Славянский месяц январь

Хотя многие славянские языки официально используют латинские названия для месяцев года в григорианском календаре, есть также набор более старых названий для двенадцати месяцев. Задание. Подумайте, к каким временам года могут относиться слова, предложенные в задании? Распределите славянские названия месяцев по группам. студень, февраль - снежень, март - зимобор, апрель - березозол, май - травень. Своё имя месяц Январь получил в честь римского бога Януса – божества неба и солнечного света, символизирующего начало и конец, вход и выход, прошлое и будущее. 8 января, через день после мужского праздника, приходило время и для женских торжеств, названных соответственно – Бабьи каши.

Календарь славянских праздников

Большинство старинных названий месяцев возникли во времена язычества. При этом в основу названий были положены не имена языческих богов, а природные явления или особенности хозяйственного вида деятельности людей, характерные для определенного времени года. Причины такой закономерности вполне понятны. Не всегда благоприятные для земледелия климатические условия территории проживания восточных славян сделали основной род деятельности наших предков целиком и полностью зависящим от природных явлений. К примеру, именно климатические условия научили славян предсказывать погоду по природным явлениям, породив такое количество примет, которого, пожалуй, нет ни у одной из остальных групп народов. Такой же «природно-хозяйственный» образ мышления наложил свой характерный отпечаток и на названия месяцев.

Зимние месяцы Первый месяц зимы — декабрь. В древнеримском календаре декабрь по счету был десятым, за что и получил название december, происходящее от латинского числительного decem десять. Этот месяц во многом примечателен. День зимнего солнцестояния, приходящийся на 22 декабря, — самый короткий день в году. Природа в этом месяце завершала свое постепенное замирание, начатое еще в начале осени.

Хмурое серое небо родило у русских и украинцев название хмурень. Начинающиеся снегопады — белорусский снежань. Морозы, схватывающие вымешенную осеннюю грязь мерзлыми комками грудами , привели к украинскому грудень и русинскому груден.

Дуговой штамп для так называемого ногтевого орнамента, при помощи которого создавались различные фигуры, "елочки" и струящиеся волнистые линии.

Штамп, изображающий серп. Штамп, дающий отпечаток вписанных углов. Ключом к разгадке сложных композиций верхнего пояса являются три группы изображений: 1. Два креста, размещенные на стороне, противоположной ручке кувшина.

В колесе явно ощущается шесть граней. Реалистическое изображение двух серпов и рядом с ними - фигуры, напоминающей "копы" или "крестцы" снопов на сжатой ниве. Эти три крупных, во весь верхний пояс, композиции уже наталкивают нас на мысль о календарной сущности всех изображений: два креста могут отмечать июнь, летнее солнцестояние, "солнцеворот", как это было на лепесовской чаше; громовой знак может обозначать главный грозовой день в году - 20 июля, день Перуна или архаичного Рода позднее - ильин день. Последнее звено серпы или "копы" снопов явно и недвусмысленно говорит о жатве.

Все три опознаваемых композиции следуют если смотреть слева направо одна за другой в календарном порядке: 1. Два креста - Купала, 23 июня. Громовый знак - ильин день 20 июля. Жатва - конец июля или первая половина августа.

Все сказанное выше требует более подробных доказательств и приведено здесь только лишь для того, чтобы читателю легче было следить за ходом описания и анализа, когда главная мысль уже обозначена. С этой же целью следует добавить, что рисунки на кувшине расположены двумя горизонтальными поясами, но ритм обоих поясов одинаков - каждому крупному знаку верхнего пояса многие из них уже названы мною обязательно соответствует та или иная цезура в орнаменте нижнего пояса. Верх и низ сопряжены воедино, они взаимно дополняют друг друга, повествуя вместе о языческих празднествах лета, завершаемых жатвой. Не считая нужным при наличии рисунков давать детальное словесное описание всех элементов ромашковского кувшина в их последовательности, остановлюсь на самой важной части изображений.

Такой я считаю нижний пояс, состоящий из двух рядов одинаковых квадратиков, штампованных, как и все другие рисунки, по сырой глине до обжига кувшина. Всех квадратиков здесь 96. Начиная от ручки кувшина вправо идут в два ряда 32 квадратика. Под знаком дерева верхнего пояса ритм квадратиков прерывается и один из них поставлен обособленно под чертой.

Далее опять идут два ряда 14 штампов , прерываясь под купальским знаком два креста ; здесь квадратики верхнего ряда опускаются вниз, образуя гирлянду из шести штампов. Затем снова ряды выравниваются, насчитывая 18 штампов, после чего опять поставлен один обособленный квадратик; его особое деклинационное значение подчеркнуто тем, что он поставлен боком, углом вверх. После этой деклинации восемь квадратиков продолжают два ряда. Под "громовым знаком" шестигранного колеса ритм резко обрывается.

Вместо квадратиков здесь изображены горизонтальные волнистые линии. Вплоть до этого места волнистые струйчатые линии изображались только в верхнем поясе и только вертикально, а здесь они потекли горизонтально только в одном нижнем поясе, исчезнув совсем из верхнего. Под всем грозовым шестигранником нет квадратиков - их место заняли струйчатые линии. Возобновляются квадратики под рисунками серпов и снопов, но здесь они идут только в один ряд, а под ними изображена волнистая линия.

Заканчивается этот ряд в 17 штампов под последним изображением снопов уже у ручки кувшина. Как видим, все изменения ритма нижнего пояса изображений строго следуют важнейшим изображениям верхнего пояса. Думаю, что смысл квадратиков был в том, что они изображали отдельные дни и календарно точно обозначали числа важнейших языческих празднеств в честь Ярилы, Купалы и Перуна. Поскольку здесь мы уже переходим в область точных цифр, то все предыдущие мои предположения и допущения должны быть и могут быть проверены подсчетами.

Чем больше будет совпадений с известными нам календарными датами, тем минимальней будет вероятность ошибки. Прежде всего нужно выбрать и обосновать исходную точку для отсчетов предполагаемых дней. Только около этого знака прерывается цепь квадратиков - дней нижнего пояса - и происходит резкое изменение направления волнистых линий: до колеса струйчатые линии идут вертикально, как дождь, в четырех местах "календаря", а после "громового знака" они исчезают из верхнего пояса и идут горизонтально в нижнем поясе под изображением жатвенного поля. Семантика колеса с шестью спицами хорошо выясняется при помощи этнографии: на русском Севере такое колесо с обязательными шестью радиусами вырезалось на причелинах изб для того, чтобы уберечь избу "от грома".

Супинскнй зафиксировал такой знак в том же оберегающем значении в Белоруссии. Там он прямо назван "громовым знаком". На Украине, где отсутствует деревянная резьба, ту же функцию оберега от молнии выполняет старое тележное колесо или обод от него, помещаемые на соломенной кровле хаты и сарая. Повсеместное распространение у всех восточных славян одного и того же оберега от грозы - шестигранника или круга, но обязательно с шестью радиусами - заставляет нас выделить эту фигуру из общей массы знаков, условно называемых солярными, и признать такое колесо особым "громовым знаком".

При анализе "календаря" нам удобнее всего взять за исходную точку отсчетов знак в виде колеса, расположенный почти непосредственно перед картиной жатвы и являющийся "громовым знаком", оберегом от испепеляющей шаровой молнии. Принимая его за основу, мы, как при доказательстве теоремы, допустим, что громовый знак связан с той единственной датой в славянском календаре, когда отмечался кровавыми жертвами день бога грома и грозы - 20 июля, позднейший ильин день. Проверка первая. Проверим правильность допущения, что два креста в середине "календаря" связаны с праздником Купалы ивановым днем.

От ильина дня 20 июля , принятого нами за исходную точку, до дня Ивана Купалы 24 июня - 27 дней, считая оба праздника. На ромашковском кувшине от "громового знака" - колеса до двух крестов - 27 квадратных штампов, принятых нами за обозначения дней. Совпадение налицо. Проверка вторая.

На пространстве этих 27 квадратных штампов, как мы видели выше, один штамп поставлен отдельно и боком, образуя какую-то внутреннюю грань, не связанную с рисунками верхнего пояса, но тем не менее четкую. По полученной выше шкале 24. VI - 20. VII эта грань приходится на 12 июля.

Никакого народного праздника, приходящегося на это число, мы не знаем, известно только, что подготовка к ильину дню начиналась за неделю до самого праздника, и вся эта неделя носила название ильинской. Под 983 г. Иде Володимир на Ятвягы и победи Ятвягы и вся землю их. И иде Киеву и творяше требу кумиром с людми своими.

И реша старци и боляре: "Мечем жребий на отрока и девицю; на него же падеть, того зарежем богом". Бяше варяг един... Летопись не называет, правда, ни точного дня выбора жертв, ни того грозного бога, которому должны были принести в жертву варяга. Но церковь сохранила память об этом событии, канонизовав и молодого Федора и его отца Иоанна.

День выбора жертв, жеребьевки - 12 июля, т. Сочетание этих разнородных данных позволяет объяснить смысл разделительного знака на глиняном календаре. Проверка третья. Известно, что празднику Ивана Купалы как и празднованию ильина дня и Нового года предшествует подготовительная неделя, носившая название русальной недели.

На нашем глиняном календаре гирлянда квадратиков, нарушающая их ритм, вплотную примыкает к дню Купалы 19-24 июня , предшествуя ему. Эта гирлянда состоит из шести штампов, считая и самый день Купалы, завершавший эту неделю. То, что неделя здесь ограничена шестью днями, не должно нас смущать, так как именно шестидневную неделю следует считать древней индоевропейской. Следы её есть и у славян и у германцев; в письменных источниках она зафиксирована для согдийцев.

Итак, этнографически хорошо известная русальная неделя точно обозначена на нашем календаре - 19-24 июня. Проверка четвертая.

Месяц январь: что о нем говорится в пословицах, поговорках и народных приметах? Январю в народном фольклоре посвящено немало крылатых выражений.

Попробуем их вспомнить вместе? Почетное место в календаре Про то, каков статус января среди собратьев-зимних месяцев, наши предки говаривали так: Месяц январь — зимы государь; Январь-батюшка год начинает, зиму величает; Январь — году начало, зиме середка. О родственных связях с весной-красной тоже напоминали: январь — весне дедушка. Мол, за холодами придет тепло.

Весьма оптимистично. Стужа — спутница января Морозная пора как характерная примета первого месяца в году тоже получила отражение в образных присловьях, порой очень ярких: Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет; Январь — бокогрей, надевай шубу скорей; В январе и горшок на печи замерзает; Январь подкладывает дров в печку; Январь трещит — лед на реке впросинь красит; Январь — ломонос, береги свой нос. В то же время подмечали: коли в январе март — бойся в марте января, — то есть стужа зимой предпочтительнее, чем холод по весне.

Обряды и ритуалы на Просинец Ритуал очищения от негативной энергии В ночь с 20 на 21 января необходимо налить в небольшую емкость чистой воды. Далее нужно опустить на дно емкости любой серебряный предмет: ложку, кольцо, серьги или цепочку. Опускаете голову над водой и шепчете следующие слова: «Черные разговоры, всякие наговоры, все худое, все недоброе вода с меня смоет. Я той водой лицо умою, тело очищу, сердце очищу, ум очищу. Да будет так». Читать необходимо столько раз, сколько вам полных лет.

После прочтения воду нужно оставить до рассвета. Нужно уточнить, в какое время рассвет в эти сутки наступит в вашей местности. Далее приготовьте заговоренную воду. Когда солнце взошло, отправляйтесь в душ, а завершая водные процедуры, умойтесь заговоренной водой и произнесите следующие слова: «Просинец мне очищение принес! На протяжении этих суток нельзя обмениваться с другими людьми никакими предметами обихода, не просить в долг и не давать в долг другим. Ритуал должен держаться в секрете, не рассказывайте о нем никому. Если в Новом году вам нужно будет закончить какое-либо важное дело и вы хотите получить дополнительную поддержку для успешного его завершения, то существует продолжение очистительного ритуала. Ритуал нужно исполнить после его завершения на протяжении дня 21 января до заката Солнца. Вам нужен платок, он должен быть новым и из натуральной ткани.

Далее нужно зажечь обычную тонкую восковую свечу, после чего согните дважды платок пополам и сверните в не очень тугой сверток. Возьмите сверток в правую руку, смотрите на пламя свечи, и произнесите следующие строки: «Удачу в руках держу.

Славянский месяцеслов

В современном родноверии, как правило, используется григорианский календарь, в котором латинские названия месяцев заменены на их славянские аналоги. Даты же кол. русский язык месяцы названия Какие названия месяцев были в Древней Руси и у славян? Исконно русские названия месяцев года в календарном порядке Происхождение старинных. Согласно народной фенологии, холодные январи подряд почти не повторяются. А если месяц выдастся сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето ожидается сухое и жаркое. Ввёл его император Пётр I. Названия славянских месяцев, ровно также как и их порядок, разнятся в зависимости от областей и стран. Пронизанный мудростью предков и отголосками древних обычаев, славянский народный календарь олицетворяет собой удивительное путешествие по золотому кругу года. У древних славян 15 лет по 365 дней и каждое 16-ое лето имело 369 дней, такой год назывался Священным летом, в нем каждый месяц имел 41 день.

Проекты по теме:

  • Вы точно человек?
  • Название месяцев года (Анатолий Ведов) / Проза.ру
  • Названия месяцев в древней руси соответствовали особым приметам того сезона года который
  • Названия месяцев в древней руси соответствовали особым приметам того сезона года который

Новый год. Древнерусская версия

Знамо, скоро февраль, Сечень, в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль Снежень, из-за частых метелей. Зимобор, март месяц — первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. Апрель, Снегогон, богат водой. А ещё апрель — Березень месяц: в березах сок двигается, люди начинают к посеву готовиться — апрель с печи сгонит! Цветень, май месяц, время долгожданное! Майская травка и голодного кормит! Другое дело июнь — Разноцвет, Хлеборост.

Цветы да травы всюду растут, радость в жизнь приносят. Хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть. Находится время в июне и для праздника макушки лета — встречи Бога Купало. Следом — июль: и косит, и жнет, спать не дает.

Кроме того… Пётр, не просто сменил старые календари на новый… Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него историю, которой раньше не было. Это нам говорит ещё и о том, что письменность существовала у славян задолго до Кирилла и Мефодия… если бы не реформа Петра, эта бы церковная сказка про "просвещения неграмотных язычников" давно была бы забыта, как чья-то глупая шутка. Устройство славянского календаря Течение «реки Времени» для наших предков — это вращение колец Круголета Числобога: вращение 16 часов в сутках, вращение 9 дней в неделе, вращение 9 месяцев в Лете году , вращение 16 лет через 9 стихий «залов» в Круге Жизни, вращение череды лет через 16 чертогов созвездий Сварожьего Круга. Коляды Дар, содержит три природных сезона: Осень, Зима и Весна. Эти три сезона объединены в единый солнечный цикл, который называется — Лето. Лето состоит из 9 месяцев, таким образом на каждый природный сезон приходится по три месяца.

Месяц содержит— 41 или 40 дней в зависимости от того, нечётный он или чётный , день — 16 часов, час — 144 части, часть — 1296 долей, доля —72 мгновения, мгновение — 760 мигов, миг — 160 сигов, сиг — 14000 сантигов. Такая точность недостижима даже с помощью самых совершенных современных хронометров. Для чего она была нужна древним славянам, мы, их потомки, можем только догадываться. Заметьте, древние своды о прошедших событиях назывались летописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга — сколько тебе лет, а не сколько тебе годов… В неделю входит 9 дней понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестница, седьмица, осьмица, неделя. Все месяцы начинаются в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц данного Лета начинается во вторник, то и все остальные нечётные месяцы в это Лето будут начинаться во вторник, а чётные — в седьмицу. Поэтому тот календарь, который мы сейчас носим в кармане и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше у древних славян включал в себя всего две таблички: одну — для нечётных месяцев, другую — для чётных. То, что о старой девятидневной неделе помнили еще не так давно, мы можем убедиться, прочитав сказки сибирского сказителя Петра Павловича Ершова. Ну, Гаврило, в ту седьмицу Отведем-ка их в столицу; Там боярам продадим, Деньги ровно поделим.

Конек-Горбунок Вот осьмица уж прошла и неделя подошла. Каменная чаша Многие элементы древнеславянского календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых ужe позабылись. Например, Великая тризна, поминовение умершего, совершается через неделю и через месяц, то есть на девятый и сороковой день. В древние времена девушка выходила замуж только после 16 лет, или 144 месяцев, что составляет один Круг Круголета, до этого срока она вестовала, познавала Весть, а после — переставала вестовать и становилась невестой. Древнеславянский календарь, также как и скандинавский или кельтский, имел Руническую форму отображения, то есть изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами. Эта система уходит своими корнями в те времена, когда наши очень далёкие предки жили на северном материке, который они называли Гиперборея, Арктида. У разных народов живших на территории Европы были разные системы счета дней. У родственных славянам кельтов и скандинавов изначально был также 9-ти месячный календарь. На юге Европы, на территории современной Италии, жили этруски.

Также в такое время смотрели на погоду и определяли — засушливым будет год или же нет. В знак уважения к Солнышку пеклись требные блины, а в полдень сжигали Ерзовку, куклу из соломы, выпуская дух Огня и Солнца на свободу. Любопытно, что все многочисленные, связанные с этим днем приметы довольно точны. Поэтому рекомендуем наблюдать погоду на Сретение и строить планы исходя из предсказанного Природой. С этого дня принимались за починку телег, заборов, овинов, амбаров и сельскохозяйственного инвентаря. Готовь телегу зимой — именно с Починок пришла к нам такая мудрая пословица. Также следует не забыть и о Домовом, принести ему угощения и поговорить с ладом да миром для установления контакта и получения поддержки в работе на пользу хозяйства. В их честь совершались обрядовые реконструкционные бои и приносились щедрые помины, а Потомкам рассказывалось и наглядно показывалось — как много сделали для всего Русского Рода участвовавшие в бою у Троянова Вала воины. Сегодня можно встретить информацию, что день Велеса празднуют 11 февраля, никак при этом не объясняя сей факт и откуда повелось праздновать 11-го. Однако мы же склоняемся строго к 28 или 29 февраля. В этот праздник славили Великого Бога Велеса приносили требы, проводили обряды и игровые забавы, как символ скорого окончания холода, его отступления вместе с Марой. Весенние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в марте 1 марта День Марены, Вьюницы, Навий день В этот день славят богиню Зимы и Смерти Марену, владеющую Навьим миром и помогающую людям после жизни дойти до Калинова Моста. По нему можно пройти через черту Яви и Нави, реку Смородину. В ночь перед этим праздником в Яви пробуждались все не усопшие, забытые и незахороненные души умерших. Они могли ходить по дворам, пытаясь получить внимание и даже вселяться в живых. От того в то время люди надевали личины — маски животных, чтобы навьи злые духи не заметили их и не смогли навредить. В последний Навий день принято почитать своих усопших Предков и готовить поминальный стол, приносить требы и воздавать Славу за прожитую жизнь и данных ими Потомков Рода. Угощать своих умерших Родных можно как и на могилах, так и пустив по воде скорлупы от крашеных яиц — если они ушли в другой мир давно и жальника, могилы уже не осталось или она очень далеко. Соответственно, март был ранее первым месяцем года, а не третьим. Овсень, появившийся чуть позже на свет и считающийся младшим брат-близнец Коляды. Именно он доносит до людей знания брата и помогает воплотить их в практический опыт. В этот день принято радоваться новому году и строить планы на будущее, начинать новые дела, славить пробуждение Природы. Это день весеннего равноденствия, поворотный момент в календаре и укладе жизни. В христианском празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми ее традициями: сжигания чучела зимы — Марены, угощение блинами — Комами и еда их всю неделю. Первые солнечные блины обычно отдавали в качестве треб Медведю, олицетворению Велеса. Их раскладывали на лесных пеньках, а дальше шли жечь обрядовые костры, в которых сжигали ненужное старье и очищали себя и свою семью от ненужного груза. Начинали праздновать Комоедицы за неделю до дня Равноденствия и продолжали веселиться еще неделю после него. И даже они в этот раз припозднились, то в каждой семье выпекались свои сдобные жаворонки, которые должны были привлекать настоящих. Обычно это доверялось делать детям, которые с удовольствием бежали закликать весну, а после лакомились вкусной выпечкой. В виде жаворонка делались и деревянные обереги для дома. Они привлекали счастье, здоровье и удачу. Наконец-то природ проснется, оживет и начнет свой рост в течение рек и сеянцах, молодых побегах и новых ветках деревьев. В этот славянский праздник чувствуется Живое дыхание Богов, благосклонно относящихся к явьим Потомкам. Этот славянский праздник сопровождался хороводами и плясками, а также выпеканием журавликов из пресного теста для домашних семейных оберегов. Светлый день добра и тепла позволял зарядить и украшения для девушек или замужних женщин — серьги, кулоны и браслеты с ладинцами, символизирующими гармонию женской красоты, здоровья и мудрости. Языческие и славянские праздники в апреле 1 апреля День Домового или его пробуждение Этот веселый славянский праздник посвящался Домовому — тому самому духу, что оберегал ваш дом, подворье и закрома. Первого апреля он просыпался от зимней спячки, в течение которой он делал только важные дела — охранял ваше имущество, и начинал активную работу по наведению уюта и привлечения достатка в семью. Чтобы он быстрее проснулся и стал бодрее — его угощали молоком и другими вкусностями, начинали шутить и играть с ним и друг с другом — разыгрывать и рассказывать анекдоты, надевать одежду наизнанку, а носки или обувь порознь. Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь, однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами. Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись — Водяной дух проснется в хорошем и сытом настроении. Именно этот Бог Солнца и Огня охраняет посевы и дает хорошие урожаи и именно он может сжечь дотла все живое. Говорят, что Семаргла выковал из искры сам Сварог на своей священной кузнице.

Взрослые члены общины гадали по передвижению их скота или кур. В толковании знамений, безусловно, помогали волхвы — жрецы славянской языческой религии. Гадали, опять же, в местах, считавшихся пограничными между мирами. Особенно подходили огороды и перекрёстки. Святочные гадания. Источник: Pinterest Многие языческие традиции не дожили до наших дней. Исключение составляет гадание на суженого, о чём можно найти многочисленные упоминания в художественной литературе. В древности это считалось очень опасным мероприятием — любое, даже малейшее, нарушение правил, могло привести к смерти человека. На суженого гадали обычно дома, ночью, в тёмной комнате. Нечистая сила после выполнения всех нужных условий являлась молодой девушке в виде молодого человека, с которым её должна была связать судьба. Ряженые Ещё одной традицией, сохранившейся на долгое время и после принятия христианства, было ряжение. Эти игры были достоянием холостой деревенской молодёжи и носили иногда эротический характер — безусловно, в обрядовом смысле этого слова. Молодые люди чаще всего наряжались в стариков и старух, встречались и зооморфные образы. Молодёжь пугала стариков, вламывалась к ним в дом, устраивала хаос и, довольная, уходила восвояси. После принятия христианства официальная церковь стремилась ограничить эти «бесовские» развлечения. Особенное раздражение у церковных иерархов вызывало переодевание женщин в мужчин и наоборот.

Славянские праздники Января

Удревних славян было три сезона: весна, осень и зима. Всё вместе называлось лето. В зависимости от климатического пояса, в котором расселились те или иные славянские народы, весна начиналась в период с 1 марта, по 23 апреля и длилась вплоть до Купала 23—24 июня.

Она была богиней плодородия и изобилия. Июнь связан с богиней Юноной, женой Юпитера. Она дала свое имя этому месяцу. Юнона была также известна как богиня брака, и римляне считали конец июня особенно благоприятным для свадеб.

Первый месяц в римском календаре, названный в честь исторического лица Юлия Цезаря — древнеримского государственного деятеля, полководца. Это название связано с латинским «augustus», что значит «священный». Месяц назван в честь Октавиана Августа, основателя Римской империи и первого римского императора, который за свои императорские заслуги получил от знати титул Августа. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь назвали порядковым номером, существовавшим до юлианских реформ. Так как римский календарь начинался с марта, то сентябрь был седьмым месяцем, происходил от «septem», что означает семь; октябрь от «octo», что означает восемь; ноябрь от «novem», что означает девять; и декабрь от «decem», что означает десять. Познакомились с понятиями «этимология» и «календарь», а также выявили причины и время появления календаря.

При анализе названий месяцев в Древней Руси мы выяснили, что названия месяцев праславяне соотносили с событием, которое происходило в природе в этот период. Славянские названия месяцев «отражали наблюдения земледельческих племен за изменениями в окружающей их природе». Например, январь назывался просинец, так как начинает показываться синее небо. Современные названия месяцев «январь», «февраль», «март» и другие - это слова нерусского происхождения, то есть заимствованные.

Такой же «природно-хозяйственный» образ мышления наложил свой характерный отпечаток и на названия месяцев. Зимние месяцы Первый месяц зимы — декабрь. В древнеримском календаре декабрь по счету был десятым, за что и получил название december, происходящее от латинского числительного decem десять. Этот месяц во многом примечателен. День зимнего солнцестояния, приходящийся на 22 декабря, — самый короткий день в году. Природа в этом месяце завершала свое постепенное замирание, начатое еще в начале осени.

Хмурое серое небо родило у русских и украинцев название хмурень. Начинающиеся снегопады — белорусский снежань. Морозы, схватывающие вымешенную осеннюю грязь мерзлыми комками грудами , привели к украинскому грудень и русинскому груден. Украинский трусим, по-видимому, произошел от слова трусить, то есть мелко трясти, встряхивать, либо сыпать. Наступление холодов, неотъемлемого атрибута зимы, привело к появлению русских имен студен и стужайло, украинского студень. Однако эти названия были менее распространены и более характерны для последующих месяцев зимы. А вот украинский мостовик говорит нам о том, что все водоемы в этом месяце покрывались ледяными мостами. Современное название получено от имени древнеримского Януса — бога времени, всех начал и завершений, входов и выходов лат.

Древнерусским именем месяца мая было травный, или травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время — буйство трав. Этот месяц считался третьим пролетним месяцем. Разноцвет, червень, изок июнь - слово «иуний» дано этому месяцу в честь богини Юноны догадайтесь, откуда оно занесено к нам;. В старину коренными русскими названиями месяца июня был изок. Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца - червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником - от креса огня , и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя Ивана Купалы. Страдник, червень, липец июль — «иулий», имя, данное в честь Юлия Цезаря, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь,- червень - от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостию червленый, красный. Месяц этот называется также липцем - от липы, которая обыкновенно в эту пору является в полном расцвете. Июль еще называют «макушкою лета», так как он считается последним месяцем летним, или еще «страдником» - от страдных летних работ, «грозником» - от сильных гроз. Жнивень, зарев, серпень август — как и предыдущий, этот месяц получил свое название по имени римского императора — Августа. Коренные древнерусские имена месяца были другие. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Название «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне.

Славянский календарь

Таблица 1. Варианты названий славянских месяцев. Древнерусский календарь. У древних славян год делился на 12 мес, названия которых были тесно связаны с наблюдавшимися явлениями природы. означает возрождение Солнца. Малороссийское название января «сочень»: после серого декабря, краски природы становятся сочными, яркими.

Месяца на старославянском языке. Славянские названия месяцев: мудрость календаря предков

Святского, год у славян начинался с первого числа то есть, по-видимому, с новолуния месяца «сухого», приблизительно соответствовавшего марту юлианского календаря 17. Другую версию выдвинул В. Он считал, что начало года у древних славян приходилось на первое новолуние после зимнего солнцестояния: «мы принимаем точку зрения В. Чичерова о том, что начало аграрного года у древних славян приходилось на зимнее солнцестояние. Смысл зимней святочной обрядности у всех славян указывает на то, что именно с периодом, следовавшим за зимним солнцестоянием, были связаны религиозные представления, магические обряды и практические заботы земледельца о предстоящем цикле сельскохозяйственных работ. Само название месяца, на который приходилась эта обрядность «просинец» , отражает наблюдение о переходе от темноты к свету, а тем самым — от зимы к лету. Теоретически лунно-солнечный календарь, разумеется, мог начинаться и с летнего солнцестояния, и с весеннего равноденствия, но исключительное значение святочной обрядности, зачинающей аграрный год, и то обстоятельство, что «просинец» — единственное праславянское название месяца в календарной номенклатуре, связанное с постоянным астрономическим явлением, а не с неустойчивыми сезонными явлениями в области флоры или фауны, побуждает нас начинать исчисление месяцев славянского лунно-солнечного календаря именно с этого месяца» 18. При этом, согласно В. Гусеву, система вставки дополнительного тринадцатого месяца была значительно сложнее, чем простое добавление грудня раз в три года: «Поскольку 12 лунных месяцев составляли 354,4 суток то есть Лунный год почти на 11 суток короче солнечного года необходимо было время от времени делать дополнения, чтобы привести аграрный год в соответствие с солнечным. Представленное на нашей таблице соотношение календарей является лишь нормативной схемой. В действительности же вследствие подвижности границ лунных месяцев требовались постоянные коррективы, чтобы восстановить соответствие названий месяцев тем действительным явлениям, которые они обозначали.

Остается, следовательно, выяснить, где вероятнее всего вставлялся дополнительный, 13-й месяц, и какое название он мог получать. Как уже отмечалось, В. Шаур предположил, что 13-й месяц вставлялся регулярно через каждые три года перед первым месяцем весны, т. Однако такая строгая регламентация интеркаляции дополнения лунного календаря и постоянное место дополнительного месяца в календаре древних славян вызывают сомнения. В известных науке лунно-солнечных календарях, даже у тех народов, где существовали цивилизации и разработанные системы исчисления времени, «в течение долгого времени не было определенных правил вставки дополнительных месяцев». Автор специального труда по хронологии древнего мира отмечает, что дополнительные месяцы вводились нерегулярно, иногда в течение одного сельскохозяйственного года, через неравные промежутки времени, иногда через год, в зависимости от практических нужд. Трудно предположить, чтобы у древних славян интеркаляция приобрела иной, регулярный характер. По-видимому, в праславянском календаре были некоторые относительно устойчивые опоры, обозначавшие некие наиболее важные вехи в постоянно изменяющихся соотношениях между лунными месяцами и солнечным циклом. Такими «опорами» нам представляются: «просинец», указывающий на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота, и «серпень», указывающий на главное событие в жизни земледельца — жатву: особое значение имело то, чтобы традиционное название этого месяца совпадало с действительной уборкой урожая. Следовательно, интеркаляция могла производиться в первую очередь или перед «просинцем», или перед «серпнем».

Этим, по-видимому, и объясняется, почему двойное название месяца приходится именно на канун этих двух сроков: в первом случае дополнительный месяц получал название «студеного», во втором — «липня». Но, вероятно, интеркаляция могла согласовываться и со сроками весеннего и осеннего равноденствий; в этом случае появлялись синонимические «травень» и «кветень», либо «рюен» и «паздерник». Необходимость нескольких возможных вариантов интеркаляции объясняется тем, что промежуток времени между солнцестоянием и следовавшим за ним первым новолунием, которым начинался «просинец», не был постоянным: он колебался в пределах полумесяца. Если новолуние следовало тотчас же после зимнего солнцестояния, то необходимость в дополнительном месяце могла появиться уже к началу жатвы перед «серпнем» , в особенности, если лето было прохладным и созревание хлебов задерживалось. Если же, наоборот, лето было знойным и жатва начиналась раньше обычного, то необходимость дополнительного месяца становилась актуальной лишь осенью или непосредственно перед следующим «просинцем». Таким образом, не отвлеченные астрономические расчеты, а сезонные колебания погоды диктовали славянам сроки дополнительного месяца: он вставлялся в разные годы в различные места, а именно там, где оказывалась особенно заметной разница между названием очередного месяца и фактическим сезонным явлением и где соответствие между тем и другим было особенно практически необходимым» 19. Список литературы: Ахмед ибн Фадлан. Записка о путешествии на Волгу. В переводе на современный русский язык - «минули лета Ярославовы».

Время цветения липы, страдных работ в поле и сильных гроз. Липень считался последним летним месяцем у славян. После Перунова Дня 20 липеня начиналась осень. Август Серпень, Жнивень. Эти названия не нужно расшифровывать. Понятно, что в этом месяце снимают хлеб при помощи серпа, собирают урожай и приходит время жатвы. Кое-где этот месяц называли Зарев, от того, что в августе ревели звери. Сентябрь Вересень, Хмурень, Рюинь. Название Рюинь в языческом месяцеслове произошло от рёва осенних ветров и животных, особенно оленей. Небо всё чаще начинает хмуриться, идут дожди, лето окончательно переходит в осень, от этих явлений сентябрь получил название Хмурень. Другое название - Вересень - произошло от того, что в эту пору начинает цвести вереск. Октябрь Листопад, Паздерник, Грязник, Свадебник. Падение осенних листьев, ненастье, дожди, вездесущая грязь. Так же в это время справляли свадьбы, поэтому его ко всему прочему называли и свадебником, временем для свадеб.

Ясная погода днем — к ночным морозам. Пение петуха по ночам — к потеплению. Дикие птицы на верхушках деревьев — к морозам, а на снегу — к теплу. Праздники и памятные даты января 6 января отмечается Сочельник, то есть день перед Рождеством. С этого дня наступают зимние холода, как говорит фольклор. С этой даты начинаются гуляния, которые заканчиваются только 14 января. На этот праздник принято ходить в гости друг к другу и петь специальные песни в обмен на угощения.

К примеру, они замечали, что в такой-то месяц чаще всего определенная погода, или особым образом ведут себя животные и птицы, или чем-то определенным занимаются люди и т. На основе этих жизненных заметок наши предки давали названия. По поводу января существуют два вариант имени. Первый — просинец. Это слово означает сияние, возрождение солнца. Возможно, оно связано с появляющейся синевой на небе в январе.

В честь кого названы месяцы?

Каждый такой день отмечался квадратиками, внутрь них проставлялись кресты — символ света. Значит, что счёт вели по количеству дней, а в древнеславянском, до времени распространения юлианского календаря с его двенадцатью месяцами, счёт вёлся по лунам. Каждая соответствовала месяцу. Простой способ исчисления — счёт дней и лет от определенного события.

При последующем случившемся важном событии счет обнулялся, и исчисление велось от нового события. Календарная символика у пращуров-славян обозначалась числами двенадцать, шесть, четыре и три, так как связаны с дневным небесным светилом. Тринадцать, семь, пять и четыре — с ночным небесным светилом, а девятка имела и дневное, и ночное значение, то есть связана с солнцем и луной одновременно.

В народном устном творчестве встречаются такие выражения, как «тридевять земель», «тридцать лет и три года», «тридевять» — все отголоски древнего календаря, где смешивались значения солнца и луны. Фрагмент из «Повести временных лет». Другие ученые в сделанных выводах опираются на «Повесть временных лет».

В ней упоминаются понедельник и вторник один раз, среда — два, четверг — три, пятница — целых пять, субботние дни — девять, а «неделя», воскресение, — семнадцать. Каждому дню имена присвоили, в каком порядке они располагаются: вторник — день второй, четверг — четвертый, пятница — пятый. Воскресенье, или «неделя», одним названием говорит о запрете на труд в этот день, поскольку он отводился для отдыха.

Понедельник — первый день после минувшей недели. Суббота — название, что перекочевало из иврита, а перенято во времена массового крещения Руси. Среда имеет положение «срединное» — делит пять дней недели пополам.

Уважением и почетом пользовались воскресенье и пятница. У славян имелась народная традиция с древними истоками — праздновать дюжину пятниц года. Некоторые ученые считают, что славянский календарь пятидневный, а субботу и воскресенье позаимствовали от пришествия христиан на Русь.

Он и капустник — пропах капустой. Грудень ноябрь. В старину месяц этот назывался собственно грудным [1] или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. Есть у ноября и другие названия: снеговей, листопад [1], листогной, мочарец, бездорожник, полузимник и лета обидчик, сумерки года и солнцеворот, твердолоб и месяц санного первопутка, канун зимы, ее запевка и ворота, семерки года [3].

Студень декабрь. У наших предков он назывался студень[1], или студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору. Другой вариант — хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. В русских говорах декабрь величают поэтически — ветрозвон и ветрозим, ознобень и заверняй, заморозь и тянуга, стужило и стужайло, лютовей и лютень [4] — лютует матушка зима.

За глубокие снега его называют снежань. Просинец январь. У нас в старину он назывался просинец [1], как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня, солнечного света. Кстати, приглядитесь к январскому небу — он оправдывает свое название.

Народное Васильев месяц, перелом зимы. Малороссийское название января сечень [1], [8], указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, январь стал пятым; наконец, с 1700 г. Снежень, сечень, бокогрей февраль - Коренными славяно-русскими названиями этого месяца были: сечень [1], [8], имя общее ему с январем или снежень [1] , вероятно - от снежного времени.

В Малороссии с XV в. Народное название — широкие дороги [4]. Так, в народных названиях месяцев большей частью отразились погодные характеристики: явления гроза, дождь, ветер, вьюга, заря, зарница, капель и состояния холод, стужа, мороз, тепло, жара, цветение природы, а также главные заботы и чаяния крестьян, связанные с их практической деятельностью: подсечным земледелием, сенокосом, жатвой, уборкой урожая, обработкой льна. Это отражено в наименованиях типа березозол по мнению одних учёных, название этого месяца толкуется, как «время, злое для берёз».

Наименования сухий, страдник, грозник, хмурень, лютень, грязник, вьюжник связаны с проявлением непогоды, а значит - неблагоприятным временем. Древние славяне поклонялись солнцу и луне, почитали водоёмы, камни, деревья. Последним посвящено немало названий месяцев. В народных названиях месяцев отражены основные этапы вегетационного года: рост трав, цветение, колошение хлебов, опадание листвы наименования типа травень, цветень, листопад , а также важные этапы жизни животных наименования типа прилетень, птичий пересвист, соловьиный месяц, ревун, звериный свадебник.

А такие наименования как розник «июнь», светозарник «июль» и другие могут свидетельствовать, по нашему мнению, о зарождении у наших предков эстетических чувств в восприятии окружающего мира, о развитии такого понятия, как красота. В народных названиях месяцев отражены не только суровые будни крестьянина, но и праздники, время отдыха свадебник, свадебный, красная горка. В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понималось как безделье, полностью свободное, ничем не занятое время. Поэтому наряду с наименованиями, относящимися к каким-либо праздникам, существовали другие, свидетельствующие о практической деятельности крестьян в тот же самый период.

Как показывают наши материалы, широко использовались прилагательные со значением цвета, света в основе номинации того или иного месяца. Это наименования желтень, краснец, белец, червень, просинец и другие. Особенностью народного календаря явилось отражение в нём знаний истории, знакомство с церковным месяцесловом. С ними ассоциируются разные пласты жизни человека: сельскохозяйственная деятельность, орудия труда, явления природы, традиции, особенности растительного и животного мира, христианские праздники.

Существует и третья точка зрения, согласно которой этот месяц получил свое наименование за секущие, сильные ветры, частые в это время. Основой словотворчества в народном календаре является метафоризация в самом широком смысле слова, что вполне отвечало особому художественному, поэтическому мышлению творца народного месяцеслова. Некоторые названия относились более чем к двум месяцам сечень, грудь и др. Эта же особенность наблюдается и в некоторых других славянских языках, в частности, в сербском.

Например, наименование свадебник. Возможно, это связано с тем, что территория страны большая и климат различный или несоответствием старого и нового стиля разница в две недели. Большая часть русских народных названий месяцев имеет соответствия в других славянских языках. Все народные наименования месяцев раскрываются и уточняются в поговорках, пословицах, народных приметах.

Народный календарь месяцеслов , связанный почти исключительно с устной языковой традицией, отразил особенности народного сознания и явился сокровищницей живого русского слова, дошедшего до нас из глубины веков. В языке народного месяцеслова отражён особый тип мышления, свойственный древним славянам, который можно охарактеризовать как художественный, образный, поэтический, мифологический, связанный с особым характером познания окружающего мира, особым способом его освоения.

Значит, что счёт вели по количеству дней, а в древнеславянском, до времени распространения юлианского календаря с его двенадцатью месяцами, счёт вёлся по лунам. Каждая соответствовала месяцу. Простой способ исчисления — счёт дней и лет от определенного события. При последующем случившемся важном событии счет обнулялся, и исчисление велось от нового события. Календарная символика у пращуров-славян обозначалась числами двенадцать, шесть, четыре и три, так как связаны с дневным небесным светилом.

Тринадцать, семь, пять и четыре — с ночным небесным светилом, а девятка имела и дневное, и ночное значение, то есть связана с солнцем и луной одновременно. В народном устном творчестве встречаются такие выражения, как «тридевять земель», «тридцать лет и три года», «тридевять» — все отголоски древнего календаря, где смешивались значения солнца и луны. Фрагмент из «Повести временных лет». Другие ученые в сделанных выводах опираются на «Повесть временных лет». В ней упоминаются понедельник и вторник один раз, среда — два, четверг — три, пятница — целых пять, субботние дни — девять, а «неделя», воскресение, — семнадцать. Каждому дню имена присвоили, в каком порядке они располагаются: вторник — день второй, четверг — четвертый, пятница — пятый. Воскресенье, или «неделя», одним названием говорит о запрете на труд в этот день, поскольку он отводился для отдыха.

Понедельник — первый день после минувшей недели. Суббота — название, что перекочевало из иврита, а перенято во времена массового крещения Руси. Среда имеет положение «срединное» — делит пять дней недели пополам. Уважением и почетом пользовались воскресенье и пятница. У славян имелась народная традиция с древними истоками — праздновать дюжину пятниц года. Некоторые ученые считают, что славянский календарь пятидневный, а субботу и воскресенье позаимствовали от пришествия христиан на Русь. Полагается, что славяне не имели и единой системы счета, исчисление делилось на бытовое и церковное, каждое имело особенности.

Однако между такими названиями в разных языках нет взаимно-однозначного соответствия; порой они даже сдвинуты на один месяц в разных языках славян. Белорусский , польский , украинский , чешский языки и хорватский стандарт сербохорватского языка используют славянские названия причём в польском языке для марта и мая используются латинские названия. Верхнелужицкий язык имеет собственную отличную от общеславянской систему наименований месяцев, но преобладает употребление латинских наименований. Не употребляются официально славянские названия месяцев в русском , болгарском , македонском , словацком языках и в сербском стандарте сербохорватского языка — в этих языках используются названия месяцев, заимствованные из латыни.

Календарь славянских праздников и список языческих обрядов

  • Славянские праздники Января
  • Народные поверья, приметы, пословицы и поговорки января
  • Весенние славянские праздники и обряды
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Древнеславянский гороскоп
  • Календарь - Месяцеслов – Январь

Ледень, ревун и прочие чешские месяцы.

Своё имя месяц Январь получил в честь римского бога Януса – божества неба и солнечного света, символизирующего начало и конец, вход и выход, прошлое и будущее. Январь называли "сечень". Январь своим названием обязан богу мира римлян Янусу, а вот славяне прозывали этот месяц Просинцем — из-за начинающей показываться в это время. У древних славян 15 лет по 365 дней и каждое 16-ое лето имело 369 дней, такой год назывался Священным летом, в нем каждый месяц имел 41 день. зиме середина. Это месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов, прибывающего света, темная зорька года, а также месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов. Названия месяцев в древнеславянском календаре. У славян не существовало единых представлений о порядке и названии месяцев. В переводе на современный календарь новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий