Литературная и театральная критика и выступления

Перед нами большеформатное многостраничное незаурядное издание ('Евгений Вахтангов в театральной критике'. Редактор-составитель В.В. Иванов). Театровед Владислав Иванов и его соратники Мария Львова и Мария Хализева много лет заняты талантливой.

О новых и старых формах театральной критики

И ремонтом он занялся умело. Но как с художественным наполнением знаменитой некогда сцены? Тут бразды правления взяла Полищук. Нет, нельзя сказать, что Кехман совсем отошёл от влияния на творческую программу театра — не таков характер у Владимира Абрамовича. Однако в основном доверился энергичной Галине — это факт. А под её натиском очень скоро как дым растаяли все громогласные обещания, с которыми вступал он на новый свой третий одновременно! При этом понимая: главное, что надо публично твердить, — «будем следовать курсу Татьяны Васильевны». Чем на деле это обернулось, теперь известно. Кехман тоже с порога клялся в верности делу Татьяны Васильевны, официально утверждённой на должность президента театра.

Особую радость у многих вызывали его заявления о намерении восстановить лучшие спектакли доронинского репертуара. Кое-что действительно было возобновлено. Однако лишь кое-что, не более. В остальном формирование репертуара пошло в иную сторону. Я-то считаю такое недопустимым, а подтверждение нахожу во всей истории русского и, пожалуй, даже мирового театра. Слишком откровенно подаётся главная цель — привлечь зрителя. Привлекать людей в театральный зал, конечно, необходимо, но в данном случае именно про подобные варианты говорится: «спекуляция», «дешёвка». Потому что проще простого выстроить целый ряд аналогичных пьес-«приманок»: «Женщины Пушкина», или Лермонтова, или Блока, Маяковского и т.

Но будет ли в этом подлинное искусство? Единственным достоинством постановки Полищук я бы счёл портретное сходство исполнителя главной роли с его героем. Но народ-то идёт! Своего рода «клубничка»… Когда же Полищук пришлось взяться за одного из самых любимых доронинских авторов — Валентина Распутина, получился полный провал. И в ответ на критику поддерживающие её апологеты начали тогда вовсю развивать тему западной формации данного режиссёра. А русские писатели-«почвенники» с их деревенской темой ей, дескать, не родня. И ведь на самом деле своими пристрастиями и сценической ориентировкой она всё больше и больше подтверждала именно такую оценку. Родилась и росла Полищук в Риге.

Трудовое поприще начинала стюардессой в Рижском аэропорту. Несколько наших читателей, откликнувшись на статью Г. Орехановой, написали, что там бы и надо было Полищук оставаться, но вот пошла в режиссёры… Горбачёвская «перестройка» окончательно закруглила и утвердила её европейско-американский курс. Во всяком случае, довольно обширный список пьес, поставленных ею в разных театрах, русскую и советскую литературу представляет минимально. А если за что-то оттуда и бралась она, то результат следовал подобный «Герою нашего времени», выпущенному в Астраханском драматическом театре пять лет назад. Мы решили перепечатать полностью статью об этом спектакле из астраханской прессы, чтобы вы, читатели, могли убедиться: к тому времени было уже абсолютно ясно, на что способна такая режиссура. И за это, выходит, Полищук удостоена чести быть взятой в Москву, да ещё главным режиссёром, да к тому же в театр величайших традиций! Позволю себе поставить вопрос ребром: а смотрел ли кто-нибудь из российского министерства культуры хоть какие-то две-три постановки этого «творца»?

У меня на сей счёт бо-о-льшие сомнения. Налицо вопиющий негативный опыт, плоды которого пожинать приходится весьма широко. Полищук продолжает внушительно его пополнять. Осмыслим то, что вызвало статью Г. В нынешнее время уже не удивляет, когда театр ставит не пьесу классика, а нечто «по мотивам пьесы». Или фильм снимается — тоже «по мотивам». И что сие значит? А любое препарирование текстов, созданных крупнейшими талантами или даже гениями прошлого.

Именно они обеспечивают любимой мысли весьма важное приключение. Вскоре после выхода пьесы она была поставлена Валентином Плучеком в Московском театре сатиры, и тот спектакль врезался в память. Судакова играл Анатолий Папанов, он становился явным центром действия — жесткий, грубый, циничный, упакованный в броню собственных заслуг.

Это был «глухарь», который намеренно не помогал заболевшему другу, намеренно же не шел на похороны его сына и не выручал из беды сына бывшей одноклассницы. Он был глух и слеп, но тверд и крепок и намеревался долго сидеть в своем теплом гнезде, куда не проникали звуки жизни. Спектакль шел во времена генсека с выпадающей челюстью, президиумов, сиявших сотнями седых или лысых макушек, очередей за дефицитом и телепередач «От всей души».

Все читалось со сцены, но одновременно театр сосредоточивался на развитии семейной драмы, и каждый ее поворот, каждое внутреннее движение героев игралось подробно, со страстью. У Богомолова все происходит как будто в рапиде. Пробалтываются целые куски, связанные с неблаговидными поступками Судакова, с душевными метаниями Искры 46 и юного Прова Судакова, который, выбрав себе простую девчонку, нарушил кастовую замкнутость.

Судакова играет Олег Табаков, и только ленивый не воспользовался поводом сравнить: вот, дескать, когда-то рубил саблей мебель в розовской пьесе «В поисках радости», а теперь сыграл перспективу, то, что сделалось с тем героем. Но на самом деле Табаков не играет перспективу, он очень точно, очень деликатно и очень искренне играет энтропию. Его Судаков добродушен, мягок, расслаблен, давно постарел, давно не держит удар, давно пригрелся в своем гнезде.

Первый сердечный приступ случается с ним раньше, чем он узнает, что его обскакал собственный зять. Это не папановский Судаков, который привычно выпускал старые когти. У этого когти давно сточились, а сердце могло прихватить даже от сытного праздничного ужина и скромного возлияния.

Рядом с ним все время находится супруга, неподражаемая Наталья Тенякова, уютная надежная женщина в свободной трикотажной кофте, домашней и одновременно качественной, дефицитной по тем временам. Эти ее безмолвные, полные достоинства и привычного участия проходы по дому, эти подачи-уборки посуды, эти уютные пассы, эти низкие грудные «а? С такой подругой хоть в разведку иди, и вдруг посещает подозрение, что режиссер подобного эффекта вовсе не ожидал.

Так же как не ожидал его от Розы Хайруллиной, играющей пьянчугу-продавщицу Губанову. В спектакле, который принципиально избегает подробных психологических, «вкусных» сцен, однажды возникает именно такая сцена, и она способна забить своей человеческой театральностью весь концепт. Пров попадает в милицию, и продавщица, мамаша его девчонки, которую прежде бы не пустили и на порог судаковских апартаментов, вызволяет мальчишку благодаря своим дворовым связям.

Тонкий эстет, глубоко чувствовавший особенности современной ему художественной культуры, глубоко раскрыл ее особенности. Наиболее известная работа, переведенная на русский язык, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» впервые изд. Центральной незавершенной работой В.

Беньямина были «Парижские пассажи». Незадолго до гибели были написаны афористические тезисы «О понятии истории» и примыкающий к ним «Теолого-политический фрагмент». Основные произведения были опубликованы ряд работ по инициативе Т.

Адорно и переведены на многие языки мира во второй половине ХХ в. Современные семиотические исследования во многом обращаются к трудам Беньямина. Работы его, помимо журналов, опубликованы в: «Историко-философском ежегоднике» 1990.

Махлина, Лекции по семиотике культуры и лингвистике, 2010 Настоящая книга формировалась в течение четырех последних десятилетий преимущественно как повременные наблюдения за текущей отечественной поэзией и прозой. Однако мною как литературным критиком руководила непреходящая потребность соотносить эти свои наблюдения с классическими именами XIX и XX столетий без какового включения в «большое время» анализ текущего потерял бы для меня смысл , а также — с философско-идеологическими мотивами и филологическими идеями, находившимися в обороте заодно с современной мне литературной продукцией. Состав и структура книги, надеюсь, отражают разнонаправленность и единство интересов ее автора.

Ирина Бенционовна Роднянская, Движение литературы. Том I, 2006 В литературной критике и научных исследованиях неоднократно предпринимались попытки изучить особенности филологической прозы и ее жанровую специфику Так, по мнению Вл. Ольга Ладохина, Филологический роман: фантом или реальность русской литературы XX века?

Например, правозащитник Людмила Алексеева в дискуссии «Свобода в современной России: какова ее ценность? Евгений Ясин, открывавший эту дискуссию, утверждает: «…либо Россия будет свободной страной, либо у нее не будет перспектив», — обращая тем не менее тревожное внимание на то, что «гражданские права и свободы, как правило, не получают у людей высоких оценок в ряду ценностей». А ведь совсем — исторически — недавно дело до «прав» писателю было.

И общество бурно реагировало на писательский месседж. И было не только гражданским обществом, но и читательским сообществом. Группа авторов, Либерализм: взгляд из литературы, 2005 Связанные понятия продолжение Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти.

Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР по данным 1987 года , хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы такие как армянская, которая старше русской , но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших... Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы, вообще поэзия литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового музыка, изобразительное искусство. От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла.

Очерк — это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Граница между этими двумя формами не всегда очевидна, так же, как и граница между различаемыми по затронутой... Задачами критики являются...

Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму если не выделять натурализм. Критик греч. Во 2-й пол.

А еще поет молодой Иосиф Кобзон, увенчанный проволочной шевелюрой. И возникают кадры парадов Победы — того, легендарного, 1945 года и встык — трескучего, теперешнего. Соц-арт не дает режиссеру покоя, и выходит знаменосец, а рядом, плоская и сухая, будто выхолощено все ее нутро, Искра — Дарья Мороз в микрофон читает Багрицкого: «Нас водила молодость в сабельный поход, Нас бросала 44 молодость на кронштадтский лед…».

И не устают населять его спектакли мебельные гарнитуры эпохи, когда он уже родился, но был еще маленький, а также салаты «оливье», свекла под майонезом, водка «Столичная». Сценограф Лариса Ломакина раз за разом возводит на сцене аутентичную картину советского быта с поправкой на благосостояние персонажей. У вампиловского Сарафанова «Старший сын» в Табакерке , разумеется, не водилось румынских или чешских мебельных стенок, не красовались на шкафах коллекционные самовары и не звенели на столах хрустальные рюмки.

У Судакова же все это, естественно, в наличии, ибо нажито долгими годами беспорочной службы, сопровождаемой регулярными походами в спецраспределители. Времена, в которые родился Костя Богомолов, а в особенности рос и набирался ума, стали в его спектаклях предрассудком любимой мысли. Неустанно разбираясь с эпохой разваливающегося социализма, с годами зрелой активности отцов, он нанизывает на любимую мысль, словно на шампур, «мясо» любого литературного первоисточника.

И даже если обгорают бока, а сердцевина остается сырой, это обстоятельство вовсе не смущает режиссера. Он занят неустанным препарированием совка, постоянно обнаруживает в нем больные, пораженные опухолями и вовсе омертвевшие органы. Для кого-то, может быть, и беда, что в этом процессе отмирают целые смысловые куски первоисточников или что инструментарий не всегда свеж, уже неоднократно побывал в употреблении.

Для Константина Богомолова это не беда, и он упорно отправляет любимую мысль в новые приключения. Как ни крути, а пьеса Виктора Розова стала для режиссера идеальной территорией приключений. С одной стороны, в ней самой куда меньше глубин и достоинств, чем в «Чайке», а тем более в «Короле Лире».

С другой — именно она-то и написана о времени, с которым режиссер не устает сводить счеты. Мало того, драматург, чьи социальные предчувствия на раннем этапе 45 творчества касались мещанства, вещизма и прочих «отдельных недостатков», в позднем «Гнезде глухаря» передает ощущение грядущей социальной катастрофы. Недаром пьеса тяжело проходила через цензурные барьеры.

Семейная драма в доме крупного начальника недвусмысленно проецировалась на состояние всего советского общества. Сытое благополучие номенклатурной верхушки, ее уверенность в том, что ей все положено за ее заслуги, официально скрываемое, но всем ясное общественное расслоение пьеса О. Павловой «Вагончик», поставленная Камой Гинкасом, была как раз об этом , бесконечное вранье, двойная мораль и поросль новых «молчалиных», которым будет море по колено.

«С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия»

Театральная критика - Theatre criticism В основе художественной критики, если иметь в виду её функциональное выражение, лежит анализ художественного произведения и на их основе – оценка его, выступающая в качестве конечного звена художественно-творческой деятельности.
РП История театральной критики Заоч Особенностью возникновения творческого портрета является тот факт, что в Европе и в России он родился как жанр литературной критики и в связи с зарождением так называемого "нового романтического метода".[2].

Литература. 9 класс

Разоблаченный клеветник Малюгин В. Николаев «Советское искусство», 5 марта 1949г. Малюгин хорошо понимал, что открытая война с идейностью советского театра невозможна, ибо это немедленно разоблачит подлые деяния безродных космополитов. Поэтому он выбирает тактику двурушничества, тактику противопоставления советской драматургии — советскому театру. Говоря об обличительном пафосе грибоедовской комедии «Горе от ума», Малюгин с тоской восклицает о том, что наши драматурги с такой же страстью... Вместо художественного образа, человеческого характера появляется публицистическая идея в ее чистом виде». Следует заметить, что ни в этой статье, ни в одной из своих других статей Малюгин и словом не обмолвился об образе большевика па советской сцене. Для Малюгина такой образ просто не существует.

Он или злобно шельмует, или открыто игнорирует партийную тему в советской драматургии. Меня поразила одна вещь, над которой я никогда всерьез не задумывался. Ведь я сам когда-то начинал и нес новое в театр, то, что давала мне действительность: индустриализация, коллективизация, построение социализма. Пьесы эти известны. Но никто, креме автора этих пьес, не может хорошо знать и помнить, как в те времена в критике принимались и расценивались эти пьесы. Юзовский брал мои пьесы и обращался с ними именно, как хотел. Играя на недочетах первых опытов, он эти недочеты превращал в «примитивный документализм очерка» и доказывал самую вредоносную свою «теорию» о том, что «выдумка» сильнее жизни.

Получалось чорт знает что! Если бы я выдумал все свои пьесы, то они бы, по мнению критиков типа Юзовского, сделались «художественными» и несли бы большую «правду искусства». Но в них, оказывается, нет художественной правды, с точки зрения снобов, исключительно потому, что прямо отражается действительность. Люди, явления, жизнь со всем ее бурным, удивительно поэтическим стремлением к социалистическому будущему, драгоценные ростки социализма в сознании людей времен первой пятилетки под эстетским пером Юзовского превращались, в лучшем случае, в «новый социальный материал». После огромного успеха фильма «Мы из Кронштадта» Вс. Вишневский написал сценарий «Мы— русский народ». В нем были те же достоинства и те же недостатки, ярко и контрастно выраженные, какие были и в первоначальном литературном варианте сценария «Мы из Кронштадта».

Фильм «Мы из Кронштадта» вышел замечательный. Что же случилось со сценарием «Мы — русский народ»? Его оплевал и осрамил Гурвич в своем критическом памфлете «Мультипликационный эпос», который считался «вершиною успеха» Гурвича. Я не буду разбирать этот пасквиль не столько на сценарий, сколько на русский народ, где высмеивался и оплевывался героизм русского народа. Выделим это главное и вспомним последствия. Тогда у нас пошел гулять термин «козьмапрутковщина», в особенности в драматургии и кинематографе. Если мы говорим, что разгром антипатриотической группы театральных критиков очистит нашу атмосферу, усилят объединение наших сил, неминуемо даст свои положительные результаты в драматургии и театре, то мы практически говорим о живом нашем общем деле советских драматических писателей.

Справка: Иосиф Ильич Юзеф Юзовский 1902-1964 — после событий 1949 года шесть лет не переступал порог театров, снова стал печататься в 1957—1958 годах. Абрам Соломонович Гурвич 1897-1962 , литературовед и театральный критик.

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Поприветствовав гостей 1 прибывших на борт катера 2 коротким кивком 3 и попросив их надеть спасательные жилеты 4 молодой человек завёл двигатель. Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы 1 безусловно 2 занимают в творчестве В. Брюсова значимое место, ведь 3 в сущности 4 всё творческое наследие поэта воплощает в себе парадоксальное сочетание поэтического таланта и холодного рационализма учёного. Во времена Моцарта 1 Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества 2 во главе 3 которого 4 стоял зальцбургский архиепископ. Через несколько часов 1 Иван обессилел 2 и 3 когда понял 4 что с бумагами ему не совладать 5 тихо и горько заплакал.

В качестве небольшого примера: Пленкина Елена. Она есть в Российской государственной библиотеке РГБ. Липская, В. Театральная критика как вид духовной деятельности в современной культуре : диссертация... Далее привожу выборочный список литературы. Книжные публикации: Апфельбаум, Софья Михайловна. Апфельбаум, Е. Гаевский, Вадим Моисеевич. Гаевский ; [Рос. Левшина, Елена Александровна. Гороховская, Л. Ответы театральных критиков и театроведов на вопросы молодежной редакции журнала о специфике профессии театрального критика, ее современном состоянии. Вишневская, Инна Люциановна. Врагова Светлана. Дмитревская, Марина Юрьевна. Специфика профессии театрального критика, краткая история отечественной театральной критики, предмет ее исследования, взаимоотношения критика с " текстом" спектакля, современное состояние российской театральной критики. Постой паровоз, не стучите, колеса... Главный редактор журнала о специфике данного номера, включающего статьи петербургских и московских молодых театральных критиков, особенностях московской и петербургской театральной критики и театроведческих школ. Театральные критики о работе над "молодежным" номером журнала авторы - петербургские молодые театральные критики и студенты театроведческого факультета СПбГАТИ , о сегодняшнем состояни и театральной критики.

Весь день солнце, 1 казалось, 2 только и ждало того момента, когда ветер 3 вдруг 4 разорвал плотную пелену облаков. Запятые должны стоять на местах 1, 2. Море в этом городке 1 видно 2 отовсюду. Местные жители 3 однако 4 не спешат на пляж. Местные жители, 3 однако, 4 не спешат на пляж. Запятые должны стоять на местах 3, 4.

Литературная критика как составная часть литературоведения

ВАСИЛИЙ АПОЛЛОНОВИЧ УШАКОВ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК, 19 В. • «Чацкий – это Дон Кихот». 5. Аполлон Александрович Григорьев, русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист. Особенностью возникновения творческого портрета является тот факт, что в Европе и в России он родился как жанр литературной критики и в связи с зарождением так называемого "нового романтического метода".[2]. Рецензент — это частный случай зрителя. Театр. предлагает посмотреть на сегодняшнюю российскую театральную критику во всем многообразии ее форм, носителей, жанров и задач. журналист, театральный критик и историк театра. После постановки "Чайки" в МХТ (1898) становится горячим приверженцем драматургии Чехова и искусства МХТ. В дальнейшем -- историк МХТ, автор книги "Московский Художественный театр. Когда мы задумались, с чего начать, решили, что сегодня театральный журнал полезно и правильно начать с разговора о театральной критике. О месте театральной критики в жизни театра, в жизни самих театральных критиков и театроведов. Так, Н.А. Таршис в работе «Театральная критика и театроведение» пишет, что в узком, непосредственном смысле обновление театрально-критической мысли стимулируется движением живого театра.

Электронные архивы

  • О произведении
  • Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в зеркале русской критики - презентация онлайн
  • Контакты издательства ГИТИС
  • Похожие главы из других работ:

Актуальные проблемы современного театрального искусства в зеркале специализированных изданий

Выполняя именно эту функцию, критика аккумулирует в себе и выражает художественно-эстетические взгляды общества, которые составляют часть общественного сознания. Потому критика носит идеологический характер. Она тесно связана со средствами массовой информации и является особым видом коммуникации. Исследуя мир искусства, критика обращается одновременно и к художнику и к читателю, зрителю, слушателю, т. Изучающему данную тему важно понять, каким образом осуществляется основная функция критики по отношению к творцу и по отношению к потребителю.

Следует помнить, что литературно-художественная критика является одновременно видом журналистики, видом идеологии и видом литературы. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение литературно-художественной критике. Что составляет предмет ее внимания?

Какие исторические предпосылки обусловили формирование литературно-художественной критики как профессионального вида деятельности? В чем специфика русской критики по сравнению с западноевропейским ее вариантом? Каковы специфические черты современной критики? Как исторически определялась основная функция критики и как она формулируется сегодня?

Какова связь научно-публицистической природы критики с ее основной функцией? Что значит оценить художественное произведение? Кого и в чем ориентирует литературно-художественная критика? Каким образом критика связана с историей развития журналистики?

В чем особенность критики как вида публицистики? Какова роль критики в общественной жизни и в формировании эстетических вкусов аудитории? Кто является адресатом критического высказывания? Бернштейн Б.

Елина Е. Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов. Кондаков И. Курчаткин А.

Побольше трупов? Лакшин В. Пути журнальные: Из литературной полемики 60-х. Литература и критика в системе духовной культуры времени.

Локтеева В. Мордовченко Н. Русская критика первой четверти XIX века. Недзвецкий В.

Никонычев Ю. Перхин В. Русская литературная критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. Попов И.

Публицистическая критика декабристского времени. Рудник Н. Щербина В. Революционно-демократическая критика и современность.

Литературно-художественная критика и другие науки об искусстве Особенность проявления оценочно-ориентировочной функции по отношению к предмету исследования. Связь аксиологической функции с закономерностями, выявленными эстетикой, искусствоведением, литературоведением, историей искусств. Отличие критики от других наук об искусстве по следующим параметрам: способу научного мышления; предмету изучения; точке зрения на художественное произведение в контексте культуры, в контексте общественной жизни; адресату, перспективе полученных результатов. Отличие критики от аналитической журналистики.

Публицистичность критики. Не отражение, не воспроизведение, которое в принципе невозможно,... Но жизни! И никуда от этого не уйти.

При этом жизнь воплощена в жизни художественной реальности, а последняя подчиняется законам существования и функционирования эстетического целого. Оно давно исследуется эстетикой, искусствоведением, литературоведением, которые выработали свои приемы и методы. Но их цели — выявление закономерностей. Ориентационная функция критики корректирует использование методов этих наук.

Между ними и критикой нет тождества. Различия же проявились по всем параметрам. В силу того, что критика имеет дело с современным художественным процессом, она только в лучших своих образцах поднимается до уровня эстетики. Результаты критики во многом определяются бытованием ее в средствах массовой информации, обращенностью к массовой аудитории.

При подготовке темы следует учитывать все эти особенности. Каковы цели критики и других научных дисциплин, изучающих различные виды искусства? С какой точки зрения критика оценивает художественное произведение? Каким образом критика ориентирует художника в проблемах современной общественной жизни?

Как критика организует самоконтроль художника над творческим процессом? В чем заключается влияние критики на процесс создания произведения? Что значит интерпретировать художественное произведение? Как проявляется ориентационная функция по отношению к читателю, зрителю, слушателю?

С какими научными дисциплинами взаимодействует критика при анализе и интерпретации художественного произведения? В чем отличие критики от литературоведения и искусствоведения? В чем отличие критики от публицистики? Абрамович Г.

Введение в литературоведение. Арутюнова Н. Макаров А. Критик и писатель.

Мурзина И. Неверов А. Метод литературно-художественной критики как вида познавательной деятельности Критика как средство анализа, разработки и пропаганды творческих принципов искусства. Сочетание оперативности, проблемности и аксиологичности.

Природа художественного конфликта и пути его осмысления критиком. Конфликт художественный и реальный как источник проблемности критических выступлений. Критика писательская и критика профессиональная. Объективное и субъективное в критической деятельности.

Границы субъективности. Понятие вкуса. Подготавливая эту тему, студент должен обратить внимание, что метод критики представляет собой сложное единство. Оно определяется научно-публицистической природой и оценочно-ориентировочной функцией критики.

Для того чтобы сориентировать художника и читателя, критик должен проанализировать художественное произведение, выявив его содержательно-формальную завершенность. На этом уровне познания критика сближается с литературоведением и искусствоведением по методам изучения. Но в то же время критик не становится ученым. Изначально у него другая цель: проанализировать, чтобы сориентировать массовую аудиторию.

А это влияет на исследование текста, на интерпретацию основной идеи и способы изложения полученных результатов. Обращение к современнику заставляет критика постоянно держать в центре внимания актуальность художественного творения. Однако критик не должен занимать позицию поучающего. Он интерпретатор, со-автор, искушенный читатель.

Такая позиция корректирует взаимодействие объективного и субъективного в критическом выступлении. Критика профессиональная отличается от критики писательской прежде всего силой аналитического, а не ассоциативного разбора. Следовательно, в критике писательской сильна художественная сторона. Художественность профессиональной критики близка к художественности публицистики.

В чем заключается особенность критического метода? Какую роль в читательском восприятии играет оперативность критического выступления? Чем определяется аксиологическая сторона критической публикации? Каким образом конфликт реальный соотносится с конфликтом художественным?

Где граница субъективности критического выступления? Чем профессиональная критика отличается от писательской? В чем заключается художественность критики? Почему образные средства критической публикации близки к образности в публицистике?

Что такое эстетический вкус? Аннинский Л. Жизненный материал и художественный сюжет. Ильин И.

Кожинов В. Статьи о современной литературе. Методологические проблемы современной литературной критики. Независим ли критик?

Пятигорский А. Избранные труды. Славецкий Вл. Не говорю о беспристрастии...

Произведение как объект литературно-художественной критики Природа критического мышления. Читательское восприятие — обязательный компонент художественного типа коммуникации. Методологические принципы анализа художественного произведения: целостность, историзм. Содержание принципа историзма.

Карамзин впервые придал литературной критике общественный характер и расширил диапазон и возможности критики. Замечание 2 Критики — декабристы например, А. Бестужев отстаивали идею народности, самобытности русской литературы с революционно-романтических позиций. Первые высокие образцы литературной критики сформировались в критической прозе Н. Гоголя и А. Пушкина, которые оставили тонкие суждения о сущности и задачах литературной критики, о назначении литературы, о сатире и реализме. Белинский выдвинул концепцию критического реализма. В его критике оценка произведения основывается в интерпретации его как художественного целого, в единстве образов и идей. Творчество писателя здесь рассматривается в связи с историей общества и литературы.

Добролюбов и Н. Чернышевский, посчитавшие недостаточной оценку произведения только в свете идейного замысла, в качестве главной задачи литературной критики обосновали суждение непосредственно о самой жизни, о ее социальных типах, процессах, которое составлено на основе изображенных художником картин. Учение К.

Особенности критического восприятия и импрессионизм стиля. Журналы «Мир искусства» 1898—1904 , «Весы» 1904—1909 , «Золотое руно» 1906—1909 , «Аполлон» 1909—1917 — печатные органы символистской эстетической мысли. Выработка новой философии театра и разработка принципов Условного театра.

Театральные идеи Вяч. Иванова и Д. Статьи В. Брюсова о театре: «Ненужная правда», «Реализм и условность на сцене». Эстетические позиции А. Белого, Г.

Чулкова, А. Бенуа, А. Модернистские тенденции в театральной критике. Волынский как оппонент позитивистской традиции в критике и идеолог модернистской критической мысли. Защита эстетических новаций и проблемы актерского мастерства в работах С. Импрессионистская критика Ю.

Позитивистская критика марксистской ориентации. Суждения Г. Плеханова о процессах современного искусства.

Миронова пред-лагает свою — с более крупными блоками, и дума-ется, не только для ее целей более релевантную. Мне представляется ее позиция чрезвычайно про-дуктивной. Она не заявляет о своей системе как «единственно» правильной, она создает одну в соответствии с имеющимся материалом во вто-рой главе, посвященной проблемам восприятия и интерпретации «Мандата», и существенно кор-ректирует ее в третьей главе, так как материал те-атральной критики по «Дням Турбиных» требо-вал этого. В третьей главе сохраняется как при-нципиально важное психологическое направле-ние интерпретации пьесы.

Раздел о нем с двух сторон поддерживают разделы с представлением тех, кто видел в пьесе, дискредитацию белогвар-дейского движения, и тех, кто находил в ней его апологию. Таким образом, в диссертации представлен в значительной мере новый, обширный материал га-зетных и журнальных публикаций, культура описа-ния которого свидетельствует о хороших аналити-ческих навыках работы ее автора с разного рода текстами, об умении мыслить системно, излагать убедительно и аргументированно. Думается, выде-ление в качестве основания не групповых ориенти-ров разных литературных или театральных вы-ступлений, а поиск заинтересованным в своем предмете исследователем близких, по сути, при- нципов, подходов — направлений, тенденций обога-щает, структурирует современное представление о художественной жизни середины 1920-х гг. Столь серьезный результат обеспечен хорошей историко-литературной и театроведческой базой, представленной в первой главе. Легко, свободно, что является следствием владения материалом, из-лагает М. Миронова в первой главе основания своей концепции: пишет о значимости для искус-ства театра европейской традиции института ре-жиссуры, о появлении его именно в отечественной культуре, о критике как сфере профессиональной деятельности и критиках. Казалось бы, пишет о яв-лениях, в общем известных, но исподволь вырисо-вывается совершенно самостоятельная логика и концепция ее работы.

Молодой ученый находит убедительные основания для утверждения, что на-иболее значительные явления в театральной кри-тике 1920-х гг. Эта мысль о связи литера-турной и театральной критики впервые так четко осознается и четко формулируется диссертантом, не случайно она определила первое положение среди выносимых на защиту. Следует отметить, что все обозначенные поло-жения а их четыре оказались подтверждены в процессе изложения материала исследования, что все они имеют научную и практическую ценность: могут помочь в воспитании исследователя драмы и театрального критика, журналиста. Всей логикой своей работы диссертант убеждает, что режиссерс-кая интерпретация пьесы, ее воплощение на сцене должны пониматься как своеобразная «первая» ре-цепция или одна из рецепций драматического произведения, что она-то чаще всего и становится объектом театральной рефлексии рецензента. Анализ дискуссий по поводу «Мандата» и «Бе-лой гвардии» показал разные пути и принципы ос-воения профессиональными театральными крити-ками, журналистами этих явлений; они осознаются сегодня как события не только культурной жизни столицы России 1920-х гг. В одних слу-чаях, убедительно показывает диссертант, имело место стремление с использованием аналитическо-го инструментария что особенно характерно и продуктивно в деятельности формального направ-ления: А. Гвоздева и др.

Было бы интересно сопоставить, объяснить раз-ницу восприятий обеих пьес после второго их при-шествия на сцену: что нового, особенного открыли режиссеры и критики в постановках «Белой гвар-дии» после ее публикации в начале 1960-х гг. Что отлича-ет восприятие в прессе постановок этих пьес за ру-бежом от рецепции спектаклей, осуществленных в те же годы на родине авторов? Что может стать ос-нованием систематизации этого материала? Впро-чем, понятно, что эти вопросы выходят за рамки целей и задач, поставленных в диссертационном сочинении М. Мироновой, и могут рассматри-ваться лишь как намечающие его перспективу, тем более что монографические работы Д. Фридмана и А. Готцес, приводящие обширный материал по восприятию пьес Эрдмана англо- и немецкоязыч-ной прессе, диссертанту известны.

Знакомство с работой М.

Примечания

Литературная критика Литературная критика отличается от истории литературы тем, что освещает те процессы, которые происходят в первую очередь в современном литературном движении или интерпретирует классику с точки зрения художественных и общественных задач.
Театральная критика - Theatre criticism В 1910-е годы она активно выступала как критик и теоретик, пропагандируя самые авангардистские веяния в области театра. Ее трактат об Островском вышел из недр театрального модернизма.

РП История театральной критики Заоч

Так, Н.А. Таршис в работе «Театральная критика и театроведение» пишет, что в узком, непосредственном смысле обновление театрально-критической мысли стимулируется движением живого театра. В связи с этим изучение тематики и проблематики театральных журналов представляется актуальным. Объектом данного исследования выступает театральная критика в отечественных специализированных печатных СМИ. Своеобразие литературного процесса 1830-х годов. — Романтическая критика на страницах журнала «Московский телеграф». Н. А. Полевой и К. А. Полевой.—Литературно-критические выступления писателей пушкинского круга. Постановка проблем театральной эстетики и поэтики в сборниках «Театр. Книга о новом театре» и «Кризис театра» (1908), «В спорах о театре» (1914). Театральная критика, философия театра и становление театроведения. (Русская литературная критика). Толстой Лев Николаевич (1828—1910). Имеется в виду рецензия литературного критика и журналиста Степана Семеновича Дудыткина (1820 (1821)—1866) на "Детство" и "Отрочество" (Отечественные записки. В критике не должно быть места, указывалось в постановлении ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», примиренческому отношению к идейному и художественному браку, субъективизму, приятельским и групповым пристрастиям.

«С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия»

Критика в зеркале критики — Театрал Т. 1: Критика как литература; Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной Франции: Основные направления. Методология и тенденции. М., 1985; Зарубежная литературная критика: Вопросы теории и истории.
Литературная критика — все самое интересное на ПостНауке В области театральной критики сложилась антипатриотическая группа носителей враждебного нам безродного космополитизма, последышей буржуазного эстетства. Развязно и со всеми удобствами расположилась она в театральной критике.
Литературная и театральная критика егэ Сочетание театральных суждений и публицистики было характерно для многих критиков, поскольку с конца 1850х годов произошло решительное сближение театра с жизнью страны и оживилась общественная активность художественной интеллигенции.

Гоголь Н. В. «Ревизор»

Но все-таки прессу использовали для пропаганды своих взглядов. Здесь печатались Киреевский, Языков, К. Они отстаивали идею самобытности России, идеализировали старину, патриархальную гармонию отношений бояр и народа, русскую общинность, начала народовластия. Но этот журнал вскоре сменил свое направление из-за смены редактора и с приходом туда Белинского. Они пытались спорить с Гоголем и Белинским по вопросу о прогрессе.

Здесь восхвалялись нравственные качества купечества, но одновременно публиковались пьесы А. Островского, показывающие будни купеческой жизни. Григорьев, примыкавший по взглядам к славянофилам, весьма своеобразно толковал в своих критических статьях сами пьесы и их женские образы. Видел в них идеализацию патриархальной самобытности, нравственную чистоту героев.

Были у славянофилов и несколько газет, но и они вызывали недовольство цензуры из-за противопоставления жизни народа и господ. Журнал был основан в 1818 г. В нем публиковались статьина исторические и географические темы, а также сообщения о быте и нравах русского народа, который благоденствует под властью царя, церкви и дворянства. Журнал особого успеха не имел.

В 1831 г. Но в 1838 г. Свиньин попробовал возобновить издание. Но опять неудачно.

И он передал права на издание А. Краевскому, человеку с литературными способностями и опытом, а также с хорошей деловой хваткой. Он давно мечтал об издании журнала.

Неприятие устоявшихся форм театральной критики и современного русского театра в большинстве его проявлений, война с инерцией и малоподвижностью всей театральной системы объединяют эти тексты в одно большое высказывание, заряженное пафосом отрицания. С суждениями этих авторов порой нетрудно согласиться. Труднее — совпасть с присущими им брезгливым тоном и саркастической, а нередко и откровенно хамской небрежностью. Хочу привести две цитаты. Первая — из предисловия к обзору самых популярных телеграм-каналов о театре.

Неудивительно, что в эту кастовую систему никто особенно не хочет включать блогеров, не преследующих древнюю цель студентов театроведческих факультетов попасть в тусовку режиссеров и директоров». Вторая — из статьи Алексея Бартошевича о Наталье Крымовой. Эти два высказывания, по большому счету, об одном. Речь идет о прямой включенности критика в театральный процесс, о том, является ли критик действующим лицом театральной реальности, о которой пишет, или наблюдает ее с безопасного расстояния. Мне кажется, что за время обучения на театроведческом факультете в критике воспитывается это чувство сопричастности к театральной жизни, его взлеты и падения становятся частью жизни пишущего, если он занимается театром всерьез. Павел Марков говорил, что есть два вида критиков — люди зрительного зала и люди кулис. К слову, там, где в первой цитате говорится о «древней цели студентов», дана ссылка на дневник Дины Шварц, многолетнего завлита Георгия Товстоногова, в качестве, надо думать, примера критика, желающего «попасть в тусовку». Речь идет о высоком профессионале, человеке, о котором Товстоногов писал: «Для меня она — первый советчик, то зеркало, на которое каждому из нас бывает необходимо оглядываться.

Ее амальгама отражает чисто, верно и глубоко». Кроме того, мы говорим о том времени, когда критик мог и не быть прямым соратником режиссера. Когда объединение людей театра было формой сопротивления и защиты. Язык критики менялся и усложнялся под давлением обстоятельств, когда последствия критической статьи могли выходить за переделы театрального дискурса. Между тем, это время — один из ярчайших периодов отечественной критики. В рецензиях Туровской, Соловьевой, Крымовой, Свободина, Гаевского и многих других спектакли предстают живой материей, глубоко проанализированной и неотделимой от контекста времени. Авторы этих статей — не рецензенты отдельных театральных событий, это мыслители театра. Стремительно меняющаяся реальность, новый театр, расширение границ свободы создают другой язык театральной критики, другие интонации.

Диалог критика и режиссера в этих статьях — разговор равных. Из сегодняшнего дня отличительной чертой этих текстов кажется сам тон письма, рожденный ощущением прямой коммуникации между спектаклем и текстом, верой во взаимную необходимость диалога. Почему сейчас общим местом стал разговор о кризисе критики?

No 545, л. Ленского: Уриэля Акосту в одноименной трагедии К. Гуцкова, Гамлета в одноименной трагедии В. Шекспира, Бенедикта в комедии В. Шекспира "Много шума из ничего", Фамусова в "Горе от ума" А. Грибоедова и епископа Николаса в пьесе Г. Ибсена "Борьба за престол".

Джакометти "Гражданская смерть". Эта роль была в репертуаре Т. Сальвини, Э. Росси и других трагических актеров. Рукопись имеет заголовок "Заявление в Правление МХТ, прочитанное Немировичу Стаховичем в мое отсутствие за обедом, перед заседанием распределение ролей "Miserere" 19 января 1910 г. Окончательный текст заявления не обнаружен. Станиславский видел в открытии законов органического творчества и в применении их в творческой практике театра свою основную жизненную роль, свою артистическую миссию. Однако из-за недостаточной разработанности его новых педагогических приемов и некоторой консервативности части труппы внедрение метода Станиславского в творческую практику МХТ было вначале сопряжено с трудностями и встречало известное сопротивление см. Поэтому Станиславский вместе со своим помощником Сулержицким перенес свои опыты проведения "системы" в жизнь в сферу театральной педагогики, занимаясь с молодежью театра и учениками его школы. Публикуемый документ отражает стремление Станиславского к обновлению и совершенствованию сценического искусства, его беспокойство о будущем Художественного театра.

Продолжая напряженную режиссерскую и актерскую работу в МХТ, он переносит центр своих лабораторно-педагогических исканий за пределы театра, приступает к созданию студии на новых творческих основах. На страницах "Моей жизни в искусстве" Станиславский с благодарностью вспоминает о помощи Вл. Немировича-Данченко, оказанной ему в этот период в связи с проведением "системы" в жизнь и организацией Первой студии МХТ 1912. Мореплавателям, проплывавшим между Сциллой и Харибдой, грозила гибель. Выражение "проскользнуть между Сциллой и Харибдой" означает -- выйти из сложного положения. Теоретическая и практическая разработка вопросов "системы" заняла все последующие годы жизни Станиславского.

И если волна на гравюре Кацушки Хокусая, отделенная от созерцающего ее плоскостью листа бумаги, порождает прекрасные, возвышенные мысли и чувства, то реальная большая волна у Ханагава способна побудить художника к эстетическим действиям — сложному и кропотливому процессу создания гравюры, требующему множества механических усилий. Все эти усилия во многом и составляют художественное творчество, конечный, содержательный результат, который дан, прежде всего, критику искусства.

В искусстве критики обретают не только само искусство, но и мир как таковой, раскрывающийся через художественное произведение. В той же гравюре Хокусая даны и философские законы единства стихий; и диалектика взаимоотношений; и география Японии — от физической до этнографической. Критика вовсе не отгораживается от мира искусством, она сама способна как соединять, так и разделять их. И трудно представить себе человека, который бы, побывав в Картинной галерее им. Айвазовского, отказался от удовольствия погулять по набережной и полюбоваться Феодосийским заливом. Само сопоставление настоящих морских видов и являющихся плодом художественного воображения морских пейзажей даст пищу для чувства и разума развитой личности художника, критика и эстета. Да и судить об искусстве мариниста лучше, хоть раз увидев море. В искусстве критик обретает не только отражение того мира, который окружает творца художественного произведения, и внутреннего мира этого творца, но и выражение, воплощение обоих миров.

Диалектика взаимоотрицающих друг друга отражения и выражения сохраняется в критике, когда критикующий овладевает выразившейся сущностью и отраженным существованием в единстве и борьбе их противоположностей. Если в драматургии больше выражается окружающая писателя действительность, то в лирике — сам поэт, в эпосе же преобладает отражение. Критика лирики, драмы, эпоса, а это деление значимо не только для литературы, но и для всех форм искусства, — это критика, состоящая в вынесении суждения о преобладающем отражении или выражении внешнего и внутреннего миров художника. Естественно, что, творя, критик всегда выражает и отражает свое собственное «я», но, что особенно характерно для радикально-демократической эстетики, мир в целом тоже способен стать предметом отражения и выражения в критике. На отражение как таковое была ориентирована критика И. Анненского, более эстетическая по своему духу, нежели символическая. Выразительная сторона намного сильнее в критике русских мистиков, символистов Д. Мережковского, В.

Соловьева, В. Отражение и выражение как разновидности откровенного противоположны сокровенному.

Анализ специфики жанров театральной критики

Научная новизна работы заключается в том, что лавский ранее не рассматривался как литературный критик; его театральная деятельность напрямую влияет литературную, что и доказывается в данном исследовании. ТЕМА: Природа театральной критики: Время, Место, Контекст. ПРОЦЕСС: Курс состоит из лекционных и практических занятий. Лекции о природе театральной критики и истории театральной критики в России дадут профессиональную базу. Диссертация посвящена исследованию театральной критики петербургского литературно-художественного журнала «Аполлон» (1909-1917, фактически середина 1918), выяснению ее места в истории русской театральной критики и ее роли в зарождении и. Своеобразие литературного процесса 1830-х годов. — Романтическая критика на страницах журнала «Московский телеграф». Н. А. Полевой и К. А. Полевой.—Литературно-критические выступления писателей пушкинского круга. В связи с этим изучение тематики и проблематики театральных журналов представляется актуальным. Объектом данного исследования выступает театральная критика в отечественных специализированных печатных СМИ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий