Во главе внешнеполитического ведомства россии с апреля 1856 г оказался

для России время, в 1856 г., когда Россия переживала последствия внешнеполитической и военной катастрофы, поражения в Крымской войне.

В 1856 г министром иностранных дел был назначен

Но французы на этом не остановились, и в 1848 г. Европу всколыхнула весть о новой революции и ещё больше встревожила российские власти. В 1848 г. Николай I не мог оставаться в стороне и отправил на помощь австрийскому императору 40-тысячную армию под командованием прославленного фельдмаршала И. Ему удалось спасти Австрию от неминуемой гибели и распада. Реакция Николая на революционные события полностью соответствовала его мировоззрению. Но европейские державы не испытывали восторга от его действий: они видели в них стремление России к доминированию в Европе, с чем не могли согласиться ни Англия, ни Франция. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-иранская война 1826—1829 гг. В 4 томах. Бородко; отв.

Регентова, Е. В период царствования Александра I позиции России на Кавказе значительно укрепились. Подписанный в 1813 г. Гюлистанский мир между Россией и Персией расширял русские владения на Кавказе. Это не устраивало Персию. Усиливающейся позицией России на Кавказе недовольны были и англичане, считая этот регион Закавказья своей сферой влияния. Английские дипломаты делали всё возможное, чтобы военные действия между Россией и Персией возобновились. Им был нужен лишь удачный момент. В конце 1825 г. При финансовой поддержке Англии наследный принц Аббас-Мирза в июле 1826 г.

Принцу удалось захватить приграничные районы и выдвинуться в Восточную Грузию. Командующий на Кавказе генерал Ермолов предупреждал Николая о нападении персов, говорил об их реваншистских настроениях. Император даже отправил в Персию с дипломатической миссией князя Меншикова, чтобы выиграть время на подготовку войска, но князь был пленён и поэтому не смог передать императору послание о действительно готовящемся военном вторжении. Тем не менее Ермолову удалось нанести поражение наследному принцу и полностью выбить его с территории империи. Сменивший его Паскевич разбил персов под Елизаветполем, а в октябре 1827 г. Понимая неизбежность поражения, персы запросили мир на условиях Николая I. В 1828 г. По его условиям Россия получила Ереванское и Нахичеванское ханства, а также исключительное право владеть военным флотом на Каспии. Кроме того, Персия обязалась выплатить 20 млн рублей контрибуции. России удалось значительно усилить позиции в Закавказье, потеснив своего главного соперника в этом регионе — Англию.

Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Не успела ещё окончиться русско-иранская война, как началась русско-турецкая война 1828—1829 гг. Традиционно Балканский полуостров, входивший в состав ослабевшей Османской империи, которую спустя некоторое время Николай назовёт «больным человеком Европы», нуждающимся в помощи и поддержке, был сферой интересов не только Турции. Ведущие европейские державы видели в этой части Османской империи возможность реализовать свои геополитические планы. Англия и Франция видели здесь рычаги давления на Турцию, ослабляя или, наоборот, расширяя её влияние в Средиземноморье как противовес Российской империи, чтобы не допустить единоличного усиления последней в Чёрном море. Австрия ждала возможности присоединить территории на Балканах и расширить свои границы. Позиции России там можно проиллюстрировать созданным ещё при Екатерине II «греческим проектом», суть которого сводилась к воссозданию Восточной Римской империи и вытеснению Турции с европейского континента. Он не был забыт и при Николае, а потому создание подконтрольного России государства на этих территориях было отличной возможностью, чтобы разрешить Восточный вопрос. Конечно, создать такое государство в том виде, как его задумывала Екатерина, но добиться независимости балканских стран было вполне реально. Тем более что было много поводов вмешаться в суверенные дела Турции.

Греческое и славянское население находилось в угнетённом положении. Как приверженцы православия, они были фактически бесправны. Это приводило к многочисленным восстаниям, которые османы жестоко подавляли, слушая лишь неодобрительные возгласы со стороны европейских держав, которые на деле ничего не предпринимали. Однако в 1821 г.

Обстоятельства вернули нам полную свободу действий. Государь принял решение посвятить свои заботы по преимуществу благу своих подданных и развитию внутренних сил страны, сосредоточив на них всю свою деятельность, которая будет направлена на внешние дела только в том случае, если этого потребуют положительные пользы России.

Обращаются к России с упреком, что она уединяется и хранит молчание в то время, когда совершаются дела неправые и несправедливые: «La Russie boude, dit-on. La Russie ne boude pas. La Russie se recueille [1]». Ближайшей целью этого сосредоточения на внешнеполитической арене Горчаков считал отмену ограничительных статей 1856 г. Луи-Эдурд Дюбофф. Подписание Парижского мирного договора Русско-французские дипломатические контакты, наметившиеся во время переговоров в Париже, были продолжены в 1856—1858 годах, во время визитов полномочного посла Наполеона III герцога Шарля Морни на коронацию Александра II и Великого Князя Константина Николаевича в Париж.

Выбор Морни был исключительно удачным — герцог умело повел себя на торжествах, организовал роскошный прием во французском посольстве, который посетил император и все высшее русское общество. Морни предупреждал Париж об опасности возникшей ситуации. Поездка Морни была удачной, император французов был доволен тем приемом, который оказали этому посольству. Послом России во Францию был назначен генерал-адъютант граф П. Киселев, сторонник сближения с этой страной, в столице которой ему был оказан весьма радушный прием. Барятинскому 2 14 января 1857 г.

Эти настроения полностью разделялись главой русского МИДа и, во-всяком случае, укладывались в схемы его внешнеполитической стратегии. Восстановить на Востоке позиции, которых требуют наши интересы, и быть в уверенности в решающий момент в получении причитающийся нам доли — таков принцип нашей национальной политики. В свете этого мы можем рассматривать все остальное как второстепенное». Тем временем Наполеон готовился к новой войне. Планы Франции на Апеннинском полуострове были достаточно очевидны. Еще в начале 1857 г.

Эти рассуждения не понравились русскому дипломату, давшему понять своему собеседнику, что «вожделение к Рейну не в нашем вкусе». Зимой 1857 г. Великий Князь Константин Николаевич вместе с супругой предпринял путешествие по государствам Германии, откуда через Швейцарию отправился в Турин и Геную, где сделал смотр кораблям Средиземноморской эскадры, после чего на пароходе «Олаф» отплыл в Ниццу на встречу с матерью. После поездок в Тулон и Марсель, 22 апреля 4 мая Константин Николаевич прибыл во Францию, где его ждал торжественный приём. Император вручил ему орден Почетного легиона. Уже на одном из первых приемов императрица Евгения сразу же заговорила о политических интересах Франции.

Тягостные впечатления от крымской войны и венских конференций наложили свою печать на последующую деятельность Горчакова как министра. Его общие взгляды на задачи международной дипломатии не могли уже серьёзно измениться; его политическая программа ясно определялась теми обстоятельствами, при которых ему пришлось вступить в управление министерством. Прежде всего необходимо было соблюдать большую сдержанность в первые годы, пока совершались великие внутренние преобразования; затем князь Горчаков поставил себе две практические цели — во-первых, отплатить Австрии за её поведение в 1854 — 1855 гг. Начало союза с Отто фон Бисмарком В 1856 году Горчаков уклонился от участия в дипломатических мерах против злоупотреблений неаполитанского правительства, ссылаясь на принцип невмешательства во внутренние дела чужих держав цирк. В то же время он дал понять, что Россия не отказывается от права голоса в европейских международных вопросах, но только собирается с силами для будущего: «La Russie ne boude pas — elle se recueille» Россия сосредотачивается. Эта фраза имела большой успех в Европе и была принята за точную характеристику политического положения России после Крымской войны.

Три года спустя князь Горчаков заявил, что «Россия выходит из того положения сдержанности, которое она считала для себя обязательным после Крымской войны ». Горчаков, 1865 год Итальянский кризис 1859 года серьёзно озаботил российскую дипломатию. Горчаков предлагал созвать конгресс для мирного разрешения вопроса, а когда война оказалась неизбежной, в ноте 15 27 мая 1859 он призвал второстепенные германские государства воздержаться от присоединения к политике Австрии и настаивал на чисто оборонительном значении Германского союза. С апреля 1859 года прусским посланником в Петербурге был Отто фон Бисмарк , и солидарность обоих дипломатов относительно Австрии оказывала влияние на дальнейший ход событий. В русско-французских отношениях произошёл заметный поворот, который был подготовлен официально свиданием двух императоров в Штутгарте в 1857 году. Но это сближение было весьма непрочно, и после торжества французов над Австрией при Мадженте и Сольферино Горчаков опять как будто примирился с венским кабинетом.

В 1860 году Горчаков признал своевременным напомнить Европе о бедственном состоянии христианских народностей, подвластных турецкому правительству, и высказал мысль о международной конференции для пересмотра постановлений Парижского трактата по этому вопросу нота 2 [20] мая 1860. Попытка не имела успеха и была оставлена как преждевременная. В октябре того же 1860 года князь Горчаков говорит уже об общих интересах Европы, затронутых успехами национального движения в Италии ; в ноте 28 сентября [ 10 октября ] он горячо упрекает сардинское правительство за действия относительно Тосканы , Пармы , Модены : «это уже вопрос не об итальянских интересах, но об интересах общих, присущих всем правительствам; это вопрос, имеющий непосредственную связь с теми вечными законами, без которых ни порядок, ни мир, ни безопасность не могут существовать в Европе. Необходимость бороться с анархией не оправдывает сардинского правительства, потому что не следует идти заодно с революцией, чтобы воспользоваться её наследством». Осуждая так резко народные стремления Италии, Горчаков отступил от принципа невмешательства, провозглашенного им в 1856 году по поводу злоупотреблений неаполитанского короля, и невольно вернулся к традициям эпохи конгрессов и Священного союза. Его протест, хотя и поддержанный Австрией и Пруссией , не имел практических последствий.

Польский вопрос. Австро-прусская война Выступивший на сцену польский вопрос окончательно расстроил начинавшуюся «дружбу» России с империей Наполеона III и закрепил союз с Пруссией.

В 1846 году по предложению канцлера К. Нессельроде было принято «Учреждение Министерства иностранных дел» Положение о МИД , определившее новую структуру и функции Министерства. В результате Крымской войны 1853-1856 годов международное положение России серьезно осложнилось.

Горчаков , с именем которого связаны крупнейшие достижения на международной арене, а также реорганизация самого ведомства. К 1913 году Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств: Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом. После Октябрьской революции 1917 года в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 8 ноября «Об учреждении Совета народных комиссаров» был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л. В мае 1918 года наркомом по иностранным делам стал Г. В 1930 году наркомом иностранных дел был назначен М.

Внешняя политика целиком определялась Политбюро во главе с И. Сталиным , многие дипломаты были репрессированы. В марте 1946 года название внешнеполитического ведомства было заменено на Министерство иностранных дел СССР. Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 по июль 1985 года т. Редактировать Министерство иностранных дел в современной России В ноябре 1991 года было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.

С 1991 года происходило становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР. Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 года было утверждено новое Положение о Министерстве иностранных дел. Козырев подал в отставку, министром назначен Евгений Максимович Примаков. Министром министром иностранных дел был назначен Сергей Викторович Лавров , который возглавляет внешнеполитическое ведомство страны по настоящее время. Редактировать Деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации Министерство иностранных дел — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент Российской Федерации. Министерство иностранных дел возглавляет министр иностранных дел, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства. Министр несет личную ответственность за выполнение возложенных на МИД полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Как Россия договаривалась о мире (сентябрь 1855-го -- апрель 1856 года)

Степан Балакшин - «18-14» Россия, 2007. Последние записи:.

Как сообщал Пал Антал Эстерхази-младший, австрийский посол в Петербурге, общий настрой официальной России можно было выразить следующим образом: «Мир на условиях, которые не унизят Россию». Уступка территорий, разрушение крепостей или ограничение российского суверенитета считались неприемлемыми. При дворе господствовало ощущение, что принятие «недостойных» условий прекращения войны будет угрожать самой династии: «Если все и дальше пойдет, как сейчас, [... На этом фоне 15 марта в Вене открылись мирные переговоры. Александр Горчаков, русский посол при австрийском дворе и главный представитель своей страны на Венской конференции послов, объявил о том, что любое ограничение российского суверенитета на Черном море будет рассматриваться царем как унижающее Россию [5].

Поскольку, однако, ни Британия, ни Франция не были готовы отказаться от требования решительно ограничить мощь России на Черном море, на этом этапе переговоры завершились провалом [6]. Александр лично определил предел российских уступок. Генерал-фельдмаршал Иван Паскевич, который на тот момент командовал русскими войсками в Польше, убеждал военного министра занять примирительную позицию. В связи с этим император написал Паскевичу лично, заявив, что о примирении можно будет говорить лишь в том случае, если оно будет «совместно с достоинством России». По словам царя, он не допустит никаких дальнейших концессий победителям [7]. Как бы то ни было, позже выяснилось, что союзники и не рассчитывали добиться в Вене каких-либо результатов. Между тем, русские полагали, что Австрия и некоторые германские государства в скором времени могут присоединиться к врагам России, хотя Пруссия, как они надеялись, даже в таких условиях сумеет сохранять нейтралитет [8].

Исход войны решит осада Севастополя: только победа русских в Крыму отвратит Австрию от выбора в пользу западной коалиции [9]. Все внимание, таким образом, было приковано к защитникам Севастополя, которые продолжали удерживать город. В ходе атак в ночь с 23-го на 24 мая, а потом и 7 июня французские войска захватили ключевые позиции в оборонительной системе военного инженера Эдуарда Тотлебена [10]. Михаил Горчаков, командовавший русскими армиями в Крыму [11] , считал сложившуюся ситуацию отчаянной. О кораблях и артиллерии и помышлять нечего» [12]. Но царь и слышать не хотел об эвакуации. Севастополь нельзя сдавать.

Туда будут посланы подкрепления, а до их прибытия крепость надо удержать. Если же Севастополь все-таки падет, следует любой ценой отстоять Крымский полуостров [13]. Вопреки ожиданиям положение России на время улучшилось. Во-первых, новости, поступавшие из Вены, позволяли предположить, что Австрия все же сохранит свой шаткий нейтралитет [14] ; во-вторых, 18 июня защитникам Севастополя удалось отбить полномасштабный штурм [15]. Успех воодушевил гарнизон и воскресил надежды Горчакова [16]. К защитникам присоединились три дивизии Южной армии, а натиск союзников ослабел. Одновременно Австрия под давлением финансовых обстоятельств приступила к демобилизации своих резервистов [17].

Царь теперь настаивал на контрнаступлении [18] , и Горчаков, вопреки собственным убеждениям и без малейшей надежды на успех, подчинился. Теперь участь Севастополя была решена, но царь тем не менее оставался непреклонным. Крымским армиям, таким образом, вновь предписывалось держаться до конца. Если Горчаков потерпит до зимы, то союзники скорее всего предпочтут снятие осады еще одной тяжелой зимовке под стенами русской крепости [21]. Руководствуясь позицией царя [22] , Нессельроде пытался убедить европейские правительства в том, что Россия вопреки очевидному отнюдь не исчерпала своих ресурсов — напротив, затруднения начинают ощущать Англия и Франция [23]. Как предполагали русские, Наполеон III, обеспокоенный упорством севастопольского гарнизона, готовился снять осаду и выражал сомнения в успехе всей войны [24]. К концу августа, однако, французский император из достоверных источников узнал о том, что крепость больше держаться не может [25].

В ночь с 8-го на 9 сентября русские эвакуировали южную часть города, которую они многие месяцы защищали с таким упорством и героизмом. II Несмотря на то, что новость о падении Севастополя явилась тяжелым ударом по самолюбию русских [27] , она не слишком изменила общие настроения в Петербурге. Как сообщал австрийский дипломат, граф Владислав Карницкий, своему министру: «Судя по внешним признакам, многие здесь считают, что Россия уже не будет ощущать себя великой в той степени, которой можно бы ожидать после затраченных усилий и понесенных жертв» [28]. Тем не менее императорский манифест, извещавший народ России о потере города, был выдержан в демонстративно вызывающем тоне [29]. Севастополь не Москва, а Крым — не Россия. Два года после пожара московского победоносные войска наши были в Париже. Мы те же русские, и с нами Бог!

Образ должен был оставаться при штабе Крымской армии для фронтовых молебнов. Сделав все эти приготовления к священной войне, император созвал военный совет, которому предстояло выработать стратегию на ближайшее будущее. На совещании было решено удерживать Крым любой ценой [33]. Царь поручал Паскевичу готовиться к продолжительной военной кампании 1856 года, поскольку, несмотря на благоприятные новости о сокращении австрийской армии, поступающие из Вены, Австрия, особенно в случае падения Севастополя, вполне могла рано или поздно присоединиться к врагам России. Чтобы худшее не застало врасплох, надо быть готовым к нему [34]. Учитывая ту решимость, с которой действовал его начальник, Нессельроде, тайно желавший мира, мог только вновь и вновь повторять иностранным дипломатам, что Россия внимательно отнесется к любым предложениям, которые будут ей делаться: «Для нас сейчас не время выступать с какими-то инициативами [говорил он Эстерхази]; мы можем только, ожидая, смотреть, подходят ли нам те предложения, которые делаются другими. Мы сразу же обнаружим, что можно приветствовать с выгодой и что согласуется с нашими представлениями о чести» [36].

Фактически на протяжении нескольких недель, последовавших после отъезда царя, в Петербурге не было никакой дипломатической активности [37]. На смену военному противостоянию после падения Севастополя постепенно пришло относительное спокойствие, и вскоре стало понятно, что кампания 1855 года завершилась [38]. В то время, как падение Севастополя ничуть не поколебало твердости царя, в Париже отзвуки этого события оказались более значительными. Со взятием крепости жажда славы получила удовлетворение, а продолжение конфликта больше не сулило серьезных выгод. Французы устали от войны, и Наполеон постепенно укрепился в мысли о том, что, если обществу не удастся предложить каких-то новых аргументов, подстегивающих массовый энтузиазм, придется договариваться о мире. Восстановление польской автономии — вот что казалось лозунгом, способным оправдать продолжение боевых действий; поэтому уже через неделю после того, как Севастополь пал, французский министр иностранных дел Александр Валевский информировал английское правительство о том, что, по мнению его монарха, пришло время «готовиться к восстановлению Королевства Польского на условиях, провозглашенных в свое время Венским конгрессом, которое должно стать одной из тем мирных переговоров и явиться одной из принципиальных основ грядущего мира» [39]. Премьер-министр Генри Палмерстон, однако, усомнился в целесообразности подобной инициативы [40] , и 22 сентября английский министр иностранных дел Джордж Кларендон уведомил французскую сторону о том, что две державы, по его мнению, смогут договориться о восстановлении Польши и без войны [41].

Получив такой ответ, Наполеон понял, что добиться продолжения военных действий под лозунгом восстановления Польши ему не удастся. Австрийское правительство также решило предпринять новую попытку погасить конфликт. По сообщению Франсуа Адольфа де Буркюнэ, французского посланника в Вене, в августе фон Буоль-Шауэнштейн говорил ему, что, как только в Крыму наступит перелом, нужно будет приступить к мирным переговорам, которые не допустят возобновления боев следующей весной [42]. Как полагал австрийский министр, после падения Севастополя России можно будет предложить вполне разумные условия мира [43]. Наполеон с удовлетворением воспринял эту инициативу, и 17 октября «после должного рассмотрения вопроса император и его совет согласились с тем, что курс, который наметили Буоль и Буркюнэ, необходимо продолжить» [44]. Вызванному в Париж французскому посланнику было заявлено, что по возвращении в Вену ему надлежит возобновить обсуждение инициативы с австрийским министром иностранных дел. В тот же период прямой контакт был установлен между Петербургом и Парижем.

Ранее российское правительство отклонило поступившее от Саксонии предложение о посредничестве [45] , но, когда зять Нессельроде — барон Лео фон Зеебах, представлявший во французской столице российские интересы [46] , — сообщил о том, что с ним конфиденциально связывался французский министр иностранных дел Валевский, канцлер не увидел препятствий для прямого обмена мнениями [47]. Сам Валевский, как сообщал Зеебах, настроен позитивно, но Наполеон «боится Англии» и склонен сохранять с ней альянс. Россия, по словам Валевского, должна разработать конкретные и практичные предложения, принимающие во внимание ситуацию, сложившуюся после падения Севастополя. Эти предложения должны быть составлены таким образом, чтобы, опираясь на них, французское правительство сумело бы преодолеть нежелание англичан вступать в переговоры; там, в частности, должны содержаться пункты, предусматривающие либо ограничение российского черноморского флота специальным русско-турецким соглашением, либо придание Черному морю нейтрального статуса. И, если российское правительство готово договариваться с Францией на такой основе, этим следует заняться незамедлительно, чтобы предотвратить австрийское вмешательство [48]. Действительно, терять время было нельзя, поскольку к 14 ноября фон Буоль-Шауэнштейн и де Буркюнэ подготовили меморандум, перечислявший условия, которые австрийское правительство от имени Англии и Франции должно было представить Петербургу. От России требовалось согласие на нейтральный статус Черного моря, а к договору о мире должно было прилагаться русско-турецкое соглашение, ограничивающее число легких судов, которые две державы могли держать в черноморских водах.

Более того, австрийское правительство «развило» положения договора, касающиеся Дунайских княжеств: оно предложило такое исправление пограничной линии, которое отсекало русских от судоходных частей Дуная. К четырем пунктам, принятым российскими властями ранее [49] , добавлялся еще один, резервировавший за воюющими сторонами право выдвигать в ходе мирных переговоров дополнительные условия — «в европейских интересах». Вена собиралась представить этот перечень Петербургу и в случае его отклонения разорвать дипломатические отношения [50]. Британское правительство, которое просто информировали о ходе австро-французских переговоров, было недовольно самим способом выработки этого соглашения, разочаровано излагаемыми в нем условиями и полно решимости его изменить. Между Парижем и Лондоном началась дискуссия, нацеленная на устранение возражений со стороны Британии. Стороны смогли договориться лишь к 5 декабря, после чего поправки были переданы в Вену. Нессельроде, между тем, получил предложение Валевского о начале прямых переговоров.

Зная о подготавливаемом Веной ультиматуме, он понимал, что медлить не стоит [51]. Сам он хотел скорейшего заключения мира [52] , но царь, несмотря на настоятельные увещевания короля Пруссии [53] , по-прежнему находился в воинственном настроении: «Посетив расположение действующей армии, государь проникся ощущением воинского величия России. Ему не хотелось идти на переговоры с нашими противниками в тот самый момент, когда им впервые предстояло по-настоящему испытать на себе тяготы войны. Наш патриотический энтузиазм поддерживали воспоминания о событиях 1812 года» [54]. В самом желании Наполеона и его окружения [55] добиваться мира Александру виделось свидетельство того, что война еще не проиграна [56]. Кроме того, по мнению царя, миролюбие французов говорило о внутренних проблемах в самой Франции. В одном из самых важных своих писем Горчакову Александр заявлял, что не надеется на скорое прекращение войны, но тем не менее французского императора могут подтолкнуть к миру плохой урожай во Франции и нарастающее недовольство низших классов: «Прежние революции всегда этим начинались, и так, может быть, до общего переворота недалеко.

В этом я вижу самый правдоподобный исход теперешней войны, ибо искреннего желания мира с кондициями, совместными с нашими видами и достоинством России, я ни от Наполеона, ни от Англии не ожидаю, а покуда я буду жив, верно, других не приму» [57]. Царь, таким образом, продолжал военные приготовления. Он приказал оснастить системой укреплений город Николаев и лично участвовал в разработке плана военной кампании 1856 года [58]. От министра иностранных дел Александр требовал проведения более жесткой линии [59]. Наконец, вернувшись из Крыма, царь привез в столицу воинственный дух своих генералов [60]. Зеебаха информировали о том, что Россия откажется от любого ограничения собственных военно-морских сил. Вместе с тем она с готовностью примет условие, согласно которому Черное море будет закрыто для любых военных судов, кроме русских и турецких; причем их численность должна определяться в ходе прямых переговоров между Россией и Портой [61].

Эти предложения надлежало передать в Вену, а также в Париж, тем самым обесценив неприемлемый австрийский проект [62].

Эрнст Романов - «Роман императора» Беларусь, 1994. Степан Балакшин - «18-14» Россия, 2007. Последние записи:.

Однако, не желая связывать себя военными обязательствами с Россией и Германией, венский двор согласился подписать только политическую конвенцию с Петербургом. В октябре 1873 г. Ввиду острых противоречий этих держав на Балканах, этот союз не стал долговечным, но именно он знаменовал собой выход России из дипломатической изоляции и восстановление ее прежнего влияния на европейские дела. Император Франц Иосиф Источник Возросшее влияние России на международной арене особенно ярко проявилось в период так называемой «военной тревоги» 1875 г. Бисмарка стало открыто провоцировать французский кабинет Луи Бюффе на новую войну. В этой ситуации Александр II и канцлер А. Горчаков отправились в Берлин и дали понять императору Вильгельму I, что в случае начала военного конфликта Россия поддержит Францию и Германии придется воевать на два фронта.

Фото Франко-прусской войны 1870—71 гг. Источник Во второй половине 1870-х в центре внимания российской дипломатии вновь оказался Восточный вопрос, который был связан с так называемым Балканским кризисом 1875—1877 гг. Европейская политика России в 1880—1890-х гг. Антироссийские решения Берлинского конгресса серьезно подорвали «Союз трех императоров» 1873 и привели к серьезному охлаждению взаимоотношений между Россией, Австро-Венгрией и Германией. Кроме того, в этот период резко обострились отношения с Великобританией, которую в России считали врагом номер один. Причины такого положения вещей состояли в следующем: 1. Благодаря решениям Берлинского конгресса она получила фактический контроль над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы; 2.

Нарушив status quo в среднеазиатском регионе, она фактически оккупировала Афганистан, навязав ему Гондомский договор 1879. Все эти события потребовали серьезной корректировки внешнеполитического курса России и поиска новых союзников на мировой арене. В конце 1870 — начале 1880-х гг. Номинально сохранявший свой пост руководителя внешнеполитического ведомства престарелый канцлер князь А. Горчаков, начальник Главного штаба генерал Н. Обручев, генерал-губернатор ПетербургаИ. Гурко, обер-прокурор Святейшего СинодаК.

Победоносцев и другие влиятельные персоны были сторонниками заключения широкомасштабного военно-политического союза с Францией. Милютина и влиятельных дипломатов Н. Гирса, В. Ламздорфа и П. Шувалова выступали за углубление отношений с Берлином. Именно эта группировка в конечном итоге одержала вверх. В конце 1879 г.

Германский канцлер О. Бисмарк лично инициировал эти переговоры, поскольку боялся возможного сближения Франции и России. Однако он потребовал, чтобы полноправным участником этих переговоров стала Австро-Венгрия, с которой у России были предельно натянутые отношения из-за острейших противоречий на Балканах. Переговоры оказались долгими и трудными, и только 6 июня 1881 г. Этот договор предусматривал: 1. Взаимный нейтралитет сторон в случае начала войны одной из них с четвертой державой и 2. Закрытие черноморских проливов для военных судов тех стран, которые развяжут войну против любого участника этого союза.

К сожалению, в Петербурге не подозревали, что Берлин и Вена ведут двойную игру, поскольку еще в октябре 1879 г. Весной 1880 г. Бисмарк попытался привлечь к австро-германскому союзу Великобританию и тем самым еще сильнее сомкнуть кольцо дипломатической блокады вокруг России. Однако новое английское правительство во главе с В. Гладстоном по-джентельменски уклонилось от этого предложения германской стороны, сохраняя приверженность старой политике блестящей изоляции, у истоков которой стоял патриарх британской политики У. В 1881 г. Однако германский император намекнул своему визави, что путь в Берлин лежит через Вену.

И в мае 1882 г. Через несколько лет державы Тройственного союза, воспользовавшись так называемым Болгарским кризисом1885—1887 гг. С той же целью в 1887г. Зная о подобном поведении венского двора, Россия отказалась пролонгировать «Союз трех императоров». Однако О. Бисмарк, резонно опасаясь сближения между Парижем и Петербургом, сумел через подкуп русского посла в Берлине графа П. Шувалова, навязать России трехлетний «Перестраховочный договор» 1887 , который, по сути, стал цивилизованной формой развода бывших союзников.

В 1890 г. Каприви, по обоюдному согласию сторон «Перестраховочный договор» был аннулирован и внешнеполитический курс России круто изменен в сторону Франции. Дело в том, что германские политики новой волны совершенно не разделяли взглядов железного канцлера на роль России в международных делах.

Горчаков, Александр Михайлович

Усложнение и расширение задач и функций министерства в военное время повлекли за собой необходимость внести изменения в структуру МИД и работу его загранпредставительств. Появилось новое подразделение - Юрисконсультская часть, в декабре 1915 г. Осведомительный отдел с целью получения и разработки сведений "о развитии политической мысли в зарубежных странах". Для поддержания постоянного контакта со Ставкой верховного главнокомандующего была создана Дипломатическая канцелярия. В марте 1917 г. После октябрьской революции 1917 г. Работать с советской властью согласилась лишь незначительная часть сотрудников министерства, из загранаппарата - временный поверенный в делах в Соловьев и секретарь миссии в Унгерн-Штернберг.

В течение ноября была проведена реорганизация НКИД. К концу января 1918 г. В их числе оказались ставшие впоследствии видными дипломатами , , и другие. В мае 1918 г. В июне 1918 г. Обобщенный опыт работы НКИД лег в основу принятого в июне 1921 г.

В 1923 г. Восстанавливалась Коллегия как руководящий орган наркомата. В течение 20-х годов НКИД провел огромную работу по выводу Советской России из политической изоляции, восстановлению ее как признанного, равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений. Россия участвовал в Генуэзской и Лозаннской конференциях, заключила Рапалльский договор с Германией. В 1924 г. Развивались отношения со странами Востока.

Поиск по базе К началу 1924 г. В 1925 г. Сложившаяся структура наркомата сохранялась до 1934 г. В 1930 г. В условиях образования очага войны в центре Европы и нарастания военной опасности на Дальнем Востоке советская дипломатия последовательно выступала за создание системы коллективной безопасности. Важными шагами явились установление дипотношений с США 1933 г.

В мае 1939 г. Бесплодность усилий по созданию союза со странами Запада против фашистской агрессии, провал переговоров с Англией и Францией по этому вопросу и стремление избежать военного столкновения с Гитлером привели к вынужденному подписанию в августе-сентябре 1939 г. В 1989 г. Съезд народных депутатов СССР принял специальное постановление, в котором признал секретные договоренности с Германией "юридически несостоятельными и недействительными с момента их подписания". В годы Второй мировой войны советская дипломатия проводила линию на создание и укрепление антифашистской коалиции, открытие второго фронта в Европе, участвовала в разработке всех основополагающих межсоюзнических документов. На заключительном этапе войны внешнеполитическому ведомству принадлежала значительная роль в координации политических подходов союзников в деле завершения разгрома стран фашистской коалиции, налаживании отношений с освобожденными государствами Европы, восстановлении мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Заказать работу Советская дипломатия внесла значительный вклад в создание Организации Объединенных Наций. Работники наркомата не только трудились на дипломатическом поприще. Многие из них приняли участие непосредственно в боевых действиях. Имена 71 сотрудника, павшего в боях, значатся на мемориальной доске в здании МИД России. На денежные отчисления сотрудников советских посольств была сформи-рована и отправлена на фронт танковая колонна.

С 1856 министр иностранных дел. Путем хитроумных комбинаций, дипломатического мастерства, настойчивости ему удалось достичь главной цели — добиться отмены опасных и унизительных для страны запрещений иметь военный флот на Черном море 1870. Понимая опасность в создании агрессивной Германской империи, правильно определил противовес — союз с Францией.

Император французов в это время не скупился на слова, описывая свои самые добрые чувства к России, но Александр не верил в искренность этих слов. Русско-французский диалог начинался далеко не лучшим образом. Между тем, в Петербурге возлагали на него определенные надежды. Они были продуктом разочарования в бывшем союзнике — Австрии, и опасения постоянного противника — Англии. Итак, для выбора потенциального партнера России оставалась только одна держава. Нессельроде оставил управление МИДом с сохранением звания государственного канцлера. Новым министром иностранных дел стал выпускник Царскосельского Лицея князь А. Горчаков, после смерти Нессельроде в апреле 1862 года возведенный в звание вице-канцлера.

Программным документом нового министра стал циркуляр русским представителям при дворах иностранных держав от 21 августа 2 сентября 1856 г. Обстоятельства вернули нам полную свободу действий. Государь принял решение посвятить свои заботы по преимуществу благу своих подданных и развитию внутренних сил страны, сосредоточив на них всю свою деятельность, которая будет направлена на внешние дела только в том случае, если этого потребуют положительные пользы России. Обращаются к России с упреком, что она уединяется и хранит молчание в то время, когда совершаются дела неправые и несправедливые: «La Russie boude, dit-on. La Russie ne boude pas. La Russie se recueille [1]». Ближайшей целью этого сосредоточения на внешнеполитической арене Горчаков считал отмену ограничительных статей 1856 г. Луи-Эдурд Дюбофф.

Подписание Парижского мирного договора Русско-французские дипломатические контакты, наметившиеся во время переговоров в Париже, были продолжены в 1856—1858 годах, во время визитов полномочного посла Наполеона III герцога Шарля Морни на коронацию Александра II и Великого Князя Константина Николаевича в Париж. Выбор Морни был исключительно удачным — герцог умело повел себя на торжествах, организовал роскошный прием во французском посольстве, который посетил император и все высшее русское общество. Морни предупреждал Париж об опасности возникшей ситуации. Поездка Морни была удачной, император французов был доволен тем приемом, который оказали этому посольству. Послом России во Францию был назначен генерал-адъютант граф П. Киселев, сторонник сближения с этой страной, в столице которой ему был оказан весьма радушный прием. Барятинскому 2 14 января 1857 г. Эти настроения полностью разделялись главой русского МИДа и, во-всяком случае, укладывались в схемы его внешнеполитической стратегии.

Восстановить на Востоке позиции, которых требуют наши интересы, и быть в уверенности в решающий момент в получении причитающийся нам доли — таков принцип нашей национальной политики. В свете этого мы можем рассматривать все остальное как второстепенное».

Благодаря своему превосходному знанию английского менталитета, во время войны между Россией и Турцией Воронцову удалось достигнуть разоружения британского флота, направленного на помощь туркам, а затем возобновить действие торгового трактата, согласно которому английские купцы получали небольшие льготы на российской территории. Вслед за этим правительство поручило Семену Романовичу вести переговоры о поддержке Бурбонов во Франции, даже несмотря на неверие дипломата в возможность организации госпереворота. По свидетельствам историков, Семен Воронцов порой не стеснялся собственной резкости в ответах на личные и государственные бумаги, что способствовало появлению напряженности между ним и руководством страны.

Воронцов расходился с ним и в обсуждениях вооруженного нейтралитета по причине сомнительной выгоды для России; о польских разделах между Пруссией, Россией и Австрией, о заселении Крыма каторжниками из Британии, о замещении дипломатических должностей иностранцами, которых он не скрывая считал «невеждами» и «проходимцами». Только благодаря смене власти Семен Романович получил повышение до генерала пехоты, а через год приобрел титул графа. Непоколебимая позиция Воронцова, умение оказывать воздействие на общественное мнение путем публикации статей в газетах помогли избежать нападения Англии на Россию в 1791 году. Вплоть до 1800 года Воронцов сохранял превосходные отношения с царем Павлом I, но затем в 1806 году Семен Романович ушел с поста полномочного министра по собственному желанию. Официальной причиной стали слабость здоровья и семейные проблемы.

Карл Нессельроде: миротворец в Японии В 1816 году Нессельроде 1780 — 1862 был назначен на должность руководителя иностранной коллегией при дворе императора Александра. В это же время граф Каподистрия стал министром иностранных дел. Взгляды Карла Васильевича и графа расходились по многим вопросам, однако правитель империи больше склонялся к первому, предложив Карлу Васильевичу сопровождать его на нескольких конгрессах за рубежом. В 1822 году Нессельроде стал единственным министром иностранных дел. Политологи отмечают, что в своей работе министр больше всего стремился к близким отношениям с Австрией.

В 1844 году политик активно содействовал помощи России при предотвращении вспыхнувшего в Австрии венгерского восстания. В 1855 году при содействии Нессельроде был подписан первый дипломатический договор между Россией и Японией, Симодский трактат. Соглашение должно было стать фундаментом постоянного мира и дружбы между империей и Страной восходящего солнца. В 1856 году был уволен с поста министра иностранных дел и назначен на должность главы Комитета железных дорог. Нессельроде совмещал пост с должностью канцлера иностранных дел.

Дипломат был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга. Его товарищ по учебе Александр Пушкин уже тогда отмечал в нем светские таланты, салонное остроумие и необычайное красноречие, которое пригодилось будущему дипломату в его карьере. Ознакомившись с политическим закулисьем во время работы в посольствах Лондона, Рима, Берлина, Флоренции и Вены, князь стал послом в германских государствах и посвятил работе на этой должности более двадцати лет, близко сойдясь с будущим первым канцлером Германской империи, а тогда еще послом Пруссии, Отто фон Бисмарком. Позже, несмотря на некоторые разногласия во взглядах, тот назовет Горчакова своим учителем. Став министром, Горчаков поспешил провести серьезные преобразования в МИДе.

Министерство освободилось от ряда функций, его структура упростилась, состав дипкорпуса за рубежом был обновлен, а требования к образованию дипломатов повышены. Однако все это было лишь прелюдией перед главной для Горчакова на тот момент миссией — он желал добиться отмены унизительных для России статей Парижского мира 1856 года, запрещающих иметь военный флот на Черном море. Для реализации своих намерений дипломат вступил в политическую игру с Наполеоном III, надеясь расколоть англо-французскую коалицию и сыграть на противоречиях Австрии и Франции, и уже в 1859 году был успешно подписан русско-французский договор о нейтралитете и сотрудничестве. Однако договор между странами оказался недолговечен, а позже европейские государства еще не раз демонстрировали России свое нежелание сотрудничать на равных. Противостоять желанию Европы вмешаться во внутренние дела России Горчакову приходилось неоднократно.

В поиске новых союзников в период польского восстания дипломат обратился к сотрудничеству с Пруссией, а позже, ради усиления России, разработал план ограничения продвижения влияния страны вглубь Азиатского континента, так как эта политика, по его мнению, вела государство «к раздроблению и ослаблению сил». Благодаря решительным действиям Горчакова, 1 марта 1871 года Россия подписала долгожданный Лондонский протокол, согласно которому страна более не считалась связанной обязательствами, ограничивающими ее суверенные права на Черном море. Также результатом работы легендарного дипломата стало образование Союза трех императоров, который стал стержнем мировой политики 70-х годов, оказал благоприятное воздействие на взаимоотношения европейских государств. Владимир Ламздорф: несогласный с властью Министр иностранных дел Российской империи начала XX века Владимир Николаевич Ламздорф 1845 — 1907 начинал свою карьеру со службы в императорской канцелярии в качестве придворного камер-пажа. Спустя пять лет, попав в МИД, юноша понял, что с этим местом будет связана вся его дальнейшая судьба.

В аппарате внешнеполитического ведомства он прошел путь от переводчика до министра, отдавая работе все свое время и силы. На главный пост в МИДе Ламздорф вступил зрелым человеком, в возрасте 56 лет. Указание о его назначении подписал лично император Николай II в 1900 году, после присмотра за работой дипломата на посту временно управляющего министерством. Действовать Ламздорфу пришлось в условиях англо-германского и англо-французского антагонизма, а после — во время войны с Японией. В то время, как при переговорах с угрожающей силой Японией, желающей получить Корею и Маньчжурию, Россия делала уступку за уступкой, перед отечественным МИД встал вопрос о целях политики страны на Дальнем Востоке.

Ламздорф настаивал на обсуждении этого вопроса на совещании с участием Николая II, однако тот за спиной дипломата сделал неожиданный ход и назначил начальника Квантунской области генерала Алексеева наместником областей Дальнего Востока. Он получил право решать самые острые вопросы на этой территории, а Ламздорф оказался задвинут в угол и лишен возможности контролировать опасную ситуацию. Император просьбу отклонил, и дипломату предстояло вступить в противостояние с Алексеевым, выступающим за резкий разрыв переговоров с Японией. Ламздорф снова призвал императора к осторожности, предупредив об опасности необдуманных шагов. Он начал подозревать, что глава государства в действительности не против войны, хоть и выступает в образе миротворца.

В результате, несмотря на очередные, но уже запоздалые, уступки для Токио, Япония вступила в войну. Когда поражение России стало очевидно, позиции страны на Дальнем востоке оказались ослаблены. Добиться «почти благопристойного» мира в существующих тяжелейших политических условиях удалось лишь Сергею Юльевичу Витте при поддержке Ламздорфа. Однако несмотря на все усилия, приложенные министром иностранных дел к урегулированию ситуации, после завершения дальневосточной авантюры правительства его назвали главным виновником позорного провала внешнеполитического курса, вдохновителем которого он никогда в действительности не был. Блестящая карьера Ламздорфа, ставшего жертвой желания власти обелить себя, закончилась отставкой в мае 1906 года.

Сергей Витте: Портсмутский мир и реформы Одним из самых ярких представителей кабинета министров Российской империи был Сергей Юльевич Витте 1845 — 1915. Историки отмечают, что помимо политических успехов Витте всегда имел особый интерес к себе со стороны окружающих его людей. Среди большого послужного списка Сергея Юльевича значатся такие должности, как: министр путей сообщения 1892 , министр финансов 1892 — 1903 , а затем и председатель Комитета министров 1903 — 1906 , председатель Совета министров 1905 — 1906. На службе в Одесской железной дороге получил благодарность за активное содействие организации молниеносной переброски ресурсов на места сражения русских с турками. Инициировал разработку железнодорожных тарифов, что в итоге сделало его известным в этих кругах.

Суть политического мировоззрения Витте могла быть описана как острый консерватизм. Славянофильские взгляды активно эволюционировали в понимание неизбежности капиталистического будущего страны. Государственный деятель считал, что для стабильного развития хозяйства важно делать акцент на особенностях нации. В качестве преимущества страны перед всем миром он рассматривал власть автократов, которые могли бы проводить масштабные изменения в интересах собственного народа. Находясь на должности министра финансов, Витте сумел усилить внутреннюю промышленность.

Сергей Юльевич доверял выгодные государственные заказы некоторым конкретным предприятиям, а иногда и отраслям. По его мнению, особого внимания заслуживало привлечение в промышленность иностранных инвестиций.

Внешняя политика России в 1850-1880-х гг - кратко

1. Глава МИД— министр иностранных дел в звании канцлера (высший государственный чин империи — 1-й класс), фактически второе. Глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II. В качестве главы внешнеполитического ведомства России выдвинул программу, заключавшуюся в проведении политики неприсоединения к противоборствующим в Европе блокам и стабилизации отношений с ними с помощью заключения соглашений по спорным. Влияние России на Балканах вновь возросло, а глава внешнеполитического ведомства не был забыт — в 1867 г. он стал государственным канцлером. Россия в 1856-1881гг. АлександрII.

Внешняя политика во второй половине 19 в. Роль А.М.Горчакова.

Разумеется, такое господствующее положение России на Чёрном море вызывало недовольство западноевропейских держав. В апреле 1877 года Россия объявила Турции войну. глава внешнеполитического ведомства России: 1906-1910 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.00, кандидат исторических наук Авдеев, Виктор Евгеньевич. Разумеется, такое господствующее положение России на Чёрном море вызывало недовольство западноевропейских держав. В 1820–1822 – секретарь главы российского внешнеполитического ведомства ьроде; участник конгрессов Священного союза в Троппау (октябрь-декабрь 1820), в Лайбахе (совр. Граф Нессельроде вышел в отставку, и в апреле 1856 года министром иностранных дел назначен князь Горчаков.

Горчаков, князь александр михайлович.

Продолжая войну, Россия может оказаться в положении Австрии после Венского конгресса, когда, надорвав свои силы в противостоянии с Францией, она была вынуждена соглашаться на мир любой ценой. Глава МИД указывал также на неоднократные нарушения нейтралитета Чёрного моря, а заодно припомнил Турции и европейским державам вмешательство в судьбы дунайских княжеств – в 1870 г. Молдавия и Валахия были в центре очередного политического кризиса. 5. Этот государственный деятель образование получил в Царскосельском лицее, в 1856 году стал министром иностранных дел России, а современники называли его «мастером дипломатической изворотливости». А. М. Горчаков 123. За дипломатические успехи был удостоен чина государственного канцлера и титула светлейшего князя известный российский государственный деятель - А. М. Горчаков 124. Внешнеполитическое ведомство в 1856 г. становится канцлер, князь Горчаков.

9.Советская дипломатическая служба

  • 225 лет со дня рождения А.М.Горчакова – 15 июня 2023 года
  • Александр Горчаков: гений русской дипломатии
  • «Министерство Иностранных дел России В 1856-1917 гг.»
  • Горчаков Александр Михайлович (1856-1882)
  • Александр Горчаков – самый успешный министр иностранных дел Российской империи | Русский мир | Дзен

Как Россия договаривалась о мире (сентябрь 1855-го -- апрель 1856 года)

«В этих условиях тогда внешнеполитическую линию России возглавил князь Александр Горчаков. Во главе российского внешнеполитического ведомства с апреля 1856 г. стоял талантливый политик и дипломат Александр Михайлович Горчаков (1798-1883). В эпоху европейских революций 1848-1849 гг. Россия послала 150-тысячную армию во главе с генералом И.Ф. Паскевичем и помогла Австрии в подавлении восстания в Венгрии. После подписания соглашения об образовании СНГ внешнеполитические дела России перешли к МИД РСФСР, во главе которого стоял Андрей Владимирович Козырев. Внешнеполитическому ведомству России долгое время не везло с первыми лицами: сначала на должность министра был назначен личный друг Александра I, князь ыйский, совершивший за свою жизнь головокружительное превращение из русского министра в главу.

Внешняя политика Александра II

Николай1 учредил Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало органом политического сыска Практику раздачи в крепостное владение государственных крестьян прекратил Александр I, Разработка основных положений крестьянской реформы осуществ. Горчаков Первая гимназия в Сибири была открыта в городе Тобольске Городская реформа на основе «Жалованной грамоты городам» была проведенаЕкатериной II Антарктиду открыла русская морская экспедиция под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева Позже других в состав России вошла Белоруссия Незаурядное дипломатическое искусство в переговорах с турками в 1812 г. Кутузов Сражение под Аустерлицем, где русские и австрийские войска потерпели поражение от наполеоновской армии, произошло в 1805 году Первые партизанские отряды в 1812 г. Появились на Смоленщине В ноябре 1815 г.

Внешнеполитические задачи отличались в зависимости от региона. На Дальнем Востоке они были такие: Установление дипломатических отношений и границ с Японией, где в 1850-ые годы правил сёгун, а с 1868 года — император Муцухито. Решение пограничных вопросов с Империей Цин, то есть с Китаем. Установление отношений с королевством Чосон, то есть с Кореей. Граница с ней появилась после присоединения Приморского края и основания Владивостока.

Отношения с последней во второй половине XIX века были мирными, обошлось без войн. В первой половине века, наоборот, прошли две русско-персидские войны. Важным направлением внешней политики было южное. По карте можно заметить, что речь идёт о пространстве вдоль всей границы с Османской империей, от Армянского нагорья на востоке и до её балканских владений на западе. Европейское направление внешней политики включало в себя отношения с государствами, которые могли быть как военными противниками Франция и Великобритания , так и временными союзниками Пруссия и Австрия или дружественными торговыми партнерами. К последним относились Дания и Нидерланды. Например, с Португалией у России интересны нигде не пересекались, но и торговля, а также дипломатические контакты между странами носили второстепенный характер. Из-за удалённости следует особо выделить американское направление внешней политики. Внешняя политика 1850-1860-ых гг. Основным внешнеполитическим событием 1850-ых годов стала Крымская война.

В начале конфликта Российская империя имела все шансы разгромить Турцию.

Большинство людей верило, что война будет короткой и Россия одержит победу. Начальный энтузиазм был связан с национальным единством и надеждой на улучшение положения народа. Приведите примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны. В годы войны 1914 года россияне проявляли гражданско-патриотическое поведение, например, добровольно пошли на фронт, организовывали благотворительные акции для поддержки солдат и их семей, собирали средства на военные нужды, помогали раненым и инвалидам. Страница 30 Плакат, призывающий подписываться на военный заём.

Почти треть всех военных расходов страны покрывалась за счёт широко разрекламированных внутренних займов. После революции обязательства по ним были аннулированы. Как вы думаете, на поддержку каких слоёв населения рассчитывало царское правительство, выпуская военные займы? Царское правительство рассчитывало на поддержку богатых слоев населения при выпуске военных займов. Это были предприниматели, крупные фабриканты, банкиры и другие состоятельные люди, которые имели возможность вложить деньги в государственные облигации. С помощью каких мероприятий осуществлялся перевод экономики страны на военный лад?

Насколько предпринятые меры оказались эффективными? Перевод экономики страны на военный лад осуществлялся путем мобилизации промышленности на производство военной продукции, увеличения военного бюджета и введения военного контроля над экономикой. Были созданы специальные комитеты и организации для координации военного производства. Однако, меры не всегда оказывались эффективными из-за недостатка опыта и организационных проблем. Кроме того, экономика столкнулась с проблемами снабжения и недостатком рабочей силы, что также затрудняло перевод на военный лад. Оцените социально-экономическую ситуацию в стране к концу 1916 г.

Как затянувшаяся война повлияла на уровень жизни различных слоёв населения? Какие изменения произошли в их настроениях и почему? К концу 1916 года социально-экономическая ситуация в стране значительно ухудшилась. Война продолжалась уже третий год, что привело к огромным человеческим и экономическим потерям. Народ страдал от недостатка продовольствия и других товаров, инфляции и роста цен. Уровень жизни различных слоев населения значительно снизился, особенно пострадали рабочие и крестьяне.

Богатые слои населения, напротив, получили возможность заработать на военных контрактах и займах. Почему политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жёсткой критике действий правительства? Можно ли охарактеризовать сложившуюся к концу 1916 г.

В 1880 г. Горчаков уехал на лечение за границу, сохранив за собой пост министра. Гирс постоянно управлял Министерством.

Циркуляры по МИД, 1881-1882 гг. В тот же день министром иностранных дел был назначен Н. Министерство иностранных дел в 1882-1899 гг. Реформа 1897 г. Изменения в правилах приема на службу в МИД и назначения на дипломатические должности 1899 г. Возникновение группировки центральноевропейских держав Тройственный союз 1882 г.

Требовалось найти противовес Англии и нейтрализовать тройственный блок. В 1881 г. Однако ухудшение с середины 80-х годов отношений России с Австро-Венгрией и Германией показало ненадежность Союза трех императоров как гаранта безопасности России. Русско-французский союз 1891-1893 гг. Гирс, возглавлявший внешнеполитическое ведомство в этот период вплоть до 1895 г. Горчакову в широте взглядов и международном авторитете.

Однако Н. Гирс бессменно оставался на посту министра иностранных дел в течение всего царствования Александра III, видевшего в нем добросовестного исполнителя своих планов. Император ценил в министре не только исполнительность, но и аккуратность, осторожность. Гирс не проводил самостоятельного курса, но имел свой собственный взгляд на направление внешней политики, усматривая его в необходимости для России придерживаться миролюбивых действий, избегать конфликтов и осложнений. Последнее слово в решении всех внешнеполитических вопросов принадлежало Александру III. Император внимательно знакомился со всей дипломатической перепиской, вырезками из газет.

На многих документах можно прочитать пометы и резолюции Александра III, порой весьма резкие. Гирс осуществил минимальные перемены в работе центрального аппарата Министерства. Так, в 1882 г. В 1891 г. В 1893 г. В связи с возросшим значением азиатских дел руководство Министерства подготовило документы об увеличении окладов чиновникам Азиатского департамента.

Эти планы были осуществлены уже после смерти Гирса - в 1896 г. Гирс отмечал, что с момента утверждения Положения в 1867 г. Министр предлагал ввести еще две штатные должности. Кроме того Н. Положения о повышенных пенсиях этой категории чиновников дополнялись положением о праве выхода на пенсию по болезни: лица, прослужившие в секретном отделении десять лет, получали в качестве пенсии треть своего оклада, а прослужившие пятнадцать лет — две трети. Дополнительные средства требовались на размещение всех чиновников секретной части в казенных квартирах в одном доме, принадлежавшем МИД.

В январе 1887 г. Канцелярия, оп. Однако переход на русский язык был осуществлен не сразу, поскольку многие дипломаты еще долго придерживались старой традиции. В конце 80-х годов были установлены более частые регулярные курьерские сообщения между центральным аппаратом и заграничными представительствами. Преемником Н. В МИД с 1844 г.

В 1863-1867 гг. В 1867-1878 гг. В 1895-1896 гг. Занимался изучением генеалогии рус. Циркуляры по МИД, 1895 г. Он был человеком твердых принципов, осторожным политиком, имевшим собственную внешнеполитическую концепцию.

Как министр, Лобанов-Ростовский пользовался авторитетом у императора и в высших бюрократических кругах. В МИД с 1853 г. В 1875-1880 гг. В 1891-1897 гг. В МИД с 1864 г. В 1877-1878 гг.

Муравьев получил пост министра иностранных дел ф. Циркуляры по МИД, 1897 г. При Муравьеве проводилась активная политика на Дальнем Востоке. Более энергичные действия стали предприниматься Россией на Ближнем и Среднем Востоке, благодаря чему были восстановлены прямые без посредничества Великобритании контакты с Афганистаном, усилены позиции в Иране и отчасти в Турции. В 1899 г. Во второй половине 90-х годов ведущие дипломаты того времени осознавали необходимость реформы Министерства в соответствии с усложнением задач внешнеполитического ведомства.

В частности, в ноябре 1895 г. Мартенс направил А. Мартенс считал, что реорганизация Министерства в 1868 г. Кроме того Мартенс изложил в записке план реформирования Министерства, составленный на основании изучения опыта работы дипломатических ведомств западноевропейских стран. Планом Мартенса впоследствии руководствовались при обсуждении возможного усовершенствования структуры МИД. Министр иностранных дел.

Товарищ министра иностранных дел. Старшие советники. Совет МИД. Личный состав этого учреждения может остаться неизменным, но круг ведомства его должен быть определен более точным образом, нежели по закону 1868 г. Во всяком случае, желательно, чтобы к предметам ведомства Совета были отнесены: 1 дела, подлежащие обсуждению в законодательном порядке; 2 дела спорные о толковании международных законов и действующего законодательства; и 3 производство дипломатического экзамена. Канцелярия МИД.

Директор, 2 вице-директора, делопроизводители, секретари и т. Круг ведомства: Отделение I: заведывание всем личным составом МИД, то есть вся инспекторская часть, а равно и счетная и хозяйственная часть Министерства. Отделение II: заведывание отправкою и приемом дипломатических курьеров как в западноевропейские государства, так и в государства Азии и Америки. При Канцелярии находится литография Министерства. Департамент политических дел. Директор, 2 вице-директора.

Круг ведомства: Отделение I: заведывает политическою перепискою с европейскими и американскими государствами. Отделение III: заведывает политическою перепискою по среднеазиатским делам. При этом департаменте должна находиться первая экспедиция нынешней Канцелярии и отделение В. Сабанин был старшим чиновником при Канцелярии МИД и наряду с младшими чиновниками занимался дешифровкой иностранных документов. В состав персонала этого департамента должны входить лучшие редакторы дипломатических нот на французском и русском языке, которые имеются в ведомстве Министерства иностранных дел. Департамент консульских дел.

Директор, 1 вице-директор. Круг ведомства: Отделение I: заведывание консульской частью в европейских и американских государствах, за исключением Турции. Отделение II: заведывание консульской частью в Турции и в других восточных государствах. Отделение III: управляет торгово-промышленными делами, насколько этого требуют международные коммерческие трактаты и постановления действующего Консульского устава. Департамент общих дел. Директор, 1 вице-директор, юрисконсульт МИД.

Круг ведомства: Отделение I: заведывание сношениями МИД со всеми присутственными местами империи по общим делам; составление законопроектов по вопросам законодательным, возникшим в самом Министерстве, и дача заключений по законопроектам, сообщаемым из других ведомств; разрешение пререканий; составление заключений и справок по всем делам, возникшим в других установлениях Министерства, на основании трактатов, законов и международного права. Наконец, сюда же относится Юрисконсультская часть МИД, состоящая в ближайшем заведывании юрисконсульта Министерства и под высшим контролем директора Департамента общих дел. Отделение II: заведывает делами о защите прав и интересов русских подданных за границею и иностранцев в России; делами об экстрадиции, выдаче наследств, переходе из подданства, исполнении судебных поручений. Отделение III: составление грамот и кабинетных писем; засвидетельствование актов; вопросы этикета и церемониала, при этом же Департаменте находятся: Газетная экспедиция, библиотека Министерства, архив текущих дел, ныне находящийся при Канцелярии МИД. Управление архивами. В видах упорядочения нынешнего хаотического состояния архивов кажется совершенно необходимым сосредоточить управление всеми тремя архивами в руках одного лица и значительно увеличить личный состав и денежные средства этих установлений.

Под начальством директора Управления архивами должны находиться начальники: 1. Государственного архива и С. В 90-х годах министерские подразделения сообщали руководству МИД о расширении круга их деятельности, увеличении объема работы, повышении требований, предъявляемых к чиновникам, и о крайнем напряжении сил всех сотрудников. В связи с этим выражались просьбы об увеличении штатов. Так, в 1897 г. В какой мере эти вновь создавшиеся силою вещей обязанности департамента являются многосложными, можно заключить уже из того, что одних международных соглашений состоялось в 1881 г.

В записке отмечалось, что Департамент внутренних сношений ведает также деятельностью 66 консульств в Европе и Америке. В связи с этим повысились требования к профессиональному уровню чиновников, которые помимо соответствующего образования должны были иметь юридическую подготовку и знать не менее двух иностранных языков. Лобанов-Ростовский создал специальную Комиссию по пересмотру штатов Министерства и подготовил их проект для внесения в Государственный совет. Проект был составлен с учетом пересмотренного в январе 1896 г. Однако Лобанов-Ростовский успел лишь сообщить об этом проекте министру финансов, прося его выделить необходимые средства. Муравьев, возглавивший МИД в 1897 г.

Предложения министра были доложены царю и одобрены. Для достижения этой цели на товарища министра возложено более близкое, чем было доныне, участие в текущих политических делах, в том числе касающихся Востока. Вследствие этого обязанности товарища значительно увеличились, и так как кроме того в отсутствие министра товарищ призывается к исполнению его должности, продолжая в то же время заведывать текущим делопроизводством по Министерству, то представлялось целесообразным для облегчения его труда, сосредоточив в его ведении политические дела, заведывание административными делами соединить с должностью старшего советника, на которого в отсутствие товарища и при исполнении им должности министра будет возлагаемо заведывание на правах товарища текущими делами всего Министерства… Затем в видах упорядочения делопроизводства мне казалось также полезным изменить установившееся распределение дел между Канцеляриею Министерства и Азиатским департаментом. По закону в Канцелярии сосредоточивается политическая переписка, но политические дела, касающиеся Востока, отнесены к ведомству департамента Азиатского. Мотивируя необходимость увеличения штатов и повышения окладов, М. Об этом свидетельствует между прочим увеличение телеграфной переписки центральных его учреждений, которая в 70-х годах обходилась Министерству от 3000 руб.

Параллельно с развитием международных сношений ныне все чаще созываются международные конференции и съезды, заключаются трактаты и конвенции по самым разнообразным вопросам, устраиваются международные выставки, предпринимаются путешествия высочайших особ и уполномоченных правительств, - все это за последнее время удвоило количество работы Министерства. Наконец, собственные учреждения Министерства за границею посольства, миссии и консульства сильно возросли: по старым штатам таковых насчитывалось 102 учреждения 44 на Востоке и 58 в европейских странах с составом в 291 лицо, а теперь число их равно 147 69 в восточных государствах и 78 в европейских с составом в 376 чиновников. К этому надо прибавить нештатные консульские посты, которых было в 1869 г. Министр указывал на настоятельную необходимость увеличить число оплачиваемых младших сверхштатных чиновников и писцов и расширить штаты Департамента личного состава и хозяйственных дел на три единицы одного вице-директора и двух делопроизводителей. Все эти соображения после соответствующего одобрения Министерством финансов были внесены М. В то время географический район наших сношений с Востоком до известной степени оправдывал название департамента Азиатским.

III, т. XVII, 1897 г. При министре иностранных дел отныне состояли: один старший советник, два непременных члена Совета один из которых занимался разработкой важнейших вопросов международного права , два советника и восемь чиновников особых поручений. Товарищ министра и старший советник могли заменять министра на заседаниях высших органов государственной власти. В тех случаях, когда товарищ министра должен был заменять министра, его обязанности исполнял старший советник. Кроме того, на старшего советника возлагалось заведывание частью текущих дел МИД на правах товарища министра.

Азиатский департамент переименовывался в Первый департамент, а Департамент внутренних сношений — во Второй департамент. Из ведения Первого департамента изымались политические дела. Узаконивалась должность вице-директора Департамента личного состава и хозяйственных дел. Государственное казначейство выделило для МИД дополнительную сумму в 60 899 руб. По сравнению со штатами 1868 г. Добавочные средства шли, таким образом, на увеличение жалованья штатным чиновникам и увеличение числа оплачиваемых сверхштатных чиновников.

К прошению прикладывались документы, требовавшиеся по закону для поступления на государственную службу. Кроме того предполагалось, что на устном экзамене испытуемый продемонстрирует знания в области политической географии. Архивы МИД в этот период не претерпели изменений, однако деятельность С. Этот документ разработала Комиссия по архивным делам, созданная в Министерстве. Он был утвержден министром иностранных дел М. II Департамент, оп.

В инструкции определялся, в частности, порядок приема и хранения дел в архиве, а также порядок выдачи справок по архивным делам. На основе этой инструкции были составлены соответствующие инструкции отдельным подразделениям МИДа, которые должны были сдавать документы в С. Продолжалась работа по изданию договорных актов, дипломатических документов и справочных материалов. В 1886 г. На средства Министерства в 1886 г. В целом диапазон тематических сборников дипломатических документов и других материалов Министерства был достаточно широк и диктовался актуальностью тех или иных международных событий и насущными внутренними потребностями МИД.

Достаточно в этой связи сослаться лишь на некоторые работы, подготовленные Вторым департаментом МИД, ведавшим консульскими и торгово-экономическими сношениями с другими странами. Помимо правительственных, политических и дипломатических документов печатались также материалы, касающиеся внутреннего распорядка и функционирования Министерства и отдельных его подразделений. Так в 1888 - 1900 гг. Комиссия печатания государственных грамот и договоров при Московском Главном архиве в 1881-1900 гг. В целом к концу XIX в. Министерство иностранных дел, считавшееся одним из наиболее консервативных ведомств, подверглось некоторым переменам.

Однако реформа 1897 г. В этот период российская дипломатия стала значительно больше внимания уделять внешнеэкономическим вопросам. Было расширено заграничное, и особенно консульское, представительство. Для обсуждения внешнеполитических проблем стали все чаще собираться межведомственные Особые совещания с участием глав не только военного и морского ведомств, но и Министерства финансов. Министерство иностранных дел в 1900-1914 гг. С учетом преобразований 1897 года Министерство иностранных дел в начале XX века функционировало в основном по нормам, заложенным в прошлом веке.

Деятельность Министерства строилась на принципах жесткой централизации и строгой бюрократической иерархии. Министр иностранных дел обладал широкими полномочиями и, как и в начале XIX века, подчинялся только императору. Еженедельно в случае необходимости чаще министр являлся для личного доклада императору. Для сведения монарха составлялись ежегодные подробные отчеты МИД, на его рассмотрение представлялись всеподданнейшие доклады докладные записки по внешнеполитическим вопросам. Кроме того Николай II знакомился с дипломатической, а иногда и консульской перепиской, утверждал инструкции российским послам и посланникам. Если обстоятельства требовали безотлагательных действий, министр имел право принимать решения самостоятельно, но при этом он нес единоличную ответственность перед императором.

Практически в самом ведомстве решения, которые затем фиксировались в официальных документах, принимались министром и двумя-тремя его ближайшими соратниками. Они могли сразу направляться на утверждение императора или подлежали предварительному рассмотрению в Особых совещаниях и других высших органах государственного управления. Важнейшим подразделением Министерства являлась Канцелярия. Именно сюда стекались донесения российских дипломатических представителей за границей, а также другая информация, и вырабатывались проекты внешнеполитических решений. Однако в этой работе был задействован узкий круг высших чинов МИДа. Наряду с должностями товарища министра и старшего советника должность директора Канцелярии была одной из ключевых.

Хотя формально после преобразований 1897 г. Канцелярия должна была быть единственным политическим отделом Министерства, Первый департамент до 1897 г. Разделение политических функций между Канцелярией и Первым департаментом вело к нарушению в проведении единой политической линии Министерства. По мере усложнения задач и деятельности МИДа Канцелярия и три департамента наделялись новыми функциями, часто не свойственными их структурному устройству, и в связи с этим дублировали друг друга. Совет Министерства, задуманный как совещательный орган при министре, в к. XIX — нач.

XX вв. В Министерстве отсутствовало специальное подразделение, которое могло бы проводить тщательную юридическую экспертизу дипломатических документов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий