Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов это

Выделите неверное утверждение: в составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства государственный кредит входит в состав государственных финансов. В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства.

Навигация по записям

  • Тема: Государственный кредит как экономическая категория
  • Государственный кредит (понятие, формы, место в финансовой системе, правовые основы)
  • Тема: Государственный кредит как экономическая категория
  • Государственный долг. Причины его возникновения и виды. Управление государственным долгом.
  • Читайте также

Шпаргалка: Государственный и муниципальный долг

Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме: Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями , иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов; Государственные долговые ценные бумаги , выпускаемые от имени Российской Федерации; Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами; Соглашения и договоры , заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет; Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов. Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

Наиболее целесообразным является выпуск гос. Управление государственным долгом. Функционирование гос. В зависимости от срока погашения гос. Капитальный государственный долг представляет собой сумму непогашенных долговых обязательств включая начисленные проценты, текущий гос. За последнее десятилетие ХХ века госдолг нашей страны увеличился в десятки раз около 150 млр.

Такое положение отражало общее кризисное состояние финансов и сложившаяся ситуация требовала принятия решительных мер по ограничению темпов роста госдолга. В настоящее время госдолг существенно сократился и достигает около 40 млр. Увеличение заимствований увеличило расходы на обслуживание и погашение госдолга и уменьшает государственные расходы по другим направлениям. Обслуживание внутреннего госдолга возложено на ЦБ РФ. В сумму внутреннего госдолга не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно- территориальных образований РФ, если они не гарантированы Правительством РФ. Ведущими методами финансирования госдолга являются денежно кредитная эмиссия и выпуск государственных займов. В России , начиная с 1993 года создало широкий рынок краткосрочных государственных ценных бумаг. Сверхдоходность государственных облигаций позволила выкачивать свободные финансовые ресурсы из экономики и вздувать ставки банковских кредитов. Внешний долг России включает: кредиты бывшего СССР и процентные облигации по ним, кредиты иностранных кредитно-финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств, иностранных банков, еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа нерезиденты.

Для оценки внешней задолженности применяются следующие способы: сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности кредитов. Основным показателем является показатель внешнего долга в процентах к ВВП. Исходя из создавшегося положения полное обслуживание внешнего долга России не под силу. Поэтому создавшееся положение требует практической работы по возврату межгосударственных долгов, так как Россия остается крупнейшим в мире кредитором.

Сейчас рассматривается возможность погашения еще 12 млрд. В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого эмиссионного кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах [9, c. Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности путем проведения новации. Держатели второй категории, к которым были отнесены физические лица — резиденты, получили возможность выбора между применением к ним тех же правил, что и к держателям первой категории, и выплатой всей дисконтированной номинальной стоимости облигации в полной сумме. Следует отметить, что даже в рублевой форме новые обязательства перед нерезидентами фактически имеют характер внешнего долга, к тому же достигнута договоренность о порядке перевода кредиторами получаемых ими в результате реструктуризации средств за границу. Новация по государственным ценным бумагам, «замороженным» решениями от 17 августа 1998 года, была завершена на 1 июля 2000 года. Цены бумаг, предложенных Минфином России в ходе новации, позволяют инвесторам в случае их продажи вместе с купонами получать выручку, превышающую номинал «замороженных» обязательств. Облигации федерального займа ОФЗ — среднесрочные купонные облигации. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно. Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации — 1000 руб. ОФЗ-АД — это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода погашение купонов. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке. Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России в том числе возникших до распада СССР принималась на государственный внутренний долг. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга. Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга. На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.

Важностью возникающих в процессе функционирования государственного муниципального кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного муниципального кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации. Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного муниципального кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство муниципальные органы выступают в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно эти органы в одностороннем порядке определяют условия проведения государственных муниципальных займов, что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в названные правоотношения, обязаны выполнять условия займа. Как экономическая категория государственный муниципальный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью этого вида кредита государство и муниципальные образования формируют и используют денежные фонды. Как один из видов кредита государственный муниципальный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1 добровольный характер этих отношений; 2 возвратный и платный характер; 3 в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством муниципальным образованием , обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности; 4 привлекаемые в результате государственного муниципального кредита средства имеют специфический целевой характер - они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5 государственный муниципальный кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет. Данный вид кредита как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Комментарий к СТ 101 БК РФ

Тема 9. Государственный долг - 9 Виды государственных займов погашение государством основной задолженности и % по ней за счет средств, полученных от размещения новых займов. Новация - соглашение между государством и кредиторами по замене обязательства по указанному кредиту другим обязательством.
Финансы: Шпаргалка. Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков Сбербанка. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях.

Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит» Как было указано в предыдущей подглаве, под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов.
Правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации а) выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга, а также осуществление новых заимствований. б) совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов.

Администрация

  • Ст. БК РФ. Управление государственным и муниципальным долгом
  • Государственный кредит и возможности его использования
  • Государственный кредит»
  • Тема 4 Гос кредит и госдолг 2 часа (1).doc
  • госкредит.docx

Шпаргалка: Государственный и муниципальный долг

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом. совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. 1. В энциклопедических источниках «кредит» (от лат. «credit» – он верит) – ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности чаще всего с выплатой заемщиком процентов за пользование ссудой. Выделите неверное утверждение: в составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства государственный кредит входит в состав государственных финансов.

Государственный долг

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: 1. Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения негарантированных кредитов частными фирмами. Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более. Роль государственного кредита в мобилизации средств населения, предприятий и организаций.

Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - юридические и физические лица. Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики. Отношения по государственному кредиту включают в финансовые по следующим основаниям: 1 мобилизуемые путем государственного кредита средства рассматриваются как финансовые ресурсы государства, направляемые для финансирования разных потребностей - как производственных, так и непроизводственных, равно как стратегических, так и оперативных; 2 расчеты за полученные и предоставленные кредиты, выплаты процентов за них производятся за счет средств бюджетов -центрального республиканского при заимствованиях правительства, или местных - при заимствованиях местных органов власти. Поскольку основную и постоянную часть бюджетов составляют налоговые поступления, то принято считать мобилизуемые посредством займов средства «антиципированными налогами», то есть налогами, взысканными наперед. В границах распределительной функции финансов государственный кредит выполняет подфункцию перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата. Это связано с аккумуляцией временно свободных денежных средств у населения, предприятий и организаций. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений. С помощью кредита, относительно небольшие в среднем, сбережения населения, предприятий концентрируются у государства и направляются на финансирование потребностей экономики, социально-экономической инфраструктуры.

Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов. Наличие разнообразных инструментов государственного заимствования дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства. Перераспределительная функция государственного кредита проявляется также в его свойстве «антиципирования», когда средства, используемые в текущем периоде, могут возвращаться кредитору через десятки лет, то есть за счет налогов, взимаемых с будущих поколений; таким образом, достигается перераспределение средств будущих поколений в пользу нынешних. Вторая подфункция государственного кредита -регулирующая. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Тем самым государство вступает в конкуренцию на этом рынке и вытесняет с него частных инвесторов «эффект вытеснения». Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государства достигается сокращение денег наличных и безналичных в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.

Таким образом, если с помощью перераспределительной функции кредита государство непосредственно направляет денежные ресурсы в определенные отрасли или на развитие необходимых производств , то путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту. Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства. Займы, их классификация по праву эмиссии, формам выплаты доходов, методам размещения, срокам погашения. Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства КО и государственные краткосрочные обязательства ГКО. В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам: 1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер до 1 года , среднесрочный характер от 1 года до 5 лет и долгосрочный от 5 до 30 лет. Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на : а реализуемые только среди населения.

Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем; в реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению. По форме выплаты доходов займы могут делиться на: а процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются; в беспроцентные целевые займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется. Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах.

Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также не применяются. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные срок погашения до 1 года , среднесрочные до 5 лет , долгосрочные свыше 5 лет. Сейчас используются займы всех сроков погашения.

Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09. На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года. На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов. На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству. Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, то есть Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России. Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год. Виды государственных ценных бумаг : выбор их видов, сроков обращения, форм выплаты.

Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами. Бюджетный кодекс РФ предусмотрел запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей , срока обращения см. Правовую основу выпуска и размещения долговых ценных бумаг образуют Федеральные законы от 22 апреля 1996 г.

Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов и за счет эмиссии бумажных денег. Привлекаемые государством на возмездной основе временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения , иностранный капитал посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово- кредитных учреждений отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов , предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета , а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным об-188 разом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. Долговые обязательства , закрепленные государственными ценными бумагами , в зависимости от условий эмиссии могут удостоверять право их владельцев на получение от эмитента денежных средств или иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии ст. В отличие от рынка корпоративных ценных бумаг рынок государственных облигаций в своей большей части является централизованным, биржевым.

Число видов государственных облигаций , обращающихся на российском рынке, довольно велико, однако наибольшее распространение получили облигации федеральных займов ОФЗ и государственные краткосрочные бескупонные облигации ГКО. Кроме них в обращении находятся облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего выигрышного займа, облигации государственных нерыночных займов, облигации государственного внутреннего валютного займа. Названные виды могут иметь и разновидности. К иным ценным бумагам , упоминаемым в Федеральном законе , относятся товарные долговые обязательства в виде целевых товарных чеков. Организацией, уполномоченной выполнять функции депозитария государственных ценных бумаг , в 2000 г.

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска выдачи и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. К основным методам управления государственным долгом относятся следующие. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г.

Тема 12. Правовое регулирование государственного и муниципального кредита

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска выдачи и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. К основным методам управления государственным долгом относятся следующие. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг. Долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме: - кредитов, полученных Правительством Российской Федерации; - государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации; - других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации, в том числе в форме Договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоров поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов; - соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет ст.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства могут носить краткосрочный до 1 года , среднесрочный от 1 года до 5 лет и долгосрочный от 5 до 30 лет характер. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Как уже отмечалось ранее, наряду с определением государственного долга Российской Федерации законодатель в Бюджетном кодексе Российской Федерации формулирует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации, а также муниципального долга. Так, под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; - государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации; - договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации, договоров поручительства субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Российской Федерации на основе принятых законов субъекта Российской Федерации; - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут превышать 30 лет. Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием; - займов муниципального образования муниципальных займов , осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; - договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный размер государственных внешних, заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке.

В последние годы РФ выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте - в состав государственного внешнего долга. Так, предоставленные государственные гарантии для обеспечения обязательств в иностранной валюте на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долларов США, должно утверждаться отдельно. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

В случае финансирования затрат на оплату труда в бюджетных учреждениях, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя структура платежеспособного спроса изменится. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком, является важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита ссудному проценту. Рост цены кредита вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и в то же время стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. Долг иностранных государств и или иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, образует внешние долговые требования Российской Федерации. Внешние долговые требования России формируются в результате предоставления государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством России и правительством иностранного государства. Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг. Государственный экспортный кредит оформляется соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства России и иностранным заемщиком - импортером или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита. Государственная гарантия — это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату, образуют государственные займы. В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам -- все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т. Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: - заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг; - обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг -- сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ. Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др. Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год.

Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет. Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации -- кредита. Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите. И такими принципами являются срочность, возвратность и возмездность. Возвратность и возмездность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении -- от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность -- добровольность отношений хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов. От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета , тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

Комментарий к СТ 101 БК РФ

Под конверсией понимается изменение доходности займов, т.е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов). Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению. Управлением государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов.

Управление государственным долгом, его обслуживание (стр. 1 из 2)

Государственный кредит | это Что такое Государственный кредит? В чем суть государственного кредита. Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства.
Шпаргалка: Государственный и муниципальный долг это разновидность экономической сделки, договор между юридическими и физическими лицами о займе или ссуде.
Государственные кредиты и займы Под управлением госдолгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также изменению условий уже выпущенных займов. В основу управления госдолгом легли следующие принципы.

Тема 3. Государственный кредит

Функции внутреннего и внешнего государственного кредита Правовая природа бюджетного кредита в бюджетной системе РФ носит двойственный характер. Со стороны бюджета-кредитора бюджетный кредит входит в состав расходов бюджета - бюджетных ассигнований. Рассматривая бюджет получателя, можно выявить, что разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами входит в состав источников финансирования его дефицита. В условиях высокой зависимости отдельных территориальных бюджетов от банковского кредитования Минфин России предлагает в качестве помощи регионам и муниципальным образованиям для замещения коммерческих кредитов долгосрочные бюджетные кредиты сроком до пяти лет. Отдельным источником предоставления внутренних бюджетных кредитов являются целевые иностранные заимствования РФ. Развитие внешней торговли, широкое международное разделение труда, обмен научно-техническими идеями и технологиями, оказание финансовой помощи иностранным государствам обуславливают интенсивное развитие международного государственного кредита.

Как и в случае с внутренними бюджетными кредитами, Бюджетный Кодекс Российской Федерации рассматривает только денежную форму для внешнего государственного кредитования.

Как экономическая категория государственный муниципальный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью этого вида кредита государство и муниципальные образования формируют и используют денежные фонды. Как один из видов кредита государственный муниципальный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1 добровольный характер этих отношений; 2 возвратный и платный характер; 3 в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством муниципальным образованием , обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности; 4 привлекаемые в результате государственного муниципального кредита средства имеют специфический целевой характер - они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5 государственный муниципальный кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет. Данный вид кредита как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную. Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства муниципального образования или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы Регулирующая функция государственного муниципального кредита проявляется в том, что государство муниципальное образование , вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете - на финансовую политику. Специфика контрольной функции в государственном муниципальном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов государства муниципального образования или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы Регулирующая функция государственного муниципального кредита проявляется в том, что государство муниципальное образование , вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете - на финансовую политику. Специфика контрольной функции в государственном муниципальном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну ст. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства.

Государственный долг субъекта Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим казну субъекта. Долговые обязательства РФ и субъекта Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями займов и не могут превышать 30 лет. Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Эти действия необходимы для того, чтобы предотвратить банкротство страны и избежать так называемого долгового периода, когда новые займы и кредиты идут на финансирование ранее полученных. Понятие и содержание управления задолженностью может быть определенно достаточно многомерно. В общем виде под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Однако представляется целесообразным определение управления государственным долгом с позиций макро- и микроуровне. Под управлением государственным долгом с учетом макроуровне понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.

Таким образом, регулирование государственной задолженности может осуществляться на институциональном, техническом и собственно экономическом и др. От методов и результатов такого регулирования во многом зависит, будет государственный долг бременем или стимулом для экономического развития. К основным методам государственного регулирования относятся: 1 конверсия - изменение доходности займов. Обычно государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга; 2 консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных государственных займов; 3 аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам внутренним, внешним или по государственному долгу в целом. Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе. В практике управления внешней государственной задолженностью сложился несколько иной подход. Цели, порядок и условия привлечения кредитов при этом обсуждаются как минимум на двусторонней основе, и решения по пере смотру ранее выданных кредитов также принимаются с участием как заемщика, так и кредитора. Важную роль в данном случае приобретают переговоры равно как и организации, в рамках которых они проходят по переоформлению реорганизации, консолидации, рефинансированию внешнего долга. К обсуждению проблемы привлекаются все кредиторы данной страны, и условия переноса сроков погашения задолженности или рефинансирования платежей на ее погашение являются абсолютно единообразными.

В настоящее время широкое распространение приобрела практика реструктуризации долга, т. Это избавляет должников от необходимости ежегодно вести переговоры, а также дает краткосрочное облегчение стране-должнику, хотя ее общий долг не только не сокращается, но даже возрастает за счет дополнительных процентов в новый период его погашения. Расширилась практика капитализации задолженности по процентам - превращение ее в основной долг, обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизированных предприятий, «прощение» небольших долгов отдельным наиболее экономически слабым государствам, повторная реструктуризация уже пролонгированных сумм. Таким образом, управление государственным внешним долгом в вопросах отсрочки, переноса платежей и т. Важным элементом управления государственным долгом является определение условий новых займов - безоблигационных межправительственных, с международными финансовыми организациями, а также внутренних займов путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг. Новые займы, будучи получены или предоставлены, станут привлекательными для всех субъектов кредитных соглашений, если будут учтены уровень доходности старых займов и сроки их погашения, инфляционные процессы, состояние денежного обращения и экономики в целом. Государственный долг - достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Квалифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего так и внешнего. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства. Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных Образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально- государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах. Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается. В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги. В результате в предкризисный 2007г. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, направлялась не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит стал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.

Формы государственного кредита

ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг; - обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг -- сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ. Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др. Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет. Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации -- кредита. Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите. И такими принципами являются срочность, возвратность и возмездность. Возвратность и возмездность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении -- от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды.

Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность -- добровольность отношений хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов. От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета , тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства. С целью образования денежных фондов государство использует добровольный метод их привлечения - займы и вклады, вносимые населением на хранение в банки. Возникшие при этом отношения основываются на принципах срочности, возвратности, платности и добровольности. Государство выступает в качестве должника, а население и юридические лица - в качестве кредиторов.

Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов; - государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации; - договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации, договоров поручительства субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Российской Федерации на основе принятых законов субъекта Российской Федерации; - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут превышать 30 лет.

Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме: - кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием; - займов муниципального образования муниципальных займов , осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; - договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; - долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления. Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный размер государственных внешних, заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Бюджетный кодекс РФ установил, что долговые обязательства государства могут выступать в форме предоставления государственных гарантий.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы РФ выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте - в состав государственного внешнего долга. Так, предоставленные государственные гарантии для обеспечения обязательств в иностранной валюте на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долларов США, должно утверждаться отдельно. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации.

В этой связи важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом. Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска выдачи и размещения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами. Бюджетный кодекс РФ предусмотрел запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения см. К основным методам управления государственным долгом относятся следующие. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г.

Общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого - формирование имущества на основе добровольных взносов, других не запрещенных законом поступлений и использование этого имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не могут использовать указанное имущество в собственных интересах. Общество взаимного страхования ОВС - это юридическое лицо, объединяющее физических или юридических лиц на добровольной основе для страховой защиты имущественных интересов своих членов. Страховой фонд ОВС формируется из паевых взносов и расходуется внутри общества без помощи страховых посредников. Политика ограничения деловой активности - система финансовых мер, направленных на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Она применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов. Политика стабилизации - система фискальных мер и мероприятий по управлению государственными расходами для удержания объема выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержания стабильности цен.

Политика экономического роста - система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. В качестве инструментов ее реализации используются рост государственных расходов, снижение налогового бремени. Представительство - обособленное подразделение организации, которое расположено вне места ее нахождения с целью представления интересов организации и их защиты. Прямые налоги - устанавливаются непосредственно на доход или имущество и взимаются у источника получения дохода. К таким налогам относят подоходный налог, налог на прибыль, налоги на имущество юридических и физических лиц, земельный налог, транспортный налог и др. Распорядитель - это орган власти или орган местного самоуправления, распределяющий средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Расходы бюджета - это экономические отношения по поводу использования централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям деятельности. Регулирующие доходы - это налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в нижестоящие бюджеты.

Регулирующие налоги - налоги, передаваемые в нижестоящий бюджет на срок не менее трех лет. Перераспределение в пользу нижестоящих бюджетов определяется законом о вышестоящем бюджете на соответствующий год. Резервный фонд государственных органов власти - фонд, создаваемый в расходах федерального и региональных бюджетов для финансирования непредвиденных расходов Резервный фонд Президента РФ - фонд, создаваемый в расходах федерального бюджета для финансирования непредвиденных расходов, а также расходов, предусмотренных Указами Президента РФ Секвестр - пропорциональное сокращении расходов на 5, 10, 15 процентов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Собственные доходы - это доходы, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом. Сострахование - это экономические отношения, при которых страховщик берет на себя часть страхового риска, а непокрытую его часть он предлагает страхователю застраховать у других страховщиков. Страхование - экономические отношения по поводу формирование и использование целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных событий. Страхователь - физическое или юридическое лицо, которое уплачивает страховые взносы и имеет право на получение денежной суммы при наступлении страхового случая. Страховой агент - физическое или юридическое лицо, которое по поручению и от имени страховщика заключает договора страхования и за это получает комиссионное вознаграждение.

Страховой брокер - юридическое или физическое лицо, которое осуществляет независимую посредническую деятельность от своего имени и представляет интересы страхователя или страховщика. Страховой пул - добровольное объединение страховщиков для солидарной ответственности по договорам страхования.

В связи с этим в следующей главе изучим основные формы и методы управления государственным долгом. Как было указано в предыдущей подглаве, под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Об этом свидетельствуют данные Национального статистического комитета. Объем внутреннего государственного долга составил 8,32 трлн. В структуре государственного долга долг центрального правительства достиг 27,53 трлн.

Долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством, составил 6,58 трлн. Анализ динамики и структуры внешнего долга Республики Беларусь показал, что построение грамотной, научно обоснованной стратегии управления совокупной внешней задолженностью страны, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

Тема 3. Государственный кредит

Основной способ их получения – государственный кредит, являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Понятие «основной долг» – это сумма займа (кредита), фактически полученная заемщиком, подлежащая возврату и не возвращенная им. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Выделите неверное утверждение: в составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства государственный кредит входит в состав государственных финансов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий