Восьмая часть речи в котором обычно подводится итог выступления и даются перспективы на будущее

Традиционно под членением речи на смысловые фрагменты понимают трехчастную структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Каждая из частей имеет свои целевые установки, общая реализация которых и обеспечивает достижение целей данной речи в целом. заключение, в котором обычно подводится итог лекции и даются перспективы на будущее. Четвертая часть речи — описание. Здесь дается систематическая картина предмета, т.е. предмет рассматривается и по частям, и в целом.

Структура и композиция публичного выступления.

Они могут происходить в различных ситуациях, таких как презентации, лекции, выступления на конференциях или публичные выступления перед широкой аудиторией. В публичных выступлениях главная цель — убедить, вдохновить или информировать аудиторию. Они требуют хорошей организации мыслей, ясной и понятной речи, умения удерживать внимание аудитории и эффективно использовать невербальные средства коммуникации, такие как жесты и мимика. Публичные выступления могут быть формальными или неформальными, в зависимости от контекста и цели. Они могут быть подготовленными, когда выступающий заранее подготавливает речь и презентацию, или импровизированными, когда выступающий говорит без предварительной подготовки. Важно отметить, что публичные выступления — это навык, который можно развить и улучшить с помощью практики и обратной связи. Чем больше выступлений вы сделаете, тем лучше станете в этом деле. Виды публичных выступлений Публичные выступления могут быть различными по своей природе и цели. Рассмотрим некоторые из них: Информационные выступления Информационные выступления предназначены для передачи определенной информации аудитории. Они могут быть связаны с презентацией результатов исследования, представлением новых идей или концепций, объяснением сложных тем и т. Важно, чтобы информация была структурированной, понятной и интересной для аудитории.

Мотивационные выступления Мотивационные выступления направлены на вдохновение и мотивацию аудитории. Они могут включать в себя рассказы о личных успехах и преодолении трудностей, мотивационные истории, цитаты и примеры из жизни. Цель таких выступлений — вдохновить и поднять настроение слушателей, чтобы они смогли достичь своих целей и преодолеть препятствия. Учебные выступления Учебные выступления предназначены для обучения аудитории определенным знаниям или навыкам. Они могут включать в себя объяснение теоретических концепций, демонстрацию практических навыков, проведение учебных заданий и тестов. Цель таких выступлений — обучить аудиторию и помочь им усвоить новую информацию или улучшить свои навыки. Публичные выступления для развлечения Публичные выступления для развлечения предназначены для развлечения аудитории и создания позитивной атмосферы. Они могут включать в себя комедийные выступления, музыкальные выступления, танцы, шоу и т. Цель таких выступлений — развлечь и порадовать аудиторию, чтобы они получили удовольствие от мероприятия. Политические выступления Политические выступления предназначены для выражения политических взглядов, идей и программ.

Они могут включать в себя речи политиков, дебаты, презентации политических программ и т. Цель таких выступлений — убедить аудиторию в правильности своих политических взглядов и получить их поддержку. Это лишь некоторые из видов публичных выступлений. Каждый из них имеет свои особенности и требует определенных навыков и подготовки. Важно выбрать подходящий стиль и подготовиться соответствующим образом для достижения желаемого результата. Особенности публичных выступлений Публичные выступления имеют свои особенности, которые отличают их от обычного разговора или общения. Вот некоторые из них: Аудитория В отличие от обычного разговора, публичные выступления предназначены для большой аудитории. Это может быть группа студентов, коллег на работе, зрители на конференции и т. Важно учитывать потребности и ожидания аудитории при подготовке и проведении выступления. Цель Публичные выступления обычно имеют определенную цель.

Это может быть информирование, убеждение, развлечение или вдохновение аудитории. Важно четко определить цель выступления и нацелить все свои усилия на ее достижение. Структура Хорошие публичные выступления имеют четкую структуру. Они начинаются с вступления, в котором приветствуется аудитория и представляется тема выступления. Затем следует основная часть, в которой представляются основные идеи и аргументы. Выступление заканчивается заключением, в котором подводятся итоги и делается заключительное заявление. Речевые техники Публичные выступления требуют использования различных речевых техник для привлечения внимания аудитории и убеждения ее в правильности высказываний. Это может включать использование риторических вопросов, повторений, метафор и других стилевых приемов. Визуальные средства Для более эффективного воздействия на аудиторию, публичные выступления могут использовать визуальные средства, такие как слайды, графики, видео и т. Они помогают наглядно представить информацию и усилить ее запоминаемость.

Взаимодействие с аудиторией Хорошие публичные выступления включают взаимодействие с аудиторией.

Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления.

Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме. Рабочий план.

Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления.

Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расшйряется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре.

Характериой особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Эти восемь форм древнегреческие риторики называли частями речи. Части речи - это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания.

Первая часть речи - обращение. Это аргумент от личности говорящего. Здесь убеждает сам образ оратора.

Непосредственная задача обращения - расположить аудиторию к оратору. Сила обращения в том, что по правилам ведения речи всякий говорящий должен быть выслушан. Следует прервать любое занятие и выслушать того, кто обращается к вам.

Обращение создает и развивает фактическую функцию речи. Оно непосредственно связано с эмоцией любви. В обращении нельзя быть скучным, сердить публику или показывать пренебрежение к ней, кроме исключительных случаев.

Вторая часть речи - называние , или обозначение темы. Это тоже важный риторический аргумент.

Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок. Ошибки оратора Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют: Уделить достаточно внимания своему внешнему виду одеться удобно и солидно. Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт. Начинать выступление в медленном темпе. Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий и выработать навык использования различных голосовых техник. Самые важные мысли повторить 3 раза. Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.

Успешное выступление Таким образом, если старательно подготовиться, то каждый сможет качественно выступить перед публикой.

Эти восемь древнегреческих форм риторики называли частями речи. Композиция речи складывается как последовательность частей речи в той или иной конфигурации, когда одна форма сменяется другой, повторяется, комбинируется с другими различным образом. Части речи — это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Вот их классическая последовательность: обращение, название темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. Первая часть речи- обращение. Это аргумент от личности говорящего.

Здесь убеждает сам образ оратора. Но образ оратора действует через обращенную к аудитории речь. Поэтому содержание обращения — так или иначе высказанная просьба прослушать все то, что последует за ним. Непосредственная задача обращения — расположить аудиторию к оратору. Поэтому в обращении оратор представляет себя как человека определенного духовного склада и общественного положения , прямо или косвенно призывает выслушать речь, показывая свою осведомленность в нуждах, настроении и образе мыслей аудитории. В обращении важно быть обильным в словах, уметь отозваться о своей аудитории с похвалой, как прямой так и косвенной, можно прибегать к отступлениям. В обращении нельзя быть скучным, сердить публику или показывать пренебрежение к ней, кроме исключительных случаев. Вторая часть речи — называние, или обозначение темы.

Само название темы и ее объяснение составляют смысловой центр аргументации. Название темы должно, во-первых, соответствовать предмету речи, во-вторых, быть понятным аудитории и, в-третьих, быть построено стилистически так, чтобы заинтересовать слушателей. Если тема сформулирована с применением выражений, содержащих загадку, или если название имеет описательный характер, оратор обычно раскрывает его содержание, комментирует или делает слова комментария как бы названием отдельных частей своей речи, используя их как оглавление в последующем построении речи. Следующая часть речи — повествование. Здесь предмет лекции развивается в его историческом становлении.

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи

Затем следует основная часть, в которой представляются основные идеи и аргументы. Выступление заканчивается заключением, в котором подводятся итоги и делается заключительное заявление. Подготовка текста публичного выступления зависит от назначения речи, целей данного выступления. Выступающий должен ясно представлять себе, какова установка его речи, и в соответствии с этим строить ее. Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Четвертая часть речи – описание. Здесь дается систематическая картина предмета, т.е. предмет рассматривается и по частям, и в целом. 3. Повествование – здесь предмет речи дается в его историческом становлении. 4. Описание, в котором дается систематическая картина или системный анализ предмета.

Урок 2. План выступления

Традиционно под членением речи на смысловые фрагменты понимают трехчастную структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Каждая из частей имеет свои целевые установки, общая реализация которых и обеспечивает достижение целей данной речи в целом. Восьмая часть речи — заключение, в котором обычно подводится итог лекции и даются перспективы на будущее. Остановимся на некоторых особенностях публичного выступления. В композиции ораторской речи, таким образом, первый крупный этап — установление контакта. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Четвертая часть речи — описание, в котором дается систематическая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Четвертая часть речи – описание, в котором дается систематическая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям и в их соотношении, и в целом. В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент.

Учебное пособие для студента

Что в тосте? Обращение к гостям для привлечения их внимания. Кто-то еще копается в оливье, кто-то беседует с соседом, на спикере внимание людей пока не сильно сосредоточено. Далее он продолжает: «Иван Сергеевича многие из здесь присутствующих знают как примерного семьянина, верного товарища, который не раз выручал в трудную минуту. Мы знаем его как профессионального коллегу, который проявил себя в нашей компании как специалист экстра-класса». Это продолжение сбора внимания, обобщение и объединение гостей через знакомство с именинником. Это вступительная часть. Далее: «Однако мало кому известен тот факт об И. Это интрига. Тостующий вдруг вводит в свою речь резкий поворот. Вступление закончилось.

В этот момент гости откладывают вилку с котлетой, притихают и слушают, что же будет далее… «Однажды Иван Сергеевич отправился в далекую командировку. Это был сибирский город с типичным суровым климатом…» Начинается основная часть, где звучит история про И. Важно, что эта история рассказывается не просто так, а для того, чтобы показать какую-то сторону личности именинника, показать какое-то из его качеств. Эта история может быть рассказана как с юмором, так и с драмой, но важно, что она является центральной частью, главной мыслью, вокруг которой строится тост. Это и есть основа речи, в которой спикер раскрывает ключевые моменты, развивает свою мысль, приводит аргументы и т. В конце истории тостующий говорит: «И именно благодаря обостренному чувству справедливости, которым наделен наш Иван Сергеевич, все закончилось благополучно». Основная часть заканчивается, начинается переход к заключению, где дается резюме: «Хочу пожелать нам всем учиться у Иван Сергеевича этой справедливости и рассудительности, а ему желаю и впредь не терять остроты реакции и держать угол».

Они строили её из восьми форм, называемых частями речи. Части речи подробно описаны во многих учебниках по риторике Михайличенко,1994; Зарецкая, 1997; Радугин, 1998; Андреев, 1993; Толмачев, 1984; Белков и Яскович, 1997. Их умелое использование и логичное расположение составляет основу хорошего ораторского выступления. Части речи — это крупные риторические аргументы. В классической последовательности они расположены следующим образом: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. Непосредственная задача обращения — расположить аудиторию к оратору. Психологически действенность обращения объясняется тем, что когда к кому-либо обращаются, то этому человеку следует оставить свою работу, прервать любое занятие и выслушать говорящего. Если внимание слушателей в ходе выступления начинает ослабевать, обращение — хороший ораторский приём. Наиболее часто употребляемые обращения в ситуациях делового общения в современной русской деловой речи — «Уважаемые коллеги! Вторая часть речи — называние темы. Эта часть речи определяет заинтересованность или незаинтересованность слушателей выступлением. Нужно помнить, что тема — центр содержания речи, и по её названию уже можно предполагать все возможные аргументы. Третья часть речи — повествование. Начать его нужно с формулировки основного тезиса, в котором должна раскрываться цель выступления и средства её достижения — система посылок и умозаключений. Основной тезис должен пониматься однозначно, не содержать в себе противоречий. Далее в повествовании развивается предмет лекции в его историческом становлении. Четвёртая часть речи — описание. Это системный анализ предмета, т. В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент.

Дело в том, что в основе любого поступка лежит набор целевых установок, который называется мотивацией поступка. Речь — тоже поступок, и в основе этого поступка всегда лежит конкретная психологическая цель. Предположим, вы обращаетесь к человеку, который вам неприятен. Цель у вас может быть любая. Например, уговорить его выбрать в качестве изучаемого языка — французский. Достижение поставленной цели должно быть ориентировано на добро, стремление вызвать позитивные чувства у собеседника. Очевидно, что изначальная конфронтация между оратором и его слушателем слушателями вряд ли способствует реализации таких установок. Иногда удается «разрядить» конфликтогенную ситуацию с помощью так называемых «риторических крючков» А. К ним можно отнести краткий рассказ о ком-то удивительном случае, юмористическое замечание, комплимент, афоризм, то есть все то, что может помочь добиться доверия, вызвать приятные эмоции у аудитории. Кроме того, для достижения понимания с аудиторией необходимо предусмотреть конструирование, так называемых, общих мест. Общие места — это области содержания речи, которые признаются всей аудиторией как правильные и проверенные общественным опытом. Появление термина «общие места» восходит к Аристотелю и его метода поиска аргументов путем членения действительности на прошлое и будущее, должное и возможное, а также метод усмотрения «меры существования вещей». Как пишет И. Герасимова, цель общих мест, или топосов — навести говорящего на нужные мысли и необходимые элементы»[29]. Герасимова, определяя общие места как риторические клише, стандартизованные ходы, отмечает, что анализ общих мест говорит о многом, он позволяет понять стиль эпохи, динамику представлений, прояснить концепты идеологических направлений, философских школ. Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке. Однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от объема речи и предполагаемых выводов. В учебнике Е.

У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные эмоционально насыщенные фразы. У заключения — закрепить в сознание слушателей основные уже высказанные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление. Теперь поговорим конкретно о частях публичной речи, что они из себя представляют. Виды вступления. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию безальтернативно 3. Не навязывает слушателям, какую-то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий.

Структура публичного выступления — понятие, задачи и функции публичного выступления

Четвертая часть речи — описание, в котором дается систематическая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Тема 1. Структура публичного выступления. Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

Структура монолога

И, наконец, третья группа носит собственно лингвистический характер. Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью. Сюда можно отнести: владение нормами русского литературного языка; умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом; умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью; умение правильно и доступно строить высказывания. Жанры публичной речи Различные выступления нам приходится слушать достаточно часто. В зависимости от того, кто, кому и по какому поводу говорит, мы можем разделить публичную речь на несколько жанров.

Первый из них — это общественно политические речи. Примерами могут служить выступление кандидата в депутаты; доклад на партийном собрании и тому подобное. Выступление на научную тему: лекция в институте; выступление на научной конференции и т. Торжественные речи — это речи, которые произносят на различных праздниках, юбилеях.

Сюда можно отнести поздравительные высказывания, тосты и вообще все речи, связанные с какими-то особенными датами и посвящённые им. Жанр определяется в соответствии с коммуникативной целью. Если цель докладчика — сообщить научную информацию, то он выбирает один из научных жанров.

Оратор должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия термины , предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом.

Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Речь должна быть ясной, четкой, по возможности краткой. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории.

Важно определить, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них впечатления. Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать. Коммуникативная фаза - это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т. Основными элементами речи в выступлении являются: 1. Введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления.

Главная идея; 3. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты сообщения; 4. Заключение, в котором подводятся итоги. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения.

В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края". Цель введения - привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть свободным, естественным. Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.

В основной части выступления развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методов последовательного изложения идеи: Индуктивный метод- изложение материала от частного к общему.

Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях; Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера; Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей; Концентрический метод- расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.

Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу; Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней; Исторический метод - изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.

Продумывая структуру своей речи, выступающий не должен забывать о поддержании внимания, которое со временем притупляется и человек перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать: - обращение к слушателям с неожиданным вопросом; - прерывание речи, использование паузы; - вопросно-ответный ход; - примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.

Сюда же, на наш взгляд, следует отнести особенности темперамента человека.

Установлено, что коммуникативный потенциал — относительно стабильное личностное образование, формирующееся в детстве. Важными факторами его развития являются: общий характер взаимоотношений в семье, уровень эмоционального контакта между родителями и детьми, личный опыт общения и т. Высокий уровень коммуникативности, общительности — условие успешной адаптации человека в любой социальной среде, по отношению к разным видам деятельности, его продуктивного взаимодействия с другими людьми.

Отсюда практическая значимость формирования потребности в общении, воспитания коммуникативных способностей и умений, что должно начинаться с детства и осуществляться на протяжении всей жизни человека. Петровская различает общение по принципу субъектно-объектной и субъектно-субъектной схем. В первом случае только один из партнёров выступает в полноправной роли субъекта, в то время как второму партнёру отводится роль простого объекта взаимодействий и манипуляций со стороны первого.

Таково, в частности, общение по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т. К этому же типу относятся и случаи доминирования одного из партнёров, когда по тем или иным причинам общение не приобретает характера подлинного диалога, а остаётся монологическим. Субъектно-субъектные принципы предполагают равенство психологических позиций участников, стремление к сопереживанию, обоюдную активность сторон, при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.

В процессе общения человек оказывается в роли субъекта и объекта этого общения. Как субъект он познаёт других участников общения, проявляет к ним определённое отношение, т. И одновременно он оказывается объектом познания для тех, с кем общается, так как они оказывают на него воздействие.

Это одновременное пребывание то в роли субъекта, то объекта характерно для любого процесса общения. По мнению польского психолога Е. Мелибруды, для успешного общения важна реализация некоторых факторов.

Первый — это так называемая надёжность говорящего, предполагающая открытую демонстрацию своих намерений; проявление тёплого и доброжелательного отношения; демонстрацию своей компетенции в обсуждаемом вопросе; умение убедительно излагать. Второй фактор — понятность сообщений. Эффективность коммуникации возрастает, если говорящий исчерпывающе и конкретно формулирует свои мысли, так, что собеседнику становятся до конца понятны его идеи и точки зрения.

Необходимо уточнять, высказывает ли говорящий собственную точку зрения или передаёт разделяемую им точку зрения других. Тогда слушатель яснее представляет себе источник информации, что способствует лучшему пониманию партнёра. Третий фактор, необходимый для успешного общения — наличие обратной связи.

Примером отсутствия данного фактора может служить отказ от демонстрации чувств, вызванных замечаниями партнёра, стремление придать своему лицу в важных ситуациях межличностного общения выражение «непроницаемой маски», соблюдение конвенциональных форм вежливого поведения. Опасность подобного отношения коммуниканта заключается в том, что при отсутствии информации о том, как его воспринимают собеседник сам формирует у себя некоторые представления общение этом, зачастую не совпадающие с действительностью. При рассмотрении процесса общения следует обратиться к соотношению понятий «общение» и «деятельность».

В научной литературе прослеживаются различные подходы к этой проблеме. Так, М. Каган, занимаясь философской теорией деятельности, приходит к выводу, что общение лежит в пределах деятельности, являясь одним из её составных видов 57, с.

Мудрик утверждает, что «с точки зрения педагогики выделение свободного общения как особого вида деятельности может быть признано весьма целесообразным». В то же время Л. Буева трактует общение как нечто принципиально иное, чем деятельность: «Деятельность и общение — две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого индивидуального и общественного процесса жизни» 16, с.

Некоторые исследователи полагают, что тот или иной вид деятельности игра, учение, труд и др. Эта деятельность, как правило, прямым образом воздействует на распределение ролей при осуществлении межличностного общения занятых в этой деятельности людей. Пассов считает, что общение, как и любой вид человеческой деятельности, целенаправленно, мотивировано, предметно и имеет свою структуру.

Процесс общения можно представить следующим образом. Между потенциальными участниками общения всегда существуют определённые взаимоотношения отсутствие отношений — тоже отношения, только нулевые. В какой-то момент у общающихся или у одного из них появляется потребность вступить в контакт - потребность, связанная с той или иной стороной жизнедеятельности человека.

Это может быть потребность в чём-то; тогда общение является как бы вспомогательной деятельностью, позволяющей достигать объект своей потребности. Но это может быть и потребность в самом общении, тогда общение — самостоятельная деятельность. Взаимоотношения собеседников Е.

Пассов определяет как предмет деятельности. В предмете реализуется потребность, в результате чего она становится мотивом деятельности. Некоторые авторы акцентируют внимание на разграничении понятий «общение» и «коммуникация».

Зарецкая определяет коммуникацию как единичный акт общения, а коммуникативную деятельность как синоним общения 47, с. Соколова определяет коммуникацию как смысловой аспект социального взаимодействия. Существует мнение, что коммуникация — нечто большее, чем простой обмен информацией и общение вообще.

Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в различных общественных и социальных процессах и позволяет этим субъектам активно включаться в общественные отношения. Соколов считает, что коммуникация состоит в обмене значимой информацией между людьми посредством языковых знаков и других культурных символов. Коммуникация предполагает целенаправленную передачу и избирательный приём информации, хотя она не всегда приводит к согласию и взаимопониманию.

С точки зрения выделения в процессе общения его коммуникативной, интерактивной, перцептивной функций, О. Киселёва определяет коммуникацию как ту форму общения, где коммуникативная функция выступает на передний план 62, с. Каган пишет, что в философской и психологической литературе общение часто определяется как передача сообщений либо обмен сообщениями.

Он не согласен с подобным подходом и считает, что общение следует определять как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность или повышающей степень этой общности » 57, с. То есть он разграничивает подлинный диалог, предполагающий возрастание информации и просто обмен мыслями. В этой связи он разграничивает понятия «общение» и «коммуникация».

Коммуникацию он определяет как процесс однонаправленный, причём количество информации уменьшается при движении от отправителя к получателю. А при общении информация «циркулирует между партнёрами, поскольку оба они равно активны и потому информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе её циркуляции» 57,с. Проблеме общения посвящено немало исследований в педагогической науке, во многом это касается педагогического общения.

Кан-Калик отмечает в педагогическом общении ряд этапов: моделирование педагогом предстоящего общения с классом, аудиторией прогностический этап ; организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент изначального взаимодействия с ними начальный период общения ; управление общением в развивающемся педагогическом процессе; анализ осуществлённой системы и моделирование системы общения на предстоящую деятельность 59, с. Автор рассматривает общительность как профессиональное качество педагога и выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической общительности: наличие устойчивой потребности в систематическом общении с детьми в самых различных сферах; взаимодействие общечеловеческих и профессиональных показателей общительности; эмоциональное благополучие на всех этапах общения; продуктивное влияние общения на остальные компоненты педагогической деятельности; наличие коммуникативных навыков и умений 59, с. Соколова анализирует понятие «коммуникативное поведение учителя».

Под этим понятием подразумевается такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы. Для характеристики коммуникативного поведения учителя значительны такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращаться к ученикам, отвечать им, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речи. Широко рассматривались в педагогической науке и коммуникативные умения учителя.

Кан-Калик выделяет следующие коммуникативные умения учителя: умение педагога общаться на людях, умение через верно созданную, управляемую систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им 59, с. Но автор подчёркивает, что это лишь наиболее важные, укрупнённые группы коммуникативных умений учителя, которые в свою очередь включают в себя массу других компонентов: например, умение устанавливать психологический контакт, умение «завоёвывать» инициативу в общении, умение организовывать «приспособления» в общении и т. Составной частью вышеназванных умений является умение учителя слушать.

Некоторые исследователи выделяют его отдельно как принципиально значимое. Щетинин пишет: «Профессиональная болезнь многих учителей — неспособность слышать другого. Это абсолютизирование себя — одна из причин разобщения с учениками и друг с другом».

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Специфика делового общения Каждый человек в процессе жизнедеятельности выполняет множество функций: служебные, семейные, в ходе реализации которых складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

Это обуславливает наличие разных видов общения: личностное, деловое и т. Деловое общение определяется как вид межличностного взаимодействия, направленного на достижение какой-то предметной договорённости. Для выделения специфики этого вида общения сравним его с некоторыми другими.

Так, функционально-ролевое общение определяют как взаимодействие на уровне социальных ролей партнёров начальник-подчинённый, учитель-ученик, продавец-покупатель. Здесь задействованы определённые нормы и ожидания, общаются здесь ролевые маски. Выделяют также личностное общение, которое реализует личностные отношения в их явном виде они могут быть в разной степени окрашены ролью человека в обществе.

Так, учитель и ученик могут вести себя в зависимости не только от «правил», предписанных ролью учителя и ролью ученика, но и как личности со всеми её составляющими — мировоззрением, личным опытом, чувствами, эмоциями, статусом в коллективе. Некоторые авторы 47, 15, 57 выделяют общение ради общения — для удовлетворения человеческой потребности в контактах. В отличие от вышеназванного деловое общение между людьми возникает при выполнении какой-либо деятельности.

При этом потребность в коммуникации диктуется не только личностными, но и профессиональными задачами. От функционально-ролевого этот вид общения отличает то, что решаемые проблемы затрагивают здесь интересы не «маски», а самого индивида и заставляют его мобилизоваться. Зарецкая считает 47, с.

В отличие от других видов общения цель делового общения — достижение результатов совместной деятельности. Именно подчинение интересов коммуникантов достижению общей цели отличает деловое общение от любого другого. Ильина понимает под деловым общением «межличностное взаимодействие, направленное на достижение общности субъектов, выполняющих или предполагающих выполнение совместной деятельности» 55, с.

Целью делового общения автор видит обслуживание предметной деятельности и выделяет следующие компоненты культуры делового общения: когнитивный система необходимых знаний, норм и правил делового общения , мотивационно-нравственный осознанное проявление качеств, определяющих культуру общения: вежливость, такт, эмпатия и т. В своём диссертационном исследовании И. Кононенко определяет некоторые характеристики делового общения 67, с.

Субъективные условия — пол, возраст, социальное положение, индивидуальные характеристики, психическое и физическое состояние партнёров. Средствами делового общения выступают вербальные, мимические, пантомимические и паралингвистические средства. Способы общения — конкретные приёмы использования коммуникативных средств в различных формах делового общения.

Результатом делового общения могут стать поведение, эмоциональное состояние партнёра, изменённое с соответствии с идеальной целью коммуникативной деятельности, а также информация, полученная одним партнёром и усвоенная другим. Если результат не совпадает с целью деятельности, она может быть продолжена. В широком смысле деловой разговор мы понимаем как речевой контакт для установления деловых отношений.

Деловая речь имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику. Прежде всего, необходимо подчеркнуть существующее различие между устной и письменной формами деловой речи. Устный деловой разговор в отличие от письменного предполагает непосредственное общение, что даёт возможность использовать невербальные средства мимику, жесты, интонацию и т.

Здесь же подразумевается и наличие определённых психологических знаний создание благоприятного психологического климата, умение выслушивать собеседника, разрядка отрицательных эмоций, техника самоуспокоения и т. Непосредственное общение исключает возможность предварительного обдумывания, что допускает непринуждённые формы общения, отход от принятых норм литературного языка. Эти и ряд других особенностей отличает устную форму деловой речи от письменной.

Мы рассмотрим в данном разделе преимущественно устную форму деловой речи. Прежде всего коснёмся фонетических аспектов делового разговора. В деловом разговоре необходимо, в первую очередь, соблюдать правильность в произношении и постановке ударений.

Для устной литературной речи есть общепринятые нормы произношения, обязательные для каждого культурного человека. Необоснованные отклонения от этих норм мешают взаимопониманию, являются признаком неполного владения русским литературным языком и даже серьёзных пробелов в воспитании человека.

Сила обращения в том, что по правилам ведения речи всякий говорящий должен быть выслушан. Когда к кому-либо обращаются, то этому человеку следует остановить свою работу, и выслушать обращение.

Правило предпочтения слушания любым действиям заучивается с детства и приобретает характер автоматизма. Поэтому на обращение аудитория всегда отвечает напряженным вниманием. В обращении, кроме исключительных случаев, нельзя быть скучным, сердить аудиторию, показывать пренебрежения к ней. Нужно уметь отозваться о своей аудитории с похвалой, как прямо, так и косвенно.

Иногда можно пропустить обращение, если аудитория уже расположена слушать. Вторая часть речи — название или обозначение темы. Название темы и её объяснение составляют смысловой центр аргументации. Название темы должно: 1.

Соответствовать предмету речи; 3. Стилистически построено так, чтобы заинтересовать слушателей. Название темы — необходимая часть композиции речи любого публичного выступления. Третья часть речи — повествование.

Здесь предмет выступления развивается в его историческом становлении. История предмета обычно легко воспринимается аудиторией. События, составляющие повествование избираются так, чтобы подвести слушателя к определенным выводам. Невозможно дать полный состав событий, что делает повествование уязвимым для критики.

Схема № 1. Внимание! При подготовке речи необходимо учитывать следующее психологическое

Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, – это логическая последовательность и стройность изложения материала. Искусство публичного выступления и дискуссии. Особым видом речевой коммуникации, в которой реализуются все виды демонстрации, является спор. заключение, в котором обычно подводится итог лекции и даются перспективы на будущее. заключение, в котором обычно подводится итог выступлений, даются перспективы на будущее. Последний компонент композиции публичной политической речи — заключение, составляющим которого является воззвание, обращение к сердцам слушателей и их эмоциям. В заключении подводят итог и дают перспективы на будущее.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий