Значение деятельности клоуна в развитии культура российского общества

Таким образом, клоуны в России продолжают завоевывать сердца публики, предлагая захватывающее и веселое представление. Их история, насыщенная традициями и неизменным юмором, продолжает вдохновлять и радовать всех, кто ценит искусство и жаждет ярких эмоций. выявить основные тенденции влияния мировой цивилизации на современную российскую праздничную культуру; - определить созидающий потенциал праздничной культуры в решении проблем социального и культурного развития российского общества.

Взгляни, Ваня, на этих шутников их клоунов!

Олега Попова признаёт великим сам Чарли Чаплин, ещё при жизни именем "солнечного клоуна" назовут улицы в Бельгии и Германии. Клоуны в Советском Союзе занимали особое положение — они работали со смыслами, со словами, общались со зрителем на злободневные темы, но не были далеки от идеологии и партийных заданий. И при этом стали любимцами публики: веселили людей, дарили радость и смех, и от этого жизнь становилась немного счастливее.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа. В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.

Уже в устройстве городской жизни обозначались тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризую развитие досуговой деятельности до XVII века, замечу, что формы её не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу. XVIII век для России был переходным моментом, а для ярмарочной площадной культуры стало и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути, но об этом погодя. Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования. Из многочисленных явлений культуры и быта, возникших или начавших "новую жизнь" в Петровскую эпоху, обращу внимание на следующее.

Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств. Многолюдные гуляния и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы "на природе" на троицу и т. Сами гуляния назывались в народе "под горами" или "под качелями". Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств.

Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства. Ключевский отмечал, что ещё с середины XVII века на русское общество "стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями", причём это западное влияние неравномерно протекало в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних кругов. Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор. Слишком решительные и смелые реформы не редко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр "настойчиво искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний". Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия обязательно предполагавшее возведение триумфальных ворот , иллюминации, пародийные обряды и т.

Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра. Пётр увлекался фейерверками и часто принимал в них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней. Опыт фейерверочного театра, "огненных действ", как их тогда называли, позднее использовался и для создания сценических эффектов в театральных постановках и в балаганных феериях. XVIII век не без основания называют "играющим веком". Действительно, игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и временем просвещения.

Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения. Большое распространение в рукописной светской литературе того времени получили и "жарты"- небольшие стихотворные произведения комического и сатирического характера типа анекдота, бытовой новеллы , утверждающие в качестве положительных, ценных качеств человека здравый смысл, хитрость. И оригинальная русская бытовая повесть, и жарты, и сатирические произведения широко использовали отечественный фольклор, западный авантюрно-рыцарский роман, авторы их предпочитали разговорный язык с привлечением форм и выражений из области приказного делопроизводства. С конца XVII века всё более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские "потешные" листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики. Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население прежде всего городское с европейским ярмарочным искусством.

Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища. Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши.

Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах. Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские костюмы "артистов" вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов ложки, игрушки, дуги, прялки представляли для глаза тоже, что для уха - "гигантский, чудовищный, безобразный хаос" звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревёт труба, стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы, песни. Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.

Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е. Фомин, Д.

Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении обычно на три голоса или с терцовой второй , а также с аккордовым сопровождением. В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков. Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких, "частых" в отличие от "протяжных", "долгих" песен. Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина преимущественно в образе девушки или парня , к нему же обращены.

Сами частушки вполне определённо говорят о своих возможностях и значении в жизни людей. Короткие припевки издавна были известны на Руси. Они исполнялись на свадьбах, при различного вида играх и хороводах во время календарных праздников святки, масленица, красная горка, семик и др. У частушек, в отличие от их предшественников, нет этого качества "утилитарности": они - "чистая" лирика, поются обычно одна за другой без особого выбора, не обязательно сопровождаются действиями плясками. Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие.

Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима.

Они также использовали грим и надевали яркие и смешные костюмы, чтобы вызвать улыбки и смех у зрителей. В обеих цивилизациях клоун symbolized радость и веселье, а также притча о человеческой жизни. Они отражали радость жизни и способствовали укреплению сообщества. Эти персонажи клоуна воплощали искренность и свободолюбие, отражая неподражаемый стиль и внутреннюю красоту. Возрождение клоуна в эпоху средневековья Средневековье было периодом значительных изменений в обществе, культуре и искусстве.

В это время клоуны нашли свое место среди различных форм развлечений. Они стали популярными развлекателями на ярмарках, фестивалях и во время торжественных мероприятий. Клоуны средневековья были известны своими воздушными выступлениями, чудесными акробатическими трюками и комическими действиями. Они привлекали внимание публики своими костюмами ярких цветов и необычными причудливыми шляпами. Клоунские выступления велись на открытых площадках, где все могли насладиться зрелищем и забыть о повседневных заботах. Клоуны совершали жонглирование различными предметами, создавая настоящую сказочную атмосферу.

Они также использовали животных, таких как собаки, обезьяны и гуси, чтобы добавить еще больше разнообразия в свои представления. Клоунские выступления были не только веселыми и забавными, но и содержали социальную сатиру и критику. Возрождение клоуна в эпоху средневековья было связано с появлением новых форм развлечений и культурных событий. Клоуны стали символами радости, смеха и непосредственности, что сделало их незаменимой частью различных мероприятий того времени. Разнообразие клоунских традиций в мире В Европе клоуны часто ассоциируются с цирком и выполняют комические выступления во время представлений. Однако, в Азии, например, в Китае и Японии, клоуны играют важную роль в театральных представлениях и фольклоре.

В Китае они носят яркие костюмы и маски и выступают на публичных площадях, чтобы развлечь людей. В Японии также существует древняя традиция клоунов, известных как «но» — они используют жесты, мимику и комические акробатические номера. В Африке есть свои традиции клоунства. В некоторых племенах клоун изображает отдельную роль в ритуалах и церемониях. Они используют маски и костюмы, чтобы передать духовное и образовательное послание. Клоуны в Африке обычно изображают персонажей из местной мифологии и истории племени.

В Латинской Америке клоуны известны как «пайасы».

С точки зрения «обычного» человека, юродивый - это дурачок или безумец, однако зачастую юродство было своеобразной формой аскетизма. На самом деле люди эти занимались обличением пороков общества и власти ср.

Православная традиция демократично обошлась с юродивыми юродь - от дурак, безумный , придав им статус странствующих монахов и религиозных подвижников, то есть, опять же, борцов за божью справедливость. Примечательно, что и в Библии можно найти множество подтверждений тому, что роль дурака, шута, юродивого угодна богу, и лишь земным, не божьим людям, кажется идиотской. Не стоит забывать и о ритуальном смехе и шутовстве, корнями уходящем в язычество.

Смех, как очищение, как защита от глупости, как издевка над смертью ср. Шутовство, как победа над земной глупостью и пороками… Глупцы или мудрецы были шуты? Решайте сами.

Один из знаменитейших шутов 20 века, Бернард Шоу, как-то сказал: Мой способ шутить - это говорить правду. На свете нет ничего смешнее. Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей.

Первые Русские клоуны

Потому вопрос, как и ответ, впрочем, вечный. Юмор меняется молниеносно, необходимо быть хорошим и внимательным психологом. Сейчас шутки становятся грубее и по смыслу, и по форме подачи, нет долгой, скрупулезной работы над техникой. Профессионал, независимо от того, сколько лет трудится в некой области, должен работать над собственным усовершенствованием постоянно. Всю жизнь, если хотите. Потому клоуны еще той, советской школы — разносторонне развитые люди, нежели нынешние. Вообще, хороший клоун априори хороший психолог, физиогномист. Есть законы, которыми руководствуются артисты при работе с публикой. К примеру, если первый человек отказался выйти — «Не! Цепная реакция называется.

То есть за кулисами клоун четко отслеживает, кого можно позвать на сцену, кого не стоит. Например, как-то одному из клоунов зритель просто дал в глаз, потому что тот уселся на коленки его жены. Я понимаю его возмущение — человеку неприятна нахальная невоспитанность, хоть и преподнесенная в смешном виде. Люди не любят, когда из них делают дураков. Потому необходима коммуникация, не взаимодействовать со зрителем нельзя. Клоун, по сути, должен быть энергией и темпоритмом представления. Есть два метода работы со зрителем. Первый — когда клоун берет человека в качестве равного себе комического партнера, второй — когда малопрофессиональные клоуны выбирают зрителя, чтобы посмеяться над его внешними чертами. Скажем, сядут на крупную женщину и делают вид, будто скачут, зал смеется — человеку глубоко обидно.

Я никогда не выхожу за рамки принципов — ставлю человека в смешные ситуации, но не оскорбляю. Могу себе позволить сесть на коленки, заранее «прочитав» человека и его настроение, но делаю это деликатно и осмеивая в первую очередь себя. Либо вот недавно на спектакле «Золушка» гляжу — сидят бабушки. Я говорю: «О, Бурановские бабули приехали! Давайте-ка я вам примерю туфельки, авось подойдет». Они, понятно, смеялись вместе со всем залом. И им приятно, что сравнили со знаменитостями, и мне хорошо.

Но наши отечественные клоуны совсем другие. У каждого из них свой неповторимый образ. Они грустные и веселые, добрые и смешные, нелепые и трогательные. Сегодня свой день рождения отмечает Вячеслав Полунин. Давайте вспомним его и других советских и российских клоунов. Вячеслав Полунин Желтый мешковатый костюм, красный шарф и ботинки, напоминающие образ Мурзилки из одноименного журнала. Потрясающие пластика и мимика, позволяющие ему быть смешным и удивительно красноречивым, не произнося ни слова. Сегодня ему исполняется 64 года, он знаменитый клоун, обладатель престижных наград, создатель всемирно известных шоу и художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке. А полвека назад он был обыкновенным школьником-шалопаем, который радовал одноклассников и раздражал учителей постоянными шутками, выходками и ужимками. За это его, кстати, неоднократно выгоняли с уроков: кто ж знал тогда, что клоунада для него — не хулиганство, а призвание. Когда школьник Слава впервые увидел фильм с Чарли Чаплином , он тут же влюбился в этот образ и начал ему подражать: завел себе тросточку, огромные башмаки и ходил знаменитой чаплинской походкой. Но были и те, кто оценил талант юного весельчака. А потом — и весь Союз, когда в начале 1980-х Полунин создал свое знаменитое шоу "Лицедеи". Во время перестройки клоун уехал из нашей страны в Германию. Там он создал всемирно известное "сНежное шоу" , показав, что настоящему клоуну тесно в рамках циркового перерыва между номерами. Он может создать полноценное шоу, которое заставит взрослых людей снова почувствовать себя детьми. Полунин получил множество профессиональных наград в разных странах, а западная пресса называет его, ни много ни мало, а лучшим клоуном мира. Клоун Карандаш Чарли Чаплин вдохновлял многих клоунов мира, в том числе советских. В таком образе выступал и знаменитый Михаил Румянцев , родоначальник жанра клоунады в нашей стране. Но по-настоящему талантливые люди не повторяют, а создают новое. По этому пути пошел и Румянцев, когда создал своего Карандаша — маленького слегка нелепого человечка с усиками в мешковатом костюме, огромных ботинках и остроконечной шляпе. С тех пор он навсегда стал Карандашом. Даже сердился, если его называли по фамилии. И даже в Большую советскую энциклопедию вошел под псевдонимом. Его герой — добродушный, остроумный и по-детски непосредственный. При нарочитой неуклюжести клоун самостоятельно выполнял все акробатические трюки. Он смеется сам над собой, пытаясь повторить трюки фокусников или собрать сломавшуюся статую. Порой он выступал с четвероногим напарником — шотландским терьером по кличке Клякса. Карандаша знали и любили не только в Советском Союзе, но и во многих странах Европы и даже в Латинской Америке. Среди его учеников и помощников были знаменитые Шуйдин и Никулин. Последнего, кстати, можно увидеть, хоть и сложно узнать в этой сценке. Для некоторых веселить людей — это не просто призвание, а своя философия. Карандаш говорил: "У каждого вида искусства, у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь". А началось все неожиданно. Он был обычным учеником слесаря, когда начал заниматься акробатикой. В кружке он познакомился с цирковыми ребятами и решил стать одним из них. Его образ — Солнечный Клоун. Обаятельный жизнерадостный паренек с копной русых волос в полосатых штанах и огромной клетчатой кепке. В своих выступлениях он использовал самые разные цирковые умения: жонглирование, акробатику, эквилибристику. После перестройки Олег Попов уехал из России в Германию. Там Солнечный Клоун стал Счастливым Гансом. Леонид Енгибаров Как ни парадоксально, не всегда задача клоуна — веселить публику. Бывают и такие, кто заставляет задуматься, вкладывая в свои номера философский подтекст. Таким был мим, грустный клоун Леонид Енгибаров. Обычная черная одежда, никакого грима. Он совсем не похож на "коллег по цеху". И это делает его удивительным и запоминающимся. Его репризы больше похожи на пластическую поэзию, чем на традиционную клоунаду. Есть среди них веселые. А есть и весьма грустные. Судьба грустного клоуна оказалась еще более трагичной, чем его образ. Он умер от инфаркта, когда ему было всего 37 лет. Наверное, вкладывал слишком много сердца в свои спектакли. Вот оно и не выдержало… Юрий Куклачев Юрий Куклачев — это, пожалуй, самый узнаваемый и пародируемый клоун. В цирк его привели… нет, не кошки. А детская мечта и невероятное упорство. Он пытался поступить в цирковое училище семь лет подряд, и каждый раз ему говорили, что у него нет таланта. В итоге он поступил в техникум, а параллельно начал заниматься в народном цирке. С такими же любителями он выступал на смотрах самодеятельности. Там на него обратили внимание… и позвали учиться в цирковое училище!

В драмах и трагедиях Шекспира мы часто встречаемся с клоуном — Шутом. Самый знаменитый Шут из трагедии «Король Лир». Шутам у Шекспира отведена немаловажная роль. Они выступают в роли комментаторов и олицетворяют совесть главных героев. Шуты появились в суровую эпоху Средневековья при дворах королей и герцогов, которые старались заполучить «в шуты» самого остроумного и способного актера. Шутам было позволено высмеивать и критиковать самых высокопоставленных особ. Вот откуда наш клоун, высмеивающий гостей праздников? Шут и Король В России шутовство имеет давние традиции. При русских царских и боярских домах всегда жили шуты, развлекающие своими забавами господ и гостей. Знаменитый русский скоморох — средневековый актер «многостаночник». Скоморохи умели и петь, и плясать, и играть на инструментах, и животных дрессировали отменно. Как современный клоун с его бесконечными талантами. Ни один праздник на Руси не обходился без скомороха. Сегодня, организуя веселое мероприятие, мы в первую очередь задумываемся о приглашении клоуна. Скоморохи В Испании клоуны участвуют в Корриде. Это комическая Коррида, где клоуны и другие комики развлекают публику в перерывах между боями. Клоуны часто сами и изображают быка. Страшный клоун Есть еще один немаловажный образ клоуна — клоун страшный. Родился этот клоун в США, в цикле комиксов.

Клоуны играли комические сюжеты, вызывая улыбки и смех у зрителей. Их роли были очень востребованы в театре и цирке, где они ярко выделялись среди других актеров. Клоуны в древности также выполняли социальную функцию. Они служили разнообразием в повседневной жизни людей и были важными персонажами на праздниках и торжествах. Клоунские выступления переносили зрителей в мир смеха и радости, отвлекая их от серьезных проблем и повседневных забот. Таким образом, клоуны древности выполняли не только комические роли, но и создавали атмосферу радости и веселья, поднимая настроение зрителям и являясь неотъемлемой частью общества. Они стали предшественниками современных клоунов, которые продолжают вносить радость в жизнь людей по всему миру. Влияние и развитие клоунского искусства в Европе Клоунское искусство имеет древние корни и прошло сложный путь развития в Европе. Влияние клоунов на европейскую культуру было огромным и отразилось во многих аспектах жизни и искусства. В средние века клоуны часто выступали на ярмарках и фестивалях, распространяя радость и смех. Их появление на улицах сопровождалось шумом, криками и музыкой, привлекая внимание публики. Они использовали разнообразные трюки, акробатику и мимику, чтобы развлечь зрителей. С течением времени клоунское искусство стало более изощренным и театрализованным. Их представления стали более комическими и зрелищными, а клоунская мимика и жесты стали основными инструментами передачи эмоций и юмора. Французский клоун Жозеф Гримо Жо-Жо стал одним из самых известных клоунов своего времени. Он создал свой уникальный образ клоуна с ярким костюмом, гримом и выразительными движениями. Со временем клоунское искусство стало важной частью мирового театрального и циркового искусства. В Европе были созданы крупные клоунские труппы, такие как «Клоуны де Люневиль» и «Пиколино». Они путешествовали по всей Европе, демонстрируя свои навыки и таланты. Сегодня клоуны стали неотъемлемой частью различных цирковых представлений, мероприятий и театральных постановок во всем мире. Их влияние на европейскую культуру невозможно переоценить, так как они привносят радость, смех и эмоциональную яркость в жизнь многих людей. Откуда взялся современный образ клоуна Истоки клоунского искусства можно проследить в древних культурах, таких как греческая и римская. В этих культурах существовали комические маски и персонажи, которые исполняли смешные роли на театральных представлениях. Однако, современный клоунский образ начал формироваться во Франции. В конце XVIII века появились первые цирки, где артисты исполняли роли комических персонажей в костюмах. Один из таких артистов, Жозеф Грие, стал основателем современного клоунского искусства. Жозеф Грие создал свой уникальный образ клоуна, который впоследствии стал примером для многих других артистов.

Значение клоунизма в современной культуре

  • Советские клоуны: список, биография, творческий путь, фото
  • “Мне достаточно улыбки”: клоун рассказал о своей профессии
  • Часть вторая. Клоуны по-советски
  • Содержание
  • История клоунов в России
  • Советские клоуны. Самые известные клоуны ссср и россии

История возникновения и развития клоунады

Со времен античности они играли важную роль в обществе, поднимая настроение и принося радость. Но каково истинное значение и роль клоунов в современном мире? С одной стороны, клоуны являются искусством развлечения. Позже, возглавляя цирковые коллективы, Михаил Николаевич Румянцев всегда выстраивал программу в отличном темпе и строго следил за тем, чтобы каждый номер попадал в темп общего хода представления, а уж он, клоун Карандаш, не давал зрителю "остывать". Что такое клоун? Клоун — это артист, который специализируется на создании комических и забавных образов, цель которых заключается в создании положительных эмоций и развлечении зрителей. Какова роль клоунов в современном обществе? На манеж в образе Карандаша вышел в 1934 году в Ленинграде — маленький, тёмный весёлый клоун в остром колпаке, часто с маленькой собачкой, неуклюжий, но обаятельный.

Значение клоунов: несравненная мастерство и важность в искусстве

Этот клоун был удивительно талантлив; в его исполнении старые антре, такие, как «Вильгельм Телль», «Фокусы» или «Концерт», вызывали восторг зрителей, несмотря на наивность и кажущуюся бессодержательность этих старинных клоунад. 30 июня состоялось его долгожданное выступление в сочинском цирке в рамках циркового фестиваля "Мастер". В 2016 году у уже российского клоуна Попова был запланирован тур по России. Его выступления с аншлагом прошли в Саратове. Таким образом, значение клоунизма в современной культуре – это создание позитивной атмосферы, помощь в разрешении конфликтов, поднятие настроения и развитие творческого мышления. Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты, сатирики), однако чёткого подразделения не существует, большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах. Краткий курс норвежского блэк-метала теперь входит в обязательную программу для дипломатов: Институт дипломатической службы Норвегии признал это музыкальное направление одной из важнейших вех в развитии культуры страны.

Ну и кто из нас клоун?

выявить основные тенденции влияния мировой цивилизации на современную российскую праздничную культуру; определить созидающий потенциал праздничной культуры в решении проблем социального и культурного развития российского общества. Следующим значимым периодом в развитии российского искусства клоунады стало появление Дмитрия Комарова. Он создал уникальный образ клоуна Лихолетова, который стал популярен не только в России, но и за ее пределами. Психологическая роль клоуна в обществе. Одной из основных психологических ролей клоунов является способность вызвать улыбку и смех у людей. Смех имеет огромное значение для нашего эмоционального состояния, так как он способен снизить уровень стресса и тревоги.

Сообщить об опечатке

  • Клоунада: что это такое?
  • Советские короли смеха
  • Самые известные клоуны в России презентация
  • Правила комментирования
  • Клоунизм: что это значит и как он влияет на общество?

Значение клоуна

Таким образом, клоуны в России продолжают завоевывать сердца публики, предлагая захватывающее и веселое представление. Их история, насыщенная традициями и неизменным юмором, продолжает вдохновлять и радовать всех, кто ценит искусство и жаждет ярких эмоций. Эволюция роли клоуна в современном обществе. Современный клоун – это не просто персонаж цирка или карнавала, он стал настоящим актером и артистом, способным передать глубокие эмоции и вызвать искренний смех у своей аудитории. 3. Шляпа и ботинки курьезного фасона и подчеркнуто большого размера появились впервые в XVIII–XIX веках у немецких клоунов, которых называли Пикельхеринг, что означает «маринованная сельдь».

Клоун кто это: что за профессия, чем занимается и плюсы с минусами

Клоун в костюме Петрушки веселит и пугает, щекочет нервы и дарит зрителю мгновенья детского восторга от самых примитивных аттракционов - бесконечного серпантина и блестящего конфетти, со свистом улетающих к потолку шариков, дружно угаданной мелодии из плейлиста нулевых. Рамка спектакля - детские мечты, произнесенные звонко или шепотом, как отголоски давно прошедших дней. Петрушка "складывает" их в круг, очерченный колесом Сира большой обруч для трюков , и красиво вращается в нем. Выглядит как метафора человеческой жизни. Что важно, герой свободно покидает свое колесо, а затем вновь оказывается внутри него - на новом витке судьбы. Дикий черт, необузданный, воплощение хаоса. Спектакль вышел в конце февраля 2022 года и попал в общий "патриотический" тренд, хотя я к этому специально не стремился. Всегда обхожу темы политики, религии и секса. Мне хотелось поковыряться в теме трикстеров, безумных клоунов, их связи с потусторонним миром, - пояснил Андрей Кислицин, который по совместительству ведет на телевидении "Битву экстрасенсов".

Сегодня клоуны продолжают пользоваться популярностью в России. Они выступают как на больших аренах, так и на улицах городов. Все возрастные группы находят в них источник веселья и улыбки. Клоуны в России олицетворяют радость, креативность и жизнерадостность, привнося специальное волшебство в серые будни людей. Захватывающее представление клоунов Во время представления клоуны используют множество различных элементов и приемов, чтобы вызвать улыбку и восторг у зрителей. Они мастера комического тайминга, умеют играть на эмоциях и провоцировать смех у публики. Одной из ключевых особенностей клоунского искусства является его интерактивность. Клоуны часто взаимодействуют со зрителями, приглашая их на сцену или обращаясь к ним непосредственно. Это создает особое ощущение причастности и вовлеченности у каждого зрителя. Клоуны не только жонглируют, шутят и танцуют, но и активно участвуют в специальных конкурсах и играх. Это могут быть популярные игры, такие как ходьба на канате, акробатические трюки или даже магические номера. Интересно отметить, что история клоунского искусства в России насчитывает несколько веков. С первыми упоминаниями о русских клоунах можно встретить уже в XVII веке.

История восторженных поклонников Россия относится к странам, где клоуны имеют огромную популярность. С течением времени, они стали неотъемлемой частью развлекательной индустрии, представляя различные жанры и стили, чтобы удовлетворить интересы самых разных аудиторий. Изначально, восторженные поклонники начали появляться после прихода в Россию иностранных артистов. Их яркие и зажигательные выступления вызвали огромное восхищение у зрителей, и мало-помалу клоуны завоевали сердца русских. Со временем, история клоунов стала неразрывно связана с историей Российского цирка. Передовые клоуны из-за рубежа привозили в страну новые идеи и техники, которые активно принимались местными артистами. Клоуны начали организовывать свои представления и команды, предлагая по-настоящему захватывающие шоу. Самое интересное, что клоуны стали покорять не только большие города, но и маленькие деревни, показывая свое мастерство всей стране. И именно поэтому русские клоуны стали настоящей гордостью для народа. На протяжении многих лет клоуны продолжают привлекать внимание публики, своими неповторимыми номерами и зрелищными выступлениями. Исполнители разных поколений и жанров радуют зрителей своими незабываемыми выступлениями. Благодаря этому, поклонники клоунов в России не только наблюдают за их выступлениями, но и изучают их историю, придерживаясь девиза: «Поклоны клоунам, которые повсюду ходят с радостью и шутками». Развитие клоунады в России Первыми известными русскими клоунами были Эмиль и Энгельгардт.

В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней. Опыт фейерверочного театра, "огненных действ", как их тогда называли, позднее использовался и для создания сценических эффектов в театральных постановках и в балаганных феериях. XVIII век не без основания называют "играющим веком". Действительно, игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения. Большое распространение в рукописной светской литературе того времени получили и "жарты"- небольшие стихотворные произведения комического и сатирического характера типа анекдота, бытовой новеллы , утверждающие в качестве положительных, ценных качеств человека здравый смысл, хитрость. И оригинальная русская бытовая повесть, и жарты, и сатирические произведения широко использовали отечественный фольклор, западный авантюрно-рыцарский роман, авторы их предпочитали разговорный язык с привлечением форм и выражений из области приказного делопроизводства. С конца XVII века всё более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские "потешные" листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики. Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население прежде всего городское с европейским ярмарочным искусством. Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища. Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах. Гулянье представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разномастные, яркие наряды гуляющих и необычные броские костюмы "артистов" вместе с кричащими вывесками балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшимися всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов ложки, игрушки, дуги, прялки представляли для глаза тоже, что для уха - "гигантский, чудовищный, безобразный хаос" звуков, создающийся тем, что одновременно пищит шарманка, ревёт труба, стучат бубны, поёт флейта, гудит барабан, говор, возгласы, песни. Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка. Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е. Фомин, Д. Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере; не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении обычно на три голоса или с терцовой второй , а также с аккордовым сопровождением. В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков. Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких, "частых" в отличие от "протяжных", "долгих" песен. Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина преимущественно в образе девушки или парня , к нему же обращены. Сами частушки вполне определённо говорят о своих возможностях и значении в жизни людей. Короткие припевки издавна были известны на Руси. Они исполнялись на свадьбах, при различного вида играх и хороводах во время календарных праздников святки, масленица, красная горка, семик и др. У частушек, в отличие от их предшественников, нет этого качества "утилитарности": они - "чистая" лирика, поются обычно одна за другой без особого выбора, не обязательно сопровождаются действиями плясками. Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий. В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I, "ассамблей" неотъемлемыми элементами которых были музыка и танцы постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужино для дворянства. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др. Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались. Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: "общества самообразования рабочих". В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы. Культура в XX века Революционные события и гражданская война изменили содержание культурно-досуговой деятельности. Театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковь отделили от государства, школу - от церкви. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Руководство КДУ осуществляли Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования. Учреждениям культуры отводилась большая роль в деле просвещения, пропаганды, в борьбе за здоровый образ жизни, создании новой обрядности, развитию народно-художественного творчества. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликбез. Формы работы в КДУ отвечали требованиям нового политического строя: Митинги, митинги-концерты, политические доклады, диспуты на полит. И религиозные темы, лекции, вечера вопросов и ответов. Популярны стали различные "политигры", "политбои", "политсуды" и др. Средствами наглядной агитации и пропаганды стали плакаты, карикатуры, диаграммы. Театральные кружки ставили постановки на исторические темы. Создавались политкружки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий