Узеир гаджибеков биография национальность родители

Узеир Гаджибеков родился в Агджабеди в Елизаветпольской губернии в Российской империи, которая теперь является частью Азербайджана. Его отец, Абдул Гусейн Гаджибеков, много лет был секретарем Хуршидбану Натаван, а его мать Ширин выросла в семье Натаван. Юный Узеир впитывал каждое слово из бесед родителей, проникаясь интересом к поэзии и музыке. Большую роль в семье Гаджибейли играл родной брат матери Узеира – Агалар Аливердибеков. Узеир Гаджибеков родился в азербайджанской Агджабади-Шуше. Его отец, Абдул Гусейн Гаджибеков, много лет был секретарем Хуршидбану Натаван, а его мать, Ширин, выросла в семье Натаван.[4] В детстве Гаджибеков находился под сильным влиянием работ Натаван.[5].

Начало трудовой деятельности

  • Узеир Гаджибеков: биография и творчество
  • Биография великого музыковеда Узеира Гаджибекова ::
  • Горийская семинария
  • Узеир Гаджибеков — выдающийся лезгинский композитор | Али Албанви | Дзен

Узеир Гаджибеков: автор гимна, опер и фельетонов

Основу музыкально-театральной постановки впервые в истории азербайджанской оперы составил хор, монументально выразивший образ народа. Использование хора в опере «Кёроглы» положило начало использованию азербайджанскими композиторами кантатно-ораториального жанра в последующем творчестве. В опере «Кёроглы» Гаджибеков широко использовал также танцевальную составляющую, создавшую бытовой фон для более качественного выделения характера и ментальности героя оперы — народа. Танцевальные сцены оперы дали толчок к появлению и дальнейшему становлению национального балета [74]. Узеир-бек писал: Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры… Кёроглы — ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов… В «Кёроглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, — арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана [37].

Эта опера Гаджибекова получила признание как любителей оперного жанра в СССР, так и высшего руководства страны. В 1941 году за оперу «Кёроглы» Узеир Гаджибеков получил Сталинскую премию. Багиров Гасан-хан , Г. Искендеров Шут.

В 1938 году прошла постановка на Декаде азербайджанского искусства в Москве. В Баку в 1943 году была осуществлена постановка на русском языке под дирижированием Ниязи, художником-постановщиком оперы в 1975 году был знаменитый впоследствии в СССР художник Таир Салахов. За пределами Азербайджана опера ставилась в Ашхабаде в 1939 году на туркменском языке , в 1942 году в Ереване на армянском языке и в 1950 году в Ташкенте на узбекском языке. В 1952, 1970 и 1985 годах были изданы клавиры и партитура оперы, осуществлена грамзапись [74].

Именно успех «Кёроглы» побудил известных западных критиков рассмотреть [76] и изучить [77] творчество Узеира Гаджибекова и первым из азербайджанских композиторов причислить его к плеяде известных композиторов России и Советского Союза [78]. Начиная с 1940 года, опера «Кёроглы» Узеира Гаджибекова была включена в репертуар Большого театра [79]. Критика творчества Узеира Гаджибекова Широко известный на постсоветском пространстве, Узеир Гаджибеков мало известен на Западе [80] , его вклад недооценён и игнорировался некоторыми западными критиками [80]. Американский музыкальный критик Марина Фролова-Уолкер, говоря о мугамных операх Узеира Гаджибекова, расценивает попытку синтеза оперы западного стиля и мугама в них как неудачную [81].

Если Иван Козловский и Куддус Кужамьяров выделяли темпераментность и выразительность его музыки, а также её доступность простым людям, то азербайджанский критик А. Ахлиев-Мамедов критикуя оперетту «Аршин-мал алан» писал, что использование музыкальных комедий в воспитании детей может пагубно повлиять на их образ жизни [82]. Созданный Гаджибековым жанр мугамной оперы и его первая опера «Лейли и Меджнун» встретили сильный протест со стороны министра образования Азербайджанской ССР 1920-х годов Мустафы Гулиева. Гулиев, будучи сторонником вестернизации русификации азербайджанской музыки и отказа от национальной музыкальной традиции, резко раскритиковал оперу, выделяя её провинциальность и отсталость, исходящую от использования мотивов мугама.

Параллельно в прессе было опубликовано большое количество писем от рабочих и интеллигенции Баку с требованиями создания современной национальной оперы без использования мотивов мугама. Вестернизация русификация азербайджанской оперы встретила поддержку также со стороны литературных кругов. Один из знаменитых азербайджанских поэтов того периода Сулейман Рустам писал в своих стихах: «…Стоп тар! Стоп тар!

Тебя не любит пролетарий! Пой тар! Как же можно позабыть тебя? Грузинский музыковед и критик Шалва Асланишвили отзывается о композиторе следующем образом: В истории советской музыки Узеирбек Гаджибеков занял своё индивидуальное место, нашёл свой путь, разработал свою музыкально- логическую и музыкально- семантическую систему.

Музыка Узеирбека Гаджибекова — это музыка необычайно сильных чувств, значительных мыслей, высоких идей. Она всегда говорит о мужестве, воле, непокорности духа [83]. О нём писали в ряде западных музыковедческих публикаций, таких как «Russian composers and musicians Русские композиторы и музыканты » Володарской-Ширяевой 1940 г. Однако информации о Гаджибекове в этих источниках было очень мало и среди произведений были выделены только две оперы композитора — «Лейли и Меджнун» и «Кёроглы».

Марина Фролова-Уолкер, описывая музыку композиторов национальных советских республик, называла её мёртвой, обосновав это «испорченностью сталинизмом ». Вклад в культуру и образование Памятник Узеиру Гаджибекову в Баку перед основанной им в 1920 году музыкальной академией Узеир Гаджибеков стал основоположником многих реформ в азербайджанской культуре. Именно он первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере исполнителю-женщине — Шовкет Мамедовой , а также организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для финансирования её учёбы в Италии [84]. Русско-татарский так в то время называли азербайджанский и татарско-русский словарь Гаджибекова 1907 года.

Расулзаде Однако Узеир Гаджибеков известен на родине не только как композитор и меценат. Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей. В 1907 году был издан разработанный им «Русско-тюркский и тюркско-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», а в 1908 году — «Вопросы арифметики». В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты «Азербайджан».

В 1945 году был издан его теоретический труд под названием «Основы азербайджанской народной музыки» [85]. Эта работа была переведена на три языка и неоднократно переиздавалась. В предисловии к «Основам азербайджанской народной музыки» композитор писал: Для меня, как композитора, моя работа по изучению основ азербайджанской народной музыки имела то практическое значение, что я сумел написать целую оперу «Кёр-оглы» [86]. Как теоретик Узеир Гаджибеков внёс большой вклад в основы изучения азербайджанской музыки , главного её направления — мугама.

Персидская и азербайджанская тональные структуры были основаны на расчетах средневекового философа, уроженца Иранского Азербайджана Сафи Ад-Дина аль-Урмави , а в начале XX века теперь уже Узеир Гаджибеков определил тональную структуру модальных рядов путём изучения ладовой системы азербайджанской лютни , известной как тар. Гаджибеков описал мугам «…в форме здания с 12-ю колоннами и шестью башнями, откуда можно увидеть все четыре стороны света: от Андалусии до Китая , и от Африки до Кавказа …». Исмайлов писал, что «…методы монодической экспрессии и развития, включая повторы, последовательности, вариации.. Полемизируя с актёром Мамедом Кулиевым, Узеир Гаджибеков в статье «Музыкальное образование в Азербайджане» писал, что «кроме европейской музыки есть и восточная музыка.

Мы, азербайджанцы, принадлежим к восточным народам, и поэтому мы не можем относиться безразлично к культуре Востока, ибо без неё мы не сможем достаточно выполнить свой долг в деле создания музыкальной культуры». В условиях разгоравшейся в советских музыкальных кругах дискуссии на тему гармонизации национальных мелодий Узеир Гаджибеков в своих теоретических трудах выступал с предложениями продолжать гармонизацию азербайджанских национальных мелодий, избегая при этом всего, что могло бы нанести ущерб характеру азербайджанской музыки и методам её исполнения. По его мнению, неумелая гармонизация могла поменять характер азербайджанской музыки, нейтрализовать её модальность, и даже вульгаризировать её. Но в то же время он продолжал считать, что азербайджанская музыка не должна оставаться всегда монодичной.

Он указывал, что полифония должна основываться не на правильной последовательности аккордов или гармонических каденциях , которые требуют изменений в модальной структуре, а на комбинации логически структурированных отдельных мелодий [88].

Узеир был автором азербайджанских массовых песен. И вот в 1945 году он закончил ее написание. Но прежде чем Узеир стал директором, ему пришлось поработать ректором в Бакинской консерватории. Был руководителем Союза композиторов Азербайджана. По национальности Узеир Гаджибеков был азербайджанцем, который любил свою страну и был ей предан. Семья Узеира У композитора была любящая жена, но детей у них не было.

С ними жила его мать, но воспитывать детей музыканту все-таки приходилось — на его попечении было пятеро племянников. Брат Узеира эмигрировал во Францию, несмотря на отсутствие между братьями связи, на его творчестве это никак не отразилось. Но что у брата было в жизни, он знал от своих сестер. Великое имя композитора В родной стране Узеира Гаджибекова до сих пор помнят, так как именно он создал гимн для Азербайджана, настолько его творчество было авторитетно в этой стране. На 63 году жизни 23 ноября 1948 года не стало композитора. Похоронен он в городе Баку на аллее почетного захоронения.

Будучи в Железноводске в 1912 году, Гаджибеков писал М. С 21 июня мы уже в Железноводске. Малике начинает лечиться, а я начал учиться на фортепьяно.

Я здесь нашёл учительницу, которая дает мне 3 урока в неделю и каждый день пользование роялем, всего за 15 рублей в месяц. Будучи ещё в Баку, мы с [………] вздумали поехать в Шушу и давать там представления; зная, что часть нот у Вас на квартире, мы с Малике зашли к Вам на квартиру и взяли ноты; но шушинское дело не состоялось, ноты у Джамала. Наши переехали в сады Маштаги.

Напиши, когда поедешь в Баку. Напишу и я перед отъездом в Москву. Сообщи о здоровье Макки, как Вам там живется?

Отец будущего композитора долгое время был личным секретарём известной азербайджанской поэтессы и общественного деятеля, дочери карабахского хана — Хуршидбану Натаван, которая оказала огромное влияние на его воспитание. Мать Узеира — Ширин Аливердибекова воспитывалась в доме поэтессы, а дедушка композитора и Натаван были молочными братом и сестрой. В юном возрасте Узеир Гаджибеков брал уроки мугамного пения и обучался игре на азербайджанских народных инструментах. Окончив медресе и двухлетнюю русско-татарскую школу, Гаджибеков в период с 1899 по 1904 годы обучался в учительской семинарии в городе Гори.

В Гори семинарист Гаджибеков также освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, там же он познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым дед певца Муслима Магомаева. В течение последующих четырёх лет он занимался преподавательской деятельностью в школах Гадрута и Баку. В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования.

Azərbaycan veb portalı

Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглы родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди близ города Шуша Нагорного Карабаха. ГАДЖИБЕКОВ (Hacıbәyov), Гаджибейли (Hacıbәyli) Узеир Абдул Гусейн оглы [6(18).9.1885, село Агджабеди Шушинского уезда – 23.11.1948, Баку], азербайджанский композитор, музыковед, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1938), академик АН Азерб. 18 сентября в Азербайджане отмечали день рождения гениального азербайджанского композитора. Этот же день у нас в стране отмечается как День национальной музыки. Великий Азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков родился в семье сельского писаря.

Узеир Гаджибеков: биография и творчество

Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. Узеир Гаджибейли: азербайджанский композитор, соединивший фольклор и классику О происхождении Узеира Гаджибекова и Джехуна Гаджибековых История Аварской семьи осевшей в КарабахеПодробнее. О большом интересе Гаджибейли к грузинской культуре говорится и в статье Ваджа Гвахарии, опубликованной в газете “Молодой коммунист” в декабре 1985 года: “Во время обучения в Горийской семинарии Узеир Гаджибеков смотрел спектакли Горийского любительского театра. Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в лезгинской семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых.

Блог Самарских Краеведов

Биография. Узеир Гаджибеков родился 6 (18) сентября 1885 года (согласно БСЭ — 17 сентября) в посёлке Агджабеди Шушинского уезда, (ныне в Азербайджане), в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. Узеи́р Абду́л-Гусе́йн оглы́ Гаджибе́ков (азерб. عزيربك بن عبدالحسين حاجى بكوف, Üzeyir bəy Əbdülhüseyn oğlu Hacıbəyov; 6 [18] сентября 1885, Агджабеди. Узеир Гаджибеков (1885-1948) — великий композитор, классик азербайджанской музыкальной культуры, творчество которого сыграло основополагающую роль в истории национального музыкального искусства. Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в город Шуша, который был одним из крупнейших центров азербайджанской культуры[20], где и вырос Узеир. биография, дата рождения. Узеир Гаджибеков родился 5 (18) сентября 1885 года[8][9][10][11][12] (согласно БСЭ — 17 сентября)[13] в посёлке Агджабеди Шушинского уезда, (ныне в Азербайджане), в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых[14].

Лезгинский масон Джейхун Гаджибеков

Узеир Гаджибеков родился 5 (18) сентября 1885 года Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 — Узеир Гаджибеков умер 23 ноября 1948 (согласно БСЭ — 17 сентября) в селении Агджабеди, где его мать Ширин-ханум Алекпер-бек кызы гостила у своих родственников. Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в лезгинской семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. Узеир Гаджибейли: азербайджанский композитор, соединивший фольклор и классику О происхождении Узеира Гаджибекова и Джехуна Гаджибековых История Аварской семьи осевшей в КарабахеПодробнее.

Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглы

Среди произведений, созданных после установления Советской власти, необходимо назвать выдающуюся оперу «Кер-оглы» 1937. В последние годы жизни композитор работал над оперой «Фируза» либретто собственное, не закончена. Гаджибеков — автор многих хоров, кантат, песен, обработок народных мелодий, сочинений для камерных ансамблей и для оркестра народных инструментов, музыкально-критических статей и исследований важнейшее из них — «Основы азербайджанской народной музыки» — дает теоретическое обоснование ладовой системы азербайджанской народной музыки. Скончался Гаджибеков 23 ноября 1948 г. Узеира Гаджибекова со всем основанием можно назвать основоположником азербайджанской профессиональной музыки.

Его направление во многом определило дальнейшее развитие азербайджанского музыкального творчества. Наибольший интерес композитор всю жизнь проявлял к области музыкально-театрального творчества. В опере «Лейли и Меджнун», открывшей историю азербайджанского оперного искусства, воспевается благородный идеал чистой любви, преодолевающей все препятствия, не остановившейся даже перед угрозой смерти. Музыкальную основу оперы составляет мугамат — классическое музыкально-поэтическое искусство азербайджанского народа.

Герой оперы — собирательный образ народа, угнетённого и борющегося за свободу — Кёроглы; отрицательный герой — Гасан-хан. Основу музыкально-театральной постановки впервые в истории азербайджанской оперы составил хор, монументально выразивший образ народа. Использование хора в опере «Кёроглы» положило начало использованию азербайджанскими композиторами кантатно-ораториального жанра в последующем творчестве. В опере «Кёроглы» Гаджибеков широко использовал также танцевальную составляющую, создавшую бытовой фон для более качественного выделения характера и ментальности героя оперы — народа. Танцевальные сцены оперы дали толчок к появлению и дальнейшему становлению национального балета [82]. Узеир-бек писал: Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры… Кёроглы — ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов… В «Кёроглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, — арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана [45].

Эта опера получила признание как любителей оперного жанра в СССР, так и высшего руководства страны. В 1941 году за оперу «Кёроглы» Узеир Гаджибеков получил Сталинскую премию. Багиров Гасан-хан , Г. Искендеров Шут. В 1938 году прошла постановка на Декаде азербайджанского искусства в Москве. В Баку в 1943 году была осуществлена постановка на русском языке под дирижированием Ниязи, художником-постановщиком оперы в 1975 году был знаменитый впоследствии в СССР художник Таир Салахов.

За пределами Азербайджана опера ставилась в Ашхабаде в 1939 году на туркменском языке , в 1942 году в Ереване на армянском языке и в 1950 году в Ташкенте на узбекском языке. В 1952, 1970 и 1985 годах были изданы клавиры и партитура оперы, осуществлена грамзапись [82]. Именно успех «Кёроглы» побудил известных западных критиков рассмотреть [84] и изучить [85] творчество Узеира Гаджибекова и первым из азербайджанских композиторов причислить его к плеяде известных композиторов России и Советского Союза [86]. Начиная с 1940 года, опера «Кёроглы» была включена в репертуар Большого театра [87]. Критика творчества Узеира Гаджибекова [ править править код ] Широко известный на постсоветском пространстве, Узеир Гаджибеков мало известен на Западе [88] , его вклад недооценён и игнорировался некоторыми западными критиками [88]. Американский музыкальный критик Марина Фролова-Уолкер, говоря о мугамных операх Узеира Гаджибекова, расценивает попытку синтеза оперы западного стиля и мугама в них как неудачную [89].

Если Иван Козловский и Куддус Кужамьяров выделяли темпераментность и выразительность его музыки, а также её доступность простым людям, то азербайджанский критик А. Ахлиев-Мамедов критикуя оперетту «Аршин-мал алан» писал, что использование музыкальных комедий в воспитании детей может пагубно повлиять на их образ жизни [90]. Созданный Гаджибековым жанр мугамной оперы и его первая опера «Лейли и Меджнун» встретили сильный протест со стороны министра образования Азербайджанской ССР 1920-х годов Мустафы Гулиева. Гулиев, будучи сторонником вестернизации русификации азербайджанской музыки и отказа от национальной музыкальной традиции, резко раскритиковал оперу, выделяя её провинциальность и отсталость, исходящую от использования мотивов мугама. Параллельно в прессе было опубликовано большое количество писем от рабочих и интеллигенции Баку с требованиями создания современной национальной оперы без использования мотивов мугама. Вестернизация русификация азербайджанской оперы встретила поддержку также со стороны литературных кругов.

Один из знаменитых азербайджанских поэтов того периода Сулейман Рустам писал в своих стихах: «…Стоп тар! Стоп тар! Тебя не любит пролетарий! Пой тар! Как же можно позабыть тебя? Грузинский музыковед и критик Шалва Асланишвили отзывается о композиторе следующем образом: В истории советской музыки Узеирбек Гаджибеков занял своё индивидуальное место, нашёл свой путь, разработал свою музыкально- логическую и музыкально- семантическую систему.

Музыка Узеирбека Гаджибекова — это музыка необычайно сильных чувств, значительных мыслей, высоких идей. Она всегда говорит о мужестве, воле, непокорности духа [91]. О нём писали в ряде западных музыковедческих публикаций, таких как «Russian composers and musicians Русские композиторы и музыканты » Володарской-Ширяевой 1940 г. Однако информации о Гаджибекове в этих источниках было очень мало и среди произведений были выделены только две оперы композитора — « Лейли и Меджнун » и « Кёроглы ». Марина Фролова-Уолкер, описывая музыку композиторов национальных советских республик, называла её мёртвой, обосновав это «испорченностью сталинизмом ». Вклад в культуру и образование Памятник Узеиру Гаджибекову в Баку перед основанной им в 1920 году музыкальной академией Узеир Гаджибеков стал основоположником многих реформ в азербайджанской культуре.

Именно он первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере исполнителю-женщине — Шовкет Мамедовой , а также организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для финансирования её учёбы в Италии [92]. Русско-татарский так в то время называли азербайджанский и татарско-русский словарь Гаджибекова 1907 года. Издатель: М. Расулзаде Однако Узеир Гаджибеков известен на родине не только как композитор и меценат. Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей. В 1907 году был издан разработанный им «Русско-тюркский и тюркско-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», а в 1908 году — «Вопросы арифметики».

В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты « Азербайджан ». В 1945 году был издан его теоретический труд под названием «Основы азербайджанской народной музыки» [93]. Эта работа была переведена на три языка и неоднократно переиздавалась. В предисловии к «Основам азербайджанской народной музыки» композитор писал: Для меня, как композитора, моя работа по изучению основ азербайджанской народной музыки имела то практическое значение, что я сумел написать целую оперу «Кёр-оглы» [94]. Как теоретик Узеир Гаджибеков внёс большой вклад в основы изучения азербайджанской музыки , главного её направления — мугама. Персидская и азербайджанская тональные структуры были основаны на расчетах средневекового философа, уроженца Иранского Азербайджана Сафи Ад-Дина аль-Урмави , а в начале XX века теперь уже Узеир Гаджибеков определил тональную структуру модальных рядов путём изучения ладовой системы азербайджанской лютни , известной как тар.

Гаджибеков описал мугам «…в форме здания с 12-ю колоннами и шестью башнями, откуда можно увидеть все четыре стороны света: от Андалусии до Китая , и от Африки до Кавказа …». Исмайлов писал, что «…методы монодической экспрессии и развития, включая повторы, последовательности, вариации.. Полемизируя с актёром Мамедом Кулиевым, Узеир Гаджибеков в статье «Музыкальное образование в Азербайджане» писал, что «кроме европейской музыки есть и восточная музыка.

Предки У. Родовое же село Узеира Гаджибекова предположительно село Мацар Ахтынского района Самурского округа Дагестанской области. Позже семья жила недалеко от г. Дербент, и лишь затем перебралась жить в Шуша. Рамин М. Гаджибеков несоменно великий композитор и я лично горжусь этим человеком.

С раннего детства Узеир полюбил народную музыку. К 12 годам талантливый мальчик с уникальными музыкальными способностями прекрасно пел народные песни—мугамы, играл на таре. Окончив двухлетнюю русско-татарскую школу в Шуше, Гаджибеков в 1899 году продолжил обучение в Горийской учительской семинарии. Здесь он приобщился к русской и мировой культуре, познакомился с произведениями Моцарта , Глинки , Чайковского , Бизе , Верди , оказавшими на него огромное влияние. В Гори Узеир освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, впервые сделал записи народных песен, обрабатывал их для хора.

Окончив в 1904 году семинарию, Гаджибеков последующих несколько лет работал учителем в школах Гадрута и Баку. Одновременно он увлекся журналистикой — работал в различных газетах. В 1908 году Узеир написал свое первое произведение — оперу «Лейли и Меджнун», которая стала первой оперой на всем Востоке и открыла новую страницу в истории азербайджанской музыки.

Жизнь знаменитого Узеира Гаджибекова в фотографиях

Большое внимание в учебном заведении уделялось музыкальным занятиям. Каждый семинарист присутствовал на уроках пения, учился играть на музыкальных инструментах, обязательно участвовал в хоре и оркестре. В годы обучения Узеир познакомился с произведениями Глинки, Моцарта, Верди, Чайковского, Бизе, оказавшими значительное влияние на творчество будущего композитора. Во время каникул часто ездил в Тифлис, где посещал концерты симфонического оркестра и оперные спектакли. Видео: Увертура « Короглу » Дирежёр Мистислав Растропович Просветительская работа Гаджибекова По окончании в 1904 году семинарии Гаджибеков занялся преподавательской деятельностью в школах Баку и Гадрута.

Он обучал детей азербайджанскому и русскому языку, географии, математике, составил первый учебник по арифметике, организовал музыкальные кружки. В это же время начал свою просветительскую деятельность, публикуя в газетах и журналах статьи и фельетоны. Его произведения выражали протест против уродливых патриархально-феодальных устоев и жестокой эксплуатации трудящихся. Узеир Гаджибеков: творчество В 1908 году на сцене драматического театра г.

Баку была поставлена дебютная опера Гаджибекова «Лейла и Меджун», давшая начало зарождению азербайджанской оперы. Далее композитор написал "Асли и Керем», «Рустам и Зохраб», «Шейх Санан», «Гарун и Лейла», в которых прославлял труд, добро, верность, любовь, мужество и справедливость. В эти же годы из-под пера Гаджибекова выходят музыкальные комедии «Не та, так эта», «Муж и жена».

В музыкальных комедиях композитор осуждает уродливые стороны жизни, высмеивает фанатизм, мракобесие, борется за раскрепощение женщины. Решив в 1911 году продолжить свое музыкальное образование, Гаджибейли едет в Москву и поступает на частные музыкальные курсы, но вскоре прерывает учебу.

В 1913 году он едет в Петербург и поступает в консерваторию. В период обучения в Петербурге он написал свою лучшую музыкальную комедию «Аршин мал алан» «Рецепт удачной женитьбы». В 1918-20 гг. В 1927 году, совместно с М. Магомаевым, Гаджибейли создает первый в Азербайджане сборник народных песен.

В 1937 году Гаджибейли завершил свою оперу «Кёр-оглы», которая была поставлена на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М. В 1941 году исполнилось 800 лет со дня рождения великого поэта Азербайджана Низами Гянджеви. К юбилею композитор написал на газеллы Низами два романса «Сенсиз» «Без тебя» и «Севгили джанан» «Возлюбленная». Их обычно называют романсы-газеллы. Последние годы композитор работал над оперой «Фируза».

Великий Гаджибеков лежал в гробу. В этот раз я его видел очень плохо. Глаза мои были затуманены слезами. Плакал весь народ. Плакали люди всех национальностей, всех профессий, плакали маленькие и большие. Это был не траур по умершему, это было что-то другое…». Автор первой оперы на Востоке Узеир Гаджибеков всегда любил экспериментировать. Поэтому в своих работах соединял западные и восточные музыкальные стили. Одновременно Гаджибеков является основоположником уникального жанра камерной вокальной музыки — романса-газели.

В памяти современников и потомков В Азербайджане по сей день считают Узеира Гаджибекова основателем азербайджанской оперной школы. Именно он является автором музыки гимна Азербайджанской Республики. При жизни и после смерти Узеир Гаджибеков был удостоен множества наград. С 2009 года в Азербайджане проводится Международный музыкальный фестиваль памяти Узеира Гаджибекова. А день рождения Узеира Гаджибекова отмечается в Азербайджане, как День национальной музыки. Стоит отметить, что построенный в 1977 году на верфи Володарска теплоход был назван именем Узеира Гаджибекова. До сих пор его имя носит Азербайджанский государственный симфонический оркестр, а также учреждённая в Азербайджане Государственная премия за заслуги в области культуры.

Москвин, Ш. Мамедова и Уз.

Гаджибеков Уз. Гаджибеков с композиторами из Кыргызстана Уз. Гаджибеков среди деятелей искусства. Гаджибеков среди деятелей искусства России Ю. Шапорин, Уз. Гаджибеков и Р. Глиэр Уз. Гаджибеков среди участников декады искусства Азербайджана в Москве. Узеир Гаджибеков и Бюль-Бюль Уз.

Гаджибеков среди преподавателей Азербайджанской Государственной консерватории Уз. Гаджибеков на встрече с солдатами азербайджанской дивизии Уз. Гаджибеков в своем кабинете со своими воспитанниками Уз. Гаджибеков на фестивале Закавказской музыки в Тбилиси. Гаджибеков с супругой среди родственников Уз. Первый слева — С.

Гаджибеков, Узеир Абдул-Гусейн оглы

  • Узеир Абдул-Гусейн оглы Гаджибеков биография
  • Свою миссию Узеир Гаджибеков выполнил до самого конца
  • Блог Самарских Краеведов
  • Узеир Гаджибеков - Uzeyir Hajibeyov
  • Узеир Гаджибейли: человек – эпоха

Жизнь знаменитого Узеира Гаджибекова в фотографиях

В 1913 году, не доучившись, стал студентом Петербургской консерватории. В период обучения написал свое лучшее музыкальное произведение - «Аршин мал алан», что в переводе обозначает «Рецепт удачной женитьбы». Впервые эта комедия была поставлена в 1913 году в Баку. Видео: Шуша-достопримечательности музыка "Узундере"-"Длинное ущелье" Узеир Гаджибеков Достижения Гаджибекова Много сил и внимания Узеир Гаджибеков уделял музыкальному образованию подрастающего поколения. Первая музыкальная школа, в которой преподавание велось на азербайджанском языке, музыкальный техникум, ректорство в Азербайджанской государственной консерватории, создание нотного оркестра народных инструментов - список достижений композитора далеко не полон. Все эти годы автор активно продолжал писать- из-под его пера вышло внушительное количество статей по самым разным вопросам азербайджанской музыкальной культуры.

Огромная работа проводилась ним по изучению народной музыки. В 1945 году автор закончил писать книгу «Основы азербайджанской народной музыки», над которой начал трудиться в 20-е годы. В 1937 году Гаджибеков завершил оперу «Кёр-оглы», поставленную на азербайджанской, а потом и московской театральной сцене. Это произведение было восторженно встречено зрителем. Военные годы в жизни композитора Напряженно и много Гаджибеков работал в годы войны: писал героико-патриотические песни, отражавшие борьбу народа с фашистскими захватчиками.

В тот же период Узеир зародил новый инструментальный жанр «Джанги», унаследовавший традиции и многие особенности воинственных мужских плясок.

Ильинского сольфеджио — у Н. Ладухина, гармония — у профессора Н. Соколовского , после чего переехал в Санкт-Петербург, где год учился в консерватории у В. Калафатти 1914. В период с июня по сентябрь 1918 года он руководил гастрольной поездкой азербайджанских оперных артистов в иранские города Энзели и Решт. В 1920 году в Азербайджане установилась советская власть.

Композитор в том же году представил в Народный комиссариат просвещения Азербайджанской ССР доклад о необходимости открытия музыкальной академии и народной консерватории, а также о передаче им зданий бывших музыкальных школ.

Композитор стремился максимально приблизить национально самобытные формы азербайджанской музыки к классическим оперным формам. В ней высмеиваются буржуазно-феодальные устои общества, утверждается право азербайджанской женщины на свободу в семье, на счастье. Мастерство развития действия, остроумный диалог, острый гротеск сочетаются в этом произведении с проникновенным лиризмом, яркой напевностью, народно-бытовой характерностью. В настоящее время «Аршин мал алан» идет во многих советских и зарубежных театрах; оперетта переведена более чем на 30 языков, трижды экранизировалась. Опера «Кер-оглы» — вершина творчества Гаджибекова, одно из замечательных созданий азербайджанской музыки. Герой оперы — историческая личность, вождь народных повстанцев и ашуг Ровшен Кер-оглы. В произведении преобладают традиционные оперные формы; вместе с тем композитор использует характерные принципы развития, особенности мелодии, ладов, ритмики и другие выразительные средства азербайджанской народной музыки, главным образом средства ашугского музыкального стиля.

Революционно-героическая идея оперы обусловила народно-эпический склад ее музыкальной драматургии. Велика роль массовых народных сцен, хоров, танцев, с огромной силой воспевающих величие и мощь свободолюбивого народа.

Произведения У. Гаджибекова считаются жемчужинами мировой музыки.

Узеир Гаджибеков — выдающийся лезгинский композитор

По его инициативе также были созданы Государственный ансамбль песни и танца, Государственный хор, первый в Азербайджане нотный оркестр народных инструментов. Последняя оперетта была 5 раз экранизирован, переведена на более 70 языков, за это произведение Узеир бек был удостоен Сталинской премии. Узеир Гаджибейли имел множеством наград и медалей. Интересный факт - во время Великой Отечественной Войны он отправил на нужды фронта 100 тыс. В витринах также экспонируются книги, выпущенные Гаджибейли для детей - "Задачник", "Русско-азербайджанский словарь", а вот фотоснимок первых учредителей Академии, в числе которых и сам композитор... В этой комнате также экспонируются профессорский аттестат, депутатский мандат, образцы личного почерка Узеир бека.

А вот еще одно интересное произведение. В 1944 году Баку посетил глава временного правительства Французской Республики генерал де Голль и сопровождающие его лица. Узеир бек пригласил его на просмотр оперы "Кероглу". И вот на этой картине Шарль де Голь сидит рядом с композитором в зале, а позади стоит его адъютант. В комнате можно увидеть посуду, использовавшуюся еще при Узеир беке.

Здесь представлены ценные сувениры из серебра, мрамора, подаренные композитору. Рассматривая экспонаты, невозможно не обратить внимание на дружеский шарж М. Алексича в подражание картине Репина! Бурлаки на Волге". Называется шарж "На оперном тракте"".

Узеир бек как будто "заковал" их, околдовав своей музыкой, и ведет их за собой. В столовой, где обедала семья Гаджибейли, было всегда множество гостей. Великий композитор не любил обедать в одиночестве и мог запросто пригласить к себе в дом нуждающегося и накормить его. Супруги редко садились за стол одни - об их хлебосольности до сих пор ходят легенды", рассказывает Гюльнара ханум. Просторная по тем временам столовая, с расставленными на столе приборами, продуманно расположенная мебель, открытый патефон - здесь каждая составляющая интерьера хранит память о своих хозяевах, наполнявших этот дом особой теплотой, светом, радушием.

Напротив стола висит фото, еще раз подтверждающее, что все в музее осталось в неизменном виде. На фото за столом у Гаджибековых много гостей, та же самая посуда, что на фото, экспонируется на столе. Один из уникальных сохранившихся экспонатов - рефрижератор фирмы "Leonardо" - был привезен в 1939 году. Холодильник работал без электричества, охлаждение происходило за счет льда, который держали в верхнем отсеке. Глядя на эту уютную комнатку, легко можно представить себе гостеприимную хозяйку дома Малику ханым.

В углу можно также увидеть кофеварку, самовар, а также медную утварь членов семьи композитора. В комнате стоит статуя поэта XVI в. Физули, творчество которого высоко ценил Узеир бек. В 1908 г. Узеир Гаджибейли написал свое первое произведение на основе творчества Физули - оперу "Лейли и Меджнун".

Напротив на комоде расположились патефон, граммофон и радиоприемник.

WhatsApp Узеир Гаджибеков — известный азербайджанский и советский композитор, дирижёр, музыковед, публицист, драматург, педагог, общественный деятель. Он является основоположником современного профессионального музыкального искусства Азербайджана, основателем национальной композиторской школы, первого музыкального театра… Первая опера на Востоке тоже появилась благодаря ему. Он навсегда останется в истории и культуре всего азербайджанского народа. Жизнь и творчество маэстро Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди.

Уже в 13 лет он пел в сопроводительном хоре эпизод в театральной постановке «Лейли и Меджднун». Узеир Гаджибеков успешно закончил медресе и двухлетнюю русско-татарскую школу, поступил в учительскую семинарию в городе Гори. Там он быстро обучается игре на скрипке, виолончели и духовых инструментах. Именно там происходит его историческое знакомство с будущим композитором Муслимом Магомаевым-старшим. Учась в Горийской семинарии, Гаджибеков женится на Малейке-ханум Терегуловой, представительнице интеллигенции из знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии.

Кстати говоря, его близкий друг Муслим Магомаев был женат на ее сестре. Имея свою семью, Гаджибеков всегда заботился о своих родственниках. Опекал пятерых племянников, детей сестры, но, увы, своих детей у него не было. После семинарии Узеир Гаджибеков принимает решения начать преподавательскую деятельность. Благодаря прекрасному знанию языков, он одновременно становится переводчиком в газете «Хаят» и работает в газете «Иршад».

Но тяга к музыке не покидала его, он хотел развиваться дальше. Так, Гаджибеков принимает решение уехать в Москву, где поступает на музыкальные курсы при Московском филармоническом обществе, затем он переезжает в Санкт-Петербург, где успешно заканчивает консерваторию.

Ильинского сольфеджио — у Н. Ладухина, гармония — у профессора Н. Соколовского , после чего переехал в Санкт-Петербург, где год учился в консерватории у В. Калафатти 1914. Материальное обеспечение Гаджибекова его друг Муслим Магомаев полностью взял на себя. Будучи в Железноводске в 1912 году, Гаджибеков писал М. С 21 июня мы уже в Железноводске.

Малике начинает лечиться, а я начал учиться на фортепьяно. Я здесь нашёл учительницу, которая дает мне 3 урока в неделю и каждый день пользование роялем, всего за 15 рублей в месяц.

Городинский 1899-1904 гг.

Азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков: лезгин или аварец?

Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди в семье сельского писаря Абдуллы Гусейн Гаджибекова. Вскоре после рождения Узеира семья переселилась в город Шушу, где и прошло все детство композитора. medium Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди близ города Шуша (Нагорный Карабах). 13 июня 1921 г из Берлина в Москву ушла аномалия, предупреждавшая, что конная манна может начаться с минуты на глубину. Редукция большей части новогоднего эффекта узеир гаджибеков биография национальность родители. Величие основоположника азербайджанской композиторской школы Узеира Гаджибекова и заключалось в том, что, несмотря на все превратности чинимые ему, профессиональная азербайджанская музыка была им создана, опираясь на эти музыкальные традиции. По национальности Узеир Гаджибеков был азербайджанцем, который любил свою страну и был ей предан. Ранние годы. Узеир Гаджибеков родился в г. Шуша в Шушинская губерния из Российская империя, который сейчас является частью Азербайджан. От редакцииАвтором данной статьи является ныне покойный директор мемориального дома-музея Узеира Гаджибекова, заслуженный деятель культуры Азербайджанской Республики Рамазан Гамзатович Халилов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий