города Нагорска часть его действительно расположена на склоне крутой горы называлась Вобловицкая волость Слободского уезда, известно, что она была отведена во владение Вятскому Успенскому монастырю. В жалованной грамоте царя от 1595 года есть ссылка на перепись 1590 года, где говорится, что «в Слободском уезде, повыше Николы Сырьянского 10 верст вверх по реке Вятка новое роспашье волосткою Вобловичи». Существуют предания о селе Нагорском и селе Березовском Мулинском городище , где якобы жили великаны, перебрасывающие целые деревья с горы Мулинской на Нагорскую напомню, что аналогичные предания были о древних поселиниях на Вятке.

На территории Вобловицкой волости в то время имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка будущее село Полом , две деревни и 44 починка. Согласно переписи здесь в 67 дворах проживало 84 человека муж. Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили 4 села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское Вобловица — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке.

Большая часть крестьян, проживающих в 1595 году на правом берегу Вятки в Вобловицкой волости, имели такие же фамилии, что в Шестаково и его уезде: Двоеглазовы, Кашины, Кочуровы, Костылевы, Плотниковы, Перминовы. Замечу также, что указанные фамилии для населения Устюга и Двины 17 века нехарактерны. Из энциклопедии «Россия» 1914 года.

Спасского, близ р. Вятки есть Подчуршинское городище, на котором, по народному преданию, жили пришедшие откуда-то новгородцы, слывшие среди издавна обитавших здесь вотяков богатырями». Начнём с того, что в декабре 1375 года Константинопольским патриархом был утверждён митрополитом Киевским, Русским и Литовским Киприан, болгарин рыжий, возможно из иудеев и бывший посол Византии на Руси.

С условием, что после смерти Алексия который носил титул "митрополит Киевский и всея Руси" он займёт его пост в Москве. А пока Киприан обитал в Киеве, ставшем к тому времени заштатным городком на окраине Великого княжества Литовского полное название: «Вел. Русское, Жемайтское и Литовское».

В январе 1378 года умер митрополит Алексий, и вскоре, в июне, Киприан попытался въехать в Московию, но был схвачен, ограблен и после двух недель издевательств и содержания в темнице выдворен за её пределы. Дело в том, что ещё при жизни Алексия Московский князь Дмитрий нудил его оставить наследником высшего церковного сана некого Михаила-Митяя, о котором известно следующее. Со дня на день возрастала милость государева к сему человеку, наставнику, духовнику всех бояр, равно сведущему в делах мирских и церковных.

Он величался как царь, по словам летописцев: жил пышно, носил одежды драгоценные, имел множество слуг и отроков». Странная фигура… По кончине Алексия 12 февраля 1378 года опять же по протекции Дмитрия Митяй стал исполнять функции митрополита, что вызвало острое недовольство епископов особенно Суздальского Дионисия и других иерархов русской церкви, которые под давлением Великого князя всё же наделили его саном епископа. Дионисий был заточён, спустя время отпущен, и тут же, в июле 1379 года, поехал по Волге через Сарай в Константинополь для утверждения тамошним патриархом в роли митрополита Руси.

В это время Волжский путь Мамай уже не контролировал. Митяй с грамотами, данными ему Дмитрием грамоты этой никто не видел , и большой свитой следом за ним выехал из Москвы через Дон и Крым в Константинополь. Предполагается, что по пути посольство заехало в Орду, и некоторое время пользовалось гостеприимством Мамая.

От номинального хана Донской орды Туляка Михаил-Митяй получил ярлык с подтверждением привилегий русской церкви и рекомендацией его на пост митрополита Великой Руси. Такое титулование крайне странно, учитывая враждебные отношения Москвы и Мамая с 1374 по 1380 годы. Заметим, прежний ставленник Мамая хан Мухаммед-Булак куда-то пропал.

Ещё один необъяснимый с точки зрения официальной истории факт: Мамайская бумага существует реально подписана февралём 1379 года! То есть, за полгода до проезда Митяя через Донские степи. На пути в Константинополь Митяй неожиданно умер на море.

Сопровождавший его епископ Пимен подделал рекомендательные документы на своё имя и прибыл в Константинополь. В это же время Киприан через Киев, Молдавию и Валахию прибывает в Константинополь, и застаёт там разгар внутренней войны за власть, поэтому разрешение русского вопроса затянулось до июня 1380 года. Взяв огромные деньги под доверенности на имя Дмитрия 20 тысяч рублей по нашей «Повести о Митяе» , Пимен подкупил всех кого можно и был поставлен митрополитом Киева и Великой Руси.

При этом Киприан, не дождавшись разязки, спешно покинул Константинополь, вероятно, чтобы упредить возвращение самозванца: "Тайно убежал, ни с кем не простившись". Этот манёвр ему удался. В Новгородской летописи сказано, что Киприан приехал в Москву в конце мая 1380-го.

Официальные историки вслед за другими летописями относят этот факт на год позже, отрицая присутствие Киприана в Москве накануне Мамаева побоища. На сей раз, он был принят Дмитрием ласково, тот даже повинился за прошлый свой грех. Через 7 месяцев в декабре в Москву попытался въехать самозваный митрополит Пимен, но был, якобы, схвачен и отправлен в Чухлому, а затем в Тверь.

Сразу после неё в сказаниях очень коротко сообщается о другой битве, — в Калках лесях, — Мамая с Тохтамышем, после которой по сообщениям летописей Мамай укрылся в Кафе генуэзский город в Крыму , где был убит и разграблен. Тохтамыш же взял всю Мамаеву Орду и казну Мамая и его царицу дочь хана Бердибека и его улусы все, и оттуда известил всех русских князей через своих послов о смене власти. В это же время в конце зимы 1380 — 81 годов по официальной версии был поставлен митрополитом опальный прежде Пимен.

В Тверской летописи первоначальная запись о событиях 1380 года закрыта короткими обрывками из начала и конца поэтической повести «Задонщина». Не могу удержаться, чтобы не привести этот «шедевр» летописания целиком. А это писание Софония Рязанца брянского боярина в похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Андреевичу.

То всем известное место между Доном и Днепром на поле Куликове на реке Непрядве, а положили головы свои за землю Русскую и за веру христианскую, а мы пойдем в свою вотчину в землю Залесскую к славному городу Москве и сядем на своем великом княжении чести себе добыли и славного имени. Летописцу переписчику со старой летописи было явно не по душе коверкать старые письмена, а потому он нехотя вставил, что приказали, поместив запись под чужим именем. Другие переписчики иной раз вставляли и не такую чушь, в надежде, что читатели поймут их несвободу, — работу под контролем цензуры.

Под 1382 годом в летописях подробно сообщается о приходе Тохтамыша на русские земли и взятии и разграблении Москвы с округой. При этом из Кремля, охваченного бунтом, накануне осады началась 23 августа и длилась 4 дня бежит князь Дмитрий, а затем митрополит Киприан и часть зажиточных горожан. Тверская летопись.

Услышав об этом, князь великий бежал в Кострому, а царь сперва Серпухов сжег и пошел к Москве. Народ собрался на вече, митрополита и великую княгиню ограбили и едва из города отпустили. И приехал в Москву князь Остей Литовский, внук Ольгердов, укрепил людей и закрылся в городе.

А на третий день пришла с поля рать татарская, и стали близ города, на расстоянии двух выстрелов из лука, и спросили: "Есть ли Дмитрий в городе? И начали пьяницы насмехаться, показывая им срам свой, ибо думали, что в городе столько войска; татары же на город саблями махали. В тот день к вечеру татарские полки отступили и, идя дальше, взяли Владимир и Суздаль, а другие Переяславль.

Августа в двадцатый день царь пришел к Москве с бесчисленными воинами, и видевшие из города сильно испугались; и скоро татары снова пошли к городу, и стали пускать стрелы, так что от них было не видать города; а другие по лестницам полезли на стену; и лили на них воду, кипятя ее в котлах на стене, и вечером татары от города отступили. Царь же стоял три дня, а на четвертый день обманул Остея; утром приехали татары к стене, а с ними два князя Нижнего Новгорода, Василий да Семен, дети Дмитрия Константиновича. Татары же сказали: "Пришел царь наказать своего холопа Дмитрия, но он ныне убежал, и царь вас извещает: "Я пришел не потерять свой улус, но сохранить, отворите город, хочу вас пожаловать"; а князья говорили: "Целуем вам крест, царь хочет жаловать".

Князь Остей вышел из города со многими дарами, а священники с крестами; и в тот же час у города убили Остея, а честные иконы были на землю брошены с ободранными ризами. И татары, начав сечь, пошли в город, а другие по лестницам на стены; горожане же сами город зажгли, и был сильный ветер, и были на город огонь и меч; и был взят город августа в двадцать шестой день, в восьмом часу вечера. Это все случилось за грехи наши; и было вскоре все прах, а людей в плен повели, как скот.

И хотели татары идти к Твери, и послал князь великий Михайло Гурленя; они же, поймав его, били. И поставили Гурленя перед царем, и велел царь найти обидчиков, и отпустил его с милостью к великому князю Михаилу, с ярлыком. И пошел царь от Москвы, а князь великий Дмитрий поехал в Москву и, видя ее погибель, начал сильно плакать и горько стенать.

В Москве было убито от 12 до 24 тысяч человек очевидно, всё окрестное население, собравшееся в Кремле , включая и многих церковников. Сообщается, что в октябре вскоре после погрома в неё прибывают Дмитрий и Киприан. Последнего, впрочем, князь вскоре изгоняет, якобы, за малодушие и бегство из Москвы перед приходом Тохтамыша.

Киприан в сообщении 1382 года выглядит лишним, так как с весны 1381 года митрополитом по Новгородской летописи был Пимен. Пора разобраться со всеми описанными странностями. Начнём с того, что в годы существования Мамаевой орды ее номинально возглавляли три хана: с 1361 г.

Если мы обратимся к летописным датировкам Мамаева побоища и взятия Москвы Тохтамышем, то обнаружим хронологическую неразбериху. Например, последнее событие датируется четвергом 26 августа 6890 года, но дело в том, что 26 августа приходится на четверг лишь в 1378 и 1389 годах. Все это говорит, что летописные датировки подверглись позднейшим и ошибочным пересчетам, а потому полагаться на указанные даты нельзя.

Любопытно, что в Византийских документах о событиях 1380—82 годов ничего нет. Очень туманны и кратки замечания европейских хроник, а восточные ясно говорят лишь о разгроме Тохтамышем Мамая. Всё это, плюс, близость дат «Куликовской битвы», «Мамаева побоища» и взятия Москвы Тохтамышем навевает на раздумья.

Казну Мамая по летописям кто только не захватывал: и русские после победы на поле Куликовом; и генуэзцы, убившие Мамая в Крыму; и, разумеется, сам хан Тохтамыш. Эти и многие другие несообразности, и явные летописные фальсификаци, заставляют сомневаться в официальной истории. А что если событие было одно: захват ханом Тохтамышем Орды Мамая, в которую входила территория от Крыма до Москвы с частью русских княжеств?

В последствии при переписывании истории это событие разделили на части: вместо одного сражения — два, вместо одного похода хана — тоже два, но разделённых во времени. Тогда Мамай решил окончательно отстранить его от светской власти, постриг в монахи, а затем самовольно назначил на пост митрополита, но Митяй погиб на пути в Константинополь. Хан Заволжской Синей Орды Тохтамыш весной 1380 года взял Сарай и летом решил прибрать к своим рукам правобережье Волги.

Для этого он распорядился захватывать в Булгарах русские суда и с их помощью наладить переправу где-то у нынешнего Саратова. Вряд ли русских торговых судов в Булгарии было достаточно много для спешной переправы десятков тысяч всадников, уж не был ли использован для этого Вятский флот? Участие в последующих событиях булгарского войска на стороне Тохтамыша не вызывает сомнений.

Далее через Пензу и верховья рек Цны и Воронеж его войска вышли вдоль границы Рязанского княжества к верхнему Дону. По пути к татарско-булгарскому войску присоединились Суздальские и Рязанские князья. Эта часть событий описана в летописях под 1382 годом.

До Мамая ещё с весны дошли вести о готовящемся нападении. Приехавший в Москву в начале лета Киприан был, на сей раз, встречен с радостью, как необходимая духовная поддержка в предстоящей войне. Мамай с новым ханом Тюлеком назначили местом сбора своих союзников известную переправу на границе Рязанского и Тульского княжеств в верховьях Дона, так как здесь по ничейной территории проходила дорога с Волжского Сарая в Москву.

Лев Гумилев считал, что на стороне Мамая сражались поляки литовцы , крымцы, генуэзцы, ясы, касоги, а вот татар в его войске было немного. Прибавим сюда русские полки, собранные в Москве, которые состояли в основном из дружин удельных князей и вооружённой охраны монастырей. Чтобы пресечь своему разноплемённому войску возможность для отступления, он предпринял переправу через Дон.

Однако это его не спасло. Молодой богатырь хан Телубий был убит или отравлен кем-то своим. Легенда о поединке богатырей перед битвой явно выдумана: со времён Чингисхана все такие поединки были строго запрещены.

Кроме того, город Булгар становится временной резиденцией золотоордынского хана. Город привлекал своими кирпичными и белокаменными сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, а также общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве и процветании Булгара. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна, из которого отливали котлы. Их металлические изделия, украшения, керамика получили широкое распространение в средневековой Европе и Азии. Распад государства С серередины XIV века внутриполитическая обстановка в Золотой Орде осложняется, начинается жестокая борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. В 1361г. Золотоордынским ханам лишь на короткое время удается вновь объединить свое государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления отдельных территорий. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества — Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин Джукетау, разрушен в XV веке. Остатки — около г.

Чистополь в Татарии. Ее ставленник в 1370г. Больший урон булгарам наносили частые нападения ушкуйников, грабивших их города. Тяжелый удар по Булгарии был нанесен в 1431г. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье нового государства — Казанского ханства и нового этноса — казанских татар. Архитектурные памятники В городе Великие Булгары, который был в 1431г. В 60-е годы XIII века была построена Соборная мечеть сохранились только руины и встроенный минарет, который во всех документах упоминается как Большой имел высоту 24 м и основание 5х5 м, рухнул в 1841 году. В 30-е годы XIVв. В 1967-1968 годах здание было отреставрировано и ему возвратили, по-возможности, первоначальный облик.

Северный мавзолей сохранился хуже, так как его использовали в качестве монастырского погреба. Он тоже частично восстановлен. В 300-400 метрах от Соборной мечети стоит довольно хорошо сохранившийся Малый минарет высотой 11 метров вторая половина XIVв. Лучше всего сохранилась так называемая Черная палата, построенная в середине XIV века. Сохранилась центральная часть некогда большого двухэтажного помещения, которое предназначалось для ханского суда и других целей.

Поход[ править ] За время похода, в Волжской Булгарии было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей [3]. Хасан-хан вывел своё войско на встречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …» [4]. С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство» [4]. Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них» [3]. Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение.

Падение великой Булгарии

  • Булгарский поход Андрея Боголюбского. Как Великий князь разбил кочевников, тревоживших Русь
  • Великое переселение народов
  • Смерть и канонизация
  • Андрей Юрьевич Боголюбский, Смерть и канонизация, Походы в Волжскую Булгарию
  • Литература

Что нужно знать о Волжской Булгарии

Любое вооруженное действие со стороны булгар служило поводом для организации широкомасштабных походов объединенных суздальских, муромских и рязанских дружин по булгарским тылам 6, стр. Смиронов в одном из своих многочисленных исследований отметил слабость булгарской военной тактики по сравнению с русской. Основным их войском была легкая конница, пехота имела подсобное значение... Тактика булгар — это в основном тактика кочевников, не привыкших защищать города» 19, стр. При набегах булгары рассчитывали на внезапность удара и на хитрость.

Вести правильную осаду они не умели. Подойдя к городу, окружали его и пытались взять измором, выжигая одновременно окружающие деревни и села. Летописи сообщают только о двух городах, взятых булгарами. Муром, по всей видимости, был взят благодаря внезапности нападения.

Для древнерусского языка была характерна неполногласная, или, как говорят в лингвистике, редуцированная, «о». В русских летописях вместо «о» стоит твердый знак «ъ» : в кириллице эта буква тогда называлась «ер». Следы этого написания мы видим в современном болгарском языке, где название страны так и указывается: «България». Вообще в исторической литературе существует традиция называть государство, существовавшее на Волге, Булгарией, а на Дунае — Болгарией. Хотя иногда встречается и написание «Волжская Болгария». Кстати говоря, ее также именуют «Волжско-Камской Булгарией». Чтобы понять, как все происходило, надо обратиться к IV — V векам нашей эры — эпохе великого переселения народов, нашествия гуннов, которое является рубежом между Античностью и Средневековьем. Как известно, полиэтничная гуннская орда, включавшая в себя тюркские и угорские племена, а затем славянские и германские, пришла из степей Евразии и обосновалась в Центральной Европе.

Центром гуннской кочевой империи называют Паннонию — современную Венгрию. Самих гуннов, кстати, также считают тюркоязычным народом. Вместе с гуннами, то есть в составе их орды, либо, по некоторым данным, чуть позже в приазовских и причерноморских степях появились тюрки-кочевники, которых ученые называют «праболгарами» или «протоболгарами». Это и были как раз предки тех болгар и булгар, о которых мы будем дальше говорить. Существуют разные точки зрения относительно происхождения этнонима «болгары», согласно одному из них, он означает «мятежники отколовшиеся». После ее распада в середине V века булгары, или болгары, стали одним из наиболее сильных локальных объединений кочевников. Ее территория не имела четких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Столицей был город Фанагория на нынешнем Таманском полуострове.

Просуществовала Великая Булгария не очень долго, поскольку, по преданию, после смерти возглавлявшего ее хана Кубрата государство поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из них возглавил свою собственную «орду», и ни у кого из них в отдельности не было сил, чтобы соперничать с досаждавшими им воинственными хазарами. Они тоже были наследниками гуннской кочевой империи и соперниками булгар. Часть жителей покорились хазарам, стали их данниками, впоследствии были известны под именем «черных болгар». Аспарух со своей «ордой» ушел на Дунай, и там появилась Дунайская Болгария, известная также как Болгарское царство. Под его владычество попали местные славянские племена, однако со временем болгары слились со славянами и сложилась болгарская нация. Еще одна часть обитателей Великой Булгарии переселились в Македонию и Южную Италию и со временем там ассимилировались. Нас же интересуют те болгары, которые ушли на Волгу, где и возникло государство Волжская Булгария.

На территории бывшей Волжской Булгарии к настоящему времени известно около 170 городищ домонгольского времени — это остатки военных крепостей, замков и городов. Наиболее известными еще с X века были города Булгар, Биляр и Сувар. Размеры Булгара составляли 380 гектаров, Сувара — 90 гектаров.

В Х веке площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии — Биляра — была больше средневековых Владимира, Киева и Парижа, вместе взятых, да и по уровню развития Биляр превосходил большинство современных ему городов. Булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун, освоили изготовление стали. Их строители еще в IX веке воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом. В Центральной Азии и Иране лучшую кожу и обувь до сих пор называют булгарской. Еще за 76 лет до крещения Киевской Руси после прямых переговоров с Багдадом Булгария приняла ислам. По преданию, булгарские проповедники в 986 году приходили к великому князю Владимиру Святославовичу в Киев и тоже предлагали принять ислам. Но через два с лишним года Русь, как известно, приняв крещение, пошла своим путем… Известно также, что вплоть до появления воинственных монгольских племен Булгария оставалась одним из самых развитых и влиятельных государств Европы.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что набеги русских на Волжскую Булгарию были не менее кровавы, чем завоевания монголов, и начались задолго до прихода Орды. Первый возглавил Святослав еще в 965 году. Следующий — в 985 году предпринял князь Владимир: Киевская Русь во что бы то ни стало хотела заполучить торговые связи Булгарии с арабами. Монголы же рвались в Европу, но этим устремлениям мешала Волжская Булгария. А потому участь ее была решена. В декабре 1237 года предводитель монголов Субудай Бугатур разгромил основные булгарские войска. А когда Булгарии достигли отряды армии брата Батыя — Шейбани, они истребили и угнали в плен большую часть населения Булгарии. От прежде процветающих, а теперь разграбленных булгарских городов остались сплошные пепелища… Монголы включили Булгарию в состав улуса Джучи Великой Монгольской Империи. В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай.

На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды. Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна. В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии.

У булгар же титул царя звучал «йалтавар» «эльтебер» что переводится как «владеющий всей страной». Таким образом, можно прийти к выводу, что с принятием ислама, как единой государственной религии завершилось формирование Волжской Булгарии как государства.

По другой версии государство было сформировано в составе Хазарии и самостоятельным стало после развала каганата. Несмотря на помощь Арабского халифата, полностью избавиться от хазарской зависимости не удалось. Это случилось только после того, как князь Святослав разгромил каганат и тот окончательно утратил свое влияние в регионе. Домонгольский период Волжская Булгария стремительно развивалась. Росли города Болгар, Сувар, Биляр и множество других, мелких поселений и городков. Этому способствовал ряд причин. Прежде всего, удачное месторасположение.

Волга Итиль была основным торговым путем из Балтики в Каспий. Это значит, что вся торговля Руси с Востоком шла через Булгарию. Другим фактором послужило то, что почвенный покров здесь представлен большими массивами черноземных почв на открытых степных пространствах, чередующихся с лесами. Это позволило вести достаточно развитое для своего времени сельское хозяйство. Лаврентьевская летопись под 1024 г. Помимо этого кочевая часть населения разводила крупный рогатый скот, причем он был крупнее, чем древнерусский лесной, лошадей в больших количествах, а также коз и овец. Избыток пищи освободил человеческий ресурс для развития ремесел.

Изделия булгарских мастеров успешно продавались как на Западе в Древней Руси, так и на Юго-востоке. Сапоги, прозванные «булгари», на Востоке пользовались огромной популярностью. Волжская Булгария. XI-XII вв. Наличие избыточного продукта сельского хозяйства и ремесел не могло не послужить мощным толчком для международной торговли. Столица страны город Булгар стал крупнейшим торговым центром, вся торговля мехами, воском, медом и рабами из Руси проходила здесь. С Востока в свою очередь шли ткани, серебро в виде монет и посуды, оружие, предметы роскоши.

Объем торговли достиг таких масштабов, что со временем в Булгаре и Суваре начали печатать свои монеты.

Падение Великой Булгарии

Поход на волжских булгар (в 1376 году). С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. Тест на профориентацию от Skillbox! — такие булгары?

Предыстория

  • Волжско-Камская Булгария
  • Легенда о Биляре
  • Поход на волжских булгар в 1376 году
  • Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии
  • Предыстория государства

Кто из князей разгромил Волжскую Булгарию?

Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я».

Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин. Историк В.

Женившись вторым браком на сестре Дмитрия Московского Анне, Боброк занял одно из первых мест среди московской знати. Это был опытный и храбрый воевода. Командование нижегородским полком Дмитрий Суздальский поручил своим сыновьям Василию Кирдяпе и Ивану. Рогожский летописец сохранил довольно подробное описание этого похода.

Вероятно, оно записано летописцем со слов его участника. И приидоша къ Блъгаром въ великое говение месяца марта 16 день въ понедельник на вербной недели 16 марта 1377 года. И высла из города князь болгарьскыи Осан и Махмат Солтан и добиста челом князю великому Дмитрию Московскому.

Суздальский князь и его семья были разысканы в золотоордынских пределах в 1401 году.

Сафаргалиев справедливо писал: «Приведенный отрывок о походе Юрия Дмитриевича. Действительно, ограбить обессиливший, накануне разграбленный и жестоко побитый Аксак-Тимуром булгарский народ и заявить о великой победе над ним не стоило никакого труда. Это событие лишь свидетельствует о том, что к концу XIV в. Австриец Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 гг.

Некоторые историки ставят достоверность свидетельства Герберштейна под сомнение. Карамзин отмечал, что Василий Дмитриевич слыл со времени похода 1399 г. В 1396 г. Этот юрт появился в 1391 г.

Центр юрта — г. Едигей, как и Мамай в свое время, менял ханов как перчатки. Между ханами продолжались войны. В 1406 г.

Едигей направился с войском в Хорезм и овладел им Аксак-Тимур в 1405 г. В 1407 г. Едигей возвратился из Хорезма и со своей армией вторгся в Булгарскую землю, как обычно громя и разрушая все на своем пути. Джалал-ад-дин с 40-тысячным татарским войском сбежал на Русь, оттуда — в Литву.

Едигей вернулся в Сарай и посадил ханом Пулата. Ввиду того, что Московская Русь с 1395 г. Взяв с нее выкуп в 3000 рублей, вернулся в Орду. В это время Булгарская земля еще не была полностью опустошена и могла выделить своих воинов в татарское войско по требованию эмиров.

В те же месяцы, когда Едигей разорял Подмосковье, некий татарский ханыч эмир и «с нимъ мнози Татарове, и Булгарская сила, и Мордва, взяша Новградъ Нижний и пожгоша весь, монастыри и святыя церкви все те огневи предаша, а люди старыа и сущаа младенци иссекоша, а молодиа въ полонъ поведоша». То же самое проделало это татарское войско в Городце, Курмыше, в селениях по Суре. Несомненно булгары в этом походе участвовали как подневольные воины. В 1409 г.

Последний раз булгарские и жукотинские князья упоминаются в русских летописях в январе 1411 года. Они со своими отрядами участвовали в Лыскове в сражении между сторонниками Москвы и суздальско-нижегородского князя Данила Борисовича на стороне последнего. Обе стороны понесли большие потери. Мангитский Юрт Едигея до 1420 г.

Отряды мангитов, приближавшиеся во время кочевий к Булгарской земле с весны до осени, систематически уничтожали города и селения булгар, истребляли их население. Постепенно вся территория Булгарской земли, расположенная южнее нижней Камы в левобережье Волги, а в правобережье — южнее линии современных населенных пунктов Красновидово на Волге — Средний Биябаш-Чутеево-Кошелеи Комсомольское , на Суре — южнее Барышской слободы, превратилась в дикое поле — кочевья мангитов, с середины XV в. Историки до сих пор не обращали внимания на важнейшее указание «Казанского летописца», составленного в середине XVI в. Ногайцы до середины XVII в.

Выше тот же летописец указывает, что область около Казани «наведе из-за Камы реки язык то есть народ. А большия булгары на Дунае. Ту же был на Каме старый град, именем Брягов булгарьский, ныне же градище пусто…». Автор «Казанского летописца» в основных чертах показывает итог опустошения Булгарской земли, считая мангитов завершителями этого процесса.

Последнее упоминание о Булгарах в русских летописях относится к 1431 году. О боях не говорится. В некоторых летописях лишь указывается, что «Пестрои ходил Блъгар воевати, да и взял». В Булгарской земле брать и пленить уже было некого.

В результате за 100 лет опустошения Булгарской земли было уничтожено 32 города и около 2000 селений с учетом еще не изученных селищ. Оставшиеся булгаро-татары и булгаро-чуваши перебрались в Нижнее Предкамье, в Ногайскую даругу, Приказанье и Заказанье, где образовалась Чувашская даруга, расположенная от Казани на восток до Камы, в Алатскую, Галицкую и Арскую даруги и даже на р.

И сниде с коня и приниче к земли десным ухом на долг час.

Въстав, и пониче и въздохну от сердца. И рече князь великий: "Что есть, брате Дмитрей? Он же рече: "Едина бо ти на плъзу, а другая же — скръбна.

Слышах землю плачущуся надвое: едина бо сь страна, аки некаа жена, напрасно плачущися о чадех своих еллиньскым гласом, другаа же страна, аки некаа девица, единою възопи велми плачевным гласом, аки в свирель некую, жалостно слышати велми. Аз же преже сего множество теми приметами боев искусих, сего ради ныне надеюся Милости Божиа — молитвою Святых страстотръпец Бориса и Глеба, сродников ваших, и прочих Чюдотворцов, русскых поборников, аз чаю победы поганых татар. А твоего христолюбиваго въиньства много падеть, нъ обаче твой връх, твоа слава будеть" Воевода Дмитрий Боброк Волынец слушает землю перед Куликовской битвой План Дмитрия Михайловича был такой - татары не имея достаточного пространства для маневра будут вынуждены сразу же ступить в ближний бой с русскими полками и в конце концов имея численное преимущество начнут оттеснять их.

В это время тяжелая конница стоявшая за лесным массивом, который выступал на поле и не давал татарам сразу атаковать этот отряд, а также не давал вообще оценить их численность и вооружение, нанесет решающий удар во фланг или тыл татарского войска был этот удар фланговым или он был нанесен именно в тыл татарам реконструкторами пока точно не установлено. Поскольку у татар была преимущественно легкая конница, а свой резерв в виде отряда конницы тяжелой они должны были на тот момент уже использовать, этот удар отразить татарам было не чем как и исправить критическое положение на поле боя так как к тому моменту они введут уже в бой почти все резервы. Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век Небольшая площадь Куликова поля опять должна была сыграть против татар - у них не было места чтобы отступить, перестроиться и восстановив порядок продолжить сражение.

Дмитрий Михайлович до последнего удерживал Владимира Андреевича и только в нужный момент нанес удар. Большая часть татарской конницы была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.

Татары смешались и обратились в бегство.

Булгарские походы

Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) - Википедия Поход на волжских булгар был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским (Донским) и Дмитрием Константиновичем Суздальским.
Булгарский поход русских князей (1376) (>rligjvtnw hk]k; jrvvtn] tux[yw (1376)) Кашанское княжество, Булгарский улус Золотой орды — булгарское княжество в 13-15 вв. на территории бывшей Волжской Булгарии после её захвата монголами.
Идем грабить басурман . Дмитрий Донской 1395—1396 — предположительные годы похода Юрия Звенигородского на Волжскую Булгарию (первый вариант из русских летописей).

Идем грабить басурман

Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. После падения Хазарского каганата в результате похода на него в 965 году князя Святослава Игоревича, — Волжская Булгария, до того времени являвшаяся хазарским данником, стала потенциальным соперником Руси на Среднем Поволжье. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну. Чума в истории Руси и Волжской Булгарии. Весной этого года войско во главе с московским воеводой Дмитрием Боброк-Волынским совершило победоносный поход на Волжскую Булгарию.

История Волжской Булгарии

Волжская Булгария - дата образования, история, города Идем грабить басурман. Зимой 1376/77 года московские и нижегородские полки двинулись в поход. По замерзшему руслу Волги они дошли от Нижнего Новгорода до столицы Волжской Булгарии города Булгара и приступили к его осаде.
Булгарский поход Владимира Святославича Поход на Волжскую Булгарию 1376. Основной конфликт: Монголо-татарское иго (b).

Кто из князей разгромил Волжскую Булгарию?

После битвы по преданию согласно летописям при осмотре «обутых в сапоги» пленных булгар воевода Добрыня посоветовал князю Владимиру оставить в покое их страну, так как столь развитый народ не будет платить дани, и посоветовал идти искать «лапотников». Однако, дословный пересказ о «пленных в сапогах» ряд исследователей считают фольклорным летописным вымыслом легендой. Несмотря на свою победу над булгарами, князь Владимир не смог развить свой успех дальше. Причиной тому, по мнению ряда исследователей, была поддержка единоверного булгарам Хорезма. Между двумя последними существовали некоторые экономические противоречия, и более сильный в военном отношении Хорезм стремился взять под свой контроль Волго-Камский регион. Однако, при наступлении Руси на Волжскую Булгарию все противоречия между Хорезмом и Булгарией отошли на второй план, в результате чего Владимиру пришлось столкнуться с достаточно сильной антирусской коалицией. Заключив с Волжской Булгарией «вечный мир» русское войско вернулось на Русь. Сопоставив свидетельства древнерусского летописца Нестора и арабского географа аль-Мукаддаси современника тех событий С.

Толстов предположил, что причиной тому могло быть выступление хорезмийских войск против тыловых коммуникаций русских в районе Волго-Донского волока. Существует предположение, что во время этого похода были покорены буртасы, проживавшие на Средней Волге. Итоги В военном отношении поход Руси на Волжскую Булгарию был успешным. Победив в битве, Русь устранила потенциального соперника за сюзеренитет над племенами, находившимися на восточной и северо-восточной её границах, тем самым укрепив их верность Древнерусскому государству и династии Рюриковичей. Однако, территория волжских булгар не была включена в состав Древнерусского государства. По мнению М. Левченко, вполне возможно, что такой цели князь Владимир себе не ставил, а лишь силой добился признания булгарами вхождения вятичей в состав Древнерусского государства.

Тем не менее, были заключены обоюдовыгодные политические и торговые соглашения. Волжская Булгария обязалась предоставлять русским купцам свободный проход на восточные и доступ к своим рынкам. Для самой Волжской Булгарии договор с Русью имел положительные последствия, так как, кроме прочего, по мнению И. Измайлова, этим договором Волжская Булгария утвердила свой авторитет на международной арене. Уже в следующем 986 году в Киев прибыло булгарское посольство, которое непосредственно было связанно с мирными соглашениями 985 года. То посольство было первым в рамках проводимых князем Владимиром религиозных реформ из числа посольств от других представителей мировых религий и их конфессий. Таким образом булгарский эмир предпринял попытку втянуть Русь в сферу своих интересов через её исламизацию, которая открывала бы для Волжской Булгарии огромные политические и экономические выгоды.

Ряд исследователей считает, что своеобразной ратификацией мирного договора была женитьба Владимира на булгарской княжне, от которой у него в дальнейшем родились Борис и Глеб, княжившие в Ростове и Муроме, то есть в удельных княжествах, граничащих с Волжской Булгарией. Существует также предположение, что булгарская жена Владимира могла быть пленницей. В историографии В первоисточниках В «Повести временных лет» и в большинстве других летописных сводов «Лаврентьевская», «Ипатьевская», «Новгородская 1-я», «Софийская 1-я» и др. Мних Иаков в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» называет их — серебряными. Татищева и «Хроника…» М. Стрыйковского В. Татищев в 1-й редакции «Истории Российской» в целом писал то же, что изложено в большинстве летописей, из чего следует, что Владимир и Добрыня с войском в ладьях, а конные торки берегом выступили против болгар и в битве последние были разбиты.

Однако, осмотрев пленных колодников и увидев, что все они в сапогах, Добрыня посоветовал Владимиру идти искать «лапотников», так как эти дани давать не будут. После этого Владимир заключил с болгарами мир. Болгары поклялись соблюдать «вечный мир», заверив, что он нарушится только тогда, когда камень начнёт плавать, а хмель тонуть. После этого Владимир вернулся в Киев. При изложении этого, однако, В. Татищев не указал, — на каких именно болгар князь Владимир совершил поход. Во 2-й же редакции В.

Татищев уже кардинально изменил описание этого похода, сообщая, что Владимир с Добрыней, собрав большое войско и призвав новгородцев, пошёл в ладьях по Днепру на болгар и сербов. Конные русские войска, торков, волынян и червенских направил в «землю Болгарскую».

Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны — в город Биляр ныне с. Билярск Алексеевского района Татарии , получивший в русских источниках имя «Великого города». Несмотря на то, что булгарам удалось в 1219г. Особенно тяжелое поражение Булгария потерпела в 1220 году, когда русскими дружинами был взят Ошель и др. Лишь богатый откуп позволил булгарам избежать разорения столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229г. Появление в восточноевропейских степях монголо-татарских орд заставило примириться давних соперников.

В 1223г. В 1229 и 1232 годах булгарам удается отразить набеги монголов. В 1236г. Батый, собрав значительные силы, начинает крупнейший поход на Запад. Первой его жертвой стала Булгария. Осенью того же года Биляр и др. Однако сопротивление еще не было сломлено окончательно, и в 1240 году Булгария вновь подверглась разорению кочевников. Булгария под властью Золотой Орды В 1243г. Батый основал в границах монгольской империи государство Золотая Орда , одной из провинций которого стала Булгария.

Несмотря на утрату своей самостоятельности, она пользовалась некоторой автономией, ее правители стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды. Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогло возродить экономику Булгарии. Наивысшего расцвета она достигла в первой половине XIV века, чему способствовало и утверждение ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Булгария в этот период выступает проводником мусульманства для соседних народов — мордвы, вотяков, башкир. Кроме того, город Булгар становится временной резиденцией золотоордынского хана. Город привлекал своими кирпичными и белокаменными сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, а также общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве и процветании Булгара. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна, из которого отливали котлы.

Если рассматривать действия великого князя на широком историческом фоне, так сказать, «истории осад», то его поведение оказывается типично. Известно немало случаев, когда правитель княжества в условиях неизбежного приближения осады его столицы покидал ее и пытался воздействовать на события со стороны 600. Очевидно, существовало представление, что правитель должен по возможности избегать сидения в осаде — наиболее пассивного способа ведения военных действий 601. Дмитрий действовал в соответствии с этими тактическими правилами. Белокаменный московский Кремль выдержал две литовские осады, и великий князь явно рассчитывал на его неприступность собственно, расчет был верным — штурмом татары не смогли взять город.

На пути из Москвы в Кострому Дмитрий останавливался в Переяславле 602. Этот город в 1379 г. Внук Ольгерда Остей, возглавивший оборону Москвы, появился в столице уже после отъезда великого князя 604. Скорее всего, он был сыном Дмитрия Ольгердовича, которому Дмитрий Донской, находясь в Переяславле, поручил организацию обороны столицы 605 в самой московской династии кроме Дмитрия был тогда только один взрослый князь — Владимир Андреевич, перед которым была поставлена другая задача. Возможно, факт взятия татарами именно Переяславля после овладения Москвой связан с ролью Остея в ее защите.

Но есть другая сторона вопроса — как мотивировали отъезд Дмитрия современники после того, как его тактический план не удался — Москва была разорена и кампания проиграна. Наиболее раннее повествование следующим образом объясняет поведение великого князя: «Князь же велиющ Дмитреи Ивановичь, то слышав, что сам царь идеть на него сгь всею силою своею, не ста на бои противу его, ни подня рукы противу царя, но поеха в свои град на Кострому» 606. Это суждение летописца верно лишь в том смысле, что Дмитрий не стал принимать открытого генерального сражения, а не в том, что он вообще отказался от сопротивления: великий князь не поехал на поклон к хану, не пытался с ним договориться; Владимир Андреевич разбил татарский отряд у Волока; по словам того же летописца, Тохтамыш «въскоре отиде» из взятой им Москвы, «слышав, что князь великии на Костроме, а князь Володимер у Волока, поблюдашеся, чая на себе наезда» 607. Фактически московские князья «стали на бой» и «подняли руку» против «царя». Они отказались только от встречи с ним в генеральном сражении.

Как же понимать летописное объяснение действий Дмитрия Донского? Мнение, что данная характеристика содержит обвинение великого князя в малодушии поскольку принадлежит, возможно, сводчику, близкому к митрополиту Киприану, враждовавшему с Дмитрием 608 , не представляется убедительным. Весь тон летописного рассказа о нашествии Тохтамыша — сочувственный к московским князьям. Автор с симпатией говорит о победе Владимира Андреевича, о мести Дмитрия принявшему сторону хана Олегу Ивановичу Рязанскому, пишет даже фактически о страхе Тохтамыша перед московскими князьями, заставившем его быстро уйти из Северо-Восточной Руси «чая на себе наезда, того ради не много дней стоявше у Москвы» ; сочувственно изображено и возвращение Дмитрия и Владимира в разоренную Москву «князь великии Дмитрии Ивановичь и брать его князь Володимер Андреевичь с своими бояры въехаша въ свою отчину в град Москву и видеша град взять и огнем пожжен, и церкви разорены, и людии мертвых бещисленое множьство лежащих, и о сем зело сжалишася, яко расплакатися има... Поэтому характеристику мотивов поведения Дмитрия Донского нельзя считать уничижительной.

Речь может идти о том, что объяснение отказа от открытого боя нежеланием сражаться с «самим царем» было лучшим в глазах общественного мнения оправданием для князя, более предпочтительным, чем констатация несомненно имевшего место недостатка сил после тяжелых потерь в Куликовской битве 610. Заметим, что поход Тохтамыша был первым случаем после Батыева нашествия, когда в Северо-Восточную Русь во главе войска явился сам хан улуса Джучи; а если учесть, что Батый в современных русских известиях о его походах 1237—1241 гг. Последний, в отличие от прежних правителей законных «царей» щедро награждается уничижительными эпитетами: «поганый», «безбожный», «злочестивый» 612. По отношению к Тохтамышу такие эпитеты отсутствуют причем не только в рассказе Рогожского летописца и Симеоновской летописи, но и в Повести Новгородской IV — Софийской I. Очевидно, что представление об ордынском царе как правителе более высокого ранга, чем великий князь владимирский, как о его законном сюзерене, не было уничтожено победой над узурпатором Мамаем.

Взятие столицы противника — несомненно победа, и Тохтамыш выиграл кампанию. Однако факт разорения Москвы несколько заслоняет общую картину результатов конфликта. Тохтамыш не разгромил Дмитрия в открытом бою, не продиктовал ему условий из взятой Москвы, напротив, вынужден был быстро уйти из нее. Помимо столицы, татары взяли только Серпухов, Переяславль и Коломну. Если сравнить этот перечень со списком городов, ставших жертвами похода Едигея 1408 г.

А события, последовавшее за уходом хана из пределов Московского великого княжества, совсем слабо напоминают ситуацию, в которой одна сторона — триумфатор, а другая — униженный и приведенный в полную покорность побежденный. Осенью того же 1382 г. Дмитрий «посла свою рать на князя Олега Рязанского, князь же Олег Рязанскыи не во мнозе дружине утече, а землю всю до остатка взяша и огнем пожгоша и пусту створиша, пуще ему и татарьскые рати» 613. Но главной проблемой был Михаил Тверской; поражение Дмитрия оживляло его, казалось бы, похороненные в 1375 г. Опасность союза Михаила с Тохтамышем осознавалась в Москве уже в самый момент нападения хана: вряд ли случайно Владимир Андреевич Серпуховский находился со своими войсками не где-нибудь, а у Волока, то есть на пути из Москвы в тверские пределы; скорее всего, его целью было препятствовать ордынско-тверским контактам.

Серпуховский князь только частично справился с этой задачей: подошедшие к Волоку татары были разбиты, но посол Михаила сумел добраться до Тохтамыша и возвратиться 614 ; после этого тверской князь выехал к хану, «ища великого княжения» 615 , но двинулся «околицею, не прямицами и не путма» 616. Поскольку отправился Михаил в путь 5 сентября 617 , очень вероятно, что он не знал об уходе хана из Москвы, и уж во всяком случае рассчитывал застать его еще в русских пределах 618 , но будучи вынужден из опасения перед москвичами идти окольным путем, не сумел этого сделать. Той же осенью к Дмитрию от Тохтамыша пришел посол Карач 619. Целью этого посольства, несомненно, был вызов великого князя в Орду, естественный в сложившейся ситуации. Таким образом, Дмитрий после ухода Тохтамыша не только не поехал в Орду сам, но не отправил туда первым даже посла — фактически это означает, что великий князь продолжал считать себя в состоянии войны с Тохтамышем и ждал, когда хан сделает шаг к примирению.

Не торопился Дмитрий и после приезда Карача — только весной следующего, 1383 г. Этот ход был политически точен. Если бы великий князь отправился сам, во-первых, его жизнь была бы в опасности — если не от хана что, впрочем, должно было представляться вполне реальным — Михаил и Александр Тверские были казнены за куда меньшие провинности, им и в голову не приходило воевать с «самим царем» , то от бывших мамаевых татар, желающих отомстить за позор Вожи и Куликова поля, или находившихся в Орде людей Михаила Тверского. В случае гибели Дмитрия Московское княжество попало бы в сложную ситуацию: его старшему сыну было 11 лет. В убийстве же Василия заинтересованных не было: для хана оно означало бы усугубление конфронтации с Дмитрием, для мамаевых татар не имело смысла, так как княжич не участвовал в Куликовской битве, для тверичей означало бы навлечь на себя месть Дмитрия, от которой, как показал пример Олега Рязанского, покровительство Орды не спасет.

Во-вторых, поехав в Орду лично, Дмитрий поставил бы себя вровень с Михаилом Тверским и признал бы свое полное поражение. С другой стороны, послать кого-либо рангом ниже великокняжеского сына было бы в данной ситуации чрезмерной дерзостью. Михаил Тверской, несмотря на личную явку, великого княжения владимирского не получил, оно было оставлено за Дмитрием Ивановичем 621. В качестве причин такого решения хана в историографии назывались богатые дары, полученные от москвичей, и реалистическая оценка Тохтамышем соотношения сил на Руси 622. Исходя из общих соображений подобного рода, можно еще вспомнить, что Тохтамыш уже готовился к войне с Тимуром 623 и ему невыгодно было иметь в тылу сильного врага.

Но представляется, что сложившуюся в 1383 г. Что означает эта сумма? Известно, что в конце правления Дмитрия Донского дань с его владений то есть с территорий собственно Московского княжества и Владимирского великого княжества составляла 5000 рублей в год 625 , в том числе с собственно Московского княжества 1280 рублей 960 с владений Дмитрия и 320 с удела Владимира Андреевича 626 или если в этот расчет не входит дань с самой Москвы несколько больше — около 1500 рублей 627. Цифра 8000 рублей близка к сумме выхода за два года за вычетом дани с собственно Московского княжества; последняя была равна за этот срок 2560 рублям или около 3000, а без учета дани с удела Владимира Андреевича — 1920 или немного более 2000. Следовательно, очень вероятно, что Василий привез в Орду дань за два года с Московского княжества может быть, за исключением удела Владимира, особенно сильно пострадавшего от ордынских войск и потому малоплатежеспособного , а уже в Орде была достигнута договоренность, что Дмитрий заплатит за те же два года выход и с территории великого княжества Владимирского 8000 рублей 628.

Выплата же задолженности выхода с великого княжества Владимирского была поставлена в зависимость от ханского решения о его судьбе: в случае оставления великого княжения за Дмитрием Ивановичем он гарантировал погашение долга, а если бы Тохтамыш отдал Владимир Михаилу Тверскому, Москва считала себя свободной от этих обязательств — выполнять их должен был бы новый великий князь владимирский. Тохтамыш предпочел не продолжать конфронтацию с сильнейшим из русских князей: передача ярлыка Михаилу привела бы к продолжению конфликта и сделала бы весьма сомнительными шансы хана получить когда-либо сумму долга. Настаивать на уплате выхода за 1380 г. Таким образом, в 1383 г. Произошло ли в 1383 г.

Имеется единственное свидетельство о ее размере в «дотохтамышеву» эпоху: дань с Тверского княжества в начале 20-х гг. Московское княжество было примерно одних размеров с Тверским, следовательно, вряд ли с него требовались меньшие выплаты. А это значит, что около полутора тысяч рублей, причитавшихся с Московского княжества при Тохтамыше, были меньшей суммой, чем та, которая поступала в Орду при Узбеке и Джанибеке. По-видимому, это сумма, которую обязался платить Дмитрий по докончанию с Мамаем 1371 г. Вероятно, и дань с территории великого княжения уступала в размерах той, что выплачивалась до «замятии» в Орде.

Осенью 1383 г. Очевидно, он и привез Дмитрию ярлык на великое княжение. Михаил Тверской тогда еще находился в Орде: он вернулся 6 декабря 630 , и вскоре после этого был убит Некомат Сурожанин, в 1375 г. По-видимому, эти два события связаны между собой: в Москве санкционировали устранение Некомата из летописного известия неясно, была это казнь или убийство тогда, когда стало окончательно ясно, что Михаил не получил в Орде желаемого. Впрочем, тверской князь вернулся все же не с пустыми руками.

Кашин оказался под властью тверского князя. Это противоречило одному из пунктов договора 1375 г. Ни выходом не надобе тобе ко Тфери Кашину тянути. А его ти не обидети. А имешь его обидети, мне его от тобе боронити» 634.

В грамоте не оговорена судьба Кашина в случае бездетной смерти Василия Михайловича; но поскольку его отчина высвобождалась из-под юрисдикции Твери и кашинский князь становился непосредственным вассалом Дмитрий Ивановича, в такой ситуации должно было действовать древнее право великого князя владимирского на выморочные княжества. Тем не менее Кашин достался не ему, а тверскому князю. Здесь, в отличие от договора 1375 г. Поскольку дошедшая до нас грамота адресована Василием Михаилу, обязательства московских князей по отношению к тверским не сохранились. Но в договоре 30-х годов XV в.

Василия II с Борисом Александровичем Тверским в этом случае имеется, наоборот, грамота тверского князя московскому теми же словами, какими в грамоте 1399 г. Таким образом, докончание 1399 г. В отношении великого княжения владимирского была подтверждена договоренность 1375 г. Кроме того, московский князь признавал независимость Твери: это выражалось в именовании Михаила Александровича «братом» и признании за ним права самостоятельных сношений с Ордой 638. Однако можно ли считать, что урегулирование московско-тверских отношений новым договором состоялось только в 1399 г.?

Есть основания для отрицательного ответа на этот вопрос. В докончании 1399 г. Но, во-первых, это не была война с самим ханом, а договор 1399 г. Во-вторых, и главное, этот поход имел место в конце 1399 г. Очевидно, что упоминание «войны с царем» может иметь в виду только события 1382 г.

Следовательно, пункт договора 1399 г. Нарушение Михаилом обязательства не претендовать на великое княжение и неясная после смерти Василия Михайловича судьба Кашина требовали обновления договора. Датировать это не дошедшее до нас московско-тверское докончание следует, скорее всего, 1384 г. Михаил вынужден был подтвердить свой отказ от претензий на великое княжение, а Дмитрию пришлось признать равный статус тверского князя и его права на Кашин. Примечательно, как в целом сказано в договоре 1399 г.

А по грехом, пойдет на нас то есть на московских князей. А что есмя воевал со царем, а положит на нас в том царь виноу, и тоб, брате, в том намъ не дати ничего, ни твоим детем, ни твоим внучатом, а в том нам самим ведатися» 645. С одной стороны, оборонительная война с татарами, в том числе и с их царем, воспринимается как само собой разумеющееся дело. С другой стороны, наступательные действия как в договоре 1375 г. Война с царем, несмотря на ее допустимость, расценивается как провинность перед сюзереном, за которую тот вправе потребовать особую плату «вина» в данном случае имеет смысл именно платы за вину, то есть штрафа за совершенную провинность 646.

Сопоставление «ордынских статей» договоров 1375 г. Тем не менее, это отступление не было возвратом к ситуации, существовавшей до «замятии»: война с татарами рассматривается в общем ряду с войной против других иноземных соседей. Таким образом, поход Тохтамыша, при всей тяжести понесенного Москвой удара, не был катастрофой. С политической точки зрения он не привел к капитуляции Москвы, а лишь несколько ослабил ее влияние в русских землях. Что касается сферы общественного сознания, то неподчинение великого князя Дмитрия узурпатору Мамаю еще не привело к сознательному отрицанию верховенства ордынского царя.

С приходом к власти в Орде законного правителя, правда, была предпринята осторожная попытка построить с ним отношения, не прибегая к уплате выхода формальное признание верховенства, но без фактического подчинения. Война 1382 г. Несмотря на то, что в 1384 г. В конце 1385 г. Василий сумел бежать в Подолию, оттуда перебрался в Литву и 19 января 1388 г.

После этого великий князь почувствовал себя раскованнее и сразу же вмешался в нижегородские дела, до этого находившиеся под контролем Тохтамыша. Уходя из русских пределов в 1382 г. Это было в начале сентября, а еще той же осенью 1382 г. На следующий год к нему присоединился сын — Иван Борисович, и тогда же Дмитрий Константинович послал в Орду Семена 649. По-видимому, Борис Константинович предъявил претензии на Нижний Новгород, стараясь обвинить старшего брата, тестя Дмитрия Донского, в союзничестве с московским князем, а Дмитрий Константинович пытался противодействовать проискам брата.

Неизвестно, какое решение принял бы Тохтамыш, но 5 июля 1385 г. Дмитрий Константинович умер, и «царь же Тохтамыш то слышав в Орд-е преставление его вдасгь княжение Нижнего Новагорода князю Борису» 650. Борис, как следующий за Дмитрием по старшинству среди князей суздальско-нижегородского дома, теперь с полным правом занял главный из столов, принадлежащих этой княжеской ветви. Весной 1386 г. Борис Константинович вновь ходил в Орду и вернулся «тое же осени» 651 ; в том же году Василий Дмитриевич пытался бежать из Орды, но был схвачен 652.

Очевидно, визит Бориса преследовал цель способствовать нейтрализации племянника — возможного соперника. Примерно в конце следующего, 1387 г.

И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай. На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды. Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна. В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии.

Этот город по праву считался торговым центром тогдашнего Поволжья, чьи товары пользовались спросом далеко за пределами страны. Центр города занимала огромная цитадель. Ее площадь — 60 гектаров. Рядом располагались каменные дома, в которых жили царская семья и приближенные. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века: каменные и кирпичные строения обогревались подпольной системой отопления, окна в домах были застеклены. В средние века окна со стеклами даже в Западной Европе были большой редкостью. В Биляре же светло-зеленое или светло-голубое стекло варили и выдували прямо рядом со строящимся зданием… Русские летописи называли его «Великий город Биляр». Здесь жили металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, плотники, каменщики, кожевники, стеклодувы и другие ремесленники.

Во времена голода на Руси в 1024 и в 1229 годах богатый булгарский город оказывал «гуманитарную помощь» голодающим русским городам… Билярское городище в наши дни Источник: nargizaitugan, CC BY-SA 4. Во времена «серебряного кризиса» купцы в городе пользовались свинцовыми или меховыми деньгами — их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека купцы останавливались в гостиницах — караван-сараях. Биляр, как и другие укрепленные города Волжской Булгарии, служил буфером для силы, неуклонно надвигавшейся на Русь. Но в 1236 году, после монгольской осады, огромный, хорошо оснащенный и укрепленный город был взят, разграблен и разрушен. По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени».

«В тени Куликовской битвы»: как победа в сражении на реке Воже повлияла на историю Руси

Волжско-Камская Булгария. Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье. Поход на волжских булгар (в 1376 году). В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. В 1376 г. великий князь «ходилъ за Оку ратию, стерегася рати тотарьское»542.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий