Эрих фромм быть или иметь краткое содержание

При ориентации на бытие не один человек, а миллионы людей способны разделить радость от одного и того же объекта, ведь никому не нужно обладать им, никто не хочет иметь его для того, чтобы наслаждаться им. Это позволяет не только избежать борьбы. компанией ЛитРес. Вывод • «Иметь или быть» — главная социально-психологическая работа Эриха Фромма. •.

Cкачать Иметь или быть? бесплатно в fb2, pdf без регистрации

  • Эрих Фромм о смысле жизни – «иметь или быть»?
  • Основные положения работы Эрих Фромма «Иметь или быть». Новый человек и его модусы.
  • Report Page
  • Эрих Фромм "Иметь или Быть?"
  • Эрих Фромм: Иметь или быть?
  • Э. Фромм «Иметь или быть» (конспект)

Может ли книга что-то изменить в вашей жизни? Читаем "Иметь или быть?" Эриха Фромма.

Анализ книги Э. Фромма «Иметь или быть Эрих Фромм В своей знаменитой работе «Иметь или быть?».
«Иметь или быть?» Фромм Эрих - описание книги | Эксклюзивная классика (Лучшее) | Издательство АСТ описание, сюжет, главные герои, рейтинг читателей, рецензии и отзывы.
О чем работа Эриха Фромма «Иметь или быть»? В ФИЛОСОФИИ ЭРИХА ФРОММА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение».
Эрих Фромм «Иметь или быть?» Haben oder sein) Эрих Зелигманн Фромм в формате Fb2, MOBI, EPUB.

Эссе по книге эриха Фромма «иметь или быть»

Главное условие реализации этой глобальной программы - новая мотивация: не извлечение прибыли и завоевание власти, а желание быть, отдавать и понимать, превращение рыночного характера в продуктивный. В сущности, конечно, нельзя возразить против гуманистических положений Фромма, но, хотя автор и относит себя к "деятельным утопистам" с. Тем не менее последняя работа философа представляет собой яркое, интересное и глубокое исследование одной из важнейших проблем нашей жизни - выяснение цели и смысла человеческого существования. Критика современных социальных отношений и современного образа жизни, ориентированного на приобретение и обладание, как мне кажется, самое важное достоинство последнего труда Э. Человек, отмечает Фромм, это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее никуда не уйти.

Здесь возникает следующая проблема фроммовской философской антропологии. Это вопрос о модусах человеческого существования. Экзистенциальное противоречие позволяет человеку думать о собственном самоосуществлении. Но оно подсказывает и иной выход — Иметь, то есть заглушить коллизию человеческого бытия, обратится к иллюзорному самоудостоверению.

Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, мы должны обладать вещами. Более того, мы должны обладать вещами, чтобы получать от них удовольствие. Да и как может возникнуть другая альтернатива в обществе, высшей целью которого является иметь и иметь как можно больше и в котором один человек может сказать о другом: "Он стоит миллион долларов"? При таком понимании, напротив, кажется, что сущность бытия заключается именно в обладании, что человек ничто, если он ничего не имеет работа "Иметь или Быть?

Фромм полагает, что за душу человека борются два принципа принцип обладания и принцип бытия. Человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству, к непомерным вожделениям. Тенденция Иметь в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению. Вторая тенденция Быть значит отдавать, жертвовать собой обретает силу в специфических условиях человеческого существования.

Эти рассуждения Фромма приобретают сегодня особую значимость и актуальность.

Этой целостности можно достигнуть лишь в активном бытии. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного "я", развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать» [4, с. Как только мои действия получили завершение, я перестаю находиться в модусе бытия. Итак, бытие - непрекращающаяся активность и саморазвитие. Чтобы быть, нужно совершить отказ от эгоцентризма и открыться миру и другим людям. Фромм обращает внимание на то, что в современном понимании активность связана с социальными функциями индивида: он же хочет сказать об активности личности. Такая активность является проявлением личностных способностей, и в этом смысле «я и моя деятельность едины». Это - неотчуждаемая активность или, как её называет Фромм, «активность продуктивная» [4, с.

Стремление к самоотдаче и самопожертвованию является естественным и имеет множество проявлений. Сколь бы сторонники эгоистических мотивов не настаивали на своём, гигантское обилие примеров альтруистического поведения доказывает обратное. Эгоизм присущ ориентации на обладание, поэтому он и навязывается современной идеологией потребления: но это не значит, что эгоизм является естественной установкой психики, он обусловлен, говоря языком Маркса, идеологической «надстройкой» общества. Сторонники «эгоизма» говорят, что деятельность приносит радость, и это является эгоистическим мотивом. Фромм, тем не менее, настаивает на разделении таких феноменов, как радость и удовольствие. Сама жизнь, как говорил Майстер Экхарт, даёт радость. Современное общество даёт безрадостные удовольствия. Утоление всё новых желаний делает их всё более и более безрадостными: гедонизм не имеет предела. Всякий раз после кульминации удовольствия следует разочарование, скука.

Радость Фромм связывает не с кульминацией, не с «вершиной горы», а с равниной. Это эмоциональное состояние человека, погружённого в творчество: «Радость - это не экстаз, не вспышка, а пламя, которое освещает всю глубину бытия». Удовольствие фиксируется на прошлом и будущем Фромм приводит в пример рекламу: «В будущем ты - совладелец компании Форда» , а радость существует «здесь и сейчас» [4, с. Фромм верит в реализацию «нового общества». Надежды социалистов не оправдались по той причине, что власть имущие слои опасались за собственность и активно сопротивлялись, подавляя преобразования. Утопические построения «общества прогресса» XVIII века теперь обрели очертания строительства Вавилонской башни, поэтому не оправдалось и его осуществление поскольку вместо завещанного счастья и свободы обнаружилось потакание техническому порядку общества. Однако в реализации нового общества могут быть заинтересованы все, поскольку оно апеллирует к каждому на экзистенциальном уровне: это «град Бытия» [4, с. Использованные источники: 1. Маркузе, Г.

Одномерный человек. Ницше, Ф.

Эта вера покоится на убежденности в существовании истины, причем я знаю, что правда существует, потому что она подтверждается моим субъективным опытом, и мне не обязательно нужны другие доказательства.

Глава 3. Ветхий Завет. Один из лейтмотивов Ветхого Завета звучит так: оставь то, что ты имеешь, освободись от всех уз: будь!

Евреи идут по пустыне, которая является символом освобождения. Они хотят есть и господь велит им брать по потребностям. Второй наказ Господа направлен против накопительства, алчности, собственничества.

Народу Израилеву запрещалось оставлять пищу до утра. Но они не смогли. Шаббат — восстановления полной гармонии людей друг с другом и с природой.

Нельзя ничего разрушать и ничего нельзя строить: шаббат — это день перемирия в битве, которую ведет человек со всем миром. Будто у него ничего нет, он не преследует никаких целей, за исключением одной — «быть», то есть выражать свои изначальные способности в занятиях науками, в еде, питье, молитве, в пении и любви. Современное воскресенье — день развлечений, потребление, бегство от самого себя.

Можно задаться вопросом: а не пора ли восстановить субботу как день всеобщей гармонии и мира, день, который предвосхитит будущее человечества? Евреи не смогли избежать искушения поклоняться идолу и остановились в пути. Когда пришли римляне, то вся их культура была уничтожена, осталась лишь группа людей со странными идеалами.

Познавать, учиться, мыслить и ожидать прихода Мессии. Новый завет. Центральным постулатом обоих фрагментов является обращение к человеку с призывом избавиться от всяческой алчности и жажды наживы и полностью освободиться от ориентации на обладание.

Там же заложена идея о том, что все позитивные нравственные нормы уходят корнями в этику бытия, ориентированного на солидарность, сопереживание и умение делиться. Основные нравственные ценности Нового Завета универсальны и распространяются на отношение людей к вещам и друг к другу. И главное здесь — решительный отказ от собственных прав, а также требование возлюбить врагов своих.

Уместно отметить, что заповедь «возлюби врага своего» звучит еще сильнее, чем заповедь Ветхого Завета «возлюби ближнего своего», и олицетворяет глубочайшую заботу о других людях и полный отказ от всяческого эгоизма. Ранние христиане — общество обездоленных с революционными идеями. Категоричный отказ от собственности, любовь ко всему.

Иисус и сатана представляют здесь две противоположные идеологии. Сатана олицетворяет все то, что связано с материальным потреблением и с властью над природой и человеком. Иисус же представляет воплощение подлинно экзистенциальной ориентации, главным условием и предпосылкой которой является отказ от обладания.

Концепция обладания у Экхарта. Вот как Экхарт определяет эту внутреннюю бедность: «Тот нищ, кто ничего не желает, ничего не знает и ничего не имеет». Но как понимать его суждение о том, что человеку не нужно обладать таким качеством, как сила воли?

Означает ли это, что Экхарт хочет видеть человека слабым и бездеятельным? Просто он имеет в виду тот тип волеизъявления, который сродни жадности. Бывает, что жажда обладания принимает вид целеустремленности, но мотивация поступков не лежит на поверхности: нередко человек движется к цели под воздействием порывов, влечений, которые он не в силах побороть.

Такое поведение не является в подлинном смысле проявлением воли, скорее наоборот. Человек, который ничего не желает, свободен от идолов, свободен от влечений и стремлений. Когда Экхарт говорит, что человеку ничего не нужно знать, он имеет в виду как раз контраст между «иметь знание» и «познавать», между ориентацией на обладание знанием и переживанием процесса познания, то есть проникновением в суть вещей и, значит, познанием их причин.

Экхарт очень четко различает отдельную мысль и процесс мышления. Чтобы понять позицию Экхарта, необходимо уяснить истинное значение этих слов. Когда он говорит, что «человек не должен иметь своего собственного знания», он не имеет в виду, что человек должен забыть все то, что он знает, скорее он должен забыть, что у него вообще есть знания.

Иначе говоря, мы не должны рассматривать свои знания как некую собственность, в которой находим защиту и чувство уверенности в себе; мы не должны быть «преисполнены» важности своих знаний, цепляться за них или жаждать их. Знание не должно принимать характера порабощающей нас догмы. Все это свойственно модусу обладания.

В модусе бытия знание — это не что иное, как глубокая активность мысли как таковой: мышление, которое не знает покоя, не останавливается на достигнутом и никогда не объявляет себя окончательной истиной. Свобода человека ограничена в той степени, в которой он привязан к собственности, к работе и, наконец, к своему «я». Будучи привязаны к своему эго, мы сами стоим у себя на пути, наша деятельность бесплодна, и мы не в состоянии реализовать полностью свои возможности.

Быть свободным от всех пут, от корыстолюбия и эгоизма — это и есть условие истинной любви и подлинного бытия. Цель человека, согласно Экхарту, — избавление от эгоцентризма, от такого способа существования, когда главным является обладание, для того чтобы достичь экзистенциального Бытия. Понятие бытия у Экхарта.

В более узком, психологическом смысле, словом «бытие» он обозначает подлинные мотивы, побуждающие человека к действию; в отличие от мыслей и поступков самих по себе оторванных от действующего и мыслящего человека. Лучше всего это выражает цитата о Ганди: он думает и делает одно и тоже. Второе значение слова «бытие» шире и является более фундаментальным: бытие включает жизнь, активность, рождение, обновление, выражение чувств, умение радоваться жизни, проявление своей креативности и творчество.

В этом смысле бытие противоположно обладанию, самолюбованию и эгоизму. Что такое модус обладания в структуре человеческого существования? Общество приобретателей — основа для модуса обладания.

Приобретение, владение и получение прибыли — вот неотъемлемые и безусловные права индивида в индустриальном обществе. При этом никакого значения не имеет происхождение этой собственности, а также обязательства, которые несет ее владелец. Мое право безгранично и абсолютно, пока я не преступаю закон».

Важнейшим объектом обладания является собственное «я». Наше эго имеет много разных аспектов; оно включает: тело, имя, социальный статус, имущество включая наши знания , наше представление о себе и то впечатление, которое мы хотим произвести на других. Эго — это смесь из реальных качеств знаний, умений, навыков и определенных фиктивных качеств, которые мы стараемся сгруппировать вокруг некоторого реального ядра.

Но главное не в том содержании, из которого складывается эго, а в том факте, что мы воспринимаем свое «я» как вещь, которой мы владеем, и что эта «вещь» является основой нашего самосознания. Автомобиль для меня — это не конкретный объект привязанности, а некий символ моего статуса, моего «я», расширение сферы моей власти. Покупая новую автомашину, я обретаю фактически новую ипостась самого себя.

Во-вторых, моя приобретательская страсть удовлетворяется во много раз сильнее, если я меняю автомобиль не раз в 6 лет, а каждые 2 года.

Теория читается с огромным удовольствием и интересом, а вот практика самый конец книги, предлагаемые автором методы становления экзистенциального общества , кажется утопией. Он оказался тем самым распахнутым окном после возгорания в помещении — свежий воздух ценится намного больше, но от запаха гари не так легко отделаться при всём желании, потому что он уже успел проникнуть везде и всюду. При прочтении в любом случае узнаешь себя, потому что нет стопроцентной той или иной ориентации. Вопрос встает относительно того, стремимся ли мы перевесить часу весов к лучшему или миримся со сложившейся системой. Поднимается дюжина вопросов и невольно предсказывается эпидемия.

Иметь или быть

Автор считает бытие и обладание не качествами субъектов, а двумя основными способами существования, двумя разными видами ориентации в мире, двумя различными структурами характера. Принцип обладания заключается в стремлении сделать окружающий мир объектом владения, в стремлении превратить мир в свою собственность. Принцип бытия по Фромму — есть противоположность обладанию, то есть жизнелюбие и причастность миру, и противоположность видимости, то есть то, что проявляет истинную природу человека, его реальность. Первое соответствует бытию, второе - обладанию. Различия этих двух способов существования показаны авторам на примерах обыденных жизненных ситуаций: в процессе обучения, общения, чтения и др. Наиболее ярко видны различия этих принципов в любви - важнейшем способе реализации человеческой личности. Собственно, отмечает Фромм, настоящая любовь может проявляться только в принципе бытия, потому что это продуктивная деятельность, которая проявляется в интересе, заботе, душевном отклике и добавим: в жертве , обновляет и обогащает человека. Любовь же по принципу обладания только подавляет жизнь и уничтожает ее. Естественным продолжением фроммовской критики современного ему западного общества становится позитивная программа, которую он выдвигает в заключение своей книги.

Автор утверждает, что возможно, и возможно именно благодаря осознанию причин страданий человека. В книге приведено подробное описание структуры характера нового Человека, включающие, например, такие пункты: - Ощущение себя на своем месте; Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации; Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий; Стремление не обманывать других и т. Главное условие реализации этой глобальной программы - новая мотивация: не извлечение прибыли и завоевание власти, а желание быть, отдавать и понимать, превращение рыночного характера в продуктивный. В сущности, конечно, нельзя возразить против гуманистических положений Фромма, но, хотя автор и относит себя к "деятельным утопистам" с. Тем не менее последняя работа философа представляет собой яркое, интересное и глубокое исследование одной из важнейших проблем нашей жизни - выяснение цели и смысла человеческого существования. Критика современных социальных отношений и современного образа жизни, ориентированного на приобретение и обладание, как мне кажется, самое важное достоинство последнего труда Э. Человек, отмечает Фромм, это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее никуда не уйти. Здесь возникает следующая проблема фроммовской философской антропологии.

Это вопрос о модусах человеческого существования.

Эрих Фромм Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. Он получил хорошее начальное образование в гимназии, где изучал несколько языков. У фромма с детства была антипатия к людям, видящих смысл жизни в зарабатывании денег. Первая Мировая война и неожиданное самоубийство друга семьи, молодой прелестной художницы, по-видимому, подтолкнули его к изучению мотивов человеческого поведения, вопросов жизни и смерти.

В 1918 году Э. Фромм начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университете, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. В 1927-1929 гг. Фромм начинает много печататься.

Известность ему принесло выступление с докладом «Психоанализ и социология», а затем публикация статьи под названием «О методе и задачах аналитической социальной психологии: замечания о психоанализе и историческом материализме». Почти десять лет 1930-1939 его судьба связана с Франкфуртским институтом социальных исследований, который возглавлял Макс Хоркхаймер. В 1933 году Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, куда вскоре перебазируется и Хоркхаймер с своим институтом. Здесь ученые вместе продолжают исследование социально-психологических проблем авторитарности, а также выпускают периодическое издание «Журнал социальных исследований». В 50-е гг.

Фромм отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию личности, которую сам назвал «радикальным гуманизмом». После окончания Второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря в городе Куэро-Вако , получает профессуру в Национальном университете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США. Осенью 1962 года Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению. Анализ «кибернетического общества», проделанный Фроммом в 60-70-е гг.

Такое общество, без сомнения, создает особый «деструктивный тип личности», который становится угрозой для самого существования человечества. Последние 11 лет с 1969 по 1980 г. Фромм живет в Швейцарии Локарно , пишет по-английски и по- немецки, печатается во всех странах мира и с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией после долгих лет разлуки с Европой. Его самым объемным трудом является книга «Анатомия человеческой деструктивности», которой он посвятил 6 лет жизни 1968-1973гг.

Фромм так характеризует область интересов психоаналитика: «Аналитик — не теолог или философ и не претендует на то, что компетентен в этих областях; но в качестве врачевателя души аналитик занимается теми же проблемами, что и философия и теология — душой человека и её исцелением» [1]. В этой работе Фромм пишет о том, что современное общество стало материалистическим , и теперь предпочитает "иметь", а не "быть". Он упоминает перспективы безграничного счастья и свободы, материальное изобилие и господство над природой.

В современном техногенном обществе потребителей главенствует модус обладания, но без внимания остается модус — быть, который способен каждому открыть глаза и сделать его счастливым. Путь к деянию в бытии.

Лао цзы Людям следовало бы меньше задумываться над тем, что они должны делать, а больше — над тем, что? Майстер Экхарт Чем меньше ты есть, чем меньше ты внешне демонстрируешь свою жизнь, тем больше ты имеешь, тем значительнее твоя подлинная, внутренняя жизнь. Карл Маркс.

Фромм Эрих: Иметь или быть?

Читайте интересные рецензии и отзывы читателей на книгу «Иметь или быть?», Эрих Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ – идеологическая зарисовка одной преувеличенной идеи. Это было доказано в ходе изучения отдельных лиц и групп, которые имели. АНАЛИЗ МОДУСА БЫТИЯ Фромм дает определение понятий бытия и обладания: обладание относится к вещам так как бытие относится к опыту, который, в отличии от вещей, не поддается описанию. Чтобы лучше пояснить различие между этими двумя способами существования, Фромм проиллюстрировал его на примере двух близких по содержанию стихотворениях. В своей работе «Иметь или быть?», Эрих Фромм предлагает глубокий инсайт в две основные формы жизни и призывает нас к более осознанному пониманию и выбору.

ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?

Книга входит в число самых известных произведений Эриха Фромма и является обязательной к прочтению для людей, интересующихся его творчеством. Книга Э. Фромма «Иметь или быть» является фундаментальным трудом, открывающим новые грани человеческого существования, затрагивающим такие проблемы как: человек, общество, государство, природа, демократия, активность, любовь, вера, религия, смерть, социальный. Величие и ограниченность самого Фромма. Иметь или быть? «Иметь или быть?» – знаменитая работа Эриха Фромма, в которой он наглядно показывает неполноценность отношений, основанных на принципе «Ты мне – я тебе».

Э. Фромм «Иметь или быть» (конспект)

Работа «Величие и ограниченность теории Фрейда» во многом посвящена размежеванию с основоположником фрейдизма. Фромм размышляет о том, как контекст культуры воздействует на мышление исследователя. Мы знаем сегодня, что философ не свободен в своем творчестве. На характер его концепции влияют те мировоззренческие схемы, которые господствуют в обществе. Исследователь не может выпрыгнуть из своей культуры. Глубоко и оригинально мыслящий человек оказывается перед необходимостью излагать новую идею языком своего времени. У каждого общества есть собственный социальный фильтр.

Общество может оказаться не готовым к восприятию новых концепций. Жизненный опыт любого отдельно взятого сообщества обусловливает не только «логику», но в известной мере и содержание философской системы. Фрейд продуцировал гениальные идеи. Его мышление было парадигмальным, т.

Для Гёте этот цветок совершенно живое существо, которое даже разговаривает с поэтом и предостерегает его. Гёте решает эту проблему иначе, нежели Теннисон или Басё. Он выкапывает цветок с корнями и пересаживает его в свой дивный сад, чтобы сохранить ему жизнь. Гёте стоит где-то между Теннисоном и Басё, но в решающий момент его любовь к жизни берет верх над простой любознательностью. Совершенно очевидно, что в этом прекрасном стихотворении заключена гётевская позиция, его интерес к исследованию природы. В поэзии Теннисона четко просматривается ориентация на обладание, хотя речь идет не о физическом, а о духовном обладании, скорее о приобретении знания, чем материального объекта.

Басё и Гёте относятся к цветку с позиции бытия. Под бытием я понимаю такой способ существования, когда человек ничего не имеет и не жаждет иметь, но счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и находится в единстве со всем миром. Безмерно влюбленный в жизнь, страстный борец против одностороннего и механистического подхода к человеку, Гёте во многих стихах выразил свое отношение к альтернативе «иметь» или «быть». Его «Фауст» — самое драматическое описание конфликта между обладанием и бытием, а Мефистофель — воплощение принципа обладания. Принцип бытия он сводит на нет. В маленьком стихотворении «Собственность» Гёте с величайшей простотой говорит о ценности бытия: Я знаю, ничем не владею я, Мое богатство — лишь мысль моя, Мысль, что родилась в глубинах души, Тут же на волю излиться спешит. И каждый миг, что мне послан судьбой, Я счастлив и буду самим собой [4]. Различие между бытием и обладанием не сводится к различию между восточным и западным образом мышления. Оно характеризует два разных типа общественного сознания: в одних обществах центральное место занимает личность, а в других все внимание сосредоточено на вещах. Ориентация на обладание характерна для западного индустриального общества, в котором смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой и властью.

Свобода потребления становится сущностью человеческой свободы». Из этого следует, что человек теряет свободу из-за своих потребностей. А все это происходит, потому что потребности зачастую бывают ложными. Человек может быть ориентирован на обладание и его потребности могут быть не ложными, по мнению Фромма. Потому что само человеческое существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. К таким вещам относится пища, жилище, одежда, орудия труда и т. Такую форму обладания Фромм назвал экзистенциальным обладанием, потому что оно коренится в самих условиях человеческого существования.

Оно представляет собой стремление к самосохранению, в отличие от характерологического обладания - старательного желания иметь, удержать и сохранить. Экзистенциональное обладание находиться в единение с бытием, что немало важно для здорового общества, к которому в своих книгах стремился Фромм. В современной жизни тяжело представить человека экзистенциального типа. Для того, чтобы облегчить эту задачу Фромм приводит примеры из повседневной жизни. Пример из жизни студентов - учеба: «Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен». Здесь явно прослеживается обладание, студенты стремятся именно владеть большим количеством знаний. Они ни в коей мере не повлияют на его мировоззрение и мироощущение.

Начнем хотя бы с того, что они никогда не приступают к слушанию курса лекций. Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы написать отзыв. Популярные списки книг.

Эрих Фромм "Иметь или Быть?"

Эссе по книге эриха Фромма «иметь или быть» «Иметь или быть?» – знаменитая работа Эриха Фромма, в которой он наглядно показывает неполноценность отношений, основанных на принципе «Ты мне – я тебе».
Иметь или быть? обладание и бытие.

Прямой эфир

  • История философии. Энциклопедия. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ? ФРОММ.
  • Эрих фромм иметь или быть фромм эрих иметь или быть. иметь или быть Работа фромма иметь или быть
  • Может ли книга что-то изменить в вашей жизни? Читаем "Иметь или быть?" Эриха Фромма.
  • Оглавление:
  • Предисловие

Эссе по книге Эриха Фромма «Иметь или быть»

Первые ориентированы на бытие в особом значении, которое придает этому понятию автор , а вторые - на обладание. Фромм утверждает в своем исследовании, что «различие между бытием и обладанием, так же как различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представляет собой коренную проблему человеческого существования». Первые две части работы посвящены анализу этой проблемы. Автор считает бытие и обладание не качествами субъектов, а двумя основными способами существования, двумя разными видами ориентации в мире, двумя различными структурами характера. Принцип обладания заключается в стремлении сделать окружающий мир объектом владения, в стремлении превратить мир в свою собственность.

Принцип бытия по Фромму — есть противоположность обладанию, то есть жизнелюбие и причастность миру, и противоположность видимости, то есть то, что проявляет истинную природу человека, его реальность. Первое соответствует бытию, второе - обладанию. Различия этих двух способов существования показаны авторам на примерах обыденных жизненных ситуаций: в процессе обучения, общения, чтения и др. Наиболее ярко видны различия этих принципов в любви - важнейшем способе реализации человеческой личности.

Собственно, отмечает Фромм, настоящая любовь может проявляться только в принципе бытия, потому что это продуктивная деятельность, которая проявляется в интересе, заботе, душевном отклике и добавим: в жертве , обновляет и обогащает человека. Любовь же по принципу обладания только подавляет жизнь и уничтожает ее. Естественным продолжением фроммовской критики современного ему западного общества становится позитивная программа, которую он выдвигает в заключение своей книги. Автор утверждает, что возможно, и возможно именно благодаря осознанию причин страданий человека.

В книге приведено подробное описание структуры характера нового Человека, включающие, например, такие пункты: - Ощущение себя на своем месте; Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации; Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий; Стремление не обманывать других и т. Главное условие реализации этой глобальной программы - новая мотивация: не извлечение прибыли и завоевание власти, а желание быть, отдавать и понимать, превращение рыночного характера в продуктивный. В сущности, конечно, нельзя возразить против гуманистических положений Фромма, но, хотя автор и относит себя к "деятельным утопистам" с. Тем не менее последняя работа философа представляет собой яркое, интересное и глубокое исследование одной из важнейших проблем нашей жизни - выяснение цели и смысла человеческого существования.

Критика современных социальных отношений и современного образа жизни, ориентированного на приобретение и обладание, как мне кажется, самое важное достоинство последнего труда Э. Важнейшим вопросом для каждого человека является вопрос: Для чего мы живём? Но так как универсального ответа на этот вопрос получить невозможно, приходиться смысл своей жизни искать самому.

Различие между бытием и обладанием не сводится к различию между восточным и западным образом мышления. Оно характеризует два разных типа общественного сознания: в одних обществах центральное место занимает личность, а в других все внимание сосредоточено на вещах. Ориентация на обладание характерна для западного индустриального общества, в котором смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой и властью. В обществах, в которых отчуждение выражено в меньшей степени и которые не заражены идеями современного «прогресса» например, в средневековом обществе, у индейцев зуни и африканских племен , существуют свои мыслители типа Басё. Возможно, через несколько поколений в результате индустриализации и у японцев появятся свои Теннисоны. Дело не в том, что западный человек как полагал Юнг не может до конца постичь философские системы Востока например, дзен-буддизм , а в том, что современный человек не может понять дух общества, которое не ориентировано на собственность и потребительскую жадность.

И действительно, сочинения Майстера Экхарта трудны для понимания, как и буддизм или идеи Басё, но в сущности учение Экхарта и буддизм — это лишь два диалекта одного и того же языка. Языковые перемены За последние столетия можно фиксировать некоторое смещение акцентов в употреблении глаголов «быть» и «иметь». Так, например вопреки языковой норме германских языков , действие все чаще обозначается словосочетанием с глаголом «haben» иметь. Существительное — это обозначение вещи. Я могу сказать, что обладаю вещами имею вещи , например, у меня есть я имею стол, дом, книга, автомобиль. Для обозначения действия или процесса нормально употреблять глаголы, например, я существую, я люблю, я желаю, я ненавижу и т. Но подобное словоупотребление претит языковой норме, так как процессами и действиями нельзя обладать, их можно только осуществлять испытывать или проживать. Дю Маре очень точно изложил эту проблему в своей посмертно опубликованной работе «Истинные принципы грамматики» 1769. Такая форма выражения является неестественной.

Спустя столетие после того, как Дю Маре обратил внимание на тенденцию заменять глаголы существительными, Маркс и Энгельс в «Святом семействе» обсуждали эту проблему, но гораздо более радикальным образом.

Обладание Фромм считает основанным, в конечном счете, на биологической потребности в самосохранении. Бытие же связано со спецификой человеческого существования, с внутренне присущей человеку потребностью в преодолении одиночества посредством единения с другими людьми. Обе эти потенциальные возможности живут в каждом человеке; доминирование одной из них зависит от социальной структуры, ее ценностей и норм. Бытие и обладание иллюстрируют духовные и материальные потребности человека. Фромм говорил, что в нашем обществе, преобладают материальные потребности. И нельзя с ним не согласиться. Такие устоявшиеся выражения, как «Деньги решают все», «Самые крепкие аргументы те, что в твердой валюте», «Счастье не в деньгах, а в их количестве»и т.

Фромм называл человека, для которого главным является накопление материальных ценностей человеком-потребителем. Для него все становится статьёй потребления: сигареты, коньяк, кино, любовь, телевиденье, книги, образование. Потребительская алчность становится доминирующей психологической силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование. Чем больше он потребляет, тем больше становиться рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода потребления становится сущностью человеческой свободы». Из этого следует, что человек теряет свободу из-за своих потребностей. А все это происходит, потому что потребности зачастую бывают ложными.

Человек может быть ориентирован на обладание и его потребности могут быть не ложными, по мнению Фромма. Потому что само человеческое существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. К таким вещам относится пища, жилище, одежда, орудия труда и т. Такую форму обладания Фромм назвал экзистенциальным обладанием, потому что оно коренится в самих условиях человеческого существования.

Книга является одним из наиболее значимых произведений Эриха Фромма, мирового авторитета в области психологии, философии и социологии. Его работы переведены на множество языков и вдохновляют читателей по всему миру. Не упустите возможность познакомиться с этим мудрым и важным произведением, которое поможет переосмыслить отношение к жизни и найти гармонию с самим собой.

Отзыв: Иметь или быть. Эрих Фромм

Эрих Фромм ★ Иметь или быть? читать книгу онлайн бесплатно обладание и бытие.
Читать книгу Иметь или быть? Эриха Фромма : онлайн чтение - страница 1 Величие и ограниченность самого Фромма. Иметь или быть?
Иметь или быть? скачать бесплатно в epub, fb2, pdf, txt, Эрих Фромм | Флибуста Эрих Фромм – крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты «философов от психологии» и духовный лидер Франкфуртской социологической школы.
Эрих Фромм «Иметь или быть?» - конспект П. Можейко (часть 1/2) – Telegraph Эрих Фромм Иметь или быть? Erich Fromm «To Have Or to Be?».
Эрих Фромм о смысле жизни – «иметь или быть»? 94 рецензии. Сам Фромм был категорически против насильственного навязывания человечеству "новой идеологии", отдав предпочтения методам убеждения.

Эрих Фромм о смысле жизни – «иметь или быть»?

Вывод • «Иметь или быть» — главная социально-психологическая работа Эриха Фромма. •. П рочитал вторую книгу Эриха Фромма, она же и последняя в его творчестве. В нашей библиотеке Вы имеете возможность скачать книгу Иметь или быть? Эрих Фромм или читать онлайн в формате epub, fb2, pdf, txt, а также можете купить бумажную книгу в интернет магазине партнеров. Эрих Фромм — один из величайших мыслителей XX века, психоаналитик, психолог и философ, критически пересмотревший психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда о человеке и культуре.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий